Европейский север Освоение территории и население
план-конспект урока по географии (9 класс)

Михайлова Анна Александровна

Конспект урока географии 9 класс Европейский север Освоение территории и население

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnokarta._evropeiskii_sever._osvoenie_ter_i_nas.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Анна Александровна

Учитель географии ГБОУ школы №580

Приморского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта

Предмет: география
Класс: 9
Тема урока: Пространство европейского севера. Европейский север: освоение территории и население.

УУД:
Личностные УУД:

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
  2. Осмысление нравственных и этических ценностей;
  3. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  4. Развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  5. Самообразование – проявлять любознательность и интерес к изучению географии;
  6. Формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни.

Регулятивные УУД:  

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);
  2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
  3.  Сформировать умения прогнозировать, управлять своей деятельностью;  
  4. Сформировать проявления познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; проявление инициативности и самостоятельности.

Познавательные УУД:  

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД:  

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
  2. Сформировать речевую деятельность;
  3. Сформировать умение находить общее решение в группе, с учителем;
  4. Сформировать умение аргументировать своё предложение; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Планируемые результаты:
Предметные: сформировать представление о Европейском Севере: географическое положение, состав экономического района, ЭГП, население района ( историческое освоение территории, численность, плотность, городское/сельское население, народности района);
Метапредметные:  Формирование УУД;
Личностные: внимание, осознание учениками ценности знаний о Европейском Севере;
Оборудование: проектор, учебник, атлас, карта, дополнительные задания на отдельных листах.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

 Формируемые УУД

1.Организация класса

Приветствие учащихся, предлагает сесть, привлечение внимания (как настроение?), отмечает отсутствующих, настраивает на работу.

Приветствуют, садятся, отвечают на вопрос. Настраиваются на работу

Личностные

2. Актуализация знаний, мотивационный этап

Сейчас я хочу показать вам три уникальных места находящихся на территории нашей страны, имеющих всемирную известность, как культурные и природные памятники:

1) Ки́жи или Ки́жский пого́ст — всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков.

2) Валаа́м — остров в северной части Ладожского озера. На острове расположен Валаамский мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества. Христианские отшельники поселились в этом монастыре еще в X веке, после крещения Руси. Построен без единого железного гвоздя.

3) Кива́ч — водопад на реке Суна в Карелии. Высота водопада около 11 метров, третий по величине равнинный водопад Европы.

- На территории какого экономическом районе России расположены они?

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

- Что бы вы хотели узнать о Европейском Севере, как экономическом районе?

Северный район — самый большой из экономических европейских районов России (занимает 6% территории Российской Федерации); кроме того, это самый северный в европейской части район.

 Слушают учителя, отвечают на вопросы, называют тему урока

Регулятивные,

коммуникативные

3. Постановка цели, задач

Давайте поставим цель урока (предлагают варианты):

Цель: Изучение Северного экономического района.

Задачи:

1.Сформировать представление о Европейском Севере;
2. Оценить географическое положение и ЭГП;
3. Охарактеризовать состав экономического района, население района (историческое освоение территории, численность, плотность, городское/сельское население, народности района).

Рассуждают, ставят цель и задачи урока.

Коммуникативные, познавательные

4. Изучение нового материала

Давайте определим состав Северного эконом. Р-на.
Откройте страницу 228 и посмотрите, какие субъекты РФ входят в состав. На презентации вместе с обучающимися определяют субъекты, записывают.

Определяем ЭГП района с помощью карты на 228 странице, отвечая на вопросы:
1) Какое расположение района относительно сторон света? (северно-западное);
2) Какое положение относительно морей? (приморское);
3) Граничит ли район с другими странами? (да, пограничное положение);
4) Какое соседское положение с другими эконом районами?
Так же, с районом граничит Северный морской путь.
Это все является выгодным ЭГП для района? (да)
5) Какой минус можно выделить в ЭГП? (северный полярный круг)

Теперь давайте разберем, как заселяли и осваивали Европейский Север? Для этого нужно выполнить интересное задание: Заполнить карту понятий в парах с помощью текста на странице 107.  Время работы – 5 минут.  Подпишите листы сверху справа. Проверка работы.

Начнем изучать население района: Сравните данные 2008 года с данными 2015 года на странице 222.

1.Изменилось ли население в субъектах? (нет);
2. Изменилась ли доля городского населения? (нет).

Ребята, хочу вас познакомить с федеральной службой статистики – РОССТАТ. В нем вы найдете все актуальные статистические данные по России, по регионам. Прошу пользоваться им, когда это необходимо.


Итак, в Северном районе самая низкая плотность населения в европейской части (в среднем 4 чел. на 1 км2, в Ненецком автономном округе — 0,3 чел. на 1 км
2). Наиболее интенсивно заселена Мурманская область.

В районе преобладает городское население (коэффициент урбанизации — 73%). Для северных частей района по сравнению с южными характерна более высокая доля молодых возрастов и мужчин, что связано с привлечением сюда работников из других районов.
- А как вы думаете, почему на юге преобладают люди  пожилого возраста? (сельское хозяйство)

Все области и республики района относятся к депопуляционным территориям России.
Что такое депопуляционные территории?
(Депопуля́ция — стабильное сокращение численности населения населённого пункта, региона, страны по причине суженного воспроизводства (то есть уровня рождаемости и детской смертности, при котором число доживающих до детородного возраста детей меньше, чем численность поколения их родителей, с учетом бездетных взрослых), естественной или миграционной убыли)

Среди жителей района преобладает русское население; проживают на его территории и другие народности. В Республике Коми (1,2 млн. чел.) народность коми составляет 25% населения, в Республике Карелия (0,8 млн. чел.) карелы составляют 10% населения, в Ненецком автономном округе ненцев —12% населения.
Представление на фотографиях народов. Представление фотографий северной русской избы.

Слушают учителя, задают интересующие вопросы, отвечают на поставленные вопросы, анализируют, записывают информацию в тетрадь, выполняют карту понятий – сдают в конце урока. Сравнивают данные.

Коммуникативные,

познавательные, регулятивные

5. Домашнее задание

Какие еще природные памятники находятся на территории Европейского Севера? (Доклад по одному на выбор) § по пройденной теме.

6. Рефлексия,  проверка усвоенных знаний

Сейчас мы воспользуемся методикой «незаконченное предложение», ответьте, пожалуйста, на 3 вопроса  на слайде по очереди:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Мне было непонятно…
  3. Я бы хотел узнать…

Пишут на листочках ответы на вопросы, сдают.

Оценивают урок.

Регулятивные, коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поволжье: освоение территории, города, население.

Самостоятельная работа «Поволжье: освоение территории, города,население» с использованием мультимедийного  учебника издательства «Дрофа» для 9 класса. Учащиеся быстро усваивают и анализируют новы...

КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЕ

1. Плюсы ЭГП Дальнего Востока? - омывается двумя океанами, - преобладание равнин в южной части Дальнего Востока, (Зейско-Буреинская и Приханская )- размещение в южной части Дальнего Востока ...

Освоение территории и население Центральной России.

Тема: Освоение территории и население Центральной России. Цель:ü Раскрыть взаимосвязи между природой, населением и хозяйством на        территории   Ц...

Разработка урока по теме "Население и хозяйственное освоение Европейского Севера"

quot;Население и хозяйственное освоение Европейского Севера"Цели урока: Образовательные: 1. Сформировать представление об особенностях населения и хозяйственного освоения Европейского Севера.2. ...

урок географии 9кл "Освоение территории и население Центральной России"

Урок географии 9кл Экономические районы. Центральная Россия...