ПЛАН-КОНСПЕКТ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА « Отрезок. Прямая. Луч»
план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему
На уроке вводятся понятия: отрезок, прямая, луч. Цель урока: научить учащихся строить отрезок и прямую по двум точкам. Научить определять принадлежность точки отрезку, прямой, лучу. Продолжить работу над развитием навыков устного счёта. Повторить чтение многозначных чисел, меры длины, задачи на движение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 432 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
« Отрезок. Прямая. Луч»
ФИО (полностью) | Останкова Наталья Исмаиловна | |
Место работы | МБОУ СОШ № 101 г.о. Самара | |
Должность | Учитель | |
Предмет | Математика | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | Отрезок. Прямая. Луч. 2 урока в теме | |
Базовый учебник | "Математика", Зубарева И.И., Мордкович А.Г.: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2010 г. |
Цели урока:
Цель урока: ввести понятия: отрезок, прямая, луч. Научить учащихся строить отрезок и прямую по двум точкам. Научить определять принадлежность точки отрезку, прямой, лучу. Продолжить работу над развитием навыков устного счёта. Повторить чтение многозначных чисел, меры длины, задачи на движение.
Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД)
- сформировать у учащихся основы элементарных понятий: отрезок, прямая, луч;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- структурирование знаний. Подведение под понятие;
- использование знаково-символических средств, общих схем решения;
- выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить свои высказывания.
развивающие (формирование регулятивных УУД)
- планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
- выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой
- активности;
- развивать логическое мышление, интерес к изучению математики;
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
- контроль и оценка процесса и результатов действия.
- планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- учить классифицировать факты, делать обобщающие выводы
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- воспитывать ответственность и аккуратность;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- воспитывать ответственность и аккуратность;
- формирование умения проверять результаты деятельности;
- развивать умение дискуссионной работы.
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
Необходимое оборудование: Компьютерный класс, проектор, учебники по математике, раздаточный материал ( карточка устного счета), ЭОР
Урок №№ 9-10
Время: 80 мин
Ход урока.
- Организационный момент.
- Устный счёт с выходом на тему урока
- Прочитайте числа: 180000509, 300001700, 608600005003
Слайд № 1. Даётся время для прочтения про себя. После этого по щелчку мышки числа последовательно увеличиваются. Учитель просит учеников их прочитать вслух.
- Выразите в дециметрах: 50 см, 230 см, 67 м, 800 м.
- Выразите в метрах : 600 см, 30 дм, 2 км, 12000 мм.
Слайд № 2. Перед учащимися появляются сразу все задания. Даётся время на размышление. По щелчку мыши последовательно появляются верные ответы.
- Слайд № 3. Таблица перевода мер длины. Ещё раз напоминаем учащимся о связях между мерами длины.
- Решить все примеры в карточках, расположить ответы в порядке возрастания, прочитать три слова, которые являются темой нашего урока
Учитель оценивает работу учеников во время устного счёта. Записывает тему на доске
- Изучение и первичное закрепление нового материала.
- Фрагмент видео-урока с иллюстрацией понятий отрезок, прямая, луч.
- Введение понятия отрезка(№70)
Учитель: Если к точкам А и В приложить линейку и по ней провести от А к В линию, то получится отрезок АВ.
Учитель: Начертите в тетрадях отрезок АВ. Запишите « Отрезок АВ».
Учащиеся чертят в тетрадях отрезок АВ. Записывают « Отрезок АВ».
Учитель: Точки А и В называют концами отрезка АВ. Как иначе можно обозначить отрезок АВ? (ВА)
- Введение понятия прямая. (№70)
Учитель: Начертим отрезок CD и продолжим его по линейке в обе стороны. Получим прямую CD, которую обозначают «прямая CD» или «прямая DC»
Учащиеся выполняют задание учителя.
Учитель: « Как вы думаете, сколько прямых можно провести через две точки? (Одну)
Учитель: Прямая не имеет концов. Она неограниченно продолжается в обе стороны.
- Введение понятия луча.(№70)
Учитель: Рассмотрим прямую АВ. Точка O делит прямую АВ на две части. Каждую из этих частей называют лучом. Точку O называют началом этих лучей. Конца у луча нет. Лучи обозначают « луч OА» и « луч OВ». Обратите внимание, сначала называют начало луча»
Учащиеся выполняют задание учителя, учитель контролирует выполнение задания учениками.
- Два ученика у доски, остальные в тетради выполняют № 72(а), 72(б), решение фронтально обсуждается
- Физкультминутка. (2 мин)
- Ребята, улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше – выше потянулись.
Ну – ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
- Закрепление изученного материала.
- Демонстрируется презентация №73, ставится проблемный вопрос,
проводится обсуждение, делаются выводы.
- Учащиеся индивидуально на ПК выполняют лабораторную работу ЭОР (П) с самоанализом результата учебной деятельности.
- Повторение.
- Демонстрируется презентация №75, ставится проблемный вопрос,
проводится обсуждение, делаются выводы. Решают № 75 с
самопроверкой.
- Учащиеся решают задание № 76 в тетрадях самостоятельно, взаимопроверка.
- Подведение итогов 1 урока
- Организационный момент.
- Устный счёт
- Демонстрируется презентация работы над развитием навыков устного счёта. Отрабатываются навыки нахождения неизвестного слагаемого. (Пропедевтика №79, 80)
- Закрепление изученного на 1 уроке
Устно отвечают на вопросы презентации 2. Проверяют ответы, комментируют и проговаривают правила
- Изучение нового материала, первичное осмысление и закрепление знаний
Определение принадлежности точек отрезку.
- Перед учащимися появляется слайд № 4.
Учитель: Как вы думаете, какие точки лежат на отрезке ЕF? (E,N,M,F)
Учитель: В тетрадях отметьте и обозначьте две точки, которые лежат на отрезке АВ и три точки, которые не лежат на АВ.
- Учащиеся выполняют задание учителя. Учитель контролирует и корректирует решения учащихся. Определение принадлежности точек прямой.
Слайд № 5. Учитель: Какие из точек лежат на отрезке КL и на прямой KL? (K,G,L)
Учитель: Отметьте и обозначьте три точки, которые лежат на прямой CD и две точки, которые на ней не лежат.
Учащиеся выполняют задание учителя. Учитель проверяет правильность.
- Определение принадлежности точек лучу.
Слайд № 6. Учитель: Какие из точек лежат на луче MN?(M,N,Q,S)
- Графический диктант
- Физкультминутка.
- Повторение.
Выполняют задания №78 самостоятельно взаимопроверка, №79 устно по цепочке, №82 по цепочке на доске, запись в тетради
- Организация контроля
Выполнение самостоятельной работы на компьютере. Анализ результатов контроля по статистике ЭОР 04 (К)
- Подведение итогов урока, оценивание знаний
Домашнее задание
- Подводим итоги урока. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. (Рефлексия)
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
- Запись домашнего задания: п.4, № 71, № 77, № 80,№83. Доп№86
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
№ | Этапы 1 урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Формируемые УУД | |||
Познаватель- ные | Регулятивные | Коммуникатив- ные | Личност- ные | ||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Организационный момент | Приветствие учащихся; организация обмена тетрадей; проверка готовности класса к уроку; организация внимания. | Учащиеся сдают тетради, получают проверенные, записывают число, классная работа | 3 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Умение выделять нравственный аспект поведения | |
2 | Актуализация знаний Устный счет | Слайд 1 – 3 | Демонстрирует презентацию Проводит работу над развитием навыков устного счёта. Учитель предлагает решить все примеры в карточках, расположить ответы в порядке возрастания, прочитать три слова, которые являются темой нашего урока Вместе с учениками определяет цель урока | В беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, Повторяют чтение многозначных чисел, меры длины Учащиеся решают примеры, записывают тему урока в тетрадь. | 3 4 | Анализ объектов с целью выделения признаков. | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом |
3 | Изучение нового материала, первичное осмысление и закрепление знаний | Модуль 1 – 7 | Демонстрирует фрагмент видео-урока, иллюстрирующий вводимые понятия. Задает вопросы, подводящие к определению понятий. Комментирует, направляет работу учащихся. Ставит проблемные вопросы. Организует методическое сопровождение и фронтальное обсуждение решения | Учащиеся смотрят слушают и анализируют видеоматериал, в беседе с учителем осмысливают и формулируют определения, записывают в тетрадь. Выполняют задание №70, используя учебник, проводят построения, делают выводы, проверяют их правильность, записывают в тетрадь. Два ученика у доски, остальные в тетради выполняют № 72(а), 72(б), решение фронтально обсуждается | 5 5 | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Подведение под понятие | Целеполагание, выдвижение гипотез Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи | Умение слушать и вступать в диалог Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) | Проявление терпения и аккуратности при построении чертежей |
4 | Физминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | 2 | Планирование своей деятельности | Умение слушать | Осознание ценности здоровья | ||
5 | Закрепление нового материала | Слайд 3 | Демонстрирует презентацию Постановка проблемного вопроса. Организует индивидуальную исследовательскую работу учащихся с интерактивной моделью. | Решение задания № 73 Выполняют лабораторную работу с самоанализом результата учебной деятельности. | 6 | Анализ объектов и синтез | Контроль изученного материала | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику |
6 | Повторение | Слайд 1 – 2 | Демонстрирует презентацию №75 Ставит проблемные вопросы. Организует методическое сопровождение и взаимопроверку решения | Решают № 75 с обсуждением, комментариями и самопроверкой. Решение задания № 76 в тетрадях самостоятельно, взаимопроверка. | 4 5 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи. | Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом |
7 | Подведение итогов 1 урока | Вносит корректировку в ответы учащихся Дает возможность самим ученикам оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием. Рефлексия. | Подводят итог урока, оценивают себя своих товарищей | 3 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Ориентация в межличностных отношениях |
№ | Этапы 2 урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Формируемые УУД | |||||
Познаватель- ные | Регулятивные | Коммуникатив- ные | Личност- ные | ||||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
8 | Организационный момент | Организация внимания учащихся | Включение в деловой ритм урока Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. | 2 | Смыслообразование | ||||||
9 | Устный счёт | Демонстрирует презентацию Проводит работу над развитием навыков устного счёта. (Пропедевтика №79, 80) | Отрабатывают навыки нахождения неизвестного слагаемого. | 3 | Анализ объектов с целью выделения признаков. | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом | |||
10 | Закрепление изученного на 1 уроке | Слайд 1 – 2 | Демонстрирует презентацию Демонстрирует ответы Комментирует и направляет работу учащихся | Устно отвечают на вопросы Проверяют ответы, комментируют и проговаривают правила, выставляют себе оценку | 5 | Выделение и формулирование познавательной цели. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | Умение слушать и вступать в диалог | Установление связи между целью деятельности и ее мотивом | ||
11 | Изучение нового материала, первичное осмысление и закрепление знаний | Слайд 4 – 6 | Демонстрирует презентацию Ставит проблемные вопросы. Комментирует и направляет работу учащихся Проводит графический диктант | Обсуждают вопросы принадлежности точек прямой, отрезку, лучу. Один ученик на обратной стороне доски, остальные в тетради выполняют графический диктант, проверяют правильность выполнения. | 5 4 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, моделирование | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности | Самоопределение | ||
12 | Физминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) | 2 | Планирование своей деятельности | Умение слушать | Осознание ценности здоровья | ||||
13 | Повторение ранее изученного материала | Комментирует, направляет работу учащихся. Демонстрирует ответы | Выполняют задания №78 самостоятельно взаимопроверка, №79 устно по цепочке, №82 по цепочке на доске, запись в тетради. | 8 | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Подведение под правила | Целеполагание, выдвижение гипотез Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи | Умение слушать и вступать в диалог Коллективное обсуждение проблем (при необходимости | Проявление терпения и аккуратности при построении чертежей | |||
14 | Организация контроля | Организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся с динамической моделью. | Выполнение самостоятельной работы на компьютере. Анализ результатов контроля по статистике | 7 | Выбор оснований и критериев для сравнения | Контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоению. | Самоопределение | ||||
15 | Подведение итогов урока, оценивание знаний Домашнее задание | Оценивает качественную работу класса и отдельных учащихся Рефлексия. Задает дифференцированное домашнее задание | Подводят итог урока, оценивают себя своих товарищей Учащиеся записывают домашнее задание | 3 | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция | Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка | Нравственно-этическая ориентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока «Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир».
«Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир»....
Технологическая карта урока ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ
ЗАЧЁТ № 3 геометрия 7 класс.Тема: «ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ»...
Технологическая карта урока "Волейбол. Прямой нападающий удар".
Технологическая карта урока физкультуры в 6 классе...
Технологическая карта урока "Параллельность прямой и плоскости" 10 класс
Проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ) и технологии деятельностного метода...
Технологическая карта урока "Параллельность прямой и плоскости" 10 класс
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)...
технологическая карта урока "Нижняя прямая подача, прием мяча с подачи."
Цель урока: Совершенствовать технику выполнения приема мяча с подачи, нижней прямой подачи...
Технологическая карта урока "Координатная прямая" 6 класс
Технологическая карта урока "Координатная прямая", 6 класс, учебник Виленкин Н.Я....