«Важность охраны живого мира планеты» , 5 класс,
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Куба Ирина Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachetnoe_zadanie.docx895.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Важность охраны живого мира планеты» , 5 класс, Биология

Цель: ознакомление с формами влияния общества на природу, формирование представления о живой планете как единой системе, состоящей из взаимодействующих частей, о биологическом многообразии, о путях сохранения многообразия видов и природных сообществ;
- развитие навыков исследовательской деятельности, внимания, аналитического мышления, способности устанавливать причинно – следственные связи;
- закрепление навыков работы с учебником и дополнительными источниками информации;
- закрепление навыков работы по алгоритму;
- поддержка интереса к изучению предмета.

Результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление об основных формах влияния общества на природу, о живой планете как единой системе, состоящей из взаимодействующих частей, таких как виды и природные сообщества, о биологическом многообразии и путях его сохранения.

Метапредметные и личностные результаты

Личностные УУД

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;
Ученик способен к волевому усилию;
У ребенка развита рефлексия;
У ребенка сформирована учебная мотивация;
Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Регулятивные УУД

Ученик умеет составлять план действий;
Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;
Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;
Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;
У ученика сформирован внутренний план действий;
Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

Познавательные УУД

Ребенок умеет слушать и слышать;
Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;
Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме;
Может создавать устные и письменные высказывания;
Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;
Ребенок владеет операциями классификация, умеет устанавливать причинно - следственные связи;
Ребенок может проанализировать ход и способ действий;
У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;
Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД

Ученик умеет договариваться ;
Ученик умеет вступать в диалог;
Ребенок может сотрудничать с другими людьми;
Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной , парной и групповой работы;
Ученик может отслеживать действия партнера;
Ребенок умеет слушать и слышать;
Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;
Ребенок может интегрироваться в группу сверстников.

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска (ИД), рабочие тетради учащихся.

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД  

Организационный момент

Настраивает ребят на совместную деятельность.
Заручается их поддержкой.

Природа не прощает ошибок. (Ральф Уолдо Эмерсон) 

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания учащихся.

 На доске вы видите эпиграф нашего урока.

Приветствуют учителя, читают эпиграф, включаются в деловой ритм урока. Вступают в невербальный контакт с учителем.

Регулятивные: умение организовывать себя, настраиваться на
работу

Проверка домашнего задания и повторение раннее изученного

Установить правильность и полноту выполнения домашнего задания. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения.

 На экране – алгоритм описания экологической проблемы  

 Помогает сделать самооценку учащихся.

Описывают экологические проблемы по алгоритму, предложенному учителем, с использованием текста учебника

Предъявляют своё описание экологической проблемы для обсуждения, сравнивают своё описание с описанием других учеников

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Актуализация знаний, через обозначение проблемной ситуации

Обеспечить мотивацию, принятие целей урока

На экране дата и запись: «Важность охраны живого мира планеты»

Дорогие друзья, я приглашаю вас на экскурсию в зоопарк.
Вот, познакомьтесь, очень добродушное и доверчивое животное – морская корова (СЛАЙД).
А это дикая лошадь тарпан – обитатель центральной и восточной Европы. (СЛАЙД).
Здесь необычно раскрашенная зебра квагга (СЛАЙД)
А эта птица с удлинённой шеей, маленькой сизой головкой и клиновидным хвостиком называется странствующий голубь. (СЛАЙД)
Обитатель северной Америки – бескрылая гагарка по внешнему виду напоминает пингвина (СЛАЙД)
И ещё одна нелетающая птица дронт или додо – персонаж книги Л. Кэролла « Алиса в Стране чудес» (СЛАЙД)
Я не сомневаюсь, что вам понравились эти замечательные животные, вот только увидеть их в настоящем зоопарке, к сожалению, невозможно, потому что все эти животные вымерли, и их больше нет на нашей планете.
Почему же исчезли эти существа?

Записывают в тетради дату и тему урока.

Обсуждают, высказывают свои предположения, почему исчезли перечисленные виды живых организмов.

Дисскусируют.

Регулятивные: умение принять познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения.

Познавательные:  Ребенок умеет слушать и слышать;
Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

Введение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося иллюстрациями, организацию дискуссии

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемой темы.

C:\Users\user\Desktop\лотос.png

Лотос

C:\Users\user\Desktop\кувшинка белая.png

Кувшинка белая

C:\Users\user\Desktop\амурский тигр.png

Амурский тигр

C:\Users\user\Desktop\беломордый дельфин.png

Беломордый дельфин

У каждого из них своя история вымирания, но общая причина – воздействие человека на природу.
Это воздействие проявляется в двух формах:
прямое истребление видов во время охоты
и косвенное воздействие, такое как загрязнение окружающей среды и уничтожение мест обитания животных и растений, т.е. вырубка лесов, распашка степей, осушение болот.

Формы воздействия человека на природу

– прямое истребление;
– косвенное влияние, (загрязнение окружающей среды, уничтожение мест обитания).

По причине хозяйственной деятельности человека, сегодня, каждый день исчезает 1 вид животных, растений или грибов.
Огромное количество видов растений и животных находятся на грани вымирания, такие виды называются редкими и исчезающими видами.

В ребусах загаданы представители исчезающих видов, разгадайте их.

Внимательно слушают рассказ учителя. Участвуют в дискуссии, организованной учителем, высказывают свои предположения о воздействии человека на природу, называют известные им редкие и исчезающие виды. Понимают последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу.

Познавательные:

умение создавать устные и письменные высказывания, умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, умеет устанавливать причинно - следствен

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, излагать свои мысли в устной и письменной форме.

 

Физкультминутка

Сменить вид деятельности

https://youtu.be/abd1NWTWfEs

Предлагает выполнить физические упражнения: повороты головы, махи руками, приседания.

Учащиеся выполняют упражнения.

Личностные: здоровьесбережение

Введение нового материала, с опорой на знания учащихся, через организацию дискуссии в которой проводится аналогия между природными системами: организмом человека и живой планетой.

Обеспечить восприятие, осмысление и  запоминание учащимися изучаемой темы.

Наша планета – это огромная система живой природы.
Любая система может существовать, если она состоит из разнообразных частей.
Давайте проведём аналогию между планетой и организмом человека.
Наш организм – это тоже система взаимодействующих частей. Части нашего организма – это органы и клетки. Представьте, если в организме человека исчезнут некоторые органы – сердце или лёгкие. Сможет тогда существовать организм человека? Нет. Именно это, произойдёт и с нашей планетой, если будут исчезать виды, то будут разрушаться и природные сообщества и вся живая планета может погибнуть (как организм погибает без органов, так и живая планета погибает без природных сообществ).
Страшные последствия исчезновения видов и природных сообществ понимают учёные. Именно они , совместно с государственными деятелями организовывают мероприятия по спасению живой природы.

Внимательно слушают рассказ учителя. Участвуют в дискуссии, организованной учителем, в ходе которой выявляют сходство природных систем, на примере организма человека и живой планеты. Устанавливают части природных систем и их взаимосвязь на примере организма человека и живой планеты. Понимают последствия разрушения частей природной системы, для существования природой системы в целом.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи.

Регулятивные: умение контролировать и корректировать учебную деятельность.

Введение нового материала с использованием обозначения проблемных ситуаций

Обеспечить восприятие, осмысление и  запоминание учащимися изучаемой темы.

Учитель показывает Красные Книги России, Краснодарского края и г. Сочи

Запрещающие знаки.

Что же люди делают, чтобы спасти эту огромную систему – живую планету?
Как люди сохраняют многообразие видов и природных сообществ?
Во-первых, учёные выявляют редкие и исчезающие виды. Эти виды они заносят в КРАСНУЮ КНИГУ. Существуют Всемирная Красная Книга и Красная книга России.
Во вторых, учёные добиваются запрета на любое уничтожение, т.е. запрет на сбор редких растений, охоту, вылов (СЛ знак о запрете охоты)).
Учёные, при поддержке государства, создают питомники, где разводят исчезающие виды. В нашей стране есть питомники, где разводят зубров, дроф, джейранов.
Во многих странах, в том числе и в России создаются целые природоохранные территории – это заповедники и национальные парки
На территории заповедников полностью запрещена любая деятельность человека.

Внимательно слушают рассказ учителя. Участвуют в дискуссии, организованной учителем, высказывают свои предположения о деятельности людей , направленной на сохранение биологического разнообразия.

Познавательные:

умение создавать устные и письменные высказывания, умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, умеет устанавливать причинно - следствен

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, излагать свои мысли в устной и письменной форме.

 

Изучение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося иллюстрациями

Обеспечить восприятие, осмысление и  запоминание учащимися изучаемой темы.

https://vk.com/video143108973_456241906

Первый заповедник был создан более 100 лет назад, а сейчас на территории России существует 140 заповедников.

Я предлагаю вам познакомиться с одним из них
Байкальский заповедник, который расположен на южном побережье уникального озера Байкал.

Внимательно слушают рассказ учителя, смотрят фрагмент фильма. Знакомятся с видовым разнообразием одного природного сообщества. Понимают важность проблемы сохранения видового разнообразия.

Познавательные:

умение создавать устные и письменные высказывания, умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, умеет устанавливать причинно - следствен

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, излагать свои мысли в устной и письменной форме.

 

Закрепление нового материала, через организацию самостоятельной работы по составлению экскурсии по заповеднику, с использованием алгоритма

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний.

Ребята, я предлагаю вам сегодня выступить в роли экскурсоводов по различным заповедникам нашей Родины.
Для этого, каждому из вас нужно выбрать один из 140 заповедников и подготовить рассказ о нём. В своём рассказе нужно указать расположение этого заповедника, кратко охарактеризовать климат и самое главное – перечислить некоторые виды растений и животных, сопровождая свой рассказ иллюстрациями.

Выбирают заповедник, по которому будут готовить экскурсию, знакомятся с алгоритмом составления рассказа о заповеднике, фиксируют его в тетрадях.
Составляют рассказ – экскурсию о заповеднике, подбирают иллюстрации.
Предъявляют свою экскурсию на всеобщее обсуждение.
(возможно, дома заканчивают работу по составлению экскурсии, начатую на уроке).

Познавательные: умение структурировать знания, делать выводы.

Коммуникативные:

умение вступать в диалог.

Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Завершить задание, начатое в классе

По желанию разгадать кроссворд  -  

https://onlinetestpad.com/f4j6u4pwn5dmc

Комментирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы.

Личностные: самоопределение по выполнению домашнего задания

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися в классе

Если вы считаете, что поняли тему сегодняшнего урока, то изобразите в тетради улыбающийся смайлик.

Если вы считаете, что недостаточно усвоили материал, то изобразите в тетради равнодушный смайлик.

Если вы считаете, что не поняли тему сегодняшнего урока, то изобразите в тетради грустный смайлик.

Спасибо за урок!

Изображают смайлик, который соответствует собственному уровню понимания материала.

Регулятивные: умение осознавать качество и уровень усвоения учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важность охраны живого мира.

Презентация по теме " Важность охраны живого мира" биология 5 класс ФГОС...

Презентация "Важность охраны животного мира"

Презентация "Важность охраны животного мира" к уроку биологии в 5 классе по программе И.Н.Пономарёвой...

Разработка урока "Человек и природа. Охрана живого мира"

Разработка урока по теме "Человек и природа. Охрана живого мира" 5 классЦель урока: формирование знаний о мерах охраны живого мираНа уроке ребята знакомятся с Красной книгой Камчатки и некот...

Конспект урока, Презентация к уроку «Важность охраны живой природы»

Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства....

Презентация: "Важность охраны живого мира планеты".

Данная презентация транслируется при изучении темы "Важность охраны живого мира планеты". Включает в себя изучение животных, давно исчезнувших с лица Земли, животных и растений, которые нахо...

человек и природа охрана живого мира

современный урок географии с использованием материалов экскурсий...

План-конспект урока по биологии. 5 класс. Важность охраны живого мира планеты

Методическая разработка урока по биологии в 5 классеТема: Важность охраны живого мира планетыУчебник: «Биология. 5 класс» И. Н. Пономарева, И. В. Николаева, О. А. Корнилова...