Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 21.16 КБ |
календарно-тематическое планирование 7 класс фгос (титульный лист) | 18.09 КБ |
календарно-тематическое планирование 7 класс фгос | 112.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии, составленный по принципу
системно-деятельностного подхода
- Иванова Людмила Ивановна – учитель географии МБОУ «СОШ № 16» города Владимира
- Класс 6
- Тема урока: «Движение воздуха»
- Учебник: «География. Начальный курс», А.А.Летягин; под общ.ред. В.П.Дронова, Вентана-Граф
- Цель: приобрести знания о движении воздуха путем решения проблемных ситуаций, сформировать новые понятия, причины образования ветров.
- Задачи:
-обучающие: сформировать знания о движении воздуха, причинах его образования, типах ветров, значении ветра в природе и жизни человека;
- развивающие: развивать познавательные интересы учащихся, умение выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы;
- воспитательные: формировать культуру общения при работе в парах.
7. Планируемые результаты:
- предметные: должны иметь представление о движении воздуха, использовать понятие для решения учебных задач по определению направления и силы ветра; определения типов ветров;
- метапредметные: должны уметь организовывать свою учебную деятельность, определять ее цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, уметь подтверждать их фактами; владеть элементарными практическими умениями работы с текстом, инструктивными картами, иллюстрациями, графиками;
- личностные: проявляют потребность в самовыражении и самореализации, осознают необходимость расширения кругозора, обогащения словарного запаса.
8. Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира;
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, выявлять причины ми следствия простых явлений;
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
9. Тип урока: открытие новых знаний.
10. Формы работы учащихся: коллективная, работа в группах.
11. Оборудование: учебник, инструктивные карты, физическая карта полушарий, презентация «Ветер».
12. Структура урока:
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Атмосфера» | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Вспомните: от чего зависит температура воздуха? Одинаково ли нагреваются вода и суша? Одинаково ли они остывают? и др. | Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают ранее изученный материал (П) Определяют, каких знаний им не хватает, инициативность и самостоятельность (Р) Речевая деятельность (К) |
Этап 2. Создание проблемной ситуации | Побуждает учащихся к созданию проблемной ситуации: на слайде загадка. Предлагает выбрать слова-глаголы, подобрать к ним слова-прилагательные из текста - определить тему урока, скорректировать ее по необходимости. | Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К,Р) Объясняют и формулируют тему урока, записывают ее в тетради (П) |
Этап 3. Целеполагание: | Объявление темы урока. Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. Предоставляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности: знания о движения воздуха в природе и в жизни человека. | Цель записывается на доске и обсуждается (Р) Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П,Р,К) |
Этап 4. «Открытие нового знания» | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов: почему над земной поверхностью происходит движение воздуха? Почему существует разница в атмосферном давлении? Почему высота Солнца различная? и др. - найти в тексте учебника и узнать информацию для работы с инструктивными картами; - стимулирует активное участие всех детей к выполнению практической части работы: разложить инструктивные карты в правильной последовательности – установить закономерность звеньев цепи. | Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р), анализируют, объясняют (П,К) Практикум: работа в группах: раскладывают инструктивные карты в правильной последовательности, определяют закономерность звеньев цепи, зарисовывают в тетради с помощью схемы, формулируют вывод о природных закономерностях (П,Р,К) |
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применения нового знания. | Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности по определению направления ветра и его силе, как меняется направление ветра в течение суток и по сезонам года. Как такие ветра будут называться. | Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других (Р,К,П) Объясняют, анализируют, формулируют (П,Р,К) Дают развернутый ответ, обобщают информацию (К,Р) |
Этап 6. Рефлексия (итог урока) | Решение теста (слайд), взаимопроверка, выставление отметок. | Решают тест. Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П) Учащиеся выбирают нужного цвета листочки и наклеивают их на доску. Если преобладающий цвет голубой, то цель урока достигнута, если серый, то ест над чем подумать. |
Этап 7. Домашнее задание | Комментирует домашнее задание: параграф 26, доклады или презентации - «Торнадо», «Смерч», «Фен». | Записывают домашнее задание |
Примечание: (Л) – личностные УУД; (Р) – регулятивные УУД; (П) – познавательные УУД; (К) – коммуникативные УУД.
Предварительный просмотр:
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 16 »
Рассмотрено на заседании ШМО: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО: заместитель директора по УВР Решение педсовета
Протокол № Протокол №
От « » 2017г. « » 2017г. Директор МБОУ «СОШ №16»
_________
Приказ № от « » 2017г.
Рабочая программа
Учебного курса по географии для 7 класса
По УМК: «География: материки, океаны, народы и страны. Страноведение» / И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович; под ред. В.П.Дронова - М.: Вентана- Граф, 2017г.
Часы (2 часа в неделю)
Составил: Иванова Людмила Ивановна,
учитель географии
(первая квалификационная категория)
г. Владимир 2017 г.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 7 класса на 2017 - 2018 учебный год составлена на основе Основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Владимира, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География Земли» (VI-VII классы), рекомендованная письмом МОиНРФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
- Авторская программа для общеобразовательных учреждений, авторы-составители: Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А.- М.: Вентана – Граф, 2008. – 80 с.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Цели и задачи преподавания учебного предмета
Главная цель курса - развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);
- создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
- усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых - человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
- способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
- на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде;
- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.
Отбор изучаемых в курсе стран проводится, исходя не только из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.
Учебно – тематический план
№ раздела | Наименование разделов | Тема | Всего часов | Практи-ческие работы | Проверочные работы | |||||||
Введение. | 2 | 1 | ||||||||||
I | Современный облик планеты Земля | Геологическая история Земли | 9 | 1 | 2 | |||||||
Географическая среда и человек. | 4 | 2 | 1 | |||||||||
Освоение Земли человеком | 4 | 1 | ||||||||||
II | Главные особенности природы Земли | Рельеф. | 17 | 3 | 6 | 3 | ||||||
Климат и воды | 6 | 2 | ||||||||||
Природные зоны | 3 | 1 | ||||||||||
Самые крупные природные комплексы Земли – материки и океаны | 5 | 1 | ||||||||||
III | Континенты и страны | Африка | 36 | 6 | 15 | 3 | ||||||
Австралия и Океания | 3 | 1 | ||||||||||
Южная Америка | 5 | 2 | ||||||||||
Антарктида | 2 | 1 | 1 | |||||||||
Северная Америка | 4 | 2 | ||||||||||
Евразия | 16 | 6 | 1 | |||||||||
IV | Природа Земли и человек | 4 | 4 | 1 | ||||||||
ИТОГО | 68 | 25 | 5 |
Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Содержание учебного предмета
Введение (2 часа).
Что такое страноведение. Страноведение прошлого и настоящего времени.
Источники географических знаний, их разнообразие. Географическая карта - особый источник географических знаний. Многообразие географических карт. Способы картографического изображения. Географические описания, страноведческие характеристики.
РАЗДЕЛ I.
Современный облик планеты Земля (9 часов).
Геологическая история Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Материки и части света. Материки Старого и Нового Света. Понятие «географическое положение»; влияние географического положения на формирование природы территории. Особенности географического положения каждого материка и океана.
Географическая среда и человек. Понятия «географическая оболочка» и «географическая среда». Основные свойства географической оболочки, пространственная неоднородность и ее причины. Разнообразие природы Земли. Зональные и азональные природные комплексы суши и океана. Понятие «природная зона». Смена природных комплексов на равнинах суши, в горах и океане. Широтная зональность и вертикальная поясность на суше и в океане. Природные и природно-хозяйственные территориальные комплексы. Пограничные области суши и океана - особые природные комплексы. Человечество - часть географической оболочки. Изменения географической оболочки под воздействием деятельности человека.
Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком природы Земли. Предполагаемые пути расселения людей по материкам. Численность населения Земли. Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, по удаленности от океанов. Карта плотности населения Земли. Главные области расселения.
Человеческие расы и этносы. Крупнейшие этносы. Малые народы. Карта народов мира. Миграции этносов. Современные религии и их география. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Культурно-исторические регионы мира. Памятники всемирного культурного наследия.
РАЗДЕЛ II.
Главные особенности природы Земли (17 часов).
Рельеф. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли. Практическое значение знаний о строении и развитии литосферы.
Равнины и горы материков, закономерности их размещения в зависимости от строения литосферы и движения литосферных плит. Общие черты в строении рельефа «южных» и «северных» материков, различия и их причины. Изменения рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности.
Закономерности размещения на материках месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Различия в рельефе и минеральных ресурсах отдельных материков. Природные памятники литосферы материков.
Климат и воды. Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на материках. Климатообразующие факторы. Воздушные массы, их типы, циркуляция. Климатические карты. Климатические пояса и области; закономерности их размещения. Особенности климата «южных» и «северных» материков. Климат и человек. Влияние климатических условий на размещение населения. Адаптация человека к климатическим особенностям территории, средства защиты от неблагоприятных воздействий.
Мировой океан - главная часть гидросферы. Особенности природы. Воды суши. Общая характеристика внутренних вод континентов; зависимость их от рельефа и климата. Закономерности питания и режима вод суши. Черты сходства и различия вод материков. География «речных цивилизаций». Водные ресурсы материков, их размещение и качество. Изменения вод под влиянием хозяйственной деятельности. Природные памятники гидросферы.
Природные зоны. Проявление закона географической зональности в размещении живых организмов на Земле. Типы почв материков. Особенности растительности, почв и животного мира основных природных зон материков. Своеобразие органического мира каждого материка. Культурные растения и домашние животные. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Наиболее благоприятные для жизни человека природные зоны.
Самые крупные природные комплексы Земли - материки и океаны. Особенности природы и населения «южных» материков. Особенности природы и населения «северных материков». Число океанов на Земле. Особенности географического положения каждого из океанов. Основные черты рельефа дна океанов. Климат, водные массы, основные поверхностные течения. Особенности органического мира каждого из океанов. Проявление зональности, природные пояса. Освоение и хозяйственное использование океана человеком. Экологические проблемы и пути их решения.
РАЗДЕЛ III.
Континенты и страны (36 часов).
Способы накопления страноведческих знаний.
Типовая структура географической характеристики территории. Краткое описание истории открытия и исследования континента, главные особенности его природы и населения. Деление континента на крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Состав территории и страны региона. Географическое положение отдельных стран. Влияние географического положения на природу стран и жизнь населения.
Основные черты природы и природных богатств стран региона. Сочетание типичного и особенного в природных условиях и природных богатствах стран региона. Влияние на природу и хозяйственную деятельность населения прилегающих частей океанов. Отражение природных условий в образе жизни людей.
Исторические особенности заселения территории. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры народов региона. Главные особенности населения: язык, религия, быт (тип жилищ, национальная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи).
Исторически сложившиеся виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Современные виды хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Антропогенные и культурные ландшафты в странах региона. Экологические проблемы, связанные с природопользованием, стилем жизни и уровнем экологической культуры населения. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.
Крупные города, их географическое положение, планировка, внешний облик. Основные объекты природного и культурного наследия человечества в регионах и странах материка.
Африка (6 часов). Особенности природы. Население. Политическая карта материка и её изменения во времени. Деление континента на крупные регионы. Страны Северной Африки. Египет. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Африки. ЮАР.
Австралия и Океания (3 часа). Особенности природы. Население. Австралия - страна-материк. Океания. Состав региона. Природа и люди.
Южная Америка (5 часов). Особенности природы. Население континента. Страны востока материка. Бразилия. Страны Анд. Венесуэла. Перу. Чили.
Антарктида (2 часа). Особенности природы. Проявления зональности в природе континента. Освоение Антарктики человеком. Международный статус материка. Влияние Антарктики на природу Земли. Достижения географической науки в изучении южной полярной области планеты.
Северная Америка (4 часа). Особенности природы. Население. Канада. Соединенные Штаты Америки. Страны Средней Америки. Мексика.
Евразия (16 часов). Особенности природы. Население. Страны Северной Европы. Норвегия. Швеция. Страны Западной Европы. Великобритания и Ирландия. Германия. Нидерланды. Бельгия. Франция. Австрия. Швейцария. Страны Восточной Европы. Польша. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдова. Дунайские страны. Страны Южной Европы. Испания и Португалия. Италия и Балканские страны. Страны Юго-Западной Азии. Турция. Грузия. Азербайджан. Армения. Страны Южной Азии. Индия. Страны Центральной и Восточной Азии. Казахстан и страны Средней Азии. Монголия. Китай. Япония. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.
РАЗДЕЛ IV.
Природа Земли и человек (4 часа).
Географическая оболочка как среда жизни человека. Природные условия и ресурсы. Виды природных ресурсов.
Взаимодействие природы и человека. Рациональное и нерациональное природопользование. Изменение природы в планетарном, региональном и локальном масштабах. Источники загрязнения окружающей среды. Сохранение качества окружающей среды. Необходимость международного сотрудничества в использовании и охране природы Земли.
Роль географической науки в рациональном использовании природы. Методы географической науки: географические описания, картографические модели в географических исследованиях, сравнительно-географический метод, статистический, исторический и полевой методы. Аэрокосмические и другие дистанционные методы. Применение новейших методов исследования. Изучение природы на Земле и за её пределами.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающийся должен знать | Обучающийся должен уметь | Обучающийся должен уметь использовать |
• основные географические понятия: природный комплекс, географическая оболочка, природная зона, платформа, складчатая область, воздушная масса, пассаты, климатический пояс, режим реки, широтная зональность, вертикальная поясность, географическое положение материка, этнос, антропогенный ландшафт, природные ресурсы (богатства); • различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; • результаты выдающихся географических открытий и путешествий; • взаимосвязи компонентов природы, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; •географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий материков и акваторий океанов; • связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях; • меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; | • выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и в океанах; • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения географических явлений на разных материках и в океанах, а также обеспеченность природными и человеческими ресурсами различных территорий материков, их хозяйственный потенциал и экологические проблемы; • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и стран мира; • составлять краткие географические описания и характеристики разных территорий на основе разнообразных источников географической информации; | приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни • для свободного чтения карт различного содержания; • для оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран; • для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение курса
Личностными результатами обучения географии 7 класса является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в 7 классе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание толерантного отношения к истории, языку, культуре народов мира; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей разных стран; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной (Л1);
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде (Л2);
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира (Л3);
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (Л4);
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности (Л5);
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (Л6).
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (М1);
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (М2);
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (М3);
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (М4);
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (М5);
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (М6);
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (М7);
8) смысловое чтение (М8);
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (М9);
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (М10);
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции) (М11);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации (М12).
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования (П1);
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём (П2);
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах (П3);
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров (П4);
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения (П5);
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации (П6);
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф (П7);
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде (П8).
Планируемые результаты освоения программы
Календарно-тематическое планирование
География Земли (Материки, океаны, народы и страны)
7 класс. 68 ч
Требования к результатам освоения рабочей программы
В процессе обучения обучающиеся научатся:
Понимать и объяснять:
- основные географические понятия: природный комплекс, географическая оболочка, природная зона, платформа, складчатая область, воздушная масса, пассаты, климатический пояс, режим реки, широтная зональность, вертикальная поясность, географическое положение материка, этнос, антропогенный ландшафт, природные ресурсы;
- различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического отображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- взаимосвязи компонентов природы, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий материков и акваторий океанов;
- связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Обучающиеся получат возможность научиться
- выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и в океанах;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения географических явлений на различных материках и в океанах, а также обеспеченность природными и человеческими ресурсами различных территорий материков, их хозяйственный потенциал и экологические проблемы;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткие географические описания и характеристики различных территорий на основе разнообразных источников географической информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- свободного чтения карт различного содержания;
- оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран;
- проведения поиска географической информации из различных источников.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Практические и проверочные работы | Учебный материал | Срок проведения | корректировка | ||||
По плану | По факту | ||||||||
Введение (2 ч) | |||||||||
1 | Что такое страноведение. Страноведение прошлого и настоящего времени | Стр.3- 4 | |||||||
2 | Источники географических знаний. Географическая карта – основной источник географических знаний. | ПР. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам. | § 1 | ||||||
Раздел 1. Современный облик планеты Земля (9 ч) Геологическая история Земли (1 ч) | |||||||||
3 | Происхождение материков и впадин океанов | § 2 | |||||||
Географическая среда и человек (4 ч) | |||||||||
4 | Географическая среда – земное окружение человеческого общества. | ПР. Характеристика природной зоны своей местности и ее изменений под влиянием хозяйственной деятельности людей | § 3 | ||||||
5-6 | Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность. | ПР. №1. Выявление по картам географической зональности природы на Земле. | § 4 | ||||||
7 | Повторение и обобщение раздела «Современный облик Земли» | Итоговый тест по теме | |||||||
Освоение земли человеком (4 ч) | |||||||||
8 | Расселение людей . Численность населения Земли. |
| § 5 | ||||||
9 | Особенности расселения людей. Сельское и городское населдение. | § 6 | |||||||
10 | Народы мира. Разнообразие стран. | §7 | |||||||
11 | Религии мира и культурно-исторические регионы. | тест | § 8 | ||||||
Раздел 2. Главные особенности природы Земли (17 ч) Рельеф (3 ч) | |||||||||
12 | Планетарные формы рельефа. | ПР. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. | § 9 | ||||||
13 | Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | ПР. Описание по карте рельефа одного из материков. | §10 | ||||||
14 | Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей. | ПР. №2 Сравнение рельефа двух материков с выявлением причин сходства и различий (по выбору) | § 11 | ||||||
Климат и воды (6 ч) | |||||||||
15 | Климатообразующие факторы | ПР. №3 Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения. | § 12 | ||||||
16 | Климатические пояса. | § 13 | |||||||
17 | Климат и человек. | § 14 | |||||||
18 | Мировой океан – основная часть гидросферы. | § 15 | |||||||
19 | Воды суши. Закономерности их питания и режима. | ПР. №4 Описание по карте крупных объектов гидросферы на материках (по выбору) и оценка обеспеченности водными ресурсами. | § 16 | ||||||
20 | Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности | § 17 | |||||||
Природные зоны (3 ч) | |||||||||
21 | Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов | Анализ карты природных зон | § 18 | ||||||
22 | Природные зоны субтропических поясов. | § 19 | |||||||
23 | Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов. | ПР.№5 Описание растительного и животного мира материков по картам | § 20 | ||||||
Самые крупные природные комплексы земли – материки и океаны (5 ч) | |||||||||
24 | Особенности природы и населения южных материков | § 21 | |||||||
25 | Особенности природы и населения северных материков. | § 22 | |||||||
26 | Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. | §23 | |||||||
27 | Природа Атлантического и Северного Ледовитого Океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. | §24 | |||||||
28 | Обобщение по теме «Главные особенности природы Земли» | Проверочная работа по теме «Главные особенности природы Земли» | |||||||
Раздел 3. Континенты и страны (36 ч) Африка (6 ч) | |||||||||
29 | Особенности природы Африки. | § 25 | |||||||
30 | Население и политическая карта. | ПР. Обозначение на к/к стран Африки. Установление особенностей ГП, планировки и внешнего облика самых крупных стран Африки | § 26 | ||||||
31 | Страны Северной Африки. | § 27 | |||||||
32 | Страны Западной и Центральной Африки. | ПР. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. | § 28 | ||||||
33 | Страны Восточной Африки. | § 29 | |||||||
34 | Страны Южной Африки. | ПР. №6 Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран Южной Африки | § 30 | ||||||
Австралия и Океания (3 ч) | |||||||||
35 | Особенности природы Австралии | § 31 | |||||||
36 | Австралия. | ПР. №7 Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору) | § 32 | ||||||
37 | Океания | § 33 | |||||||
Южная Америка (5 ч) | |||||||||
38 | Особенности природы Южной Америки | § 34 | |||||||
39 | Население и политическая карта. | § 35 | |||||||
40 | Страны Внеандийского Востока. | ПР. Описание природных особенностей и природных богатств, различий в составе населения, в особенностях его культуры и быта; ГП крупных городов Бразилии (или Аргентины) | § 36 | ||||||
41 | Страны Внеандийского Востока (продолжение) | § 37 | |||||||
42 | Страны Андийского Запада. | ПР. №8 Выявление основных видов хозяйственной деятельности населения андийских стран | § 38 | ||||||
Антарктида (2ч) | |||||||||
43 | Особенности природы Антарктиды. | ПР. Определение целей изучения южной полярной области Земли и составление природных богатств материка в будущем | § 39 | ||||||
44 | Обобщение по темам: «Африка», «Южная Америка», «Австралия и Океания», «Антарктида» | Проверочная работа по темам | |||||||
Северная Америка (4 ч) | |||||||||
45 | Особенности природы Северной Америки | ПР.№ 9 Установление по картам основных видов природных богатств Канады, США и Мексики. ПР. Выявление особенностей размещения населения в пределах каждой страны и ГП, планировки и внешнего облика самых больших городов этих стран. | § 40 | ||||||
46 | Страны Северной Америки. | § 41 | |||||||
47 | Страны Северной Америки (продолжение) | § 42 | |||||||
48 | Страны Средней Америки. | § 43 | |||||||
Евразия (16 ч) | |||||||||
49 | Основные черты природы Евразии. Население материка. | ПР. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам | § 44 | ||||||
50 | Страны Северной Европы. | ПР. Описание видов хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы, связанных с работой в океане. | §45 | ||||||
51 | Страны Западной Европы. | ПР. №10. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии | §46 | ||||||
52 | Страны Западной Европы (продолжение) | § 47 | |||||||
53 | Страны Центральной и Восточной Европы. | § 48 | |||||||
54 | Страны Центральной и Восточной Европы (продолжение) | § 49 | |||||||
55 | Страны Южной Европы. | § 50 | |||||||
56 | Страны Юго-Западной Азии. | § 51 | |||||||
57 | Страны Юго-Западной Азии (продолжение) | ПР. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам | § 52 | ||||||
58 | Страны Южной Азии. | § 53 | |||||||
59 | Страны Центральной Азии | ПР. Отражение на к/к размещения природных богатств Индии. | § 54 | ||||||
60 | Страны Восточной Азии | § 55 | |||||||
61 | Страны Восточной Азии (продолжение) | ПР. Описание ГП крупных городов Китая, нанесение их на к/к | § 56 | ||||||
62 | Страны Юго-Восточной Азии. | § 57 | |||||||
63. | Обобщение по теме «Евразия» | Проверочная работа по темам: «Северная Америка», «Евразия» | |||||||
Раздел 4. Природа Земли и человек (4 ч) | |||||||||
64 | Природа – основа жизни людей | § 58 | |||||||
65 | Изменения природы человеком | ПР. Составление описания местности, в которой школьник провел летние каникулы, влияние ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; памятники природы и культуры. | § 59 | ||||||
66 | Роль географической науки в рациональном использовании природы | § 60 | |||||||
67 68 | Итоговый урок Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Составление и отладка линейных программ"
Урок повторения и обобщения материала...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (рекомендации к составлению)
Для организации четкой педагогической деятельности каждый учитель в своем портфеле должен иметь как минимум две вещи: поурочное планирование тем и план-конспекты уроков. Ниже даны укрупненные рекоменд...
Конспект урока по технологии "Составление меню и сервировка стола к завтраку" 6 класс
Конспект составлен по требованиям ФГОС ООО...
Сценарий урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода.
Сформировать представление о специфических чертах природы, населения и хозяйства Африки....
Сценарий урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Африки....
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода с использованием кейс-технологии и географического моделирования
Учитель географии МОБУ СОШ с.Рощинский Стерлитамакского района РБЗинатуллина Елена Рашитовна Класс: 5 Учебник: География. Начальный курс: Алгоритм успеха. Автор Летягин А.А. издательство В...
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Приобретение знаний учащихся о движении воздуха путем решения проблемных ситуаций...