Программа дополнительного образования "География туризма в Бурятии"
рабочая программа по географии на тему
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Предлагаемая программа, составлена на основе эколого-краеведческого содержания и интеграции школьных дисциплин: географии, биологии, экологии. Данная программа ставит цель формирования у учащихся экологической культуры рекреационной деятельности в процессе природопользования в Республике Бурятия.
Основная цель - развитие навыков и умений исследовательской работы по изучению экологического состояния окружающей среды (мониторинг), планированию направлений рекреационной деятельности своего региона в связи с физико-географическими, культурными, социально-экономическими условиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_turizma_v_buryatii.docx | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МУ УО Прибайкальского района
МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
Дополнительная образовательная программа
«География туризма в Бурятии»
Срок реализации программы: 4 года
Возраст учащихся:11-16 лет
Учитель географии и биологии:
Воротникова О.А.
С.Турунтаево
Пояснительная записка
Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751, в качестве одной из основных целей определены формирование здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта.
Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала ХIХ и обозначат экскурсию или путешествие.
Под школьным туризмом понимается туристская деятельность учащихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая учреждением дополнительного образования в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Предлагаемая программа, составлена на основе эколого-краеведческого содержания и интеграции школьных дисциплин: географии, биологии, экологии. Данная программа ставит цель формирования у учащихся экологической культуры рекреационной деятельности в процессе природопользования в Республике Бурятия.
Основная цель - развитие навыков и умений исследовательской работы по изучению экологического состояния окружающей среды (мониторинг), планированию направлений рекреационной деятельности своего региона в связи с физико-географическими, культурными, социально-экономическими условиями.
Задачи:
1. Показать место рекреационной деятельности в оздоровлении, развитии личности, в формировании экологической культуры.
2. Сформировать навыки и умения по прогнозированию и мониторингу.
3. Расширить знания о видах рекреационной деятельности и туризма, об оптимизации взаимодействия в системе “природа - человек - общество”.
4. Сформировать навыки и умения работы с картографическим материалом и другими источниками знаний.
Цели и задачи факультативных заключается в систематизации и углублении имеющихся экологические знания учащихся, а также подготовке их к практическим действиям, реализации собственных оригинальных экологических исследований в экологической экспедиции (эколого-туристической экспедиции) и просто туристическом походе.
В результате освоения данного курса, происходит органическое проникновение учащихся в мир новых информационных технологий с помощью Интернет-ресурсов, мультимедийных технологий, научной литературы, различных тематических баз данных. Это не только расширяет общий кругозор учащихся, но и способствует осознанию необходимости овладения новыми передовыми технологиями, способными поднять качество получаемой информации и самого познавательного процесса на новый уровень, в отдельных случаях - перейти на более свободный – индивидуальный режим освоения нового материала.
Факультативные занятия не заканчиваются с окончанием школьного учебного процесса (учебного года), они логически подготавливают учащихся к участию в экологических экспедициях, походах, школьных выездных лагерей, сочетая, таким образом, активный отдых на природе, оздоровление и возможность сбора фактического материала для реализации намеченных групповых и индивидуальных научных экологических и краеведческих исследований.
Таким образом, последующая эколого – туристическая экспедиция после окончания учебного года может рассматриваться, как дополнительный практикум.
Практические работы включают различные виды индивидуальной, групповой и коллективной работы с различными источниками информации. Подготовка, верстка и выпуск экологических новостей, бюллетений – готовит учащихся к анализу и представлению результатов своих исследований, проектов.
Программа факультативных занятий предполагает проведение экскурсий, однодневных и многодневных походов.
Учебный план и программа занятий предусматривают обучение ребят азбуке туризма - сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.
Место курса в учебном плане: реализация программы рассчитана на 4 года, объёмом в 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Место проведения занятий - учебные кабинеты, читальные залы школьной и районной библиотеки, улицы посёлка, спортивный зал, спортивная площадка школы.
Форма организации внеурочной деятельности – дополнительное образование, форма добровольного объединения детей.
Учебно – тематический план
№ пп | Содержание | Кол.часов | Из них | ||
Теория | Экскур сии | Практи ческие работы | |||
I | География туризма – отрасль рекреационной географии | 8 | 6 | 2 | |
1 | Проблемы географии туризма, их связь с социологией, экологией, экономикой | 3 | |||
2 | Основные понятия географии туризма | 3 | |||
3 | Практическая работа «Оценка туристических ресурсов Республики Бурятия» | 2 | |||
II | Виды туризма и туристических ресурсов республики | 9 | 6 | 3 | |
4 | Виды туризма Виды туристических ресурсов | 3 | |||
5 | Классификация туризма | 3 | |||
6 | Практическая работа по изучению условий региона для развития туризма | 3 | |||
Ш | Туризм – как форма оздоровления | 9 | 6 | 3 | |
7 | Функции туризма. Виды туристических ресурсов Республики Бурятия | 3 | |||
8 | Виды туристических ресурсов Республики Бурятия | 3 | |||
9 | Оценка туристических ресурсов Бурятии. Практическая работа по изучению физико – геграфических условий региона | 3 | |||
IV | Учебные тропы природы | 9 | 6 | 3 | |
10 | Туристско – познавательные учебные экологические тропы | 3 | |||
11 | Роль троп природы в формировании навыков и умений общения с природным окружением. | 3 | |||
12 | Практическая работа по подборке материала к реферату об истории и типах учебных троп своего края | 3 | |||
V | Эколого – туристическая тропа | 9 | 2 | 4 | 3 |
13 | Эколого – туристическая тропа на карте местности | 2 | |||
14 | Ориентирование по карте и местным признакам | 3 | |||
15 | Экскурсия на учебную экологическую тропу | 4 | |||
VI | Типы туристического природопользования Республики Бурятия | 8 | 4 | 4 | |
16 | Типы туристического природопользования | 2 | |||
17 | Туристическое природопользование края. Нагрузка от туризма | 2 | |||
18 | Экскурсия – практикум: формы воздействия туризма на лесную растительность | 4 | |||
VII | Природа Республики Бурятия | 27 | 15 | 6 | 6 |
19 | Рельеф и полезные ископаемые Бурятии | 3 | |||
20 | Климат и внутренние воды Республики Бурятия | 3 | |||
21 | Внутренние воды. Минеральные источники Бурятии | 3 | |||
22 | Природные комплексы Бурятии | 3 | |||
23 | Животный и растительный мир Бурятии | 3 | |||
24 | Экскурсия в музей природы Бурятии | 3 | |||
25 | Экскурсия в этнографический музей бурятии | 3 | |||
25 | Практическая работа по изучению реки Итанца | 3 | |||
26 | Практическая работа по изучению озера Байкал | 3 | |||
VIII | Особо охраняемы природные территории Бурятии и озера Байкал | 20 | 10 | 10 | |
27 | Национальные парки Бурятии | 2 | |||
28 | Заповедники на Байкале | 3 | |||
29 | Заказники Республики Бурятия | 2 | |||
30 | Памятники природы Бурятии | 3 | |||
31 | Экскурсия в Забайкальский национальный парк | 10 | |||
IX | Жизнь в озере Байкал | 15 | 12 | 3 | |
32 | Биологическое разнообразие Байкала | 3 | |||
33 | Растительный мир Байкала | 3 | |||
34 | Животный мир Байкала | 3 | |||
35 | Эндемики Байкала | 3 | |||
36 | Байкальские сообщества. Пищевые связи в Байкале. Практическая работа | 3 | |||
X | Человек на Байкале | 15 | 12 | 3 | |
37 | Как люди поселились на Байкале и заселяли его | 3 | |||
38 | Легенды о Байкале | 3 | |||
39 | Основные загрязнители Байкала. Охрана окружающей среды в районе озера Байкал | 3 | |||
40 | Влияние туристов и отдыхающих на озеро. Практическая работа | 3 | |||
41 | Миры на Байкале | 3 | |||
42 | Подведение итогов работы | 3 | 3 | ||
42 | Комплексный туристический поход | 12 | 12 | ||
43 | Итого | 144 | 82 | 36 | 26 |
Содержание программы:
I. География туризма - отрасль рекреационной географии: (8 часов)
Проблемы географии туризма, их связь с социологией, демографией, экономикой, экологией, Понятия: туризм, экология, рекреация, их соотношение.Основные понятия географии туризма: туристские ресурсы и условия туризма, туристский спрос, туристские учреждения, туристский район. Предмет исследования географии туризма.
II. Виды туризма и туристских ресурсов республики: (9 часов)
Виды туризма по целям: лечебный, оздоровительный, познавательный, развлекательный, спортивный, конгрессовый, религиозный, деловой. Классификация туризма по продолжительности, по сезонности, по району, по составу туристов.Функции туризма: социально-культурная, экологическая, медицинская.Виды туристских ресурсов России, своей области, республики.
Практическая работа по оценке туристских ресурсов края, прогнозирование и планирование перспективных направлений туризма в республике. Организация работы по детскому экологическому проекту “Парки и скверы - как место отдыха.” (можно по другой теме “Школа - Экодом”).
III. Туризм - как форма оздоровления: (9 часов)
Виды спортивного самодеятельного туризма. Категории сложности. Физическая, психическая и тактическая подготовка туриста - спортсмена, нагрузки на его организм.
География спортивного туризма в своей области в связи с физико-географическими и историко-географическими условиями региона,
Практическая работа по изучению физико-географических условий региона для развития спортивного туризма, работа с тематическими картами, с контурной картой по нанесению туристских маршрутов.
IV. Учебные тропы природы: (9 часов)
Туристско-познавательные, прогулочно-познавательные, учебные экологические тропы. История троп природы, их образовательно-воспитательное значение. Эколого-туристская тропа: особенность её создания, назначение (на конкретном примере).
Роль троп природы в формировании навыков и умений общения с природным окружением.
Практическая работапо подборке материала к реферату о истории, типах учебных троп природы своей республики.
V. Эколого-туристская тропа: (9 часов)
Эколого-туристская тропа на карте местности. Навыки чтения плана местности, карт спортивного ориентирования. Ориентирование по карте и местным признакам. Ориентирование: в заданном направлении, по маркировке, по выбору.
Практическая работа. Экскурсия на учебную экологическую тропу, эколого-туристскую тропу. Подведение итогов работы по экологическому проекту.
VI. Типы туристского природопользования республики: (8 часов)
Типы туристского природопользования по функциям и по критерию соотношения в природопользовании неизменной природы и урбанизированной среды.
Туристское природопользование края. Нагрузка от туризма (рекреационная нагрузка) на ландшафт.
Экскурсия-практикум:формы воздействия туризма на лес (парк) и последствия воздействия на лесную растительность. Визуальная оценка степени рекреационной нагрузки (нагрузки от туризма) на парковый (лесной) ландшафт.
VII. Природа Республики Бурятия: (27 часов.)
Рельеф, полезные ископаемые, климат, внутренние воды, минеральные воды, природные комплексы Бурятии, животный и растительный мир.
VIII. Особо охраняемые природные территории Бурятии и озера Байкал(20 часов)
Национальные парки (Прибайкальский, Забайкальский), заповедники (Байкало – Ленский, Баргузинский, Байкальский, Джергинский)
Памятники природы на Байкале.
IX. Жизнь в озере Байкал: (15 часов)
Биологическое разнообразие, растительный и животный мир, байкальские сообщества, пищевые связи в Байкале.
X. Человек и Байкал: (15 часов)
Как люди появились на Байкале и заселяли его. Загрязнители, загрязнения, охрана окружающей среды, влияние туристов и отдыхающих на озеро.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения.
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
К личностным результатам относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
К метапредметным результатам относятся освоенные школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
К предметным результатам относятся усвоенные школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников.
- приобретение знаний о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации,
- приобретение обучающимися опыта актуализации физкультурно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.
Список литературы:
- Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография, 2006. – 96 с.
- Атлас Республики Бурятия. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000.
- Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. – Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1970.
- Башкуев Б.В., Пастернак Л.Г. География Бурятской АССР: Учеб.пособ.для 8 кл. –Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1968. – 75 с.
- Галазия Г.И. Байкал в вопросах и ответах – М.:Мысль, 1988. – 285 с.
- Заповедными тропами. – М.: Просвещение 1980. – 192 с.
- Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1990. - 157 с.
- Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии: История, система и происхождение географических названий. – Улан-Удэ. : Бурят.кн.изд-во, 1969. – 186 с.
- Методические рекомендации по составлению авторских и рабочих программ по географии: метод.рек./ сост. Л.Д.Пшеничникова; Бурят.ин-т ПКиПРО. – Улан-Удэ, 1998. – 12 с.
- Никитин Н.М. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. – М.: Наука, 1987. – 128 с.
- Цыдынжапов Г.Ц. Бурятская кухня. – Улан-Удэ.:Бурят.кн.изд-во, 1991.
- Чимитдоржиев Ш.А. Кто мы – бурят-монголы? – Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991.
- Эрдынеева М.О., Чернов Б.А. География Бурятии: Учеб.пособ. для 8-9 кл.сред.шк. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1994. - 128 с.
- Интернет-ресурсы
- 1. http://www.buryatia.ru
- 2. http://baikalrav.narod.ru
- 3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бурятия
- 4. http://gov/buryatia/ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по географии "Мир туризма"
Значение предлагаемой программы многогранно: она призвана углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационн...
Дополнительная программа по предмету «Туризм» 5 класс Авторы-составители: Учитель географии -- Чиркова Нина Павловна
Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося школы в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредствен...
Образовательная программа дополнительного образования детей секции спортивного туризма «ТУРИСТЫ-СПОРТСМЕНЫ»
Дополнительная образовательная программа, предлагаемая ниже, реализуется по физкультурно-спортивной направленности....
Краеведческая деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания в условиях реализации программы дополнительного образования по технике пешеходного туризма
В статье рассмотрены проблемы гражданско-патриотического воспитания учащихся через краеведческую деятельность...
Презентация дополнительной общеразвивающей программы "Оздоровительно-познавательный туризм"
Презентация дополнительной общеразвивающей программы "Оздоровительно-познавательный туризм" проходила в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов сферы...
Программа дополнительного образования "Туризм и путешествия"
Программа по краеведческому туризму для школьников...
Программа дополнительного образования "Думай глобально, действуй локально" в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка"национального проекта «Образование» в 2020-2021 гг. на территории Республики Бурятия
Здесь представлена рабочая программа по дополнительному образованию...