Технологическая карта урока Климатические пояса 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Технологическая карта урока для 7 класса на тему: "Климатические пояса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshcheniya_i_sistematizatsii_7_klass_klimaticheskie_poyasa.docx | 48.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор | Гирфанова Лилия Ильдаровна | |||||||||||
Предмет | География материков и океанов 7 класс | |||||||||||
Раздел | Атмосфера и климаты Земли | |||||||||||
Тема изучения | Климатические пояса | |||||||||||
Тема урока | Климатические пояса Земли | |||||||||||
Тип урока | Урок обобщения и систематизации | |||||||||||
Цель урока | Повторить и обобщить знания о климатических поясах; формирование практических умений использовать наглядный материал как источник информации: формирование умений школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; формирование познавательного интереса к географии. | |||||||||||
Основное содержание темы | Климатические пояса Земли. Экваториальный пояс. Субэкваториальный пояс. Умеренный пояс. Субтропический пояс. Арктический и антарктический пояса. Субарктический и субантарктический пояса. Климат и человек. | |||||||||||
Термины и понятия | «атмосфера», «климат», «пояс», «тропосфера», «ветер», «испарение», «влажность». | |||||||||||
Образовательные результаты | ||||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||
Осознать готовность к самообразованию и самовоспитанию Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости. Осознавать ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира | Познавательные УУД: - Поиск и выделение необходимой информации - Определение стратегии работы с текстом; структурирование знаний, сравнение, классификация. - Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. - Понимание, обобщение и интерпретация информации, представленной в рисунках, схемах, графиках и таблицах Регулятивные УУД: - Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно - Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - Выполнение учебных действия в материализованной форме, учитывание алгоритмов и правил в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. - Умение использовать речь для регуляции своей деятельности. - Осуществление само- и взаимоконтроля и коррекции своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами). Коммуникативные УУД: - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия - Установление рабочих отношений в группе, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера - Представление информации, сообщение ее в письменной и устной форме; - Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений - Координирование собственного мнения и позиции с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего мнения в совместной деятельности |
| ||||||||||
Организация образовательной среды | ||||||||||||
Ресурсы | Демонстрации, лабораторные и практические работы | Технологии | Межпредметные и метапредметные связи | Формы работы | ||||||||
Информационный материал:
Интернет-ресурсы: – Интерактивный материал: настенные физические карты мира (полушарий) и России | – | Технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение | Климатология: определение погоды | Групповая (Г), Индивидуальная (И) | ||||||||
Организация деятельности по достижению образовательных результатов | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (6 минут) | ||||||||||||
1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (2 мин.): Настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих 2. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (2 мин.): Загадывает загадку: Есть ли, дети, одеяло, Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило, Да притом не видно было? Ни сложить, ни развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет? Все предыдущие уроки мы изучали атмосферу. Сегодня наша задача подвести итог всему, что узнали на уроках. 3. Дает целевую установку (2 мин.): предлагает ответить на вопрос: - Какова цель нашего урока? Редактирует и озвучивает цель урока | Готовятся к уроку. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя. Сообщают отсутствующих Проявляют интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя Формулируют цель урока | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений Выдвигают гипотезу и обосновывать ее, Соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе, Строить логическую цепь рассуждений Устанавливают причинно-следственные связи | Планировать свою деятельность Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Слушать в соответствии с целевой установкой. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности | Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений. Уметь выражать свои мысли | Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности Проявлять устойчивый познавательный интерес Проявлять устойчивый познавательный интерес | |||||||
II. Основная часть: контроль и коррекция (33 минут) | ||||||||||||
1. Систематизация материала (12 мин) – А теперь я буду читать вам стихи, а вы должны отвечать “Нет” или “Да”. Что такое атмосфера? Может, это литосфера? – Нет! Может, это гидросфера? – Нет! Может, это просто точка? – Нет! Значит это оболочка? – Да! (Е.В. Бровко) Работа с карточками (приложение1) 2. Обобщение (20 мин.): Предлагает разделиться на три команды и выполнить задания. (Приложение2, Приложение3) Рассказывает условия игры.В ходе игры каждая группа будет получать жетоны. По окончанию конкурса будем подсчитывать количество жетонов и заносить результаты в таблицу на доске, всем будут видны результаты. Если команда не сможет ответить на вопросы, есть возможность у других команд заработать дополнительный жетон. 3. Выводы (3 мин.): Обсуждение итогов игры, подсчитывание жетонов, оценка работы команд, выставление отметок | Отвечают на вопросы в стихотворении, работают с карточками-заданиями (И) Делятся на команды, выбирают карточки, отвечают на вопросы, зарабатывают для команд жетоны(Г). Контролируют процесс подсчета жетонов, самооценка командами своей работы. | Устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах Соотнесение данных друг с другом , Соотнесение данных друг с другом , Осуществление самоконтроля и коррекции своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами). | Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания Осуществлять самоконтроль процесса выполнения задания Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь. Установление рабочих отношений в группе, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера Установление рабочих отношений в группе, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений | Понимать границы собственного знания и «незнания». Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию Осознать готовность к самообразованию и самовоспитанию Осознать готовность к самообразованию и самовоспитанию | |||||||
III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (4 минут) | ||||||||||||
1. Подводит итоги урока. 2.Осуществляет рефлексию: Сообщает, что провели урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Атмосфера и климаты земли». Просит закончить предложения: Сегодня на уроке: - я узнал… - я научился… - мне было легко… - мне было сложно… 3. Задает домашнее задание: 1. Составить синквейн по пройденному разделу | Отвечают на вопрос и на листочке с тестом дописывают предложения. Записывают домашнее задание в дневник | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах | Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами. | Представлять информацию в письменной и устной форме | Формировать адекватную позитивную самооценку |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вариант 1.
Найдите соответствие
а) Кучевые облака 1. Появляются во все сезоны года
Б) Слоистые 2. Можно увидеть только в теплое время года.
в) Перистые 3. Похожи на белые волокна
4. Похожи на белые куски ваты
5. Приносят ливни и грозы
6. Наблюдаются в пасмурную погоду
Вариант 2.
Установите соответствие
а) 22 июня 2. Солнце в зените над экватором
б) 23 сентября 2. Солнце в зените над южным тропиком.
в) 22 декабря 3. Солнце в зените над северным тропиком
г) 21 марта 4. День солнцестояния
5. День равноденствия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проведение чемпионата.
1. Блиц-турнир.
– Команды получают карточки с вопросами, время на подготовку 5 мин, команда подготовившая ответы раньше поднимает сигнальную карточку.
1 группа
Расскажите о строении атмосферы? (тропосфера 0–20 км, стратосфера 20–55 км, верхние слои атмосферы – 55 км.)
Как высчитывается среднесуточная температура?
Что такое ветер? (движение воздуха в горизонтальном направлении)
Что называется насыщенным воздухом? (воздух который не может вместить больше водяного пара, чем он содержит)
2 группа
Каков состав воздуха атмосферы у поверхности земли? (азот, кислород, инертные газы, углекислый газ, водяной пар, случайные примеси: пыль, аммиак, сернистый газ)
Что такое атмосферное давление? (сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы)
Что называется бризом? (ветер который возникает на берегу моря, дважды меняет направление в течение суток днем – с моря на сушу, ночью – с суши на море)
Какие виды облаков вы знаете? (слоистые, кучевые, перистые ит.д.)
3 группа
Какие способы изучения атмосферы вы знаете? (метеорологические станции, радиозонды, метеорологические ракеты, искусственные спутники, наблюдения космонавтов).
Что такое абсолютная влажность? (количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха).
Из каких облаков выпадает дождь? (слоистые, кучево-дождевые, слоисто-кучевые)
Что такое погода? (состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-то промежуток времени (сутки, месяц, сезон).
2. Поэтические строки.
– О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках? Определите с помощью шкалы Бофорта
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.
Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва.
А.С. Пушкин
И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его называли ветрило! Ветрище!
С. Михалков
Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, на дрожат листы…
М.Ю. Лермонтов
Буря воет в саду, буря ломится в дом,
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать садила…
Н.А. Некрасов
3. Отгадать загадки.
– Итак, почти половина вопросов позади, а теперь отгадываем загадки. Капитан команды, который поднимет первым сигнальную карточку получает право на ответ.
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года.)
Алена-царевна по городу ходила,
Ключи обронила.
Месяц видел. Солнце взяло. (Роса.)
Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает.
Людей с ног сбивает.
Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
Сперва блеск, за блеском треск,
За треском плеск. (Молния, гром, дождь)
Гуляем зимой на воле, в лесу, в чистом поле.
Крутит. Воет, бурчит, на весь мир ворчит.
По селам, городам летает, знать никого не желает. (Метель, вьюга.)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко (Туман)
4. Угадай время года.
– Какое время года описывается в каждом из следующих отрывков. Перед ответом выразительно прочитать стихотворение.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели, и нет ли где голой земли. (Н.А. Некрасов)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями на потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года… (А.С. Пушкин)
Пахнет снегом над лугами… В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами ходят, сено шевеля. (А.Н. Майков)
5. Разгадать кроссворд.
– Обучающиеся получают карточку с кроссвордом и заполняют его. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Вопросы:
1. Прибор для измерения давления воздуха.
2. Фактический объем испаряющейся влаги.
3. Ураганный ветер.
4. Тип климата.
5. Нижний слой атмосферы.
6. Свойства воздушных масс.
Ответы: барометр, испарение, Тайфун, Морской, тропосфера, влажность
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Песенная география.
– получают карточки с песнями вставить слова в песни и спеть или прочитать выразительно.
Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь,
… (участок суши – 1) Невезения
В … (водоём – 2) есть
… (1) Невезения
В …(2) есть.
Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь.
(1 – остров, 2 – океан)
Не крутите пёстрый … (географическая принадлежность – 1)
Не найдёте вы на нём
Той … (суверенная территория – 2), … (2) особой
О которой мы поём.
Наша старая … (космический объект – 3)
Вся изучена давно,
Но … (2) большая эта
Вечно «белое пятно».
(1 – Глобус, 2 – страна, 3 – планета.)
Если долго, долго, долго,
Если долго, по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в … (континент – 1) прийти!
А в … (1) … (водоём – 2) вот такой ширины!
А в … (1) … (ландшафт – 3) вот такой вышины!
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зелёный попугай!
(1 – Африка, 2 – река, 3 – горы.)
Находить … (сторона света – 1) и … (сторона света – 2)
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе,
И не путать никогда … (участок суши – 3)
и … (населённый пункт - 4)
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
(1 – восток, 2 – юг, 3 – острова, 4 – города.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Технологическая карта урока "Климатические пояса мира"7класс
Технологическая карта урокаФ.И.О. Федотова Н.Г.Предмет: географияКласс: 7І. Блок целеполагания.Тема урока:Климатические пояса мираЦель урока:Рассмотреть климатические пояса, дать описание каждог...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...
Технологическая карта урока "Климатические пояса мира"
Технологическая карта урокаФ.И.О. Федотова Н.Г.Предмет: географияКласс: 7І. Блок целеполагания.Тема урока:Климатические пояса мираЦель урока:Рассмотреть климатические пояса, дать описание каждог...
технологическая карта урока математики 6 класс, 7 класс, 8 класс
урок открытия нового знания...