Урок по географии 6 класс "Природа тропического пояса"
методическая разработка по географии (6 класс)

Открытый урок на 6-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropik_6k.docx198.61 КБ

Предварительный просмотр:

                      ГБОУ Школа №108

            Конспект  открытого  урока по географии

            в 6 «Б»  классе с использованием

    информационных компьютерных технологий

       Тема:  «Природа тропического пояса»

                                                                          Подготовила: учитель

                                                                                  СиличенкоТ.А.





                                          Москва   2019г.

                           

                         Тема:    Природа тропического пояса.

Цель: формирование базового познавательного учебного действия - умения работать по  алгоритму  (закрепление способа действия).

Расширить и углубить знания учащихся о природе тропического пояса.

           

Задачи:


1. Образовательные:  познакомить учащихся с типичными представителями растительного и  животного мира тропических лесов, саванн, пустынь. Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные теоретические знания.


2. Коррекционно-развивающие: развивать мышление учащихся через изучение нового материала, связную устную речь по средствам беседы и сообщений.


3. Воспитательные: социально адаптировать учащихся через формирование интереса к окружающему миру и предмету. 


Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-экскурсия

Форма организации урока: фронтальный,  индивидуальный 

Средства активизации познавательной деятельности: тетради, учебник, глобус, презентация, карточки, физическая карта полушарий, атласы, ИКТ.

Методы обучения: познавательный, словесный, наглядный.


                                                             Ход урока.
 I. Мотивация к учебной деятельности.

    Организационный момент.


Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. 
Доклад дежурного.

Прежде чем  изучить  новую  тему, давайте повторим  пройденный  материал.

II. Повторение  пройденного материала.


 А.             Дидактическая игра «Верно – неверно»


1. Верно ли, что поверхность Земли разделена на 5 поясов освещённости?

 (Верно, северный полярный пояс, северный умеренный пояс, тропический пояс, южный умеренный пояс, южный полярный пояс).
2. Верно ли, что направление солнечных лучей в разных поясах различное?

( Верно, в  полярных поясах солнечные лучи скользят по поверхности и  поэтому плохо её прогревают. В умеренных поясах солнечные лучи падают наклонно; выделяются четыре времени года. В районах  тропического пояса солнечные лучи падают отвесно, этот  пояс получает больше всего тепла).

3.Верно ли, что продолжительность  дня и ночи на экваторе неравны?

 ( Неверно, продолжительность дня и ночи равны , так как  это объясняется наклоном земной оси . Длительность дня равна длительность ночи) .


 


Покажите на глобусе пояса освещённости.

C:\Users\user\Favorites\Desktop\осв.jpg

Б.         Индивидуальная работа по карточкам.

             Каждому ученику выдаются карточки .

                 Карточка №1

Заполни перфокарту, используя рисунок. На пересечении вопроса и правильного ответа поставь знак «+»

C:\Users\user\Favorites\Desktop\пояс.jpg

п/п

Северный

холодный

Южный

холодный

Южный

умеренный

Северный

умеренный

жаркий

1.

2.

3.

4.

5.

                                               Карточка  №2

                         Заполни сравнительную таблицу.

пояс

Как падают лучи

Границы поясов освещённости

Количества тепла и света

тропический

умеренный

полярный

1. наклонно

1. пояс

1. мало

2. скользят

2. полярные круги

2. много

3. отвесно

3. тропики

3. неодинаково

III. Актуализация знаний.

Наша Земля, земной шар – наш общий большой дом. Вы уже знаете, что Солнце освещает поверхность Земли – неравномерно. Географы, учёные расширяют наши знания о Земле, делают всё новые и новые открытия.

    Сегодня мы тоже попытаемся сделать открытие для себя. Как знать, может кому – то удастся побывать, где на Земле теплее всех.

   Сегодня мы продолжаем знакомство с поясами освещённости.  Будьте внимательны, думайте, размышляйте.

  А сейчас представьте себе, что мы отправляемся в путешествие.

 Географы, собираясь в экспедицию, берут записную книжку – у нас это будет тетрадь. А учебник и компьютер помогут нам в нашей исследовательской работе. Я буду вашим путеводителем.

-Мы приближаемся к тропическому поясу.

    Послушайте  песню Красной  Шапочки ,  стихотворения и

                                   сформулируйте тему урока. 

Музыкальная пауза
(Прослушивание песни Красной Шапочки, слова Ю. Михайлова, музыка А. Рыбникова) 
Если долго, долго, долго,
Если долго по тропинке,
Если долго по дорожке
Топать, ехать и бежать -
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно-верно-верно,
То возможно-можно-можно
Можно в Африку прийти!
А-а, в Африке реки вот такой ширины,
А-а, в Африке горы вот такой вышины,
А-а, крокодилы - бегемоты,
А-а, обезьяны - кашалоты,
А-а - и зеленый попугай!
А-а - и зеленый попугай!

        Ученик


Где - то в джунглях, на лианах,
Где - то с южной стороны,
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.

Учитель:

                                  В этом  стихотворение и песни  разговор идёт о  ком?

Ученик

                                  О лианах ,   слонах, обезьянах.

УЧИТЕЛЬ:  

                              Значит это природа.

                              Что такое природа?        

Ученик:

      Природой  человек называет все живое и неживое, созданное без его участия.

Учитель:

          Как вы думаете, какой из этих поясов получает наибольшее количество солнечного тепла?

Ученик:

                             Тропический.

Солнце в тропическом поясе круглый год поднимается высоко над горизонтом. Отвесные лучи его ежегодно сильно нагревают Землю.

В тр. поясе не бывает зимы, не выпадает снег , не замерзают реки. Круглый год t около +25-270.

Учитель:

                      Разговор пойдет о растительном и животном мире  тропического пояса.

                           Итак, тема нашего урока

                  «Природа тропического пояса».

                                      Запишите тему урока в тетради.

V. Изучение нового материала.

УЧИТЕЛЬ:

Но не везде у экватора одинаковая природа. А как вы думаете, почему? Чем может отличаться климат в разных областях тр. пояса.

Ребята, вспомните, что климат определяется не только t воздуха, но и …?

Ученик:  Количеством выпавших осадков на данной территории.

Учитель:  Это очень важно, потому что осадки влияют на характер растительности.

Слайд№1

Там, где очень часто идут дожди и жарко  растут тропические леса,

                    а там- где несколько месяцев подряд льют дожди, а потом столько же времени стоит сухая погода расположены -     саванны.

где жарко и сухо, дождей почти не бывает – пустыни;


Учитель:

                             Слайд №2

Тропический лес – лес, растущий в жарком поясе.

Лес очень густой. Все деревья стоят настолько близко друг к другу, что невозможно пройти. На ветвях деревьев встречаются растения без корней, лианами опутаны деревья. Листья у них жёсткие, блестящие. Они защищают деревья от солнечных ожогов и испарений.

                                                   Слайд №3

 Встречаются кокосовые и масличные пальмы, банана , шоколадное дерево и  д. р.

 Ученик  подготовил  сообщение,  давайте его послушаем  и  посмотрим слайд.    Постарайтесь запомнить .

Сообщение  ученика  №1.


Бананы  растут на банановом  растении    и  это растение является огромной травой. Листья являются очень важной частью растения. Благодаря поперечным прожилкам, которые находятся на листьях, даже при ураганном ветре повреждение происходит исключительно вдоль этих прожилок, в то время как сам лист сохраняет свои функции и даже не особо теряет привлекательности внешнего вида – природа мудра! 

Учитель:

                    Если есть растительный мир то и будут его  обитатели.

                    Какие животные населяют тропический лес?

                    Постараемся угадать, какие животные могут здесь обитать.

                               Игра «Доскажи словечко»

Неуклюжий и большой,

 Он пасется под водой.

 Набивая свой живот,

 Щиплет травку… (бегемот)   

     

 Этот зверь серьёзный очень,

 А охотится он ночью.

 И на дереве обычно

 Прячет он свою добычу.

 У него на шкуре пятна.

 Незаметней так. Понятно?

 Увидал добычу, старт!

 На охоте …   (леопард)

                

Ей на месте не

сидится –

 Всё кривляется, резвится.

 Ухватилась за лиану

Ну конечно …..( обезьяна)

Птичка в зарослях сидит

 И с тобою говорит,

Ей секрет не доверяй,

Разболтает ...(попугай)

                

По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит ...(крокодил

 Ребята подготовили сообщения,  давайте их послушаем  и  посмотрим слайд.    Постарайтесь запомнить .

                                                Слайд №4

Сообщение  ученика  №2.

   Мартышки – небольшие длиннохвостые обезьяны. Мартышки живут высоко в кронах больших деревьев. Они ловко прыгают по деревьям, умеют двигать ушами, гримасничают. Едят все, что попадается: листья, травы, орехи, насекомых и птиц… Мартышек мы часто видим в цирке: они лихо скачут верхом на лошади.


 Сообщение   ученика №3


  Крокодилы большую часть суток проводят в воде. Благодаря обтекаемому телу, длинному хвосту и перепонкам на задних лапах крокодилы великолепно плавают и ныряют. Коварного крокодила трудно увидеть возле берега: из воды торчат лишь глаза да ноздри. Но стоит антилопе ступить в реку, чтобы напиться, как крокодил мгновенно хвостом сбивает ее с ног, и  тащит в глубину.. На берег выходят обычно утром и ближе к вечеру погреться на солнце. Промышляют обычно ночью. Живут крокодилы долго – от 80 до 100 лет.

 

  Сообщение   ученика №4

  Леопард – крупный и единственный хищник тропического леса. http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/28800_13f6e8dd0dcece044ce87e9ce2fd8144.jpg.jpgШерсть у леопарда желтая, в черных пятнах. В тропическом лесу, сливаясь с кустарниками, он почти незаметен. По силе и свирепости уступает лишь льву, но превосходит его по хитрости и коварству.
Подманивая добычу, он может затаиваться и часами неподвижно лежать у звериной тропы. Но стоит только рядом пробежать газели, как хищник мгновенно бросается на свою жертву. 
Он обычно ведет ночной образ жизни, охотиться и живет в одиночку. У леопарда очень острое зрение.

Учитель:

Решение   проблемных вопросов.

Вопросы:

 

1.Назовите, как приспособились растения в тропических лесах?


Ученики:

                     1. Листья у них жёсткие, блестящие. Они защищают деревья от солнечных ожогов и испарений.

                      2.  У банана  благодаря поперечным прожилкам, которые находятся на листьях, при ураганном ветре лист сохраняет функции и не теряет привлекательности внешнего вида .

2. Назовите, как приспособились животные к жизни в тропических лесах?

Ученики:

                    1. Животные обитают во всех ярусах. Многие приспособились к жизни на деревьях, например, обезьяны.

                    2. В  реках водятся крокодилы, их жизнь   зависит  от окружающей среды ( любят тепло).

Учитель:

                       В густых сумрачных лесах животным трудно увидеть друг друга, поэтому все дневные животные, особенно птицы, имеют яркую окраску Почему яркая окраска у птиц?

Ученики:

                        1. легко укрываться от хищников( прятаться среди зеленый листвы и цветов)

                        2. в привлечении партнера в брачный период

Учитель:

А теперь устроим привал.

Посмотрите на глобус. Мы побывали севернее и южнее экватора. Отправляемся дальше. Природа немного изменится. Теперь на нашем пути саванны.

                                 Саванны – тропическая степь.

                                                         Слайд №5

В зависимости от количества осадков выделяются два периода – сухой и  влажный. Идёт дождь значит зеленеют деревья и травы. Природа оживает. Затем дожди прекращаются: деревья и травы высыхают.

- Какая растительность в саваннах?        

Ребята подготовили сообщения,  давайте их послушаем  и  посмотрим слайд.    Постарайтесь запомнить .

  Сообщение   ученика № 5

  Бутылочное дерево.

 У этого дерева утолщённый ствол, в котором накапливается влага и  в засушливое время  года дерево её расходует.

Сообщение   ученика № 6

 Зонтичная акация. У этого дерева широкая плоская крона, мелкие листочки, и оно почти не даёт тени. В сухой сезон акация сбрасывает листья, а в дождливый период вновь покрывается яркой зеленью.

Учитель:

                        Постараемся угадать, какие животные обитать в саваннах.

 

                                   Игра «Доскажи словечко»

Несмотря на строгий вид,

 Он к охоте не привык,

 На носу растут два рога,

 Вы узнали…  (носорога)

Хвост не сзади – впереди.

Снизу наверх погляди.

Как поднимет хобот он,

Ну, конечно, это …  ( слон)

Узнать его нам просто.

Узнать его легко

Высокого он роста

И видит далеко  (жираф)

                                                Слайд №6

Сообщение   ученика № 7

Слон крупное животное ,вес 7-8 т, он очень сильный и совсем не медлительный, бежит со скоростью 30-40 км/ч.  питается листьями и травой.

     

Сообщение   ученика № 8

Рост жирафа достигает 6м. благодаря росту жираф даже во время засухи питается листьями и побегами с верхушек высоких деревьев.

Учитель:

Решение   проблемных вопросов.

Вопросы:

 

1.Назовите, как приспособились растения к жизни в саваннах?


(Предположительные ответы учащихся: 

     

Ученики:

                     1. Ствол бутылочного дерева накапливает влагу, чтобы и  в засушливое время  года её расходовать.

                      2. В сухой сезон акация сбрасывает листья, а в дождливый период вновь покрывается яркой зеленью.

2. Назовите, как приспособились животные  к жизни в саваннах?


 Ученики:

                         1.  Благодаря росту жираф даже во время засухи питается листьями и побегами с верхушек высоких деревьев.

        

                          2. в жаркий день хоботом набирает воду для питья и обливает себя.

Физкультминутка.

Учитель:

Наше путешествие продолжается дальше к северу и к югу от саванн. Мы приближаемся к пустыням.

  Пустыня – территория с жарким климатом и скудной растительностью.

 

                                                     Слайд  7

Ребята подготовили сообщения,  давайте их послушаем  и  посмотрим слайд.    Постарайтесь запомнить .

Сообщение   ученика № 9

Растительность скудная. Встречаются кактусы, колючие кустарники.  Растения пустыни накапливают запасы влаги в листьях и стеблях. Корни у них длинные и ветвистые.

Учитель:

                         Постараемся угадать, какие животные обитать в пустынях.

 

                                   Игра «Доскажи словечко»

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова я,

Всё потому что я ...(змея)

Еле – еле я хожу,

Панцирь на себе тащу

                                  ( черепаха)

                                                                   Слайд  8

Сообщение   ученика № 10

Всем известна особенность черепах в случае опасности прятаться в панцирь .  Они могут целиком закрыться в панцире и  превратится в бронированный шар. Еще  они роют   подземные туннели с влажным углублением на дне, в котором сохраняется комфортная для них температура  и впадают в спячку.

Учитель:

Решение   проблемных вопросов.

Вопрос:

 

1.Назовите, как приспособились растения и  животные к жизни в пустыни?


(Предположительные ответы учащихся: 

Ученики:

                          1. Кактусы, колючие кустарники  имеют длинные корни.

                          2. Животные могут долго обходится без воды, другие – преодолевают огромные расстояния в поисках воды, некоторые впадают в спячку , например,  черепаха.

VI. Исследовательская работа.
А сейчас вы приведёте свои записи в порядок. Будете работать с учебником.

1 пара изучает растительный и животный мир тропических лесов;

2 пара - растительный и животный мир саванн;

3 пара - растительный и животный мир пустынь;

4 пара -  работает над изучением значения новых слов.

Расскажите о своих исследованиях.

Учащиеся рассказывают по своей теме.

Читают выборочно.        

Все учащиеся должны рассказывать в силу своих способностей.

                                                   Карточка №3

                                Природа тропического пояса

Тропический лес

Саванны

 Пустыни

растительный мир:

растительный мир:

растительный мир:

хлебное дерево

бутылочное дерево

кактусы

кокосовая пальма

зонтичная акация

колючие кустарники

шоколадное дерево

бананы

животный мир:

животный мир:

животный мир:

обезьяны

слоны

змеи

леопарды

носороги

ящерицы

бегемоты

жирафы

черепахи

крокодилы

VII. Закрепление.        

1.        

                                              Карточка №4

Заполнить таблицу. Охарактеризуй  растительный  мир  тропического пояса.  Тебе помогут надписи на листочках.

1. вечнозелёные              7. переплетены лианамиC:\Users\user\Favorites\Desktop\лист.jpg

2.ветвей нет                     8. мелкие листья

3. жёсткие листья           9. длинные корни

4. блестящие листья      10. растений мало

5. жёлтые листья            11. кроны в виде                          

6.толстый слой коры          зонтиков

Тропический лес

Саванны

Пустыни

2.

- Выпишите в тетради  словарные слова, обозначенные в тексте звёздочкой (тропические леса, саванны, пустыни, Красная книга, национальный парк). Что означают эти слова.

Тропический лес – лес, растущий в жарком поясе.

Саванны – тропическая степь.

Пустыня – территория с жарким климатом и скудной растительностью.

Красная книга – книга, в которую занесены названия редких и исчезающих видов растений и животных.

Национальный парк – охраняемая территория

Подведём итог изучения темы «Природа тропического пояса»

- Что нового вы узнали в ходе изучения темы?

- Какой вид работы понравился больше всего?

Давайте найдем в тексте, где об этом написано и прочитаем ( стр .127)

VIII . Выставление  оценок.

  Домашнее задание  стр.125-127


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...

Конспект урока по географии в 8 классе на тему " Урал-каменный пояс Земли русской"

Конспект урока по географии в 8 классе на тему " Урал- каменный пояс Земли русской."...

Конспект урока по географии 7 класс Тропические пустыни Африки

Урок" Тропические пустыни Африки"познакомится с природными условиями пустыни, глубже рассмотреть причины явлений, процессов, особенностей природы, используя знания других предметов...

Жизнь в тропическом поясе

Разработка урока географии 5 класс по линии А.А. Летягина (Вентана-Граф). Тема урока "Жизнь в тропическом поясе"...

Презентация к уроку "Жизнь в тропическом поясе"

Данная презентация будет хорошим дополнением  к уроку географии при изучении тропического пояса...

Технологическая карта урока "Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов".

ТЕМА: Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов.     ЦЕЛЬ:1.Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, направленную на установление ...

Конспект урока по предмету "География" по теме "Природа тропического пояса", 6 класс.

Познакомить учащихся 6 класса, коррекционной школы 8 вида с природой тропического пояса. Закрепить пояса освещенности....