Урок географии в 5 классе "Путешествие по Африке"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Шилова Татьяна Александровна

Технологическая карта урока географии в 5 лассе по теме "Путешествие по Африке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_5_klass._puteshestvie_po_afrike.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока географии в 5-классе МОБУ «СОШ №90»   р.п. Чунский Иркутской области

 учитель  географии Шилова Т.А.

Автор УМК по географии под  редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.

Тема урока: Путешествие по  Африке 

Тип урока: изучение и первичное закрепление 

Задачи урока: Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры  природных «рекордсменов» материка.   Объяснять особенности природы и населения Африки.  Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания.

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Понимание специфических  черт природы  и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Основные понятия : Африка, Сахара, Килиманджаро, Нил, Конго, Нигер, Замбези, Виктория, Танганьика, саванна, оазис.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент 

Цель: 
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветственное слово учителя:

     Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

Приветствуют учителя, 


настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по планете Земля.

Для начала вспомните:

  1. Какой материк самый маленький по площади?
  2. Какое озеро является самым глубоким в мире?
  3. Кто в древности совершил первое путешествие вокруг Африки.
  4. Чем знаменит Васко –да-Гама.

Молодцы!

Сегодня я приглашаю вас в путешествие. А вот куда, догадайтесь сами из стихотворения
"Ладно, ладно, побегу, Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте? На горе или в болоте?"


"Мы живём на Занзибаре, В Калахари и Сахаре, На горе Фернандо-По, Где гуляет Гиппо-по по широкой Лимпопо".

Отвечают на вопросы

(правильность ответа подтверждается соответствующими фотографиями на слайде (слайд1)

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3.  Этап изучения новых знаний и способов действий
Постановка учебной цели.



Поиск информации.

Физкульт- минутка

О ком это стихотворение? А на какой материк отправился Доктор Айболит лечит больных зверей?

- Вы догадались, как будет называться тема нашего урока Путешествие по Африке. (слайд2)

Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 2) Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания?                                                                                                       Запишите тему урока в тетрадь.                                                                                                                          Вы узнаете: (слайд 3)

  1. Об особенностях природы Африки.
  2. О природных «рекордсменах» материка.
  3. О закономерностях изменения природы на материке.
  4. О том, что такое оазис.
  5. О том, как выглядят жители Африки.

Ребята, из уроков ОБЖ вы знаете, чтобы легче было акклиматизироваться в другой стране, нужно, соответственно одеться. Как вы думаете, будем мы брать с собой теплые вещи?

Нам предстоит ответить на главный вопрос:                                    

  Бывает ли в Африке холодно?


-  А что должен знать человек, отправляясь в путешествие? Географическую карту. К доске выходит ученик и показывает географические объекты: о. Мадагаскар, Средиземное море, Гудзонов залив, Аравийский полуостров.

 Молодцы. А теперь покажите мне материк Африка. И дайте характеристику географического положения материка. По плану.

 (слайд4) План ГП.

1. Размеры.

2. Океаны и моря, омывающие   материк.

 3. Соседние материки

Адрес материка нам известен. Давайте теперь познакомимся с природой материка.

                Задания по группам:

1группа - Особенности рельефа материка 

2группа – Особенности климата  

3 группа – Внутренние воды Африки

4 группа – Особенности растительного и животного мира Африки. Оазисы.

5 группа – Население материка. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

 Афиширование:  Слово предоставляется представителям из групп.

               

Давайте немножко отдохнём.

Народы Африки любят исполнять зажигательные веселые танцы, а маленькие ребятишки танцуют «Чунга –Чанга». Давайте подвигаемся под веселую музыку.

Прослушав все сообщения, давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока:

Бывает ли в Африке холодно?


Целеполагание.

Отвечают на вопросы

Работают с физической картой полушарий

и учебником.

Ученик у доски даёт характеристику ГП.

Учащиеся отмечают на к/карте океаны и моря.

Работают с картой атласа.

Получение информации из текста учебника и дополнительной (Кейс с информацией и картинками  раздаёт учитель.)

Представитель каждой группы отвечает у доски, показывая необходимые объекты. Учащиеся отмечают их в к/картах.

Задают дополнительные вопросы.

Выполняют упражнения


Пытаются ответить на вопрос

Формулируют собственное

мнение и аргументируют его. 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).

познавательные: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника выполнять логические операции самостоятельно.

УУД Коммуникативные и
Регулятивные
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само коррекции.

4. Этап информации о домашнем задании 

П.22. вопр стр.119, отметить на контурной карте географические объекты

По желанию составить кроссворды по теме «Африка»

Записывают д/з.

5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации

1.Какое место по площади занимает Африка?

2. Как называется высочайшая вершина материка?

3.Самая длинная река Африки?

4.Озёра рекордсмены?

5. Почему на материке жаркий климат? Как он изменяется с удалением от экватора?

6.Что такое лианы??

7.Что такое оазис?

8. По каким внешним признакам можно отличить жителя Африки от жителя Европы?

Отвечают на вопросы

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез.

6.Этап подведения итогов

Выставление оценок за урок

7.Этап рефлексии

Наше путешествие по Африке закончилось. У каждого из вас осталось о нём своё впечатление. А какое оно, мы узнаем вот по этой карте. Вывешивается карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения  и ученики выходят к карте крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока.

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии 11 класс "Население Африки"

Данный материал можно использовать при изучении темы "Население Африки"....

Конспект урока и презентация к уроку географии "Западная и Центральная Африка. Нигерия.

Цель данной работы: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме"Африка", познакомить с Нигерией. Основная часть урока посвящена актуализации опорных знаний учащихся, даже формирова...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА».

Разработка урока  по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА» с учетом ФГОС 2-го поколения....

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

урок географии 7 класс Климат Африки

урок географии 7 класс Климат Африки...

Урок географии 7 класс "Климат Африки"

Цель: Выявить главные особенности климата Африки. Планируемые образовательные результатыПредметные: обучающиеся смогутобъяснять   влияние климатообразующих факторов на климат Африки;объ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ « ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ « ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА.»...