ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЭССЕ «ПРИЗВАНИЕ», статья "Мой путь в профессию"
статья по географии на тему

Хадиева Гузель Иршадовна

Статья "Мой путь в профессию" (Всеросийский конкурс педагогических эссе "Призвание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_put_v_professiyu.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Хадиева Гузель Иршадовна

Учитель географии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»

г. Казань

Номинация: Мой путь в профессию

Учитель – перед именем твоим

Учительская профессия является одной из древнейших. Азы знаний и будущие президенты, и генералы, и профессора – все получают у учителя. Данная профессия одновременно и почетная, и трудная.  К такому выводу я пришла из своего более 20 летнего опыта работы.

Иногда у меня спрашивают, почему и каким образом я стала учительницей. На мой взгляд, здесь главную роль сыграл пример родителей и ближайших родственников. Я родилась в семье педагогов. Поэтому дома часто звучали разговоры о школе, детском саде, учащихся и дошкольниках, о коллегах-педагогах. Слушая их разговоры, уже с детских лет я стала мечтать о педагогической работе. Даже мои игры были связаны детским садом или школой.

Папа, Гафаров И.А., еще до службы в пограничных войсках, работал учителем в сельской школе. Даже его военная служба была, хотя и косвенно, связана педагогической деятельностью, так как он выполнял обязанности  заместителя начальника пограничной заставы по политической части, иными словами, воспитательной работе.

Мама, Гафарова В.Ф., в течение 45 лет работала учительницей, воспитателем детского сада, методистом, заместителем заведующего дошкольным учреждением. Она окончила педагогическое училище. За доблестный труд была награждена  нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», двумя медалями, многочисленными грамотами. Хочу подчеркнуть, что она, еще, будучи школьницей, за хорошую работу в ученической производственной бригаде была награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ТАССР.

Вначале уже упомянула о родственниках. Возвращаясь к данной теме, хочу хотя бы вкратце,  написать и о них. Сестра мамы Гульфия 46 лет работала учительницей татарского языка в нескольких школах республики, а последние 22 года являлась заместителем директора по национальным вопросам школы № 77 г. Казани.

У второй сестры мамы Гульсины стаж педагогической работы составляет 25 лет. Учителями были сестры Феткул бабая (отца мамы) Нажия апа (40 лет), Нуржамал апа (40), Феткулкадыр абый (42), Хабир абый (40), их дети Наиля (30), Ильдар(14), Эльза (40), Юрий (20),  Ильсияр (40), Гелнур (18), Клара (37). К сожалению, многих из них уже нет в живых. Их традиции в наше время продолжают  внуки. Общий педагогический стаж нашей династии составляет более 600 лет. Если прибавить педагогический стаж родственников папы, то эта цифра увеличится.

Об этих родственниках написала специально, потому что при встречах с ними, то ли на малой родине в Дрожжаном, то ли в Казани, при разговорах обязательно не обходили и вопросы обучения, воспитания подрастающего поколения.  Я невольно становилась участницей этих разговоров и во мне, опять и опять, пробуждалось желание стать педагогом.  

        В последующем отца перевели на партийную работу, а через некоторое время назначили заместителем министра народного образования республики. Ему поручили вопросы кадров, дошкольного воспитания, педагогических училищ. Он часто бывал в регионах республики и, после возвращения, рассказывал о педагогах, о работе педагогических училищ, детских садов. Папа неоднократно подчеркивал

        - Будь моя воля, я всех будущих педагогов сначала обязательно обучал бы в педагогических училищах. Там дают хорошие знания, которые нужны будут в будущем для работы в образовательно-воспитательных учреждениях, в том числе учат рисовать, музицировать и т.д.  Ведь  в вузах, в основном, дают знания лишь по специальности.

        Высказывания отца впоследствии стали решающими – я решила сначала поступать в Казанское педагогическое училище. Два года учебы подтвердили слова папы. Я очень благодарна коллективу педагогического училища № 1 (ныне колледж) за те знания, умения и навыки, которые я получила там. Кроме всего мы оформляли специальную папку – «педагогическое портфолио», куда складывали, сделанные руками обучающихся, методические разработки, наглядные  пособия, раздаточные материалы и т.д. Между собой мы его называли «приданое». В самом деле, эта папка была большим подспорьем для начинающего учителя.

        После завершения учебы в училище я поступила на естественно-географический факультет Казанского государственного педагогического института по специальности учитель географии и биологии. Естественно, выпускнице училища  было намного легче, чем вчерашним школьникам. К тому же меня избрали старостой группы.

        Училась я легко. Все предметы, в основном были интересные. Работали с нами опытные преподаватели, имеющие хорошие знания, ученые звания. Особенно мне нравились практические занятия в подшефных школах. Мы сами проводили уроки, скрупулезно готовясь к ним. Посещали уроки опытных учителей-наставников, своих коллег, с последующим анализом. Прекрасные вспоминания оставили в памяти полевые практики, ночные посиделки у студенческого костра.

        После завершения учебы, мне предложили место в аспирантуре. Однако я осталась верна своему выбору – получила направление в школу № 54 г. Казани и стала преподавать географию. Естественно, вначале было трудно. Ведь в учебных программах уроков географии, даже тогда, было не так много. Поэтому приходилось писать поурочные планы и готовиться к урокам в нескольких уровнях, то есть в средних и старших классах. Кроме того на меня возложили обязанности классного руководителя.

        В то же время работать было интересно. Установились хорошие отношения с учащимися. Нашла я взаимопонимание и с родителями. Много времени уделяла оформлению кабинета географии. Старания не пропали даром. Кабинет географии нашей школы занял третье место на городском смотре-конкурсе школьных кабинетов. Я была награждена несколькими грамотами и благодарностями.

        Однако жизнь вносит свои коррективы. По семейным обстоятельствам мне пришлось перейти  на работу в СШ № 12 г. Казани. Педагогический опыт, моя коммуникабельность, хотя, это может быть не совсем скромно сказано с моей стороны, позволили мне быстро стать полноправным членом данного коллектива.

        По этому поводу как-то папа сказал:

        - Раньше говорили: «Не хвали самого себя, пусть тебя другие похвалят!» Сейчас уже другое: «Не похвалишь самого себя, когда еще дождешься, чтобы тебя хвалили!»

        Да, к сожалению, времена меняются. Меняется отношение и к учителю, как со стороны правительства, так и общественности, родителей, самих учащихся. Учитель становится бесправным, не защищенным – его могут обзывать, а он не должен и не может на это дать достойный ответ. Некоторые чиновники от образования не хотят понять одну истину, что никакие машины и никогда не заменят живое слово учителя.

        Раньше было по-другому. Всегда буду помнить рассказ отца. В период работы заместителем министра, он побывал на малой родине. В районном центре увидел идущего навстречу своего учителя и спрятал сигарету (тогда он еще, хотя и редко, курил) за спину. Я уверена, что подобное в наше время трудно даже представить.

        К тому же, сегодня учитель «тонет» в бумагах. От него требуют десятки различных отчетов, сведений, и вместо творческой подготовки к занятиям, работы над повышением своего педагогического мастерства, должен заполнять эти бумаги. Хотя и говорят о повышении заработной платы учителей, это мизер и они вынуждены брать нагрузку больше ставки.

        Но я оптимистка. Надеюсь, придет день, когда сбудутся слова одного видного исторического деятеля: «В нашей стране учитель должен стоять на такой высоте, на которой не стоял, не стоит, и не будет стоять ни в одной капиталистической стране!»        

        Иногда у меня спрашивают:

        - Гузель Иршадовна, какую бы выбрали профессию, если можно было бы все начать заново?

        На это всегда с улыбкой отвечаю словами известной песни:

        -  Если бы я могла снова начать, то бы выбрала опять, бесконечные хлопоты эти…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе. Мой долгий путь в профессию.

Эта работа принимала участие в конкрсе "Состоявшиеся в профессии" в Сети творческих учителей". В ней рассказывается о непростом пути, который я прошла прежде, чем стала учителем.  Очень приятно, что я...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии, развитию речи и рисованию с использованием электронных образовательных ресурсов по теме «Овощи моего огорода» на IV Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Формула будущего

Образовательные цели:закрепить и расширить обобщенные представления детей об овощах, о их внешнем виде, сборе урожая;упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.Развивающ...

Диплом "Всероссийский конкурс педагогического мастерства"

Диплом "Всероссийский конкурс педагогического мастерства"...

Материалы для муниципального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2021»

Материалы для  муниципального этапа Всероссийского конкурса  «Педагогический дебют-2021»...

Материалы для муниципального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2021»

Материалы для  муниципального этапа Всероссийского конкурса  «Педагогический дебют-2021» https://yadi.sk/d/iMksAPx5VX84xA...