Урок по географии 6 класс "Природа тропического пояса"
методическая разработка по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №108
Конспект открытого урока по географии
в 6 «Б» классе с использованием
информационных компьютерных технологий
Тема: «Природа тропического пояса»
Подготовила: учитель
СиличенкоТ.А.
Москва 2019г.
Тема: Природа тропического пояса.
Цель: формирование базового познавательного учебного действия - умения работать по алгоритму (закрепление способа действия).
Расширить и углубить знания учащихся о природе тропического пояса.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира тропических лесов, саванн, пустынь. Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные теоретические знания.
2. Коррекционно-развивающие: развивать мышление учащихся через изучение нового материала, связную устную речь по средствам беседы и сообщений.
3. Воспитательные: социально адаптировать учащихся через формирование интереса к окружающему миру и предмету.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-экскурсия
Форма организации урока: фронтальный, индивидуальный
Средства активизации познавательной деятельности: тетради, учебник, глобус, презентация, карточки, физическая карта полушарий, атласы, ИКТ.
Методы обучения: познавательный, словесный, наглядный.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
Доклад дежурного.
Прежде чем изучить новую тему, давайте повторим пройденный материал.
II. Повторение пройденного материала.
А. Дидактическая игра «Верно – неверно»
1. Верно ли, что поверхность Земли разделена на 5 поясов освещённости?
(Верно, северный полярный пояс, северный умеренный пояс, тропический пояс, южный умеренный пояс, южный полярный пояс).
2. Верно ли, что направление солнечных лучей в разных поясах различное?
( Верно, в полярных поясах солнечные лучи скользят по поверхности и поэтому плохо её прогревают. В умеренных поясах солнечные лучи падают наклонно; выделяются четыре времени года. В районах тропического пояса солнечные лучи падают отвесно, этот пояс получает больше всего тепла).
3.Верно ли, что продолжительность дня и ночи на экваторе неравны?
( Неверно, продолжительность дня и ночи равны , так как это объясняется наклоном земной оси . Длительность дня равна длительность ночи) .
Покажите на глобусе пояса освещённости.
Б. Индивидуальная работа по карточкам.
Каждому ученику выдаются карточки .
Карточка №1
Заполни перфокарту, используя рисунок. На пересечении вопроса и правильного ответа поставь знак «+»
№ п/п | Северный холодный | Южный холодный | Южный умеренный | Северный умеренный | жаркий |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. |
Карточка №2
Заполни сравнительную таблицу.
пояс | Как падают лучи | Границы поясов освещённости | Количества тепла и света |
тропический | |||
умеренный | |||
полярный | |||
1. наклонно | 1. пояс | 1. мало | |
2. скользят | 2. полярные круги | 2. много | |
3. отвесно | 3. тропики | 3. неодинаково |
III. Актуализация знаний.
Наша Земля, земной шар – наш общий большой дом. Вы уже знаете, что Солнце освещает поверхность Земли – неравномерно. Географы, учёные расширяют наши знания о Земле, делают всё новые и новые открытия.
Сегодня мы тоже попытаемся сделать открытие для себя. Как знать, может кому – то удастся побывать, где на Земле теплее всех.
Сегодня мы продолжаем знакомство с поясами освещённости. Будьте внимательны, думайте, размышляйте.
А сейчас представьте себе, что мы отправляемся в путешествие.
Географы, собираясь в экспедицию, берут записную книжку – у нас это будет тетрадь. А учебник и компьютер помогут нам в нашей исследовательской работе. Я буду вашим путеводителем.
-Мы приближаемся к тропическому поясу.
Послушайте песню Красной Шапочки , стихотворения и
сформулируйте тему урока.
Музыкальная пауза
(Прослушивание песни Красной Шапочки, слова Ю. Михайлова, музыка А. Рыбникова)
Если долго, долго, долго,
Если долго по тропинке,
Если долго по дорожке
Топать, ехать и бежать -
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно-верно-верно,
То возможно-можно-можно
Можно в Африку прийти!
А-а, в Африке реки вот такой ширины,
А-а, в Африке горы вот такой вышины,
А-а, крокодилы - бегемоты,
А-а, обезьяны - кашалоты,
А-а - и зеленый попугай!
А-а - и зеленый попугай!
Ученик
Где - то в джунглях, на лианах,
Где - то с южной стороны,
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.
Учитель:
В этом стихотворение и песни разговор идёт о ком?
Ученик
О лианах , слонах, обезьянах.
УЧИТЕЛЬ:
Значит это природа.
Что такое природа?
Ученик:
Природой человек называет все живое и неживое, созданное без его участия.
Учитель:
Как вы думаете, какой из этих поясов получает наибольшее количество солнечного тепла?
Ученик:
Тропический.
Солнце в тропическом поясе круглый год поднимается высоко над горизонтом. Отвесные лучи его ежегодно сильно нагревают Землю.
В тр. поясе не бывает зимы, не выпадает снег , не замерзают реки. Круглый год t около +25-270.
Учитель:
Разговор пойдет о растительном и животном мире тропического пояса.
Итак, тема нашего урока
«Природа тропического пояса».
Запишите тему урока в тетради.
V. Изучение нового материала.
УЧИТЕЛЬ:
Но не везде у экватора одинаковая природа. А как вы думаете, почему? Чем может отличаться климат в разных областях тр. пояса.
Ребята, вспомните, что климат определяется не только t воздуха, но и …?
Ученик: Количеством выпавших осадков на данной территории.
Учитель: Это очень важно, потому что осадки влияют на характер растительности.
Слайд№1
Там, где очень часто идут дожди и жарко растут тропические леса,
а там- где несколько месяцев подряд льют дожди, а потом столько же времени стоит сухая погода расположены - саванны.
где жарко и сухо, дождей почти не бывает – пустыни;
Учитель:
Слайд №2
Тропический лес – лес, растущий в жарком поясе.
Лес очень густой. Все деревья стоят настолько близко друг к другу, что невозможно пройти. На ветвях деревьев встречаются растения без корней, лианами опутаны деревья. Листья у них жёсткие, блестящие. Они защищают деревья от солнечных ожогов и испарений.
Слайд №3
Встречаются кокосовые и масличные пальмы, банана , шоколадное дерево и д. р.
Ученик подготовил сообщение, давайте его послушаем и посмотрим слайд. Постарайтесь запомнить .
Сообщение ученика №1.
Бананы растут на банановом растении и это растение является огромной травой. Листья являются очень важной частью растения. Благодаря поперечным прожилкам, которые находятся на листьях, даже при ураганном ветре повреждение происходит исключительно вдоль этих прожилок, в то время как сам лист сохраняет свои функции и даже не особо теряет привлекательности внешнего вида – природа мудра!
Учитель:
Если есть растительный мир то и будут его обитатели.
Какие животные населяют тропический лес?
Постараемся угадать, какие животные могут здесь обитать.
Игра «Доскажи словечко»
Неуклюжий и большой,
Он пасется под водой.
Набивая свой живот,
Щиплет травку… (бегемот)
Этот зверь серьёзный очень,
А охотится он ночью.
И на дереве обычно
Прячет он свою добычу.
У него на шкуре пятна.
Незаметней так. Понятно?
Увидал добычу, старт!
На охоте … (леопард)
Ей на месте не
сидится –
Всё кривляется, резвится.
Ухватилась за лиану
Ну конечно …..( обезьяна)
Птичка в зарослях сидит
И с тобою говорит,
Ей секрет не доверяй,
Разболтает ...(попугай)
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ...(крокодил
Ребята подготовили сообщения, давайте их послушаем и посмотрим слайд. Постарайтесь запомнить .
Слайд №4
Сообщение ученика №2.
Мартышки – небольшие длиннохвостые обезьяны. Мартышки живут высоко в кронах больших деревьев. Они ловко прыгают по деревьям, умеют двигать ушами, гримасничают. Едят все, что попадается: листья, травы, орехи, насекомых и птиц… Мартышек мы часто видим в цирке: они лихо скачут верхом на лошади.
Сообщение ученика №3
Крокодилы большую часть суток проводят в воде. Благодаря обтекаемому телу, длинному хвосту и перепонкам на задних лапах крокодилы великолепно плавают и ныряют. Коварного крокодила трудно увидеть возле берега: из воды торчат лишь глаза да ноздри. Но стоит антилопе ступить в реку, чтобы напиться, как крокодил мгновенно хвостом сбивает ее с ног, и тащит в глубину.. На берег выходят обычно утром и ближе к вечеру погреться на солнце. Промышляют обычно ночью. Живут крокодилы долго – от 80 до 100 лет.
Сообщение ученика №4
Леопард – крупный и единственный хищник тропического леса. Шерсть у леопарда желтая, в черных пятнах. В тропическом лесу, сливаясь с кустарниками, он почти незаметен. По силе и свирепости уступает лишь льву, но превосходит его по хитрости и коварству.
Подманивая добычу, он может затаиваться и часами неподвижно лежать у звериной тропы. Но стоит только рядом пробежать газели, как хищник мгновенно бросается на свою жертву.
Он обычно ведет ночной образ жизни, охотиться и живет в одиночку. У леопарда очень острое зрение.
Учитель:
Решение проблемных вопросов.
Вопросы:
1.Назовите, как приспособились растения в тропических лесах?
Ученики:
1. Листья у них жёсткие, блестящие. Они защищают деревья от солнечных ожогов и испарений.
2. У банана благодаря поперечным прожилкам, которые находятся на листьях, при ураганном ветре лист сохраняет функции и не теряет привлекательности внешнего вида .
2. Назовите, как приспособились животные к жизни в тропических лесах?
Ученики:
1. Животные обитают во всех ярусах. Многие приспособились к жизни на деревьях, например, обезьяны.
2. В реках водятся крокодилы, их жизнь зависит от окружающей среды ( любят тепло).
Учитель:
В густых сумрачных лесах животным трудно увидеть друг друга, поэтому все дневные животные, особенно птицы, имеют яркую окраску Почему яркая окраска у птиц?
Ученики:
1. легко укрываться от хищников( прятаться среди зеленый листвы и цветов)
2. в привлечении партнера в брачный период
Учитель:
А теперь устроим привал.
Посмотрите на глобус. Мы побывали севернее и южнее экватора. Отправляемся дальше. Природа немного изменится. Теперь на нашем пути саванны.
Саванны – тропическая степь.
Слайд №5
В зависимости от количества осадков выделяются два периода – сухой и влажный. Идёт дождь значит зеленеют деревья и травы. Природа оживает. Затем дожди прекращаются: деревья и травы высыхают.
- Какая растительность в саваннах?
Ребята подготовили сообщения, давайте их послушаем и посмотрим слайд. Постарайтесь запомнить .
Сообщение ученика № 5
Бутылочное дерево.
У этого дерева утолщённый ствол, в котором накапливается влага и в засушливое время года дерево её расходует.
Сообщение ученика № 6
Зонтичная акация. У этого дерева широкая плоская крона, мелкие листочки, и оно почти не даёт тени. В сухой сезон акация сбрасывает листья, а в дождливый период вновь покрывается яркой зеленью.
Учитель:
Постараемся угадать, какие животные обитать в саваннах.
Игра «Доскажи словечко»
Несмотря на строгий вид,
Он к охоте не привык,
На носу растут два рога,
Вы узнали… (носорога)
Хвост не сзади – впереди.
Снизу наверх погляди.
Как поднимет хобот он,
Ну, конечно, это … ( слон)
Узнать его нам просто.
Узнать его легко
Высокого он роста
И видит далеко (жираф)
Слайд №6
Сообщение ученика № 7
Слон крупное животное ,вес 7-8 т, он очень сильный и совсем не медлительный, бежит со скоростью 30-40 км/ч. питается листьями и травой.
Сообщение ученика № 8
Рост жирафа достигает 6м. благодаря росту жираф даже во время засухи питается листьями и побегами с верхушек высоких деревьев.
Учитель:
Решение проблемных вопросов.
Вопросы:
1.Назовите, как приспособились растения к жизни в саваннах?
(Предположительные ответы учащихся:
Ученики:
1. Ствол бутылочного дерева накапливает влагу, чтобы и в засушливое время года её расходовать.
2. В сухой сезон акация сбрасывает листья, а в дождливый период вновь покрывается яркой зеленью.
2. Назовите, как приспособились животные к жизни в саваннах?
Ученики:
1. Благодаря росту жираф даже во время засухи питается листьями и побегами с верхушек высоких деревьев.
2. в жаркий день хоботом набирает воду для питья и обливает себя.
Физкультминутка.
Учитель:
Наше путешествие продолжается дальше к северу и к югу от саванн. Мы приближаемся к пустыням.
Пустыня – территория с жарким климатом и скудной растительностью.
Слайд 7
Ребята подготовили сообщения, давайте их послушаем и посмотрим слайд. Постарайтесь запомнить .
Сообщение ученика № 9
Растительность скудная. Встречаются кактусы, колючие кустарники. Растения пустыни накапливают запасы влаги в листьях и стеблях. Корни у них длинные и ветвистые.
Учитель:
Постараемся угадать, какие животные обитать в пустынях.
Игра «Доскажи словечко»
Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова я,
Всё потому что я ...(змея)
Еле – еле я хожу,
Панцирь на себе тащу
( черепаха)
Слайд 8
Сообщение ученика № 10
Всем известна особенность черепах в случае опасности прятаться в панцирь . Они могут целиком закрыться в панцире и превратится в бронированный шар. Еще они роют подземные туннели с влажным углублением на дне, в котором сохраняется комфортная для них температура и впадают в спячку.
Учитель:
Решение проблемных вопросов.
Вопрос:
1.Назовите, как приспособились растения и животные к жизни в пустыни?
(Предположительные ответы учащихся:
Ученики:
1. Кактусы, колючие кустарники имеют длинные корни.
2. Животные могут долго обходится без воды, другие – преодолевают огромные расстояния в поисках воды, некоторые впадают в спячку , например, черепаха.
VI. Исследовательская работа.
А сейчас вы приведёте свои записи в порядок. Будете работать с учебником.
1 пара изучает растительный и животный мир тропических лесов;
2 пара - растительный и животный мир саванн;
3 пара - растительный и животный мир пустынь;
4 пара - работает над изучением значения новых слов.
Расскажите о своих исследованиях.
Учащиеся рассказывают по своей теме.
Читают выборочно.
Все учащиеся должны рассказывать в силу своих способностей.
Карточка №3
Природа тропического пояса
Тропический лес | Саванны | Пустыни |
растительный мир: | растительный мир: | растительный мир: |
хлебное дерево | бутылочное дерево | кактусы |
кокосовая пальма | зонтичная акация | колючие кустарники |
шоколадное дерево | ||
бананы | ||
животный мир: | животный мир: | животный мир: |
обезьяны | слоны | змеи |
леопарды | носороги | ящерицы |
бегемоты | жирафы | черепахи |
крокодилы |
VII. Закрепление.
1.
Карточка №4
Заполнить таблицу. Охарактеризуй растительный мир тропического пояса. Тебе помогут надписи на листочках.
1. вечнозелёные 7. переплетены лианами
2.ветвей нет 8. мелкие листья
3. жёсткие листья 9. длинные корни
4. блестящие листья 10. растений мало
5. жёлтые листья 11. кроны в виде
6.толстый слой коры зонтиков
Тропический лес | Саванны | Пустыни |
2.
- Выпишите в тетради словарные слова, обозначенные в тексте звёздочкой (тропические леса, саванны, пустыни, Красная книга, национальный парк). Что означают эти слова.
Тропический лес – лес, растущий в жарком поясе.
Саванны – тропическая степь.
Пустыня – территория с жарким климатом и скудной растительностью.
Красная книга – книга, в которую занесены названия редких и исчезающих видов растений и животных.
Национальный парк – охраняемая территория
Подведём итог изучения темы «Природа тропического пояса»
- Что нового вы узнали в ходе изучения темы?
- Какой вид работы понравился больше всего?
Давайте найдем в тексте, где об этом написано и прочитаем ( стр .127)
VIII . Выставление оценок.
Домашнее задание стр.125-127
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...
Конспект урока по географии в 8 классе на тему " Урал-каменный пояс Земли русской"
Конспект урока по географии в 8 классе на тему " Урал- каменный пояс Земли русской."...
Конспект урока по географии 7 класс Тропические пустыни Африки
Урок" Тропические пустыни Африки"познакомится с природными условиями пустыни, глубже рассмотреть причины явлений, процессов, особенностей природы, используя знания других предметов...
Жизнь в тропическом поясе
Разработка урока географии 5 класс по линии А.А. Летягина (Вентана-Граф). Тема урока "Жизнь в тропическом поясе"...
Презентация к уроку "Жизнь в тропическом поясе"
Данная презентация будет хорошим дополнением к уроку географии при изучении тропического пояса...
Технологическая карта урока "Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов".
ТЕМА: Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов. ЦЕЛЬ:1.Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, направленную на установление ...
Конспект урока по предмету "География" по теме "Природа тропического пояса", 6 класс.
Познакомить учащихся 6 класса, коррекционной школы 8 вида с природой тропического пояса. Закрепить пояса освещенности....