Программа кружка "Туристы -краеведы"
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Рабочая программа для кружка 6-7 классов "Туристы-краеведы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turisty_-_kraevedy.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:


ПРОГРАММА КРУЖКА      «Юные туристы – краеведы»

Пояснительная записка

Занятия кружка направлены на решение следующих образовательных и воспитательных задач:

привитие первичных эколого-туристских навыков и умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных. Начало работы по формированию организационно-пропагандистских эколого-туристских навыков и умений;

углубление и расширение эколого-краеведческих знаний, привитие навыков исследовательской работы;

формирование чувства бережного отношения к природе родного края;

развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в процессе кружковой работы.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед, устных журналов. Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин для учащихся начальных классов, во время школьного туристического слёта, сообщений учащихся, демонстрации опытов, лабораторных работ по определению горных пород и минералов, растений и т. д. Практические занятия на местности проводятся в виде практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений.

Члены кружка «Юные туристы -краеведы» могут быть помощниками руководителя похода выходного дня для начальных классов, участниками и помощниками в организации мероприятий внеклассной туристско-краеведческой работы, в экологическом образовании и воспитании учащихся школы, проводить беседы, викторины, классные часы в начальных классах.

Программа предусматривает широкое использование всех видов межпредметных связей: опорных, сопутствующих, перспективных, с географией и биологией, физикой, химией. А также формирование следующих эколого-краеведческих знаний и умений по изучению края: картографо-топографических, геолого-геоморфологических, гидро- климатических, по изучению взаимосвязи компонентов природы, по изучению природных зон края .

Прослеживается тесная взаимосвязь классной и внеклассной краеведческой работы по экологическому образованию и воспитанию' учащихся.

Тема 1. Введение. Зачем нужно изучать природу? (1 час)

Знакомство с планом работы на год. Права и обязанности члена кружка. Зачем нужно изучать природу. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Экология — наука; изучающая взаимосвязи в природе. О разумном вмешательстве че>

ЛОВека в природное единство. Работа юных экологов по охране природы.

Обзор книг об интересном в жизни растений, лес — природное единство. Интересные явления в природе, выставка краеведческой литературы.

Тема 2. Земля как планета (1 час)

Краткий обзор теории образования Земли и строения Солнеч-НОЙ системы: Птолемей (II в. н. э.) — геоцентрическая система мира. Н. Коперник (1473—1543 гг.) — гелиоцентрическая система. Теория Канта Лапласа (XVIII в.), О. Ю. Шмидта (1891 —1956гг.).

Строение Солнечной системы. Первые «дни» Земли, этапы раз-вития оболочки Земли. Земля как целое.

Экскурсия «Подготовка деревьев к зиме». Начало фенологических наблюдений. Вопросы и задания:

Почему опадают листья у деревьев?

Почему у клена, сирени, акации не опали листья на зиму?

Как деревья приготовились к зимнему периоду? Трава?

Экскурсия — практическая работа по определению высоты Солнца над горизонтом. Наблюдение за звездным небом. Экскурсия в планетарий.

Индивидуальные задания учащимся.

Провести наблюдения за изменением ветки, поставленной дома в иоду. Сделать рисунки.

Составить письменный рассказ «Подготовка растения к зиме».

Сделать эклиметр, рейки снегомерные.


Тема 3. Понятие о биосфере

Биосфера — оболочка Земли, населенная живыми организмами.

«Первичный бульон» древних океанов. Теория А. И. Опарина о стадиях развития жизни на Земле: химической, биологической.

И. В. Вернадский о живом веществе планеты, о круговороте веществ и потоке энергии.

Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий.

Роль различных экологических групп организмов в биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология — наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие.

Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, географическая оболочка. Рекреационная нагрузка на окружающую среду.

Практическая работа. Распределение тем докладов среди учащихся (по книгам: Гаврилова В. П. Путешествие в прошлое Земли)

Экскурсия «Фенологические наблюдения». Рассказ учащихся о подготовке растений к зиме, о роли снежного покрова для растений.

Практическая работа. Определение высоты снежного покрои.i. выяснение причин неравномерного распределения   снежного rm крова. Опыт: определение степени загрязнения снега

Тема 4. Понятие о почве

Зачем изучают почву. Как раньше думали о почве. В. В. Доку чаев — великий ученый-почвовед (его определение почвы).

Состав и структура почвы. Почва — среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве (микориза), роль беспозвоночных животных в формировании почвы. Плодородие почвы.

Рациональное использование и меры охраны почв. История ос воения почв и их использование в древности. Древние методы обработки почв, не нарушающие плодородия почв. Почему истощает ся почва? Меры улучшения ее плодородия. Туристская тропа причина водной эрозии почв.

Меры охраны почв от истощения и разрушения: внесение ул<)(>-рений (органических — навоза, помета), севооборот, правилыпн! вспашка, боронование, правильный полив и орошение, роль по.и защитных полос. Правила   хождения   в природном   окружении! (склон).

Опыт, демонстрирующий наличие воздуха в почве (структур ной, бесструктурной).

Экскурсия в зимний лес «Начало зимы». Беседа   о перио зимы, явлениях в неживой природе: замерзании рек и озер, сп паде, метелях. Виды осадков зимой и как они образуются. Прг лины.

Экскурсия. Практическая работа по бригадам. Определс высоты Солнца над горизонтом эклиметром. Измерение вые снежного покрова в различных участках холма, поля; опис;: поверхности снежного покрова, зарисовка снежинок. Определс растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.

Индивидуальные задания.

1. Привести примеры народных средств, улучшающих родие почв.


9  Подготовить сообщения о правильном и неправильном ис->зовании почв человеком. 3, Оформить результаты экскурсии.

I   Подготовиться к викторине-КВН «Знаешь ли ты природу?». Викторина-КВН «Знаешь ли ты природу?» (обобщение по те-m.im 1—4).

Тема 5. Лес 

Лес — природное единство. Рекреационные зоны.

Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу.

Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания. Меры по охране и воспроизводству лесов в крае.

Практическая работа № 1 (индивидуальные задания). Определение темы реферата, сообщение (по видовому разнообразию древесной и кустарниковой растительности лесов края): сосна, кедр, ель, пихта, береза, липа, осина, ольха, черемуха, калина, рябина; кустарники — смородина, малина и т. д.

К сообщению приготовить гербарныи лист с черенком — веткой изучаемого растения с описанием: биологические особенности, применение и использование человеком, роль в природе.:

Практическая работа № 2. Выявление И учет количества вредителей в саду (парке, лесу, лесополосе).

Практическая работа № 3. Определешн1 видового состава лесов, пород деревьев и кустарников по семенам, коре, по внешнему виду.

Экскурсия (практическая работа) «Биологическая тропа» в лесополосе, лесопарке с целью изучения видового состава организмов данного биогеоценоза и их экологической приспособленности.

Опыт, демонстрирующий движение питательных веществ по стволу (ветке), поперечное и продольное строение ствола дерева.

Тема 6. Водные биогеоценозы

Аквариум — модель водного биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания.

Пресноводный водоем и его обитатели. Временная лужа воды — мир микроскопических организмов.

Губительное влияние неправильной эксплуатации и загрязнения на живые организмы в водоеме, на биологические факторы.

Меры по охране водоемов, малых рек. Операции '«Малым рекам — чистоту и полноводность», «Родничок». Нормы пользования водоисточниками.

Практическая работа — изучение особенностей водных организмов и признаков приспособленности их к жизни в воде.

Экскурсия на водоем. Определение степени загрязненности воды.

Наблюдение за жизнью обитателей аквариума.

Опыт и наблюдение: рассмотрение под микроскопом капли дождя, воды из лужи.

Тема 7. Охрана природы и заповедное дело

Международное сотрудничество по охране природы. Охрана природы в СССР — важная государственная задача. Постановления партии и правительства об охране природы.

Значение заповедников в охране природы. Заповедники в СССР, в своем крае. Заказники, их роль, виды. Туризм и охрана природы. Туристская природоохранная деятельность. Нормы и правила поведения туриста в природном окружении.

Устный журнал «По страницам «Красной книги».

Поход выходного дня 1—2-дневный (закрепление эколого-ту-ристских умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных.

Тема 8. Подготовка к школьному слету туристов.

Соревнования и конкурсы слета. Эколого-туристские навыки и умения. Особенность судейства конкурсов краеведов контрольно-комбинированного маршрута (ККМ).

Практическая работа. Разработка конкурсной программы, заданий по краеведению на ККМ, заданий по проверке выполнения поведенческих умений.

Тренировка по формированию эколого-туристских умений.

Слет туристов-краеведов, организация судейства краеведческих конкурсов, участие в соревнованиях по эколого-туристским навыкам и умениям, в спортивном ориентировании.

Темы 9. Подготовка и проведение похода.

Природоохранительная и краеведческая работа на маршруте

Разработка маршрута, выбор краеведческого задания. Правила сбора и оформления краеведческого материала. Подбор снаряжения, питания. Работа пионеров и школьников по охране природы. Смета расходов.

Поход. Практическая работа — сбор краеведческого материала, закрепление эколого-туристрких умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных. Практические дела по охране природы, по оформлению собранного краеведческого материала.


Примерный тематический план занятий кружка  «Юные туристы – краеведы»

 

* Навыки и умения, закрепляемые в ПВД.

пп.

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

в помещении

на местности

3

Введение.    Зачем    нужно изучать природу?

Земля как планета

Понятие о биосфере

 Понятие о почве

Лес

 Водные биогеоценозы

Охрана природы и заповедное дело

Полготовка к проведению школьного туристического слёта

Полготовка к проведению похода

Итого

Программа кружка  «юные туристы – краеведы»

На 34 часа  (Одно занятие в неделю)

Для 5-9-х классов

Составила Зайцева Елена Викторовна (учитель географии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Краевед"

Материал содержит программу кружка "Краевед"...

Программа юный краевед

Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».

Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"

В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...

адаптированная программа "Юный краевед"

адаптированная программа "Юный краевед"...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"

Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"...