План-конспект и технологическая карта урока географии в 6 классе "Современные географические исследования"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Тема урока: Современные географические исследования
Класс: 6
Цель: ознакомить учащихся с географическими исследованиями в 20 веке
Планируемые результаты обучения:
Предметные – приводить примеры географических исследований полярных областей Земли, Мирового океана и изучения Земли из космоса. Учить узнавать по изображениям Земли из космоса географические объекты.
Личностные – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях
Метапредметные – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение
Оборудование: учебник, атласы, иллюстрации, мультимедийный проектор
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект и технологическая карта урока географии в 6 классе. Учебно-методический комплекс «Вентана-Граф». Шахлович Анна Николаевна
Тема урока: Современные географические исследования
Класс: 6
Цель: ознакомить учащихся с географическими исследованиями в 20 веке
Планируемые результаты обучения:
Предметные – приводить примеры географических исследований полярных областей Земли, Мирового океана и изучения Земли из космоса. Учить узнавать по изображениям Земли из космоса географические объекты.
Личностные – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях
Метапредметные – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение
Оборудование: учебник, атласы, иллюстрации, мультимедийный проектор
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте! Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение Спасибо!
2. Формулировка темы урока, постановка цели.
Какие материки и океаны оставались до 20 века малоизученными? «Белые пятна» на карте земли можно было исследовать лишь с появлением более совершенной техники. И сейчас, несмотря на то, что практически вся Земля уже известна и описана географами, они все равно отправляются в ближние и дальние экспедиции, поскольку познать окружающий нас мир можно, лишь пощупав его собственными руками.
Значит, цель нашего урока – ознакомиться с современными географическими исследованиями.
- Повторение домашнего задания
Самостоятельно расположить экспедиции в хронологической последовательности:
-а) кругосветное путешествие Ф.Магеллана
-б) экспедиции Х.Колумба
-в) путешествия М.Поло
-г) экспедиции Дж.Кука
Работаем с текстом: Установить, о каком морском походе идет речь?
«…Лейф и его спутники взошли на корабль, всего их было 35 человек… Они снарядили корабль , когда все было готово, вышли в море… Они плыли при северо-восточном ветре. Они прошли проливом между островом и мысом… Там была река, вытекающая из озера. И в реке, и в озере было много крупной красной рыбы, какой они никогда прежде не видели. Когда пришла весна, они приготовились к отплытию назад. Лейф дал этой земле имя Винланд (Виноградная земля)». Гренландские саги.
Берегов какого материка достигли мореплаватели?
1. Какие материки и части света были известны европейцам после первого кругосветного плавания? Покажите их на карте.
2. Что позволяло мореходам ориентироваться в открытом океане?
3. Кто совершил второе кругосветное плавание?
4. С какой целью английские, голландский и французские мореплаватели осваивали маршруты к Северной Америке, островам Вест-Индии, в Индию и страны Юго-Восточной Азии?
5. Почему Антарктида была открыта и исследована позже других материков? Какие экспедиции впервые достигли Южного Полюса в начале 20 века?
4. Изучение нового («открытие новых знаний»). Организация и самообразование учащихся для дальнейшего усвоения знаний.
Какие материки и океаны оставались малоизученными до 20 века?
Были ли морские суда эпохи Великих географических открытий и времен кругосветных плаваний Дж.Кука специально оборудованы научными приборами и инструментами?
И в 20 веке на карте Земли были еще «белые пятна». В первую очередь – огромные неразведанные районы Арктики и Антарктиды. Эти удаленные земли с суровым, подчас смертельным для человека климатом долгое время были неприступным бастионом для многих экспедиций. Лишь с появлением более совершенной техники попытки обследовать эти районы получили шанс на успех. Были и победы, были и трагедии. В 20 веке были покорены самые высокие горные вершины и самые глубокие океанические впадины.
- Исследования Арктики. Северная полярная область Земли. Май 1937 г – организована научная станция «Северный полюс» на дрейфующей льдине под руководством И.Д.Папанина. Длительность исследования – девять месяцев. Определена глубина воды подо льдом – 4290 м. с 1957 г исследования на дрейфующих станциях становятся постоянными – изучен рельеф дна Северного Ледовитого океана, открыт подводный хребет названный именем М.В.Ломоносова.
- Антарктида. Континент мира и науки. Покрыта льдом толщиной до 4 км, здесь «Полюс холода Земли» и дуют сильнейшие ветры.
Работа с текстом учебника: прочитать стр 35 и ответить на вопрос
Когда начинает работу на Антарктиде наша отечественная научная экспедиция? Каковы результаты исследований?
1956 г – создана антарктическая обсерватория и база исследователей – станция «Мирный». 1957 г – станция «Восток» ( -89,2С), под которой в 1990 –гг обнаружено озеро. В настоящее время действует 45 научных станций, работающих круглый год, в том числе и 5 российских. Антарктида по международному договору не принадлежит ни одному государству, здесь разрешена только научная деятельность.
- Физминутка.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)
Руки в сторону согнули
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
- Изучение Мирового океана.
Беседа: Каково значение Мирового океана? Как измеряют глубины океана? Какова наибольшая глубина океана? Почему необходимо изучать океан?
Богатства Мирового океана неисчислимы – большое количество минеральных веществ, океан снабжает сушу пресной водой. Но до сих пор в глубинах остается немало неизвестного. Первыми под воду опустились ныряльщики за жемчугом и морскими губками. Они ныряли без всяких приспособлений и могли находиться под водой несколько минут. Прошло немало времени, чем появились жесткие тяжелые водолазные костюмы – скафандры, соединенные с кораблем шлангом для подачи воздуха и тросом.
Конец 19 века (1872 -1976) – английское судно «Челленджер» начало научные исследования Мирового океана. Над обработкой собранных материалов пришлось трудиться 20 лет!
В 1943 г Жак Ив Кусто (французский океанограф) изобрел акваланг, стал организатором подводных исследований и киносъемок. Под его руководством шесть акванавтов в течении трех недель жили и работали в шарообразном подводном доме на глубине более 100 метров.
Для исследования больших глубин пользуются разнообразными подводными аппаратами. Подводным дирижаблем называют батискаф. На батискафе «Триест» в 1960г швейцарский ученый Жак Пикар с помощником впервые погрузились в Марианском желобе на глубину около 11 000 м.
В России океанографические исследования проводились на судне «Витязь», которое совершило 65 научных рейсов в разные моря и океаны, измерена глубина самой большой впадины на Земле – Марианского желоба ( 11 022 м). С 1979г «Витязь» не совершает плаваний, сейчас это музей.
- Изучение земли из космоса. 1957 г – запущен первый искусственный спутник Земли; 12 апреля 1961г – первый полет человека в космос, Юрия Гагарина; 1969 г – путешествие двух американских астронавтов по поверхности Луны. Зачитать стр 36 какой увидел Землю Ю.Гагарин.
Каким способом можно получить фотографическое изображение крупных участков земной поверхности?
На околоземной орбите находится несколько десятков спутников, занимающихся съемкой земной поверхности. Съемки используются в промышленности и сельском хозяйстве, при составлении карт погоды.
Работа с текстом. Прочитать статью «Изучение земли из космоса» и ответить на вопросы.
Почему в настоящее время говорят об опасности «космического мусора»? Кому он угрожает?
Найдите и покажите на карте мира районы, где побывали ураганы «Вилма» и «Яси».
Знакомство и работа с космическими снимками. Это карта погоды. Рассмотрите изображения. Узнаете ли вы, какой участок здесь сфотографирован?
5. Закрепление пройденного материала.
1. В каком году и кому принадлежит открытие Антарктиды? Как назывались суда, на которых была совершена экспедиция по открытию Антарктиды?
2. Перечислите природные рекорды Антарктиды.
3. Как называлась первая российская станция, построенная в Антарктиде?
4. Какую антарктическую станцию считают полюсом холода? Какая температура здесь была зафиксирована исследователями?
5.Назовите самую глубокую точку Земли. Как называлось научно-исследовательское судно, на котором измерили эту точку.
6. Куда астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин впервые совершили путешествие?
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели?
- Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке:
Я узнал (а) …
7.Домашнее задание. Прочитать параграф §6. Ознакомиться с картографическим сервисом на Яндекс-картах, узнать каково расстояние от вашего дома до Москвы, за какое время можно проехать это расстояние.
Технологическая карта с дидактической структурой урока.
1. Ф.И.О. учителя: Шахлович Анна Николаевна
2. Класс 6 Дата : 10.10.2016 Предмет- география № урока по расписанию: 1
3. Тема урока: Современные географические исследования
4. Место и роль урока в изучаемой теме: изучение и первичное закрепление новых знаний
Цель урока: ознакомить учащихся с географическими исследованиями в 20 веке, формировать представление о современных исследованиях Арктики, Антарктики и Мирового океана; развитие навыков работы с географическими источниками, картой, терминами.
5. Задачи урока:
Образовательные: приводить примеры географических исследований полярных областей Земли, Мирового океана и изучения Земли из космоса. Учить узнавать по изображениям Земли из космоса географические объекты.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения
6. УУД: Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
7. Планируемые результаты: Предметные:
- Знать – основные направления исследований полярных районов земли, этапы изучения мирового океана и начала изучения космоса
- Уметь – описывать трудности современных исследований; работать с картами атласа, учебным текстом и рисунками учебника.
Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
8. Основные понятия: полярные районы земли, Арктика, Антарктика, Мировой океан, дрейф, «Полюс холода», космические снимки.
9. Метапредметные связи: история, экология.
10. Используемый УМК: А.А.Летягин,«География. Начальный курс. 6 класс» – учебник. М «Вентана-Граф».2015г,
рабочая тетрадь по географии 6 класс «Дневник географа-следопыта»; карта полушарий мира и атласы по географии 6 класс.
11. Вид используемых на уроке средств ИКТ ( универсальные, ОЭР на CD – ROM, ресурсы сети Интернет): мультимедиа, презентация «Современные географические открытия»
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для Учащихся, выполнение которых Приведет к достижению Планируемых результатов | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Записать полученную фразу в тетрадь | Предлагает узнать понятие: компоненты природы и их свойства, которые используются в хозяйственной деятельности человека | Учащиеся предполагают тему урока ( ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ) | Формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира | Личностные УУД Перерабатывать информацию для получения необходимого результата |
Проверка дом.задания | Ответить на вопросы перед параграфом 53. Оценивают правильность выполнения заданий | Систематизирует информацию | Работа с учебником, осмысление вопросов, ответ на проблемный вопрос: Какие компоненты природы являются природными ресурсами? Менялись ли со временем представления людей о природных ресурсах? | Первичные навыки использования информации о богатствах природы и их использовании | Личностные УУД Умение логически рассуждать, делать выводы Регулятивные УУД Умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку своих одноклассников |
Изучение нового материала | 1.По иллюстрациям ( картинкам) с разными природными условиями составить краткий рассказ о природе как источнике существования человека 2. Составляют схему в тетради «компоненты природной среды» 3.Формируют собственное целеполагание – составляют план изучения природных ресурсов 3.1. приводят свои примеры 3.2. размещают, систематизируют примеры природных ресурсов по группам Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы; Возобновимые, невозобновимые 4.Работа с текстом учебника «Принципы рационального использования природных ресурсов» 5. Работа с физической картой и атласами 6. Работа в группе по учебнику и картам атласа. заполнить таблицу, учащиеся комментируют ответ 7. После просмотра презентации «Воспроизводство природных ресурсов» делают вывод о проблемах охраны и преобразования природы | 1.Предлагает учащимся «нарисовать картину», используя ассоциативный ряд: потребности в пище, воде, одежде, жилье, физическом развитии человека. 2. предлагает составить схему в тетради 3. Знакомит с основным блоком информации в виде смысловых блоков. Стр. 263-264 3.1. значение природных ресурсов в жизни человека 3.2. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы; Возобновимые, невозобновимые 4. Непосредственный контакт с новой информацией: Предлагает изучить материал учебника стр 263 5. Изучение номенклатуры территории страны . Рассказывает и показывает на карте России о распределении рек и каналов по Европейской и Азиатской части … 6. Делит класс на четыре группы: 1-я группа «лесные ресурсы», 2-я группа – «почвенные ресурсы» 3-я – «топливные ресурсы» 4-я – минеральные рудные ресурсы» Предлагает учащимся самостоятельно найти в учебнике информацию о неравномерном их распределении и хозяйственном использовании ресурсов 7. С помощью презентации знакомит учащихся с работой по лесопосадкам, рыборазведении, мелиорацией, рекультивацией, очистке промышленных стоков и выбросов в атмосферу | 1.По составленным картинам определить влияние природной среды на человечество 2. разделить понятие природная среда на два компонента – природные условия и природные ресурсы 3.ответить на вопросы о «значении природных ресурсов», «виды природных ресурсов» 3.1. Как вы думаете, что раньше стало ресурсом: сила ветра или энергия морских приливов? Как может использоваться ветер в хозяйственной деятельности человека? Когда он превращается в стихийное бедствие? 3.2. Чем земельные ресурсы отличаются от почвенных? В какую группу относятся земельные /почвенные/ ресурсы? Водные, лесные, климатические … 4. выделить характерные черты понятий рациональное и нерациональное природопользование 5. Показать на карте неравномерное распределение по территории России водных, лесных, почвенных, топливных, рудных ресурсов 6. Показать и объяснить на карте неравномерное распределение по территории России ресурсов 7. понимать проблемы рационального использования природных ресурсов выделить отличительные признаки территорий и антропогенные изменения | 1.Выделять существенные признаки понятия «природная среда» 2. понимать различия между понятиями природная среда, природные условия, природные ресурсы 3. знать классификацию природных ресурсов 4. понимать различия между понятиями 5. основы картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения 6. совмещать краткую характеристику территории с раскрытием связей между природными компонентами 7. выделять главное, иметь первичные навыки представления о мерах по сбережению и экономному использованию ресурсов | Личностные УУД Проводить анализ информации, развивать творческие способности, воображение, уметь выражать свои мысли. Регулятивные УУД: Умение строить свою деятельность. Познавательные УУД: пробуждать интерес к поиску ответа в ходе работы с учебным материалом; Знаково-символические (работа с учебником, у карты, извлечение нужной информации) Коммуникативные УУД: Умение слушать, вести диалог, работать в группе Метапредметные УУД Умение самостоятельно планировать пути достижения целей |
Закрепление нового материала | 1.Работа с текстом заданий ОГЭ и терминами | 1.предлагает выполнить задания из сборника тематических тестов ОГЭ по географии 2. проверяет усвоение учащимися изученной темы. Фиксирует возникшие затруднения | 1.решают тесты | 1.Давать определение понятий и оценку рационального и нерационального природопользования | Коммуникативные УУД Умение точно и полно выражать свое мнение Познавательные УУД: Закрепление и углубление знаний Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность и оценивать результаты своей деятельности |
Контроль | 1.Учащиеся зачитывают и комментируют ответы 2.Оценивают правильность выполнения задания | Организует повторение изученного материала | Взаимопроверка выполненного теста в рабочей тетради | Основополагающие знания о природных ресурсах | Коммуникативные УУД Умение точно и полно выражать свое мнение Регулятивные УУД: Умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку своих одноклассников |
Рефлексия | Закончить предложения | Предлагает дать оценку своим знаниям | Я не знал (а) о том, что… Я бы хотела прочитать о … Выполнение заданий помогло мне… Теперь я знаю, что… | Регулятивные УУД Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять конроль своей деятельности в процессе достижения результата Коммуникативные УУД: Умение полно и точно выражать свою мысль | |
Домашнее задание | Записывают задание в дневнике | Объясняет, как надо выполнить задание | 1.Прочитать параграф 53 2.составить схему в тетради «воздействие атмосферных загрязнений на организм человека» | Возникновение экологических проблем | Метапредметные УУД: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"
Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА « Отрезок. Прямая. Луч»
На уроке вводятся понятия: отрезок, прямая, луч. Цель урока: научить учащихся строить отрезок и прямую по двум точкам. Научить определять принадлежность точки отрезку, прямой, лучу. Продолжить р...
План-конспект и технологическая карта урока по теме " Daily Routine" ( УМК " Spotlight" 5)
Урок посвящен подготовке к контрольной работе ( Test № 5), повторению и закреплению грамматического материала Present Simple/Present Continuous, закреплению и повторению лексики по теме "...
План- конспект и технологическая карта урока английского языка в 8 классе по теме "Взгляд в будущее"
Данный материал может быть использован для проведения урока английского языка в 8 классе по теме "Look to the future" . Учебник "Forward 8", авторы: M.Verbitskaya, S.McKinlay, B.Hastings, O.Mindrul...
План-конспект и технологическая карта урока ФК в 9 классе
Размещены план-коспект и технологическая карта урока ФК по теме "Баскетбол"...
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ОТ ПЛАНА - КОНСПЕКТА К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ УРОКА
Презентация к выступлению на методическом объединении учителей иностранного языка...
Методический материал-План-конспект и Технологическая карта урока "Food and drinks" ( 6 кл. тема "Еда и напитки")
Урок формирования коммуникативных навыков речи, навыков монологического высказывания по плану/образцу, грамматических навыков использования в речи much/many, повторения и закрепления новых лексических...