Методическая разработка интегрированного урока математики и информатики по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций»
план-конспект занятия по алгебре (10 класс)
Цель урока: формирование знаний по теме на основе математики и информатики одновременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_integrirovannogo_uroka_matematiki_i_informatiki.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка интегрированного урока математики и информатики
по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций»
Тема урока: «Преобразование графиков тригонометрических функций»
Тип урока: урок формирования новых знаний на основе исследовательской работы.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель урока: формирование знаний по теме на основе математики и информатики одновременно.
Задачи урока.
Коррекционно-образовательные:
- создать условия на уроке для понимания обучающимися причин изменений графиков тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов;
- показать внедрение компьютерных технологий в обучение математике, интеграцию двух предметов-алгебры и информатики;
- формировать навыки использования КТ на уроках математики.
Коррекционно-развивающие:
- обеспечить развитие познавательного интереса у обучающихся;
- обеспечить развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.
Коррекционно-воспитывающие:
- помочь воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие;
- научить отстаивать свою точку зрения.
Техническое обеспечение:
- компьютеры с установленной средой программирования,
- мультимедиапроектор,
- индивидуальный раздаточный материал: задания для групп, карточки с заданиями для самостоятельной работы,
- презентация по теме: «Преобразование графиков тригонометрических функций»,
- шаблоны графиков, цветные карандаши.
Структура урока
Части, блоки | Время |
Организационный момент. Целеполагание. | 2 мин |
«Математическая разминка» | 3 мин |
Проверка домашнего задания по информатике | 3 мин |
Актуализация знаний по презентации | 2 мин |
Постановка проблемного вопроса | 2 мин |
Исследовательская работа на компьютерах | 15 мин |
Демонстрация результатов | 8 мин |
Домашнее задание | 1 мин |
Рефлексия (цветовая) | 2 мин |
Итоги | 2 мин |
- Организационный момент. Постановка целей урока.
УМ (учитель математики): здравствуйте, ребята. Сегодня у нас интегрированный урок математики и информатики. Тема урока: «Преобразование графиков тригонометрических функций».
Тип урока: урок формирования новых знаний на основе исследовательской работы.
Ребята, как вы думаете, каково цель этого интегрированного урока? (говорят дети)
Слайд 1.
УИ (учитель информатики): Ребята, вы все видите, какими семимильными шагами развиваются ИТ. Перед школьным образованием стоит проблема-подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных ИТ обучения.
УМ: Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Давайте попробуем.
- «Математическая разминка»
УИ: Инструкция: каждому заданию соответствует буква. Каждой из этих букв соответствует верный результат. При правильном совпадении ответов и букв у вас должно получиться слово.
Слайд 2.
НАЙДИТЕ:
К Область определения функции у=3 -1
А у максимум, если у=4
И Наименьший положительный период функции у=5
К Область значений у=0,5
Н Укажите, какой цифрой обозначена область легенды
И Наименьший положительный период функции у=0,5
В В ячейке записана формула = Какое сообщение выдаст Excel?
С Какой клавишей надо воспользоваться, чтобы ввести формулу?
Й Какой кнопкой надо воспользоваться, чтобы удалить данные?
4 | |
R | |
#дел\0! | |
П | |
2 | |
= | |
R | |
П | |
х | |
А | 4 |
К | R |
В | #дел\0! |
И | П |
Н | 2 |
С | = |
К | R |
И | П |
Й | х |
Учащиеся показывают результаты.
(Слайд 3 с фотографией Аквинского)
УМ: получилось имя философа Фомы Аквинского, который сказал:
«Знания – столь драгоценная вещь, что их не зазорно добывать из любого источника»
Слайд 4
- Актуализация знаний.
УИ: Ребята, откройте, пожалуйста, файлы со своей домашней работой. Вы должны были построить графики квадратичной функции при различных коэффициентах.
- В какой программе вы работали?
- Какими объектами программы вы пользовались при построении?
- А что такое диаграмма?
- Какие возможности Excel вам помогли в работе?
- Что такое автозаполнение и как выглядит маркер автозаполнения?
- Можете ли вы сказать, что программа Excel позволяет построить несколько графиков функций и провести их исследование быстрее, чем вручную?
(Слайды с параболами)
Просмотр презентации по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций».
- Постановка проблемного вопроса.
УМ: как все было просто с квадратичной функцией! Автоматично… Но мы изучили тему «Графики тригонометрических функций» и должны научиться их преобразовывать.
(Слайд с проблемой)
Проблема, которую мы должны решить сегодня – как вид графика зависит от коэффициентов, вводимых в функцию, и не поможет ли нам в этом именно квадратичная функция?
УИ: Используя алгоритм построения графиков функций, по которому вы работали дома при построении графиков квадратичной функции в зависимости от коэффициентов к графикам тригонометрических функций.
- Исследовательская работа на компьютерах.
(слайд с заданиями)
Задания для исследовательской работы:
1 группа
Постройте графики функций данного вида и проследите как изменяется вид графика в системе координат в зависимости от коэффициентов.
Y= sin x +b, (рассмотреть случаи для b>0 и b <0 )
(рассмотреть случаи для b>0 и b<0 )
На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков тригонометрических функций.
2 группа
Постройте графики функций данного вида и проследите как изменяется вид графика в системе координат в зависимости от коэффициентов.
Y= sina x, (рассмотреть случаи для а>1 и 0 0)
На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков тригонометрических функций.
3 группа
Постройте графики функций данного вида и проследите как изменяется вид графика в системе координат в зависимости от коэффициентов.
Y= sin (x+b), (рассмотреть случаи для b>0 и b<0 )
На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков тригонометрических функций.
(Слайд словарь урока)
- Демонстрация результатов
С помощью локальной сети и мультимедийного проектора группы демонстрируют результаты своей работы, делают выводы.
При объяснении должны быть использованы термины, выведенными на слайде: параллельный перенос на вектор (0;b) вдоль оси ординат, растяжение вдоль оси ОХ, параллельный перенос вдоль оси абсцисс на вектор (а;0).
(Слайды с выводами)
Вывод 1 группы: Для построения графика функции Y=Sinx+b, надо перенести график Y=Sinx на вектор (0,b), если b>0 или на вектор (0; -b), если b<о.
Вывод 2 группы: Для построения графика функции Y=sin ах надо подвергнуть график функции y= sin х растяжению с коэффициентом а. Замечание: Если 0 <а<1 то растяжение с коэффициентом а часто называют сжатием.
Вывод 3 группы: График функции у=sin(x+b) получается из графика у=sinx переносом вдоль оси абсцисс на вектор (b;0) если b<0, или на вектор (-b;0), если
b> 0.
Другие учащиеся записывают результаты исследований и выводы в тетрадь.
(После объяснения учащегося должен появиться слайд с теорией для записей)
Физкультминутка.
- Закрепление (самостоятельная работа, выполняемая с помощь шаблонов в тетрадях)
Построить графики функций: у = sin x+2, y= sin2x.
- Самопроверка на компьютерах, самооценка.
- Творческое задание.
Какое из свойств тригонометрических функций вы видите в каждой из этих пословиц?
Поднять табличку!
Пословицы и поговорки
- Декабрь год кончает, а зиму начинает.
- У дороги конца нет.
- Повторенье - мать ученья.
- Не поклонясь до земли, и грибка не поднять.
- Оглядывайся на себя по три раза в день.
- Выше меры конь не скачет.
Таблички - заготовки:
- периодичность,
- непрерывность,
- симметричность,
- наличие максимумов и минимумов,
- безграничность D(f)
- ограниченность Е(f)
(слайд с домашним заданием)
- Домашнее задание.
По математике: §2, п.3, стр. 23-27, преобразования знать, Nº 48 (б), Nº50 (а.в)
По информатике: построить синусоиду расчёта своей физической и умственной активности по формуле: у=Sin(2П(t-t0\tk)
- Итог урока.
УИ: Мы сегодня на уроке подтвердили истину восточной мудрости (хочется на это надеяться), которая гласит: скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому, и я пойму. Сегодня вы делали все сами. За это время вы попытались показать ваши знания и умения по двум предметам: алгебре и началам анализа, и информатике.
УМ: Сегодня на уроке вы исследовали математическую проблему с помощью компьютера. Подчеркиваю, вы исследовали с помощью ИКТ.
Начинается век.
Продолжается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никому
Не отдаст человек
Своего превосходства
Самым умным на свете машинам.
Спасибо за урок, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"
Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...
Методическая разработка урока по теме: "Преобразование графика тригонометрической функции у = sin x путем сжатия и расширения"
Представлен ход урока, презентация, лист контроля...
Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"
Функция квадратного корня и её график.Построение графиков функций в электронной таблице Excel...
Разработка интегрированного урока математика и информатика по теме "Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel"
Разработка интегрированного урока математика и информатика по теме "Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel"...
Методическая разработка интегрированного урока математики и физики по теме "Применение производной к решению физических задач"
Данный урок показывает метапредметную связь математики и физики. Выбор данной темы обусловлен её актуальностью. Многие задачи физики решаются с помощью производной. При помощи производной можно найти ...
Методическая разработка интегрированного урока математики и физики по теме "Применение производной к решению физических задач"
Данный урок показывает метапредметную связь математики и физики. Выбор данной тема обусловлен её актуальностью. Многие задачи физики решаются с помощью производной....
Урок по теме "Преобразование графиков тригонометрических функций"
10 класс. Алгебра и начала анализа....