человек и природа охрана живого мира
презентация к уроку по географии (5 класс)
современный урок географии с использованием материалов экскурсий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_na_temu_zapovedniki_bashkortostana_-_15050_-_all-biography.ru_.pptx | 2.16 МБ |
sovremennyy_urok_geografii.docx | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтобы отдохнуть и отвлечься от будничной суеты, необязательно уезжать за тридевять земель. В нашей республике очень много красивых мест, от которых невозможно отвести взгляд.
Заповедником называется территория, где сохраняется в естественном состоянии природный комплекс, полностью исключена из хозяйственной деятельности. В башкортостане есть три заповедника: • Заповедник Шульган-Таш • Башкирский Государственный заповедник • Южно-Уральский государственный природный заповедник Общая площадь только заповедников Башкортостана составляет 327,1 тыс. га. Это приблизительно 40% площадей всех особо охраняемых природных территорий. Наиболее благоприятные условия для охраны и научного изучения лесов Башкортостана созданы в государственных заповедниках республики. Эти заповедники имеют не только республиканское, но и общероссийское и даже мировое значение. Следует особо отметить, что наши заповедники географически расположены на стыке 2 частей света: Европы и Азии, и потому они имеют весьма интересные флористические и фаунистические комплексы..
Шульган-Таш (заповедник) Шульган-Таш — государственный природный заповедник в Башкортостане , имеющий федеральный статус. Расположен в западных предгорьях Южного Урала , в горно-лесном поясе, в пределах Бурзянского района . Общая площадь — 22 531 га, или 225 кв. км. Название происходит от башкирских слов « Шульган » (« опустилась », « провалилась », « исчезла ») и « Таш » (« камень »). Шульган-Таш — уникальный культурно-исторический объект. Упоминается во многих мифах и легендах башкир . Например , в эпосе башкирского народа Урал-батыр . На территории заповедника находится уникальная карстовая Капова пещера , или Шульган-Таш . Протяжённость всех ходов пещеры составляет более 2,9 км. Пещера имеет три яруса, внутри пещеры протекает речка Подземный Шульган , которая и образовала эту пещеру.
Шульган-Таш
Башкирский заповедник Башкирский государственный природный заповедник расположен в Бурзянском районе Республики Башкортостан , на отрогах Южного Урала . Заповедник был организован 11 июля 1930 года . В 1951 году решением Совета Министров Башкирской АССР заповедник был ликвидирован, а на его территории организован лесхоз : началась интенсивная эксплуатация леса. Только в ноябре 1958 году первый заповедник Башкирии был восстановлен [1] . До 1986 года заповедник состоял из 3 участков: Урал-Тау , Южного Крака и Прибельского . Заповедник был создан для охраны ненарушенных экосистем горного Предуралья, в первую очередь ненарушенных лесов. Основное направление научных исследований заповедника — комплексное изучение природных экосистем западных склонов Южного Урала. В заповеднике произрастает около 700 видов травянистых, кустарниковых и древесных растений; обитает 51 вид млекопитающих и 155 видов птиц, 27 видов рыб, 4 — земноводных, 6 — пресмыкающихся. В лесах заповедника ещё встречается дикая башкирская бортевая пчела
Башкирский заповедник
Южно-Уральский заповедник Южно-Уральский государственный природный заповедник расположен на территории Белорецкого района Башкортостана и, частично, Челябинской области . Заповедник образован Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 487—152 от 19 июня 1978 г. для охраны и изучения горно-таежных экосистем Южного Урала. Заповедник расположен в центральной, наиболее высокой части Южного Урала на территории Республики Башкортостан и Челябинской области. Общая площадь 252,8 тыс. га. На территории заповедника расположены несколько горных хребтов — Машак , Зигальга , Нары, Кумардак и Ямантау . Гора Большой Ямантау , имеющая высоту 1640 м, является самой высокой горой Южного Урала . Реки — Большой Инзер , Малый Инзер , Тюльма , Юрюзань . Доступ на территорию заповедника ограничен. Есть предположения что заповедник был основан в целях ограничения доступа к секретным объектам, расположенным в ЗАТО городе Межгорье и на прилегающей территории.
Южно-Уральский заповедник
Зигальга Зигальга ́ ( башк . Егәлгә ) — хребет Южного Урала, на левобережье реки Юрюзань . Зигальга — один из самых мощных и протяженных хребтов Южного Урала. Относится к центральному таганайско-ямантаусскому поясу. По хребту названа Зигальгинская свита . Наиболее значительные вершины, с юга на север: высшая точка Зигальги и третья по высоте на Южном Урале — Большой Шелом (1427 м.), Третий Шелом (1293), Мёрзлый Утёс ( Мёрзлая ) (1237), Поперечная (1389), Евлакта (1310).
Зигальга
Ямантау Яманта́у ( башк . Яман тау — «плохая (злая) гора») — горный массив в Башкортостане . Протягивается на северо-запад, ширина — 3 км, длина — 5 км. Главные вершины — Большой Ямантау (1640 м) и Малый Ямантау (1510 м). Вершина «Большой Ямантау » является высшей точкой Южного Урала . Находится на территории Южно-Уральского заповедника , расположен в Белорецком районе Башкортостана . Башкиры зачастую вкладывали прикладной смысл в название географических объектов. Название «злая гора», вероятно, вошло в обиход, поскольку склоны горного массива заболочены и завалены курумником , что не позволяло пасти скот. Также бытуют верования местных башкир о том, что лошади умирали во время похода на эту гору, а на склонах горы водилось много медведей.
Ямантау
Инзер Инзе́р ( башк . Инйәр ) — река в Башкортостане , левый приток реки Сим (бассейн Камы ). Берёт начало от слияния Большого и Малого Инзера . Последние несколько лет река все больше мелеет. Есть карьер , прилегающий к реке, где идёт активная промышленная добыча камней и гравия. На берегах пасётся скот — коровы, быки, лошади, овцы. Около автодорог есть незакрытые съезды, где постоянно моют личные автомобили, загрязняя реку.
Инзер
Ассинский водопад Ассинский ( Ассинский зеркальный, Абзановский ) — водопад в Предуралье, у реки Инзер , на скале Плачущий Камень . Административно находится в Архангельском районе Башкортостана . Памятник природы с 1965 года (Постановление СМ БАССР от 17.08.1965 № 465). Высота около 6 метров. Туристическая и научная достопримечательность [1] Плачущий Камень сложен карбонатными породами, обильно порос мхом, есть деревья. Водопад находится с южной его стороны, которая круто спускается к Инзеру. С обратной, северной части, гора полога и покрыта степной растительностью.
Ассинский водопад
Атыш (водопад) Атыш (от башк . Атыш — бьющий, стреляющий) — водопад на Южном Урале , в Архангельском районе республики Башкортостан . Водопад — это выход из грота Атыш на поверхность подземной реки, которая также называется Атыш . Сам грот (он же Атышская пещера ) находится в горе Яш-Кузь-таш . Возраст водопада очень большой. Гора, где находится водопад Атыш , сложена известняками возрастом 570 миллионов лет. Воды речушек Агуй и Атыш проточили в верхней части горы известняк, и прошли вниз на южный склон горы, составляющий коренной берег речной долины реки Лемеза . В настоящее время водопад Атыш — одно из наиболее популярных мест ценителей башкирских природных красот. В связи с чем сложилась очень неприглядная экологическая обстановка вокруг водопада. Повсеместно видны кучи мусора, в том числе и напротив самого водопада.
Атыш
Гадельша Водопад Гадельша – крупнейший из водопадов Республики Башкортостан. У него несколько названий – Ибрагимовский , Туялас , Худолаз . Но все же наиболее распространенное – Гадельша , от расположенной поблизости одноименной деревни.
Гадельша
Б анное Банное ( Яктыкуль , Яктыкул , Мауыззы , башк . Яҡты күл — «светлое озеро») — озеро в Башкортостане , бассейн реки Урал [1] . Площадь зеркала — 7,7 км²; площадь водосбора — 36,3 км²; длина — 4170 м, средняя ширина — 1880 м; максимальная глубина 85 м [ источник не указан 593 дня ] , средняя — 10,6 м, объём воды — 81,7 млн м³ [1] , площадь водосбора — 36,3 км² [1] . Озеро расположено в срединной части Башкирского Зауралья между вершинами Кутукай (664 м), Каранъялык (620 м) и отрогами хребта Яманкая , в 28 км [1] к северо-востоку от села Аскарово , райцентра Абзелиловского района Башкортостана , в 45 км к северу от Магнитогорска .
Банное
Ильменьский природный заповедник На границе с Башкирией, в Челябинской области расположен один из старейших в нашей стране. Он был создан в 1920 году декретом Ленина. Уже тогда, в разрушенной долгой гражданской войной стране, остро стоял вопрос об охране этих уникальных мест. В настоящее время заповедник занимает 34 место среди других природоохранных комплексов. Несмотря на то, что территория заповедника всего немногим более 34 тысяч га, здесь расположены глубоководные озера Южного Урала: Савелькуль , Бараус , Большой Ишкуль , Большое и Малое Кисегачи , Теренкуль и другие. Вода этих озер отличается чистотой и особым минеральным составом. Почти вся территория Ильменского заповедника - леса с богатейшей растительностью, отличительная черта которой - ее мозаичность. Здесь сосняки перемешиваются с березняками, дубравы с небольшими полянами. Однородного леса в заповеднике не встретишь, и в этом его особенность. Животный мир заповедника типичный для Южного Урала. Большинство видов занесено в Красную Книгу страны и охраняется на федеральном уровне. Здесь прекрасно себя чувствуют пятнистый олень и бобр, лось и косуля, лисица и волк, куница и рысь.
Ильменьский природный заповедник
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 69 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ” ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Методическая разработка урока по географии
«Человек и природа. Охрана живого мира»
Введение.
Природа Республики Башкортостана вызывает восхищение практически у всех жителей и гостей республики, кому посчастливилось хоть раз побывать в ее замечательных заповедных уголках. По своим природным условиям Республика Башкортостан занимает особое место в России, в первую очередь в европейской части, которая оказалась наиболее освоенной.
Актуальность темы заключается в том, что в условиях интенсивного развития хозяйственной деятельности человека, а так же «дикого туризма», природные комплексы (в т.ч. охраняемые) претерпевают существенные негативные изменения. Такая тенденция проявляется на территории большинства регионов страны, в т.ч. и Республики Башкортостан.
РО РГО реализует Грант Министерства семьи, труда и социальной защиты РБ на сохранение ценнейшего памятника природы от неконтролируемого туристического антропогенного прессинга, который грозит уничтожением реликтовых ледяных образований Аскынской ледяной пещеры.
Знакомство с уникальными местами родного края является важной составляющей воспитания патриотизма подрастающего поколения.
Разработка урока по географии, 5 класс
Тема: «Человек и природа. Охрана живого мира»
I Образовательный ресурс.
№ | Название ресурса | Краткая характеристика |
1 | видеоролик «Аскинская ледяная пещера. Южный Урал» https://youtu.be/LzdcP4dpGZk | Впечатление о поездке в Аскинскую ледяную пещеру |
2 | Распечатки страниц Красной книги Башкортостана | |
3 | Презентация «Заповедные места Башкортостана» Соболева Н., Кирия А. | Количество слайдов - 26 |
4 | Дополнительная текстовая информация | |
Предмет, класс | География, 5 класс | |||
Учитель | Бородкина Светлана Викторовна, МБОУ «ЦО №69 с углубленным изучением отдельных предметов» | |||
Тема урока: | «Человек и природа. Охрана живого мира». | |||
№ урока по теме | №2 по теме «Человек и природа». Углубление знаний по данной теме продолжится в 8 классе | |||
Тип урока: | Урок «открытия» новых знаний. | |||
Урок с введением регионального компонента. | ||||
Цель урока: | Формирование знаний о мерах охраны живого мира | |||
Задачи: | Образовательные:
| Развивающие:
| Воспитательные:
| |
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Самостоятельно формулировать понятия: заповедник и красная книга. Продолжить осваивать работу с контурными картами. | Познавательные: анализировать информацию из нескольких источников, выделять общее и делать выводы; определять понятия, строить логические рассуждения с установлением причинно-следственных связей. Регулятивные: Ставить учебные задачи, выполнять учебное задание в соответствии с планом; Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развивать навыки сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению. | Осознание практической и личностной значимости изучаемого материала; формирование эмоционально-положительного отношения ученика к учебе, развитие любознательности и мотивации к познаванию нового, привитие моральных норм, любви и бережного отношения к природе, осознание ребенком назначений ООПТ. | ||
Основные понятия: | Заповедник, Красная книга | |||
Оборудование: |
|
II Технологическая карта урока.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1.1Организационный | Проверяет готовность обучающихся к уроку, готовность рабочего места. Приветствует учащихся: – Добрый день, ребята! Все ли готово к уроку. Прошу садится.
| Приветствуют учителя, присаживаются за парты. Готовят все необходимое к уроку (атлас РБ, контурные карты РБ, учебник, тетрадь, письменные принадлежности). Приветствуют учителя. |
2. Мотивация. Создание проблемной ситуации. |
После варианта правильного ответа учитель акцентирует внимание учащихся на то, что этих животных больше нет на Земле и никогда, мы их не увидим.
На доске учитель вывешивает плакат с выводами детей, где названы основные причины исчезновения животных:
|
|
3. Актуализация и целеполагание |
В подтверждение вариантам ответов детей учитель приводит примеры: - По данным Всемирного союза охраны природы за последние 500 лет полностью вымерло 844 вида животных. И каждый час исчезает 3 вида живых существ (животных или растений). - А может ли человек поспособствовать сохранению живого мира на Земле? А как?
Тема урока: Человек и природа. Охрана живого мира (Напечатанный вариант темы вывешивается на доску).
План вывешивается на доску. |
|
4. Изучение нового материала Практическая работа. |
– Давайте обсудим, в чем уникальность флоры и фауны Башкортостана.
- Давайте посмотрим видеоролик «Аскинская ледяная пещера. Южный Урал» https://youtu.be/LzdcP4dpGZk
Демонстрация презентации «Заповедные места Башкортостана». Презентация состоит из краткой характеристики заповедника; охраняемых животных; местоположения заповедника на территории РБ. По ходу презентации ребята должны найти на физической карте в атласе РБ заповедники. |
|
Физ.минутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Показывает упражнения. | |
Закрепление изученного материала |
Критерии оценки: 1 балл за один верный ответ; 6 баллов –«5»; 5-4 балла –«4»; 3-2 балла – «3»; менее 2 баллов – «2» |
|
5. Рефлексия | Организует рефлексию: Вопросы классу: - Что я знал до урока о причинных исчезновения животных и растений? - Что нового узнал? - Что показалось трудным? Итог урока | Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Отвечают на вопросы. Высказывают свои соображения по качеству освоения материала. |
6. Домашнее задание | 1. § учебника; 2. По желанию кто-то из вас может подготовить сообщение о понравившемся редком животном из КК Башкортостана |
Список используемой литературы
Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов т. 1. А-Б. 2005. — 624 с.; ISBN 5-88185-053-X. т. 2. В-Ж. 2006. −624 с. ISBN 5-88185-062-9.; т. 3. З-К. 2007. −672 с. ISBN 978-5-88185-064-7.; т. 4. Л-О. 2008. −672 с. ISBN 978-5-88185-068-5.; т. 5. П-С. 2009. −576 с. ISBN 978-5-88185-072-2.; т. 6. Советы нар. хозяйства. -У. 2010. −544 с. ISBN 978-5-88185-071-5; т. 7. Ф-Я. 2011. −624 с.. науч.. изд. Башкирская энциклопедия, г. Уфа.
Галеева А. Х. Красная книга // Башкирская энциклопедия. — Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2019. — ISBN 978-5-88185-306-8.
Красная книга Республики Башкортостан: в 2 т. Т. 1: Растения и грибы. — 2-е изд., доп. и переработ. — Уфа: МедиаПринт, 2011. — 384 с. — ISBN 978-5-9903354-1-7
Красная книга Республики Башкортостан: в 2 т. Т. 2: Животные. — 2-е изд., доп. и перераб. — Уфа: Информреклама, 2014. — 244 с. — C. 122—123. — ISBN 978-5-904555-77-1
Реестр особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Изд. 2-е, перераб. — Уфа: Издательский центр «МедиаПринт», 2010. — 414 с.
Учебник География 5 класс А.А. Летягин (2013 год)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важность охраны живого мира.
Презентация по теме " Важность охраны живого мира" биология 5 класс ФГОС...
Человек и природа в современном мире. Повесть «Прощание с Матёрой» - катастрофический разрыв человека со своими корнями.
Разработка урока: Человек и природа в современном мире. Повесть «Прощание с Матёрой» - катастрофический разрыв человека со своими корнями.В разработке даётся краткий обзор творчества писателя, ...
Разработка урока "Человек и природа. Охрана живого мира"
Разработка урока по теме "Человек и природа. Охрана живого мира" 5 классЦель урока: формирование знаний о мерах охраны живого мираНа уроке ребята знакомятся с Красной книгой Камчатки и некот...
Конспект урока, Презентация к уроку «Важность охраны живой природы»
Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства....
Презентация: "Важность охраны живого мира планеты".
Данная презентация транслируется при изучении темы "Важность охраны живого мира планеты". Включает в себя изучение животных, давно исчезнувших с лица Земли, животных и растений, которые нахо...
«Важность охраны живого мира планеты» , 5 класс,
laquo;Важность охраны живого мира планеты» , 5 класс,...
План-конспект урока по биологии. 5 класс. Важность охраны живого мира планеты
Методическая разработка урока по биологии в 5 классеТема: Важность охраны живого мира планетыУчебник: «Биология. 5 класс» И. Н. Пономарева, И. В. Николаева, О. А. Корнилова...