Жизнь в тропическом поясе
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Лушина Любовь Сергеевна

Разработка урока географии 5 класс по линии А.А. Летягина (Вентана-Граф). Тема урока "Жизнь в тропическом поясе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5 класс Жизнь в тропическом поясе29.71 КБ

Предварительный просмотр:

География 5 класс

Урок 28

Тема: Жизнь в тропическом поясе

Смысловые блоки

Действия учителя

Действия учащихся

ИКТ

  1. Организационный этап урока

Приветствие класса

Определение отсутствующих

Здравствуйте, ребята!

Рада встречи с вами.

Слайд 1

  1. Мотивационный этап урока

Создание мотивационной установки

Ребята, сегодня утром я зашла на электронную почту и увидела письмо от моего друга профессора Лютикова. Смотрите, что он пишет.

«Здравствуйте, ребята. Я профессор биогеографии Лютиков, специалист по тропическому поясу, прошу вас оказать мне помощь в работе над проектом «Помоги зелёному другу найти свой дом». Сам не успеваю, срочно улетаю в командировку. С уважением, профессор Лютиков.»

Ребята, профессор такой рассеянный. Видно он очень торопился и не дал никаких разъяснений: что искать, где искать, кого искать? Только выслал 3 иллюстрации.

Как вы думаете, мы сможем справиться с этим заданием?

А как же мы это сделаем, если не знаем о каком «зелёном друге» идёт речь? Может быть это зелёный крокодил, а может быть это человек, который заболел ветрянкой и его всего обмазали зелёнкой и он забыл, где его дом.

Слайд 2

Слайд 3

Смысловые блоки

Действия учителя

Действия учащихся

ИКТ

  1. Этап актуализации знаний учащихся

Проверка опорных знаний

Давайте искать подсказку в письме.

Кто по профессии Лютиков?

Что это за наука такая «биогеография»?

С какой сферой земли она связана?

А что такое биосфера?

А кто ввёл термин биосфера?

А что входит в состав живых организмов?

Где проходят границы биосферы?

Живые организмы распределяются равномерно по Земному шару?

Что на это влияет?

Какие пояса освещённости вам известны?

Покажите эти пояса на карте.

Чем эти пояса отличаются друг от друга?

Укажите на карте среднюю температуру каждого пояса.

Укажите на карте количество осадков каждого пояса.

Вернёмся к письму Лютикова.

Кого мы обычно называем нашими зелёными друзьями?

Ребята, а как вы думаете, о каком доме идёт в письме речь?

Профессор биогеографии.

Биосфера

Оболочка Земли, которая включает в себя все живые организмы.

Эдуард Зюсс.

Растения, животные и человек.

Нижний слой атмосферы, верхние слои гидросферы и литосферы.

Нет

Пояса освещённости.

Тропический, умеренные и полярные.

Один учащийся работает у доски, остальные на местах в парах.

Разной температурой, количеством осадков и условиями обитания.

Один учащийся работает у доски, остальные на местах в парах.

Один учащийся работает у доски, остальные на местах в парах.

Растения.

О территории произрастания растений.

Слайд 4

Смысловые блоки

Действия учителя

Действия учащихся

ИКТ

Ребята, наша Земля такая огромная, и, если мы будем искать дом наших «зелёных друзей» в каждом уголке, на это нам не хватит урока.

Где-то в письме должна быть ещё одна подсказка.

О каком тропическом поясе идёт речь? Кто может показать его расположение на карте?

Какими особенностями отличается эта территория?

Лютиков специалист по тропическому поясу.

Один учащийся показывает на карте.

Высокой температурой, влажностью, отсутствием сезонов года.

Слайд 5

  1. Мотивационный этап урока

Формулировка темы урока

Ребята, рассеянность профессора Лютикова долетела и до нас. Посмотрите на доску, здесь набор слов: «тропическом, в, жизнь, поясе».

Сложите их в логическое предложение.

Именно так мы назовём тему сегодняшнего урока.

 

составляют «Жизнь в тропическом поясе».

Слайд 6

Формулировка задач урока

Ребята, какая цель нашего урока?

Что же такое происходит, задачи урока все перепутались. Попробуйте их собрать.

1. условия, узнать, пояса, разнообразные, тропического.

2. животным, пояса, и, познакомиться, растительным, тропического, с, миром.

Помочь профессору Лютикову.

Работают в парах, первый справившийся заданием, работает у доски.

1. Узнать разнообразные условия тропического пояса.

2. Познакомиться с растительным и животным миром тропического пояса.

Слайд 7

Смысловые блоки

Действия учителя

Действия учащихся

ИКТ

3. лиан, место, баобаб, определить, тамариск, обитания.

3. Определить место обитания Лиан, Баобаб, Тамариск

  1. Усвоение новых знаний

Природные зоны в тропическом поясе

Посмотрите на растения, которые прислал профессор Лютиков. Все они из тропического пояса, но почему-то выглядят не одинаково.

Как вы думаете почему?

Теперь нам понятно, что у каждого растения свой дом и свои благоприятные условия для произрастания. Остаётся только выяснить, кто, где живёт. И мы приступаем к выполнению задания, о котором просил нас профессор Лютиков.

- Что он попросил?

Ну что за работу? Вы сегодня будете работать в парах. Отчёт для профессора Лютикова будете оформлять в таблице, которая лежит у вас на столах (Приложение).

Давайте определим разнообразие условий в тропическом поясе. Мы должны назвать природные зоны тропического пояса. В этом нам поможет карта.

Посмотрите на карту и назовите природные зоны тропического пояса.

Ищут ответ в учебнике §21, стр.121 - различные условия нагрева и увлажнения приземного слоя воздуха, разные условия освещённости территории.

Найти зелёному другу свой дом.

Называют: влажные экваториальные леса, саванны, тропические пустыни.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Смысловые блоки

Действия учителя

Действия учащихся

ИКТ

Рефлексия деятельности

Как мы определили разнообразие природных условий в тропическом поясе?

Высказывают свои мысли и действия.

Динамическая пауза

Влажные экваториальные леса

Ребята, к письму профессора был прикреплён ещё видео файл. Давайте его посмотрим, может найдем в нем какую-нибудь подсказку?

О чём рассказывалось в этом видео?

Какие условия в этой зоне.

Давайте запишем в таблицу то, что мы узнали о влажных экваториальных лесах.

Просматривают видео

Называют природную зону влажные экваториальные леса.

Высокая влажность, высокая температура, многоярусные растения.

Слайд 11

Рефлексия деятельности

Что нам помогло узнать о природной зоне?

Саванны

Больше подсказок от профессора нет, а мы ещё не справились с задачей.

Ребята, я знаю, что в вашем классе есть человек, который знает об одной из природных зон очень много.

Мы попросим ФИ (Лобанов Кирилл) нам помочь.

Вы, ребята, слушайте внимательно и заполняйте таблицу.

Учащийся рассказывает о Саваннах.

Слайд 12

Рефлексия деятельности

Как мы справились с ещё одной задачей?

Тропические пустыни

Что же нам делать дальше? Где взять информацию ещё об одной природной зоне?

Вы молодцы! Откройте учебник с. 122-126. С помощью текста заполните нашу таблицу до конца.

Предлагают использовать учебник.

Слайд 13

Рефлексия деятельности

Чем мы пользовались, чтобы закончить таблицу?

Смысловые блоки

Действия учителя

Действия учащихся

ИКТ

  1. Этап закрепления и первичной проверки

Первичное закрепление

Посмотрите на свою таблицу. Теперь мы смело можем дать конечный результат профессору Лютикову.

Запишите вывод под таблицей.

Ребята, давайте проверим хорошо мы сегодня поработали? Поставьте «+» или «-» в следующих утверждениях.

Правильны ли утверждения?

1. В экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.

2. В саванне 2 времени года.

3. Животных в саванне очень мало.

4. В пустынях часто дуют ветры.

5. Экваториальные леса труднопроходимы.

6. Пустыни занимают особенно засушливые районы Земли.

7. Тропический лес - самое бедное видами природное сообщество.

0-1 ошибка – оценка «5»

2-3 ошибки – оценка «4»

4-5 ошибок – оценка «3»

Распределяют растения, которые прислал профессор Лютиков по природным зонам.

Один работает у доски, остальные в парах.

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

  1. Рефлексивный этап урока

Выставление оценок

Вы сегодня молодцы, отлично поработали. Особенно активно работали:

  1. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

§21, термины;

с. 129 вопрос 3 письменно

Слайд 17

Дополнительное задание

Составить фотоколлаж «Животные и растения тропиков» Каждое фото подпишите: кто (что), где обитает.

http://luchgeogim2.ucoz.net/ - Л.С. Лушина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...

"Жизнь в тропическом лесу"

Главная цель: сформировать представление о растительном и животном мире в тропическом поясе. Познакомить с животными и растениями, обитающими и растущими в этих зонах....

Обобщение по темам: «Жизнь в тропическом, умеренном, арктическом и антарктическом поясах»

данные задания позволят выявить знания учащихся сразу по несколким темам...

Презентация к уроку "Жизнь в тропическом поясе"

Данная презентация будет хорошим дополнением  к уроку географии при изучении тропического пояса...

Технологическая карта урока "Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов".

ТЕМА: Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов.     ЦЕЛЬ:1.Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, направленную на установление ...

Конспект урока по предмету "География" по теме "Природа тропического пояса", 6 класс.

Познакомить учащихся 6 класса, коррекционной школы 8 вида с природой тропического пояса. Закрепить пояса освещенности....