Программа кружка "Туристы -краеведы"
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа для кружка 6-7 классов "Туристы-краеведы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turisty_-_kraevedy.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные туристы – краеведы»
Пояснительная записка
Занятия кружка направлены на решение следующих образовательных и воспитательных задач:
привитие первичных эколого-туристских навыков и умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных. Начало работы по формированию организационно-пропагандистских эколого-туристских навыков и умений;
углубление и расширение эколого-краеведческих знаний, привитие навыков исследовательской работы;
формирование чувства бережного отношения к природе родного края;
развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в процессе кружковой работы.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед, устных журналов. Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин для учащихся начальных классов, во время школьного туристического слёта, сообщений учащихся, демонстрации опытов, лабораторных работ по определению горных пород и минералов, растений и т. д. Практические занятия на местности проводятся в виде практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений.
Члены кружка «Юные туристы -краеведы» могут быть помощниками руководителя похода выходного дня для начальных классов, участниками и помощниками в организации мероприятий внеклассной туристско-краеведческой работы, в экологическом образовании и воспитании учащихся школы, проводить беседы, викторины, классные часы в начальных классах.
Программа предусматривает широкое использование всех видов межпредметных связей: опорных, сопутствующих, перспективных, с географией и биологией, физикой, химией. А также формирование следующих эколого-краеведческих знаний и умений по изучению края: картографо-топографических, геолого-геоморфологических, гидро- климатических, по изучению взаимосвязи компонентов природы, по изучению природных зон края .
Прослеживается тесная взаимосвязь классной и внеклассной краеведческой работы по экологическому образованию и воспитанию' учащихся.
Тема 1. Введение. Зачем нужно изучать природу? (1 час)
Знакомство с планом работы на год. Права и обязанности члена кружка. Зачем нужно изучать природу. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Экология — наука; изучающая взаимосвязи в природе. О разумном вмешательстве че>
ЛОВека в природное единство. Работа юных экологов по охране природы.
Обзор книг об интересном в жизни растений, лес — природное единство. Интересные явления в природе, выставка краеведческой литературы.
Тема 2. Земля как планета (1 час)
Краткий обзор теории образования Земли и строения Солнеч-НОЙ системы: Птолемей (II в. н. э.) — геоцентрическая система мира. Н. Коперник (1473—1543 гг.) — гелиоцентрическая система. Теория Канта Лапласа (XVIII в.), О. Ю. Шмидта (1891 —1956гг.).
Строение Солнечной системы. Первые «дни» Земли, этапы раз-вития оболочки Земли. Земля как целое.
Экскурсия «Подготовка деревьев к зиме». Начало фенологических наблюдений. Вопросы и задания:
Почему опадают листья у деревьев?
Почему у клена, сирени, акации не опали листья на зиму?
Как деревья приготовились к зимнему периоду? Трава?
Экскурсия — практическая работа по определению высоты Солнца над горизонтом. Наблюдение за звездным небом. Экскурсия в планетарий.
Индивидуальные задания учащимся.
Провести наблюдения за изменением ветки, поставленной дома в иоду. Сделать рисунки.
Составить письменный рассказ «Подготовка растения к зиме».
Сделать эклиметр, рейки снегомерные.
Тема 3. Понятие о биосфере
Биосфера — оболочка Земли, населенная живыми организмами.
«Первичный бульон» древних океанов. Теория А. И. Опарина о стадиях развития жизни на Земле: химической, биологической.
И. В. Вернадский о живом веществе планеты, о круговороте веществ и потоке энергии.
Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий.
Роль различных экологических групп организмов в биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология — наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие.
Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, географическая оболочка. Рекреационная нагрузка на окружающую среду.
Практическая работа. Распределение тем докладов среди учащихся (по книгам: Гаврилова В. П. Путешествие в прошлое Земли)
Экскурсия «Фенологические наблюдения». Рассказ учащихся о подготовке растений к зиме, о роли снежного покрова для растений.
Практическая работа. Определение высоты снежного покрои.i. выяснение причин неравномерного распределения снежного rm крова. Опыт: определение степени загрязнения снега
Тема 4. Понятие о почве
Зачем изучают почву. Как раньше думали о почве. В. В. Доку чаев — великий ученый-почвовед (его определение почвы).
Состав и структура почвы. Почва — среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве (микориза), роль беспозвоночных животных в формировании почвы. Плодородие почвы.
Рациональное использование и меры охраны почв. История ос воения почв и их использование в древности. Древние методы обработки почв, не нарушающие плодородия почв. Почему истощает ся почва? Меры улучшения ее плодородия. Туристская тропа причина водной эрозии почв.
Меры охраны почв от истощения и разрушения: внесение ул<)(>-рений (органических — навоза, помета), севооборот, правилыпн! вспашка, боронование, правильный полив и орошение, роль по.и защитных полос. Правила хождения в природном окружении! (склон).
Опыт, демонстрирующий наличие воздуха в почве (структур ной, бесструктурной).
Экскурсия в зимний лес «Начало зимы». Беседа о перио зимы, явлениях в неживой природе: замерзании рек и озер, сп паде, метелях. Виды осадков зимой и как они образуются. Прг лины.
Экскурсия. Практическая работа по бригадам. Определс высоты Солнца над горизонтом эклиметром. Измерение вые снежного покрова в различных участках холма, поля; опис;: поверхности снежного покрова, зарисовка снежинок. Определс растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.
Индивидуальные задания.
1. Привести примеры народных средств, улучшающих родие почв.
9 Подготовить сообщения о правильном и неправильном ис->зовании почв человеком. 3, Оформить результаты экскурсии.
I Подготовиться к викторине-КВН «Знаешь ли ты природу?». Викторина-КВН «Знаешь ли ты природу?» (обобщение по те-m.im 1—4).
Тема 5. Лес
Лес — природное единство. Рекреационные зоны.
Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу.
Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания. Меры по охране и воспроизводству лесов в крае.
Практическая работа № 1 (индивидуальные задания). Определение темы реферата, сообщение (по видовому разнообразию древесной и кустарниковой растительности лесов края): сосна, кедр, ель, пихта, береза, липа, осина, ольха, черемуха, калина, рябина; кустарники — смородина, малина и т. д.
К сообщению приготовить гербарныи лист с черенком — веткой изучаемого растения с описанием: биологические особенности, применение и использование человеком, роль в природе.:
Практическая работа № 2. Выявление И учет количества вредителей в саду (парке, лесу, лесополосе).
Практическая работа № 3. Определешн1 видового состава лесов, пород деревьев и кустарников по семенам, коре, по внешнему виду.
Экскурсия (практическая работа) «Биологическая тропа» в лесополосе, лесопарке с целью изучения видового состава организмов данного биогеоценоза и их экологической приспособленности.
Опыт, демонстрирующий движение питательных веществ по стволу (ветке), поперечное и продольное строение ствола дерева.
Тема 6. Водные биогеоценозы
Аквариум — модель водного биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания.
Пресноводный водоем и его обитатели. Временная лужа воды — мир микроскопических организмов.
Губительное влияние неправильной эксплуатации и загрязнения на живые организмы в водоеме, на биологические факторы.
Меры по охране водоемов, малых рек. Операции '«Малым рекам — чистоту и полноводность», «Родничок». Нормы пользования водоисточниками.
Практическая работа — изучение особенностей водных организмов и признаков приспособленности их к жизни в воде.
Экскурсия на водоем. Определение степени загрязненности воды.
Наблюдение за жизнью обитателей аквариума.
Опыт и наблюдение: рассмотрение под микроскопом капли дождя, воды из лужи.
Тема 7. Охрана природы и заповедное дело
Международное сотрудничество по охране природы. Охрана природы в СССР — важная государственная задача. Постановления партии и правительства об охране природы.
Значение заповедников в охране природы. Заповедники в СССР, в своем крае. Заказники, их роль, виды. Туризм и охрана природы. Туристская природоохранная деятельность. Нормы и правила поведения туриста в природном окружении.
Устный журнал «По страницам «Красной книги».
Поход выходного дня 1—2-дневный (закрепление эколого-ту-ристских умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных.
Тема 8. Подготовка к школьному слету туристов.
Соревнования и конкурсы слета. Эколого-туристские навыки и умения. Особенность судейства конкурсов краеведов контрольно-комбинированного маршрута (ККМ).
Практическая работа. Разработка конкурсной программы, заданий по краеведению на ККМ, заданий по проверке выполнения поведенческих умений.
Тренировка по формированию эколого-туристских умений.
Слет туристов-краеведов, организация судейства краеведческих конкурсов, участие в соревнованиях по эколого-туристским навыкам и умениям, в спортивном ориентировании.
Темы 9. Подготовка и проведение похода.
Природоохранительная и краеведческая работа на маршруте
Разработка маршрута, выбор краеведческого задания. Правила сбора и оформления краеведческого материала. Подбор снаряжения, питания. Работа пионеров и школьников по охране природы. Смета расходов.
Поход. Практическая работа — сбор краеведческого материала, закрепление эколого-туристрких умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных. Практические дела по охране природы, по оформлению собранного краеведческого материала.
Примерный тематический план занятий кружка «Юные туристы – краеведы»
* Навыки и умения, закрепляемые в ПВД.
пп. | Наименование темы | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
в помещении | на местности | ||||
3 | Введение. Зачем нужно изучать природу? Земля как планета Понятие о биосфере Понятие о почве Лес Водные биогеоценозы Охрана природы и заповедное дело Полготовка к проведению школьного туристического слёта Полготовка к проведению похода Итого |
Программа кружка «юные туристы – краеведы»
На 34 часа (Одно занятие в неделю)
Для 5-9-х классов
Составила Зайцева Елена Викторовна (учитель географии)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Краевед"
Материал содержит программу кружка "Краевед"...
Программа юный краевед
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».
Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"
В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...
адаптированная программа "Юный краевед"
адаптированная программа "Юный краевед"...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"
Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"...