Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2012 - 2017 годы по повышению профессионального уровня учителя географии.
методическая разработка по географии на тему
1. Перспективный план самообразовательной деятельности
2. Обоснование выбора темы
3. Цель, задачи, ожидаемые результаты
4. Направления самообразования
5. Теоретический материал
6. Литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_minenok_v.v.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55»
города Набережные Челны Республики Татарстан
Индивидуальный план работы на межаттестационный
период 2012 - 2017 годы по повышению профессионального уровня
учителя географии
Миненок Вероники Владимировны
Содержание
- Перспективный план самообразовательной деятельности
- Обоснование выбора темы
- Цель, задачи, ожидаемые результаты
- Направления самообразования
- Теоретический материал
- Литература
Перспективный план самообразовательной деятельности
Этапы | Содержание работы | Сроки |
1. Диагностический | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение стандартов второго поколения. | 2012– 2013 учебный год |
2. Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Классификация приемов с целью выделить из них наиболее значимые для создания учебных ситуаций. Прогнозирование результатов. | 2013– 2017учебный год |
3. Практический | Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | 2013 – 2014учебный год 2014-2015 учебный год 2015- 2016 учебный год |
4. Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | 2016 – 2017 учебный год |
5. Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение на уроках, на курсах повышения квалификации для педагогов, на УТС для одаренных учащихся | 2016– 2017 учебный год |
Методическая тема: «Приемы работы с текстом на уроках географии»
Начало работы над темой: 2012 – 2013 учебный год.
Окончание: 2016 – 2017 учебный год.
Обоснование выбора темы
- Условия возникновения данной проблемы.
Занимаясь подготовкой учащихся к государственной итоговой аттестации и к ЕГЭ, я обратила внимание на то, что наибольшее затруднение у учащихся вызывает работа с информацией, сформулированная в различных видах. Анализируя результаты ОГЭ и ЕГЭ, я неизменно видела, что самые большие проблемы у учащихся вызывают задания, где информацию нужно извлечь из рисунков, таблиц или графиков, то есть перевести графическую информацию в текстовую. Я стала выяснять, с какими затруднениями сталкиваются учащиеся. Для начала опросила с помощью анкетирования самих учащихся. Анализируя анкеты, выяснила, что причин несколько. Обработав ответы учащихся, получила такую картину:
- Не знаю с чего начать, так как не вижу информации;
- Не понимаю и не представляю процесс или явление, происходящее в задаче;
- Не могу описать процесс или выбрать аргумент для решения поставленной задачи;
- Не запоминаю географических формул и обозначений величин;
- Могу решать задачу по образцу, а если вид информации меняется, испытываю затруднение
Имея эти проблемы при выполнении заданий, учащиеся просто отказываются их выполнять.
Актуальность проблемы.
В школу внедряются стандарты второго поколения, которые предполагают формирование у учащихся универсальные учебные навыки, используя для этого системно - деятельностный подход. Современное образование ставит передо мной задачу: использовать на уроках наиболее эффективные технологии, которые позволят формировать у учащихся глобальные качества, позволяющие им решать любую географическую задачу, а в конечном итоге разрешать любые жизненные ситуации. Поэтому для себя я определила методическую тему «Приемы работы с текстом на уроках географии»
.
Постановка проблемы.
Неумение учащихся работать с различными видами информации является причиной снижения интереса к изучению предмета, да и к обучению в общем. В результате этого формируется привычка списывать, отвечать по шпаргалке, пользоваться подсказками. Работа над этой проблемой побудила меня к поиску таких способов организации урока, которые бы позволили повысить эффективность усвоения знаний, помогли раскрыть индивидуальные особенности школьника и на этой основе воспитывать у него стремление к самостоятельной деятельности.
Цель самообразования:
Освоить новые формы и методы и приемы работы на уроках географии, способствующие развитию навыков, учащихся при работе с текстом, формированию компетентной личности, способной и желающей учиться самостоятельно, постоянно совершенствоваться и умеющей применять свои знания в любой ситуации.
Задачи:
- повышение мотивации и интереса к учению;
- создание банка заданий, используемых на уроках и внеклассных занятиях;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
- формирование личности, нужной обществу, компетентной, ответственной за свои поступки;
- использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций для наиболее эффективного усвоения материала;
- повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты самообразования
- Повысить качество преподавания предмета.
- Обучить детей приемам работы с текстовой информацией.
- Разработать и провести и открытые уроки, на которых будут показаны различные приемы работы с текстом.
- Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, докладывать о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, пособия, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках географии.
- Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
- Обобщить опыт по исследуемой теме.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональные | 1. Изучить стратегию географического образования в РТ. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей географии. | 2012- 2014
регулярно
регулярно
|
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области возрастной и педагогической психологии. | Регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования, учащихся по географии в рамках внедрения ФГОС ООО. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3. Принимать активное участие в работе городского МО учителей географии. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах, городских фестивалях по географии. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, края через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 10. Разработать уроки, на которых можно будет показать различные приемы работы с текстовой информацией. 11. Выступать с докладами по теме самообразования | Регулярно
регулярно
Регулярно
ежегодно
регулярно регулярно
регулярно
2016-2017 2012-2017
2012-2017 |
Информационные технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2.Обзор в Интернете информации по физике, педагогике и психологии. | Регулярно регулярно
|
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | Регулярно
|
Теоретическая часть
Основным механизмом повышения продуктивности образовательного процесса в современной школе является организация эффективного управления самостоятельной познавательной деятельностью школьников. Решающую роль в самостоятельном учении играет книга, учебник. Неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.
Дети, приходящие в среднюю школу уже имеют навык чтения, но хотелось бы отметить, что у каждого ребенка он развит в разной степени.
ФГОС ООО, утвержденный приказом МО и Н РФ, 17 декабря 2010 года №1897 устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Одними из метапредметных результатов являются:
а) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
б) смысловое чтение.
Предметные результаты изучения предметной области каждого предмета естественно-математического цикла должны отражать:
2) развитие умений работать с учебным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства утверждений;
Основным механизмом повышения продуктивности образовательного процесса в современной школе является организация эффективного управления самостоятельной познавательной деятельностью школьников.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо проводить в каждом классе, и, обязательно, в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Выделяют три этапа, по которым рекомендуют проводить работу учащихся с учебником на уроках:
1 этап – Работа до чтения;
2 этап – Работа во время чтения;
3 этап – Работа после чтения.
Поэтому моя деятельность должна быть направлена на:
- Формирование культуры чтения и развитие читательской компетенции учащихся.
- Разработку эффективных приемов работы с текстовой информацией.
Работа с текстом должна усложняться от класса к классу. В средних классах чаще практикуется объяснительное чтение, выборочное чтение, составление простого и развернутого планов. В старших классах - графическое выражение текста, сопоставление текста с картой и иллюстративным материалом, составление тезисов, конспектов, самостоятельная подготовка докладов, рефератов, сообщений.
Данные приемы позволяют учителю найти закономерность в той или иной учебной ситуации. При этом ученики учатся, овладевая на практике приемами, что намного важнее для формирования думающих людей, чем решение уже поставленных задач. Такой подход формирует положительное отношение учащихся к географии как школьному предмету, потому что работа на уроке - творческий и поэтому интересный процесс.
Согласно ФГОС универсальные учебные действия делятся на регулятивные, познавательные, коммуникативные. Регулятивные универсальные учебные действия учат становить учебные цели, выбирать способ действия(прием) для ее достижения, планировать и контролировать свою деятельность. Познавательные универсальные учебные учат анализировать, сравнивать, обобщать, моделировать. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-познавательной деятельности. Используя различные приемы работы с текстом, я учу ставить вопросы к тексту и отвечая на них, исследуется изучаемый материал, формируются операции анализа, синтеза, сравнения, моделируются реальные процессы и явления. При использовании различных приемов в работе с текстовой информацией учащийся вовлекается в постоянную деятельность, реализует различные способы получения результата, сотрудничает со сверстниками, обсуждает, дискуссирует, проводит оценку и самооценку, то есть формируются универсальные учебные действия, решается главная задача современного образования. На выходе мы получаем компетентную личность, способную к развитию и саморазвитию, готовую учиться и переучиваться, отвечать за свои поступки, самостоятельно принимать решения.
Литература:
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика.- Красноярск, 2001.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1998.
- ФГОС ООО.
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя географии Маньковой Светланы Николаевны
Индивидидуальный план работы рсчитан на 5 лет работы. В него включены основные задачи по повышению уровня профессионального уровня учителя, поставлены цели и задачи....
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя географии Гафуровой Гульчачак Канафеевны
Пояснительная запискаИндивидуальная образовательная программа педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образов...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя географии Гафуровой Гульчачак Канафеевны
Пояснительная запискаИндивидуальная образовательная программа педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образов...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя географии Гафуровой Гульчачак Канафеевны
Пояснительная запискаИндивидуальная образовательная программа педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образов...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя географии Гафуровой Гульчачак Канафеевны
Пояснительная запискаИндивидуальная образовательная программа педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образов...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период с 2015 по 2017 учебные годы по повышению профессионального уровня УЧИТЕЛЯ ХИМИЯ Бакуниной Валентины Николаевны
Цели и задачи самообразования. Цель: создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интелл...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период (2017-2022) по повышению профессионального уровня
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обуче...