Тема: Климат Африки
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации по теме “Африка” .
Тип урока: формирование новых знаний.
Цели и задачи:
• углубить представление о климатообразующих факторах на примере Африки и создать общее представление об особенностях климата Африки;
• вспомнить причины, определяющие эти черты климата; познакомить учащихся с климатическими поясами Африки — основными и переходными, их особенностями и признаками;
• охарактеризовать климатические пояса и области Африки;
• продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами;
• воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый
Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, алгоритмический, статистический
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Проверка домашнего задания. (слайд 1)
- Африка по середине пересекается …
- Нулевой меридиан пересекает Африку с …
- Африку омывают океаны, их по количеству …
- С севера материк омывается …
- Восточной крайней точкой материка считается…
- Дальше всех материков от Африки расположен…
- Самый большой остров близ берегов Африки…
- Самая высокая вершина Африки… ее высота…
- Как называется плита и платформа, на которых расположен материк?
- Какова средняя высота материка…
Встречая в разных литературных произведениях, описания природы Африки, возникает ряд вопросов.
1.Почему в Африке на экваторе каждый день идёт дождь?
2.Где в Африке растут бутылочные деревья и баобабы и почему их стволы имеют причудливую форму?
3.Почему в северной части Африки расположена крупнейшая пустыня мира? (слайд 2)
Что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы?
Климат Африки! - это наша тема. (слайд 3)
-Что вы уже знаете о климате материка?
-Что хотели бы узнать?
-Какими средствами вы предлагаете узнать информацию о климате материка?
Осознают возникшие интеллектуальные затруднения
Формулируют цель урока и задачи, позволяющие ее достигнуть
И так: Африка – самый жаркий материк Земли. (слайд 4)
На уроке мы должны доказать, что это утверждение является верным.
Деятельность учителя Назовите факторы, под влиянием которых формируется климат любой территории.
Расскажите о влиянии рельефа на климат.
Какой из факторов, по-вашему, является главным? Почему? | Деятельность обучающихся Вспоминают и называют климатообразующие факторы: ГШ, постоянные ветры, течения, рельеф, удаленность от океана, высота над уровнем моря - Рассказывают о влиянии рельефа на климат: - горы задерживают ветры; - с высотой температура уменьшается и т.д.
- Высказывают свое мнение о том, какой из факторов является главным.
|
Создание проблемной ситуации |
Деятельность учителя - Какой климатический рекорд принадлежит Африке? - Найдите на климатической карте самую высокую и самую низкую температуры воздуха. - Почему Африка является самым жарким материком? (слад 5) Вершина Килиманджаро. - Почему на вершине Килиманджаро есть ледники? Ведь вулкан расположен в жарком поясе.
- Южной Африке на побережье Атлантического океана образовалась пустыня Намиб почему? - часть ребят сказали, что Африка – самый сухой материк. Там выпадает мало осадков. -Кто согласен? Везде ли в Африке выпадает мало осадков? | Деятельность обучающихся - Высказывают свое мнение:
- Самый жаркий материк – там зарегистрирована самая высокая температура на Земле +58ᴼС
Высказывают свое мнение
С высотой температура понижается (на каждый километр на 6ᴼС) Решают задачу: определяют температуру на вершине вулкана.
- Высказывают свое мнение
Ребята высказывают свое мнение, приводят доказательства, используя климатическую карту. |
целеполагания |
Деятельность учителя - Под влиянием каких факторов формируется климат Африки?
| Деятельность обучающихся Высказывают свое мнение. |
планирования работы. |
Деятельность учителя - Сегодня мы должны выполнить следующие задачи: - роль КФ в формировании климата Африки; - особенности КП Африки | Деятельность обучающихся Работа в группах. Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания. |
Изучение нового материала. |
Деятельность учителя - В каких широтах расположена Африка? - Какую роль играет ГШ в формировании климата Африки? Сделайте вывод.
- Какую роль в формировании климата Африки сыграли течения? Приведите доказательства, используя климатическую карту Африки.
- Какие постоянные ветры формируют климат Африки?
- Какое влияние на климат оказывают С-В и Ю-В пассаты? Сделайте вывод.
- По климатической карте определите, какое количество осадков выпадает в Южной Африке на побережье Индийского океана. Какую роль здесь играет рельеф?
- В центральной части Сахары на протяжении нескольких лет не выпадает ни капли дождя. Почему? Какой фактор сыграл здесь роль?
- Мы рассмотрели роль каждого КФ в формировании климата Африки. Но нужно помнить, что климат любой территории зависит от совокупности КФ.
| Деятельность обучающихся Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие". Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы. Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.
|
Применение нового знания. |
Деятельность учителя - Почему в Южной Африки в пределах тропического пояса выделяется область влажного климата? Какие факторы сыграли здесь роль? - Почему в Северной Африке сформировалась крупнейшая пустыня мира? Назовите КФ, которые способствовали этому. - Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке? Под влиянием каких факторов здесь сформировался сухой климат? - Почему экваториальный пояс не доходит до Индийского океана? - В каких КП расположена Африка? - Какие из них основные, а какие переходные? - Анализ климатограмм и заполнение таблицы «Особенности КП Африки» (2 парты это группа.) | Деятельность обучающихся - Предлагают свои варианты ответов по учебной проблеме
Заполняют таблицу (работа в группах) КП | ВМ | Ср. tᴼС | Кол-во осадков (мм) | Распределение по сезонам | зима | лето | зима | лето |
|
| ЭП |
|
|
|
|
|
| СЭП |
|
|
|
|
|
| ТП(пустынный) |
|
|
|
|
|
| СТП |
|
|
|
|
|
|
Каждый член группы изучает один из климатических поясов Африки. После выполнения заданий учащиеся в группе обсуждают результаты своей работы. Каждый член группы характеризует свой климатический пояс. Остальные члены группы заполняют пустую часть таблицы. Проверка таблицы с помощью слайда. |
Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. |
Деятельность учителя - Какие цели мы наметили в начале урока? - Удалось ли их выполнить? - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? | Деятельность обучающихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы. Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика. |
Домашнее задание. §22. По выбору описать климат о. Мадагаскар по плану Отметить на к/к климатические пояса Опережающее задание: 1.вариант: подготовить путешествие по рекам Африки; 2.вариант: подготовить путешествие по озерам Африки.
|