Сценарий урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Африки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по географии,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
1. ФИО: Гнездилова Фаина Владимировна, учитель географии, МБОУ СОШ № 2 города Кропоткина Кавказского района Краснодарского края
2. Предмет: география
3. Класс: 5
4. Тема урока: Путешествие по Африке, тема 4 «Путешествие по планете Земля»,
5. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.- М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).
6. Цель: Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Африки.
7. Задачи:
- обучающие: углубить знания о планете Земля, материке Африка.
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
8. Планируемые результаты:
- личностные: понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
- метапредметные: умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
- предметные: объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.
9. Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
10. Тип урока: комбинированный.
11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа с контурной картой.
12. Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, атласы, контурные карты.
Структура и ход урока
№ п/п | Деятельность | |
учителя | ученика | |
Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме Путешествие по Африке | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Вспомните: Какие материки занимают первое и второе места по площади? Как они называются? Какой материк пересекается экватором посередине? Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует | Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают изученный ранее материал (П). Определяют, каких знаний им не хватает (Р) |
Этап 2. Создание проблемной ситуации | Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации (Приложение) | Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) |
Этап 3. Целеполагания: | Объявление темы урока. Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности (Приложение) | Цель записывается на доске и обсуждается (Р). Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К) |
Этап 4. «Открытие» нового знания | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - найти в тексте учебника, в атласе и узнать информацию о том, Какие моря, каких океанов омывают Африку? Какие крайние точки (мысы), заливы, проливы. - задаёт вопрос сравнение Стимулирует активное участие всех детей к практической части для выполнения задания на контурной карте. | Работают с учебником, атласом : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П, Р) Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П, К). Практикум: работа на к\к обозначение географических объектов, упомянутых в тексте параграфа.(П, Р, К.) |
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. | Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. (Приложение) Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу: «По каким внешним признакам Африку можно отличить от других материков? Назовите их». Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. | Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. (Р, К ,П) Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К) Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) |
Этап 6. Рефлексия (итог урока) | Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке | Записывают выводы. Определяют степень продвижения к цели (Р, Л, П) |
Этап 6. Домашнее задание | Комментирует д/з : §22 | Записывают домашнее задание |
Примечание: (Л)- личностные УУД (универсальные учебные действия); (Р)- регулятивные УУД; (П)- познавательные УУД;
(К)- коммуникативные УУД
Приложения к уроку:
Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:
1. Вспомните (устно): Какие материки занимают первое и второе места по площади? Как они называются?
Какой материк пересекается экватором посередине?
Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.
- а что вам известно о материке Африка?
1. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках):
Какой материк лежит в центре Земли?
А. Антарктида
Б. Африка
В.Евразия
2.Какая пустыня самая большая и знаменитая в мире:
А. Каракумы
Б. Гоби
В. Сахара
(Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор).
Учитель подводит к определению новой темы урока.
Этап 3. Почему материк считается одним из жарких?
Этап 4. Как расположен материк относительно экватора?
Наличие каких природных объектов говорит о сухости климата Африки?
Почему для материка существует проблема недостатка пресной воды?
Какие представители растительного животного мира характерны для материка?
В чём их особенности?
Этап 5.
Почему Африка является самым пестрым материком с точки зрения природы?
Вопрос: Назовите животных Африки и где они могут обитать?
Этап 6. Рефлексия (итог урока)
1. Какие же особенности географического положения Африки вы увидели?
2. К каким океанам относятся моря омывающие Африку?
3. Назовите коренное население материка?
Вывод в тетрадь:
1. Африка – второй по площади материк. Площадь с прилегающими островами составляет около 30 млн. км кв.
2. Материк расположен в 4 полушариях (относительно экватора – в северном и южном, относительно нулевого меридиана – в западном и восточном)
3. В Африке находится самая большая пустыня мира – Сахара.
4. В Африке находится самое жаркое место на планете.
5. Население Африки многонационально и отличается смуглой или темной кожей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование принципов системно-деятельностного подхода
презентация поможет учителям, работающим по ФГОС...
Сценарий урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода.
Сформировать представление о специфических чертах природы, населения и хозяйства Африки....
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Технологическая карта...
Творчество на уроках музыки в школе - как основной принцип системно-деятельностного подхода
Традиционный урок, построенный по принципу: «Делай как я ˗ и все будет правильно», в нынешнем процессе обучения не работает, поскольку ребенок, поставленный в позицию современного ученика,...
«Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода»
laquo;Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода»...
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода с использованием кейс-технологии и географического моделирования
Учитель географии МОБУ СОШ с.Рощинский Стерлитамакского района РБЗинатуллина Елена Рашитовна Класс: 5 Учебник: География. Начальный курс: Алгоритм успеха. Автор Летягин А.А. издательство В...
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Приобретение знаний учащихся о движении воздуха путем решения проблемных ситуаций...