Календарное планирование кружка "Занимательная география" для 6 класса
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа кружка «Занимательная география» для обучающихся
6-х классов составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) и методическими рекомендациями МКОУ СОШ № 1 с.п. Кахун. Программа рассчитана на 2ч. в неделю. 68 ч.
В связи с возрастанием роли патриотического воспитания меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные курсы.
Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома и с картинки в букваре. Вот поэтому важным моментом патриотического воспитания является изучение своей Родины в контексте её места, роли, особенности и значимости в мировом сообществе. Именно многогранные знания о о России вызовут у школьника с одной стороны интерес как ученого-натуралиста, а с другой - воспитают патриота, гражданина РФ. Воспитание патриотизма и любви к своей стране должно базироваться на изучении ребенком прошлого народов России и современного могущества государства Российского. Патриотический подход в обучении предполагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении географии и своего края, и России, и мира в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnaya_geografiya_6_a_kl.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Занимательная география» для обучающихся
6-х классов составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) и методическими рекомендациями МКОУ СОШ № 1 с.п. Кахун. Программа рассчитана на 2ч. в неделю. 68 ч.
В связи с возрастанием роли патриотического воспитания меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные курсы.
Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома и с картинки в букваре. Вот поэтому важным моментом патриотического воспитания является изучение своей Родины в контексте её места, роли, особенности и значимости в мировом сообществе. Именно многогранные знания о о России вызовут у школьника с одной стороны интерес как ученого-натуралиста, а с другой - воспитают патриота, гражданина РФ. Воспитание патриотизма и любви к своей стране должно базироваться на изучении ребенком прошлого народов России и современного могущества государства Российского. Патриотический подход в обучении предполагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении географии и своего края, и России, и мира в целом.
Несмотря на то, что эти знания носят межпредметный характер, их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические, экономические и политические знания.
Программа учитывает знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Разделы программы включают изучение как объектов и явлений во время экскурсий, так и выполнение творческих заданий с применением современных средств и методов исследования (интернет, др.). Изучение экологического состояния окружающей среды должно привить учащимся чувство любви и бережливости к природе своего города, края, страны. Знакомство же с историей России, края и города должно вызывать у ребят чувство гордости за свою Родину.
При освоении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «ресурсы», «производственный комплекс», «мировое хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им географических объектов, а с другой – создаст платформу для плавного перехода к изучению географии в следующих классах. Предполагается, что учащиеся по окончании изучения теоретической части будут вести исследовательскую деятельность, используя знания и умения, а также применяя универсальные учебные действия (УУД) полученные при изучении различных материалов на кружке.
В процессе посещения занятий на кружке и самостоятельной работы для школьников создаются условия обеспечивающие формирование и развитие:
- интереса к географии и смежным наукам;
- умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
- творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.
Занятия объединены в тематические блоки и состоят из теоретической и практической частей.
Направленность кружка «Занимательная география» - Естественнонаучная. Уровень программы – ознакомительный.
Цель: развить интерес к географии и смежным наукам, активизировать познавательную деятельности, сформировать платформу для патриотического, нравственного и эстетического воспитания.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
- Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
- Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
- Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края, России и мира.
Развивающие:
1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей, формирование универсальных учебных действий.
Воспитательные:
- Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: мировоззренческой, политической, экономической, экологической, художественной.
- Формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, определение путей социализации.
- Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края и народов России.
- Воспитание ответственности за слова, дела и поступки.
- Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.
Методы работы
- Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)
- Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах
- Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы
- Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы
- теоретические занятия, экскурсии,
- практические занятия на местности и в камеральных условиях,
- различные акции экологического содержания,
- подготовка проведение праздничных и другие мероприятия, неделя географии.
Основные направления и содержание деятельности.
Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой курса физической географии, представляет некоторые трудности для учащихся.
По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Тема 1. Введение
- знакомство с деятельностью кружка, планирование.
Тема 2. Ориентирование на местности.
- история изобретения компаса
- упражнения и движение на местности с компасом и без него
- определение направлений, расстояний по плану местности и карте
Тема 3. Жизнь земной коры.
- современные гипотезы о происхождении гор на земле.
- вулканы, гейзеры, горячие источники.
- землетрясения.
- разнообразие форм рельефа на Земле.
- рельеф своей местности.
Тема 4. Мировой океан.
- современные способы изучения морей и океанов.
- водяные смерчи, бури и ураганы в море.
- части мирового океана.
- растительный и животный мир океанов и морей.
- экологические проблемы Мирового океана.
Тема 5. Воды суши.
- крупнейшие реки Земли.
- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.
- минеральные источники, их происхождение
- карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.
- воды суши своего края.
Тема 6. Атмосфера Земли.
-современные методы изучения атмосферы.
- обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.
- грозные явления в атмосфере.
- местные признаки и приметы для предсказания погоды
- климат своей местности.
Тема 7. Природа своего города.
- изучение особенностей природы своего города.
- ПК своей местности.
- Антропогенное воздействие на ПК.
Средства обучения
- Видеозаписи
- Презентации
- АРМ
- Электронные учебные пособия
Дидактическое обеспечение
- Коллекция гербария
- Коллекция горных пород и минералов
- Карты (настенные, атласы)
- Схемы и таблицы
- Портреты путешественников
- Энциклопедии
- Наборы фотографий животного мира
Способы проверки результатов работы
-выставки
-учебно-исследовательские конференции
-олимпиады
-неделя естествознания
Ожидаемые результаты и их проверка
- ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
- применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
- повысить свой кругозор;
- применять компьютерные технологии в обучении;
- знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников.
- увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.
Базовые знания
- основные термины и понятия минералогии, петрографии;
- основные виды туризма;
- основные методы ориентирования на местности;
- основные виды растений и животных;
- правила ведения наблюдений, полевых исследований;
- особо охраняемые территории и памятники природы родного края;
- историю образования и развития России, города героя Москвы
УУД
-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;
-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений;
-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);
-различать памятники природы;
-ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;
-различать охраняемые растения и животных Московского региона
-работать с литературой;
-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.
- Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.
- Интегрированный урок «В гостях у хозяйки медной горы», География. Уроки-игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова. Волгоград, 2009г.
- Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 6-10 классы, М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2010
- Петрова Н.Н.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр
- http://www.pelikanschool.org/
- http://3.olimpiada.ru/index.php
- http://www.ug.ru/
- http://teacher.org.ru/
- http://www.rgo.ru/
Познавательная литература для учащихся
- http://planetashkol.ru/uchitel/Default
- http://ourtravels.ru/index.php
- http://kray.ucoz.ru/
- http://www.ecosystema.ru/
- http://www.geonature.ru/geoslov/index.htm
- http://dlya-vas.narod.ru/szenarei/szenarei_svistati_na_verh.html
- http://zanimatika.narod.ru/Nachalka.htm
Календарное планирование кружка «Занимательная география»
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание |
Тема 1. Введение (3ч) | ||||
1 | Вводное занятие. Определение целей и задач кружка. План кружка на год. | 1 | Сам.раб | |
2 | Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вводный инструктаж. Инструкция №1. | 1 | Сам.раб | |
3 | Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования. | 1 | Сам.раб | |
Тема 2. Представление о Земле с древности до наших дней (3ч.) | ||||
4 | Представление о Земле с древности до наших дней. Наскальные рисунки. О чем они нам расскажут? | 1 | Сам.раб | |
5 | Великие географы- путешественники. Подготовка групповых проектов «Знаменитые географы» | 1 | Сам.раб | |
6 | Великие географы- путешественники. Подготовка групповых проектов «Знаменитые географы» | 1 | Сам.раб | |
Тема 3. Наблюдения за природой (4ч.) | ||||
7 | Как наблюдать за погодой. Фенологические наблюдения. Как наблюдать за погодой. (приборы для наблюдения). | 1 | Сам.раб | |
8 | Знакомство со школьной метеостанцией, условными обозначениями метеодисплея, приборами для наблюдения за погодой. | 1 | Сам.раб | |
9 | Оформляем календарь погоды. Исследовательский мини- проект «Изменения температур в с.п. Кахун за предложенный период» | 1 | Сам.раб | |
10 | Участие в дистанционных Всероссийских олимпиадах по географии от ЦРТ «Мега- талант» | 1 | Сам.раб | |
Тема 4. План местности (11 ч.) | ||||
11 | План местности - первая карта. Способы ориентирования на местности. | 1 | Сам.раб | |
12 | План местности - первая карта. Способы ориентирования на местности. | 1 | Сам.раб | |
13 | План местности «Наш пришкольный участок» по заданным параметрам. | 1 | Сам.раб | |
14 | План местности «От моего дома до школы» | 1 | Сам.раб | |
15 | Географическая карта. Градусная сетка. | 1 | Сам.раб | |
16 | Географическая широта. | 1 | Сам.раб | |
17 | Географическая долгота. | 1 | Сам.раб | |
18 | Определение географических координат заданных точек. | 1 | Сам.раб | |
19 | Определение географических координат заданных точек. | 1 | Сам.раб | |
20 | Игра «Мы – спасатели». | 1 | Сам.раб | |
21 | Конкурс « Знатоки географической карты». Игра-практикум по тематическим картам. | 1 | Сам.раб | |
Тема 5. Литосфера (9ч.) | ||||
22 | Происхождение горных пород и минералов. Горные породы и минералы нашей местности. | 1 | Сам.раб | |
23 | Происхождение горных пород и минералов. Горные породы и минералы нашей местности. | 1 | Сам.раб | |
24 | Движения земной коры и вулканизм. | 1 | Сам.раб | |
25 | Высочайшие вершины мира. | 1 | Сам.раб | |
26 | Равнины: площадь, высота и происхождение. | 1 | Сам.раб | |
27 | Рельеф нашей местности. | 1 | Сам.раб | |
28 | Викторина «Литосфера». | 1 | Сам.раб | |
29 | Географические загадки. | 1 | Сам.раб | |
30 | Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах от «Эрудит» | 1 | Сам.раб | |
Тема 6. Гидросфера. Мировой океан (11ч.) | ||||
31 | Мировой океан и его части. | 1 | Сам.раб | |
32 | Мировой океан и его части. | 1 | Сам.раб | |
33 | Путешествие по морям и океанам. Викторина. | 1 | Сам.раб | |
34 | Игра «Морской бой» по теме «Гидросфера». | 1 | Сам.раб | |
35 | Исследования водных объектов. | |||
36 | Гидробиология. Методы гидробиологических исследований. | |||
37 | Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. | |||
38 | Охрана водоемов от загрязнения. | |||
39 | Физические и химические свойства воды. | |||
40 | Исследования водных объектов. | |||
41 | Участие в дистанционном конкурсе по географии «По материкам и океанам» | |||
Тема 7. Биосфера. Загрязнение окружающей среды (8ч.) | ||||
42 | Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека. | 1 | Сам.раб | |
43 | Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера. | 1 | Сам.раб | |
44 | Источники загрязнения атмосферного воздуха. | 1 | Сам.раб | |
45 | Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы. | 1 | Сам.раб | |
46 | Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы. | 1 | Сам.раб | |
47 | Глобальные проблемы человечества. | 1 | Сам.раб | |
48 | Глобальные проблемы человечества. | 1 | Сам.раб | |
49 | Глобальные проблемы человечества. | 1 | Сам.раб | |
Тема 8. Краеведение (18ч.) | ||||
50 | Особенности географического положения и природы своего села. История заселения. | 1 | Сам.раб | |
51 | Знаменитые люди - наши земляки. | 1 | Сам.раб | |
52 | Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта. | 1 | Сам.раб | |
53 | Мой дом. Родословная семьи. | 1 | Сам.раб | |
54 | Мой дом. Родословная семьи. | 1 | Сам.раб | |
55 | Мой дом. Родословная семьи. | 1 | Сам.раб | |
56 | Защита проекта «Моя родословная» | 1 | Сам.раб | |
57 | Родная школа. Ее история и традиции | 1 | Сам.раб | |
58 | Родная школа. Ее история и традиции | 1 | Сам.раб | |
59 | Село Кахун: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие. | 1 | Сам.раб | |
60 | Село Кахун: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие. | 1 | Сам.раб | |
61 | Село Кахун: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие. | 1 | Сам.раб | |
62 | Подготовка группового исследовательского проекта «Я горжусь своим селом» | 1 | Сам.раб | |
63 | Подготовка группового исследовательского проекта «Я горжусь своим селом» | 1 | Сам.раб | |
64 | Подготовка группового исследовательского проекта «Я горжусь своим селом» | 1 | Сам.раб | |
65 | Защита группового исследовательского проекта «Я горжусь своим селом» | 1 | Сам.раб | |
66 | Подготовка к конкурсу плакатов «Занимательная география» | 1 | Сам.раб | |
67 | Защита плакатов «Занимательная география» | 1 | Сам.раб | |
68 | Проблемы и перспективы современной географии. | 1 | Сам.раб |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное планирование физкультура 5 класс
Планирование составлено по новому требованию. Адаптирована к Республике Саха....
Календарно-тематическое планирование для 2 класса УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса, Титул 2012
Материал содержит календарно-тематическое планирование для 2 класса новой версии учебника М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ДОКЛАДЫ "ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ учителя изобразительного искусства" КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ "ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИЗО.ИССК ШКОЛЫ ИСКУССТВ 0,1,2,3 кл"
ДОКЛАД 1: краткое описание материалов и манипуляций с ними во время изодеятельности (для работы с детьми от 2-х лет до 18)ДОКЛАД 2: краткий обзор концепций по изобразительному искусству в современной ...
Календарное планирование краеведение 8 класс
Календарное планирование к рабочей программе по краеведению 8 класс...
Терскова С.А., Ковтун Л.С. «Мамина неделя». Календарное планирование «погружения» в образ для 2-го класса // Школьное планирование. – 2007. – № 2. – С. 98-102.
Календарное планирование «погружения» в образ для 2-го класса...
Календарное планирование на 11 класс
Календарное планирование на 11 класс...