Сценарий урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Формирование представлений о специфических  чертах природы, населения и хозяйства Африки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по географии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода

1. ФИО: Гнездилова Фаина Владимировна, учитель географии, МБОУ СОШ № 2 города Кропоткина Кавказского района Краснодарского края

2. Предмет: география

3. Класс: 5

4. Тема урока: Путешествие по Африке, тема 4 «Путешествие по планете Земля»,

5. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.-  М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).

6. Цель: Формирование представлений о специфических  чертах природы, населения и хозяйства Африки.

7. Задачи:

-   обучающие: углубить знания  о планете Земля, материке Африка.

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

-   воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

8. Планируемые результаты:

- личностные: понимание специфических  черт природы  и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

- метапредметные: умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

- предметные: объяснять особенности природы и населения Африки. Определять  специфику природы и населения Африки  по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.  Обозначать на контурной карте  природные географические объекты.

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа с контурной картой.

12. Оборудование: мультимедийная  установка, персональный компьютер, презентация, атласы, контурные карты.


 Структура и ход урока

п/п

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме Путешествие по Африке

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

 Вспомните: Какие материки занимают первое и второе места по площади?  Как они называются?

Какой материк пересекается экватором посередине?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Побуждает  учащихся     на  создание проблемной ситуации (Приложение)

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради (П)

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности (Приложение)

Цель записывается на доске и обсуждается (Р). 

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Этап 4. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- найти  в тексте учебника, в атласе и узнать  информацию о том, Какие моря, каких океанов омывают Африку? Какие крайние точки (мысы), заливы, проливы.

- задаёт вопрос  сравнение

Стимулирует активное участие всех детей к практической части

для выполнения  задания на контурной карте.

Работают с учебником, атласом : находят  и узнают  информацию,  передают своими словами содержание (П, Р) 

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П, К).

Практикум: работа на к\к  обозначение географических объектов, упомянутых в тексте параграфа.(П, Р, К.)

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое»  знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. (Приложение)

 Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу: «По каким внешним признакам Африку можно отличить от других материков? Назовите их».

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

(Р, К ,П)

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) 

Этап 6. Рефлексия

(итог  урока)

Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к  цели (Р, Л, П)

Этап 6. Домашнее задание

Комментирует д/з : §22

Записывают домашнее задание

Примечание: (Л)- личностные УУД (универсальные учебные действия); (Р)- регулятивные УУД; (П)- познавательные УУД;

(К)- коммуникативные УУД


Приложения к уроку:

Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:

1. Вспомните (устно):  Какие материки занимают первое и второе места по площади?  Как они называются?

Какой материк пересекается экватором посередине?

 Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.

- а что вам известно о материке Африка?

1. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках):

Какой материк лежит в центре Земли?

А. Антарктида

Б. Африка

В.Евразия

2.Какая пустыня самая большая и знаменитая в мире:

А. Каракумы

Б.  Гоби

В. Сахара

(Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор).

Учитель подводит к определению новой темы урока.

Этап 3. Почему материк считается одним из жарких?

Этап 4. Как расположен материк относительно экватора?

Наличие каких природных объектов говорит о сухости  климата Африки?

Почему для материка существует проблема недостатка пресной воды?

Какие представители растительного животного мира характерны для материка?

В чём их особенности?

Этап  5.

Почему Африка является самым пестрым материком с точки зрения природы?

Вопрос: Назовите животных Африки и где они могут обитать?

Этап 6. Рефлексия (итог урока)

1. Какие же особенности   географического положения Африки вы увидели?

2. К каким океанам относятся моря омывающие Африку?

3. Назовите коренное население материка?

Вывод в тетрадь:

1. Африка – второй по площади материк.  Площадь с прилегающими островами составляет около 30  млн. км кв.

 2. Материк расположен в 4 полушариях (относительно экватора – в северном и южном, относительно нулевого меридиана – в западном и восточном)

 3. В Африке находится самая большая пустыня мира – Сахара.

 4. В Африке находится самое жаркое место на планете.

 5. Население Африки многонационально и отличается смуглой или темной кожей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование принципов системно-деятельностного подхода

презентация поможет учителям, работающим по ФГОС...

Сценарий урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода.

Сформировать представление о специфических чертах природы, населения и хозяйства Африки....

Творчество на уроках музыки в школе - как основной принцип системно-деятельностного подхода

Традиционный урок, построенный по принципу: «Делай как я ˗ и все будет правильно», в нынешнем процессе обучения не работает, поскольку ребенок, поставленный в позицию современного ученика,...

«Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода»

laquo;Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода»...

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода с использованием кейс-технологии и географического моделирования

Учитель географии МОБУ СОШ с.Рощинский Стерлитамакского района РБЗинатуллина Елена Рашитовна  Класс: 5  Учебник: География. Начальный курс: Алгоритм успеха. Автор Летягин А.А. издательство В...

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода

Приобретение знаний учащихся о движении воздуха путем решения проблемных ситуаций...