Программа дополнительного образования "Думай глобально, действуй локально" в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка"национального проекта «Образование» в 2020-2021 гг. на территории Республики Бурятия
рабочая программа
Здесь представлена рабочая программа по дополнительному образованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dumay_globalno_deystvuy_lokalno.docx | 512.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Думай глобально, действуй локально
название программы
Пояснительная записка
Раздел1. Комплекс основных характеристик образования
Направленность дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучная.
Новизна программы и её преимущества в сравнении с ранее созданными программами этой направленности состоят в том, что при составлении программы учитывались три важнейших принципа: краеведческий, экологический и практический. Принципом, позволяющим строить занятия курса на основе окружающей природы является краеведческий. В данной программе он является ведущим.
Актуальность программы «Думай глобально, действуй локально» обусловлена тем, чтоформирование экологической культуры у учащихся является важной составляющей в решении проблем охраны окружающей среды, ставшей в последнее время наиболее остро. Экологическую культуру необходимо воспитывать в детстве, так как она является частью общей культуры личности ребёнка. Обучение по данной программе позволит учащимся больше узнать об окружающем мире. Учащиеся будут включены в активный процесс познания природы, благодаря практикуму. В результате такого обучения возрастёт интерес у детей к познанию окружающего мира.
Возникновение экологического кризиса в современном мире обусловлено, прежде всего, социально-экологическими факторами. В связи с чем, его решение не может быть осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания - образования и информирования школьников. Родная природа – великий учитель, могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется достаточно рано, поэтому очень важно, поддержать искренний интерес подростков к окружающему миру и воспитать бережное отношение к природе в школьные годы.
Бесспорная актуальность данного курсазаключается и в том, что его преподавание связано как с получением знаний и навыков в области общей и практической экологии, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров обучающихся, становлением целостной личности.
Педагогическая целесообразность программы «Думай глобально-действуй локально» состоит в том, что её содержание направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации школьников не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитание нетерпимого отношения к действию людей, наносящих вред природе. Программа обеспечивает необходимые условия для личностного развития, формирования у школьников активной жизненной позиции, воспитания любви к природе Бурятии, организует содержательный досуг. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения опытов. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, школьники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть прекрасное в природе, умение оказывать окружающей среде посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, любовь к родному краю, умение работать в коллективе. Каждый структурный компонент программы отвечает своему назначению, логически последовательно и конкретно раскрывает идею и взгляд автора на современное внешкольное экологическое образованиедетей
В образовательной деятельности применены приёмы, формы, средства: педагогическое наблюдение; тестирование; защита проектов; анкетирование обучающихся; организация фестивалей, выставок работ, соревнований, учебно – исследовательские конференций, фотовыставок; публикации материалов на школьном сайте, в школьной газете,выпуск листовок, стенгазет.
При реализации программы отражены условия для социального, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности. Обучение, по данной программе будет актуально для учащихся 8 класса, увлекающихся предметами естественнонаучного цикла и вопросами охраны природы, не равнодушные за будущее нашей планеты.
Продолжительность образовательного процесса 1 год (1 час в неделю).Уровень программы углублённый.
Форма организации образовательного процесса очная. Общее количество часов в год 34в ( 8 классе).
Особенности организации образовательного процесса. Специфика сетевой реализации: состав группы постоянный;занятия групповые, индивидуальные. Виды занятий по программе: лекции, практические и семинарские, лабораторные, выездные тематические занятия. Занятия могут проводиться не только в школе, но и на базе ВУЗов, научно-исследовательских учреждений, лабораториях, лесничествах и других организациях имеющих необходимую материальную базу.
Основная цель программы «Думай глобально,действуй локально»
- формирование у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Формирование осознания детей в том, что забота каждого жителя о природе своей малой Родины позволит сохранить планету её последующим поколениям.
Задачи программы:
- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями общей экологии;
- овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
- воспитание активной жизненной позиции;
- организация экскурсий и походов
- формирование профессионального самоопределения
Учащимся, посещающим этот курс, рекомендуется вести пропагандистскую работу по распространению природоохранных знаний в школе и среди населения. В ходе изучения программного материала в процессе общения с природой особое внимание учащихся обращается не только на материальную, но и на эстетическую и нравственную ценность
Учебный план
8 класс
№ | Тема Практические работы. Экскурсии | Количество часов | Количество часов |
Тема 1. Взаимодействие природы и общества | 1 | ||
п.р «Изучение взаимосвязей компонентов природы па примере простейших эко- и геосистем» | 1 | ||
Тема 2. Охрана природных условий и природных ресурсов. | 1 | ||
Тема 3. Охрана и преобразование природы | 1 | ||
Экскурсия. «Знакомство со способами и результатами преобразовательных воздействий на примере отдельных объектов» | 1 | ||
Тема 4. Охрана природы в России | 1 | ||
Тема 5. Охрана вод | 1 | ||
п.р «Обследование местных водных источников, их картографирование и описание на основе литературных материалов и полевых исследований.» | 1 | ||
п.рУчастие в мероприятиях по улучшению и охране водных ресурсов. | 1 | ||
Экскурсии на водоочистные сооружения, на предприятие с замкнутым циклом водообеспечения, на санитарно-эпидемиологическую станцию | 1 | ||
Тема 6. Охрана земель | 1 | ||
п.р Участие в работах по борьбе с эрозией и рекультивации земель | 1 | ||
Снегосъёмка на поле, лугу, в лесу и расчёт запасов влаги на обследованных участках | 1 | ||
Тема 7. Охрана атмосферы | 1 | ||
п.р Выявление местных источников загрязнения воздуха и их воздействий на природу | 1 | ||
п.р Составление рекомендаций по предотвращению загрязнения воздуха | 1 | ||
Тема 8.. Охрана недр. Минеральные ресурсы и их значение | 1 | ||
Тема 9. Охрана растительности | 1 | ||
Учёт площади зелёных насаждений в районе школы. Определения в них видового состава деревьев, кустарников и травянистых растений. | 1 | ||
Знакомство с основными растительными сообществами своего района и их писание | 1 | ||
21 | Участие в работах по уходу за лесом, парком, культурными растениями на пришкольном участке, по озеленению близлежащих территорий | 1 | |
22 | Пропаганда правил охраны растительности и контроль за их осуществлением | 1 | |
23 | Тема 10. Охрана животных | 1 | |
24 | Изучение видового состава местных животных. | 1 | |
25 | Участие в работах по подкормке птиц и других животных, изготовлению искусственных гнездований, предотвращению гибели рыбной молоди, животных от истребления. | 1 | |
26 | Экскурсия в заповедные места | 1 | |
27 | Тема 11. Охрана природных комплексов | 1 | |
28 | Знакомство с природными комплексами своего края и их хозяйственным использованием | 1 | |
29 | Выявления описания памятников природы и организация их охраны | 1 | |
30 | Проложение экологической тропы | 1 | |
31 | Экскурсия Посещение музея и охраняемых территорий родного края | 1 | |
32 | Тема 12. Туризм и охрана природы | 1 | |
33 | Экскурсия | 1 | |
34 | Итоговое |
| 1 |
Итого | 13 | 21 |
Содержание курса
Тема 1. Взаимодействие природы и общества
Зависимость человека от окружающей среды. Природа-источник ресурсов и одновременно среда жизни. Причины роста использования природных ресурсов на современном этапе развития. Изменение природных условий в процессе использования природных ресурсов. Необходимость их охраны.
Круговороты вещества и энергии в природе. Возможные последствия вмешательства в них человека.
Природные комплексы (природные системы) и их подразделения на биологические и географические. Изучение экологических систем -основа решения проблем охраны живых организмов. Последствия воздействия человека на экосистемы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Географические аспекты охраны природы
Целостность природных комплексов- основа теории и практики охраны природы.
Тема 2. Охрана природных условий и природных ресурсов.
Загрязнение географической среды Основные виды загрязнения и источники их поступлений. Экологические и хозяйственно-экономические следствия загрязнений.
Организация охраны природы от загрязнений. Утилизация отходов в системе территориально-производственных комплексов. Роль географических исследований в организации борьбы с загрязнениями.
Типы и виды природных ресурсов. Основные принципы рационального использования и охраны неисчерпаемых, возобновимых и невозобновимых природных ресурсов.
Тема 3. Охрана и преобразование природы
Необходимость в расширенном воспроизводстве природных ресурсов. Преобразование природы как основной способ увеличения продуктивности экосистем природной среды. Виды преобразовательных воздействий на природу
Вторичные следствия преобразования природы. Причины их возникновения и способы предотвращения. Роль географических исследований в создании, использовании и создании преобразованных геосистем.
Тема 4. Охрана природы в России
Охрана природы и её преобразование-необходимое условие построения материально-технической базы общества.
Документы об охране природы.
Конституционные основы охраны природы. Планирование и организация охраны и преобразования природы в России. Общественные природоохранные организации. Международное сотрудничество России по охране природы.
Тема 5. Охрана вод
Значение воды в природе и хозяйственной деятельности человека. Современное водопотребление. География водных ресурсов. Качественное и количественное изменение ресурсов пресных вод. Основные способы их защиты от истощения.
Охрана морских вод.
Гидроресурсы России и особенности их размещения. Потребление пресных вод в нашей стране Реализация основ водного законодательства.
Проблемы морей, озера Байкал и других водоёмов.
Роль географии в организации рационального использования гидроресурсов.
Тема 6. Охрана земель
Земля и её роль в жизни человека. Земельный фонд планеты. Мелиорация как основное направление рационального использования земель. Земельные ресурсы России и их охрана. Основы земельного законодательства России. Значение географических исследований в организации рационального использования земель
Тема 7. Охрана атмосферы
Понятие о чистом и загрязнённом воздухе. Основные источники и виды загрязнения атмосферного воздуха. Возможные физико-географические увеличения запылённости воздуха. Глобальные изменения газового состава атмосферы и возможные следствия этого.
Загрязнения воздуха промышленных центров и городов. Влияние климатических и погодных условий на концентрацию в приземных слоях воздуха загрязняющих веществ. Смоги, причины их возникновения и основные районы проявления
Мероприятия по охране атмосферного воздуха. Значение географических исследований в организации охраны атмосферы. Охрана воздуха в России Закон об охране атмосферного воздуха.
Тема 8.. Охрана недр.
Минеральные ресурсы и их значение
Минеральные ресурсы и их значение. Рост потребностей в полезных ископаемых в эпоху НТР. Принцип рационального использования ресурсов недр. Основы законодательства России о недрах.
Географические аспекты исследований рационального использования невозобновимыхо ресурсов
Тема 9. Охрана растительности
Роль лесов и их ресурсов. География лесной растительности мира.
Лесные ресурсы России и их использование. Российское законодательство. Травянистые и травянисто-кустарниковые типы растительности России и их охрана. Красная Книга России. География и охрана растительности.
Тема 10. Охрана животных
Роль животных в географической оболочке и хозяйственной деятельности человека
Влияние человека а животный мир
Охрана животных в нашей стране Красная книга России. Значение географических исследований в осуществлении законов России об охране и использовании животного мира.
Тема 11. Охрана природных комплексов
Основные направления охраны природных комплексов.
Понятие о культурных ландшафтах Роль географии в их создании
Значение ландшафтных исследований для решения проблем охраны природы и их основные прикладные направления. Охраняемые природные объекты
Тема 12. Туризм и охрана природы
Туризм как один из видов активного отдыха. Туризм и охрана природы. Детский туризм. Основные правила поведения в природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; знание культуры своего народа, своего края; чувство ответственности и долга перед Родиной
- Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию
- Уважительное отношение к другому человеку к, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, традициям
- Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими
- Понимание ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
- Формирование экологической культуры
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности
- Формирование навыков смыслового чтения
- Умение организовать учебное сотрудничество с совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии задачей коммуникации
- грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
Предметные результаты:
Учащиеся должны
- владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
- определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
- уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.
ОБЪЯСНЯТЬ:
- экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
- изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
- необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
- зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
- анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
- сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
- прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
- планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
- оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации
Календарный учебный график
четверть | Дата начала и окончания учебных периодов | Количество учебных недель | Продолжительность каникул | Сроки контрольных процедур, | Сроки организованных выездов, экспедиций |
1 четверть | 1сентября - 2 ноября | 9 | 7дней | Последняя неделя четверти | |
2 четверть | 9 ноября - 26 декабря | 7 | 14дней | Последняя неделя четверти | |
3 четверть | 11 января -22 марта | 10 | 7дней | Последняя неделя четверти | |
4 четверть | 1 апреля-25 мая | 8 | 2 месяца | Последняя неделя четверти | июнь |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия могут проводиться не только в школе, но и на базе ВУЗов, научно-исследовательских учреждений, лабораториях, лесничествах, полевых условиях и других организациях имеющих необходимую материальную базу.
Средства обучения и воспитания (инфраструктурный лист)
для реализации общеразвивающей программы «Думай глобально, действуй локально»
Оборудование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | Наименование | Технические характеристики, примерная модель | Краткое описание применения | Количество | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Компьютер ASUS VivoBook S15 X505ZA | Характеристики Тип: ноутбук Диагональ экрана: Диагональ экрана Ультракомпактные модели имеют экран диагональю всего 7-10 дюймов. 15.6 дюйм Процессор: AMD Объем оперативной памяти: 8 Гб Сенсорный экран: нет Количество ядер процессора: Количество ядер 2 шт | 31990 1 шт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Цифровой микроскопмикромед Эврика 40-1280*с видеоакуляром в кейсе | Биологический цифровой Монокуляр Револьверное устройство на 3 объектива Увеличение40-1200 крат Подсветка светодиодная комбинированная | Для просмотра микропрепаратов | 1 шт 12400 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Цифровой микроскоп микромед Эврика 40х-400х*в кейсе | Монокулярный микроскоп с ахроматическими объективами. Увеличение: 40–400 крат Артикул: 72073 Увеличение, крат: Производитель: Страна: Гарантия: Вес в упаковке: Размер упаковки (ДхШхВ): 40–400 Микромед Китай 1 год 2.0 кг 13.5×39.0×25.5 см.
| Микроскоп может быть использован при учебных и лабораторных работах | 15 шт 5720 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Микролаборатория для химического эксперимента | Комплектация прилагается ниже | Микролаборатория предназначена для индивидуальной работы учащихся и позволяет выполнять все лабораторные опыты, практические работы и экспериментальные задачи в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по химии базового и профильного уровней | 3 шт 11280 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Биологическая микролаборатория | Комплект поставки
* Необходимость поставки в составе лабораторного комплекта оговаривается при заказе. | Обеспечивает проведение 89 лабораторных работ, в том числе 68 работ по биологии и 21 работа по экологии в соответствии с требованиями учебных программ школьного курса, по разделам: растения, бактерии, грибы, лишайники; животные; человек и его здоровье; общие биологические закономерности; экологический практикум | 3шт 6840
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
итого | 184550 |
Комплектавция
Микролаборатория для химического эксперимента
п/п | Наименование | Кол-во | № п/п | Наименование | Кол-во | |
1. | Корпус с крышкой | 1 | 20. | Планшетка с ячейками | 1 | |
2. | Лоток | 1 | 21. | Предметное стекло | 1 | |
3. | Кассета двухъярусная | 1 | 22. | Фоновый экран | 1 | |
4. | Кассета одноярусная | 1 | 23. | Трубка газоотводная стеклянная с пробкой | 1 | |
5. | Комплект этикеток | 1 | 24. | Трубка газоотводная полимерная с пробкой | 1 | |
6. | Крышка-капельница К/Ф-1 | 54 | 25. | Наконечник стеклянный | 1 | |
7. | Пробка со шпателем | 15 | 26. | Зажим пробирочный | 1 | |
8. | Пробка полиэтиленовая | 7 | 27. | Пинцет | 1 | |
9. | Пробка с держателем | 1 | 28. | Кольцо разрезное | 1 | |
10. | Флакон ФО, вместимость 10 мл | 76 | 29. | Лапка металлического штатива | 1 | |
11. | Воронка лабораторная В-56 | 1 | 30. | Муфта соединительная | 1 | |
12. | Стакан лабораторный низкий с носиком, вместимость 50 мл | 1 | 31. | Стержень металлического штатива | 1 | |
3. | Стакан лабораторный, вместимость 50 мл | 1 | 32. | Фильтр бумажный, упаковка 100 шт. | 1 | |
14. | Спиртовка лабораторная малая | 1 | 33. | Спираль медная/ Петля нихромовая | 1 | |
15. | Цилиндр мерный лабораторный с носиком, вместимость 50 мл | 1 | 34. | Периодическая система/ Таблица растворимости | 1 | |
16. | Палочка стеклянная | 1 | 35. | Карандаш | 1 | |
17. | Пробирка Флоринского | 10 | 36. | Трафарет | 1 | |
18. | Нагреватель для пробирок
| 1 | 37. | Спички (коробка) | 1 | |
19. | Выпарительная пластина | 1 | 38. | Пробка резиновая №12,5 | 1 |
Информационное обеспечение:
- библиотечные ресурсы,
- интернет-ресурсы,
http://ecobiocentre.ru/
- экскурсии на предприятия
- встречи с сотрудниками предприятии.
Кадровое обеспечение: учителя биологии, географии и химии МАОУ СОШ №42
Оценка достижений результатов:
Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.
Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.
Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
- стартовой диагностики;
- тематических и итоговых проверочных работ
- творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:
- низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);
- пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
- базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
- повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка«4»);
- высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Оценочный лист
Ф.И.________________________
Класс__________
№ | Форма контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
тест | |||||
Практическая работа | |||||
Участие в акции | |||||
Проект | |||||
Уборка территории | |||||
Описание памятника природы | |||||
Проложение экологической тропы | |||||
НПК | |||||
Полевые дневники | |||||
Оценочные и методические материалы
Тема 1. Взаимодействие природы и общества
«Изучение взаимосвязей компонентов природы па примере простейших эко- и геосистем»
Практическая работа
«Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на местные ландшафты»
Приборы и материалы полевой дневник, компас, карта.
Цель работы: оценить степень антропогенного изменения местных природных комплексов
Задачи работы описать и определить виды воздействия человека на различные компоненты ПТК, составить карты воздействий, выделить птк с различными антропогенными нагрузкой и изменённостью.
- По справочной и краеведческой литературе установить, какие природные комплексы существовали в вашей местности до появления человека, изменяющего их структуру в процессе хозяйственной деятельности
- На карте или плане исследуемой территории необходимо выделить те хозяйственные объекты, которые загрязняют окружающую среду. Для большей наглядности на карте х обозначают различным цветом или обводят цветным контуром
Обозначение источников воздействия на различные компоненты природных комплексов
Вид воздействия | Цвет |
Объекты, воздействующие и загрязняющие все компоненты ПТК | Красный |
Объекты, воздействующие в основном на воздушные массы | Желтый |
Объекты, загрязняющие в основном воды | Синий |
Объекты, воздействующие на растительность и животный мир | Оранжевый |
Объекты, изменяющие рельеф земной поверхности | Серый |
- На составленной карте нанести линию маршрута так, чтобы он проходил через как можно большее количество выделенных объектов или в непосредственной близости
Работа на маршруте
Описание воздействий следует наносить по следующему плану
- Какие компоненты подверглись антропогенному воздействию или изменению?
- Продолжается ли это воздействие в момент наблюдения?
- К каким изменениям привело данное воздействие?
- Привели ли эти изменения к трансформации других компонентов или природного комплекса в целом?
Отчётные материалы: полевые дневники с описаниями антропогенных воздействий, карта степени изменения местных природных комплексов с нанесёнными источниками воздействия, анализ карты с выводами об общей антропогенной нагрузке
Тема 2. Охрана природных условий и природных ресурсов.
Деятельность учащихся: составление характеристики природных явлений и природных ресурсов на территории республики.
Тема 3. Охрана и преобразование природы
Экскурсия. «Знакомство со способами и результатами преобразовательных воздействий на примере отдельных объектов»
Тема 4. Охрана природы в России
Тема 5. Охрана вод
- «Обследование местных водных источников, их картографирование и описание на основе литературных материалов и полевых исследований.»
Практическая работа
«Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты»
Прибры и материалы: полевые дневники карт или план местности, термометр, диск Секки, индикаторная бумага или рн–метр, серная кислота, перманганат калия, хлорид бария, серная кислота, нитрат серебра, пробирки, колбы, мерный цилиндр.
Цель работы: Оценить качество поверхностных вод и степень и источники загрязнения их промышленными и иными выбросами.
Задачи работы: оценить с помощью физико-химических методов содержание в воде наиболее распространённых загрязнителей природно-антропогенного происхождения, соотнести эти значения с ПДК
Обязательный набор анализов
- Температура воды
- Прозрачность воды
- Запах воды
- Содержание органических веществ
- Сульфатов
- Хлоридов
Методика анализа
Определение прозрачности воды
Заготовьте стеклянный цилиндр, затемналить исследуемую воду, чтобы высота столба составляла 20 см. , дать ей отстояться 25 мин. Если сквозь этот водяной столб видны только овалы четвёртого сектора пластины вода сильно мутная, третьего слабопрозрачная, второго-прозрачная, первогоочень прозрачная
Определение запаха
Наливают в колбу воду, плотно закрывают пробкой и оставляют на несколько часов. Затем открывают и нюхают
Оценивают запах по следующей шкале: 1-нет запаха; 2- чуть заметный запа; 3- устойчивый; 4- сильный.
Определение величины рн.
Величину рн воды определить легко определить с помощью полоски специальной индикаторной бумаги по изменения её цвета после погружения в исследуемый раствор и сравнению с прилагаемой к бумаге шкалой эталонов
Отчётные материалы: полевые дневники с кратким описанием объектов и точек отбора проб, заполненная таблица по образцу и выводы.
- Участие в мероприятиях по улучшению и охране водных ресурсов.
Деятельность учащихся: Очистка территории прилегающей к источнику, реке. Участие в экологической акции по очистке берега озера Байкал.
- Экскурсии на водоочистные сооружения, на предприятие с замкнутым циклом водообеспечения, на санитарно-эпидемиологическую станцию.
Тема 6. Охрана земель
- Участие в работах по борьбе с эрозией и рекультивации земель.
Деятельность учащихся:Мероприятия против разрастания оврага. Посадка деревьев.
- Снегосъёмка на поле, лугу, в лесу и расчёт запасов влаги на обследованных участках.
Тема 7. Охрана атмосферы
Выявление местных источников загрязнения воздуха и их воздействий на природу
Деятельность учащихся: Работа с дополнительной литературой, изучение объектов на территории города, способных загрязнять воздух.
Практическая работа
«Составление рекомендаций по предотвращению загрязнения воздуха»
Деятельность учащихся: Выявление путей решения проблемы загрязнения воздуха.
Тема 8.. Охрана недр. Минеральные ресурсы и их значение
Деятельность учащихся: Характеристика минерально-сырьевой базы республики
Тема 9. Охрана растительности
- Учёт площади зелёных насаждений в районе школы. Определения в них видового состава деревьев, кустарников и травянистых растений.
Описание: Количественный и качественный учёт зелёных насаждений. Работа с определителями с целью определения видового состава растений.
- Знакомство с основными растительными сообществами своего района и их описание
Практическая работа
«Описание типичных растительных сообществ»
Приборы и материалы: план, папка для гербария, этикетки, совок-копалка, полевой дневник
Цель работы: описать типичные для вашей местности растительные сообщества
Задачи работы: выделить типичные растительные сообщества
Составить гербарий
В полевом дневнике записывается адрес точки сбора растения, указывается номер растения по гербарию и описываются условия его обитания
- Условия рельефа
- Климатические условия
- Влияние на рост и развитие описываемого растения других растений соседей
Отчётные материалы:гербарий типичных растений с этикетками, план или карта изучаемой местности с нанесёнными точками сбора растений, полевые дневники с описаниями и выводами по работе
- Участие в работах по уходу за лесом, парком, культурными растениями на пришкольном участке, по озеленению близлежащих территорий.
Деятельность учащихся: уборка территории от мусора и озеленение пришкольного участка, побелка деревьев, внесение удобрения
- Пропаганда правил охраны растительности и контроль заих осуществлением.
Деятельность учащихся: выпуск листовок по охране растительности. Оформление стенда о редких и охраняемых растениях. Проведение пятиминуток по правилам пожарной безопасности
Тема 10. Охрана животных
Практическая работа
«Изучение видового состава местных животных».
Участие в работах по подкормке птиц и других животных, изготовлению искусственных гнездований, предотвращению гибели рыбной молоди, животных от истребления.
Деятельность учащихся: Изготовления кормушек для птиц.
Экскурсия: Заповедные места Бурятии
Тема 11. Охрана природных комплексов
Знакомство с природными комплексами своего края и их хозяйственным использованием
Практическая работа
«Природный комплекс как целостная система»
Приборы и материалы: крупномасштабная карта или план, изучаемой территории
Цель работы: изучить взаимосвязи типичных для нашей местности природных комплексов
Задачи работы:построить комплексный профиль через типичные природные комплексы с описанием их компонентов
Порядок выполнения работы :Выбрать линию профиля на карте. По линии профиля, выбирают и описывают точки по следующему плану:
- Адрес точки
- Форма или элемент формы рельефа
- Горные породы, слагающие поверхностные слои формы рельефа
- Тип почв
- Тип растительности
После описания точек строят линию профиля
Отчётные материалы: полевые дневники с описаниями различных природных комплексов и их смены, карта или план местности с нанесёнными на её линией профиля и описанными точками, комплексный профиль с маршрутным описанием природных комплексов
Практическая работа
«Выявления описания памятников природы и организация их охраны».
План описания памятника природы
- Название памятника
- Географическое положение
- Границы охраняемого объекта
- Организационная форма и тип памятника
- Сведения по истории
- Характерные природные условия
- Фонд охраняемой природы
- Виды и ареал антропогенного воздействия
- Предложения по охране
Практическая работа.
«Проложение экологической тропы»
Деятельность учащихся: Паспорт экотропы составляется по следующей схеме:
1. Название экотропы.
2. Цели и задачи экотропы.
3. Местонахождение, расстояние от школы.
4. Краткое описание маршрута, его протяженность, расстояние между точками,
Время прохождения маршрута (с учетом рассказа экскурсовода).
5. Режим использования (в течение всего года, в теплое время года, в бесснежный
период)
6. Допустимая нагрузка на экотропу (максимальное количество посетителей в неделю).
7. Описание экскурсионных объектов.
8. Список оборудования экотропы.
9. Правила поведения посетителей, правила техники безопасности и
Противопожарные требования.
10. Необходимые мероприятия по уходу за экотропой.
11. Ответственное лицо.
12. Приложение. Карта-схема маршрута.
Экскурсия: «Посещение музея и охраняемых территорий родного края»
Тема 12. Туризм и охрана природы
Экскурсия
Итоговое занятие
Список литературы
Для учителей
Экология. 6-11 классы. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. - М.: Учитель, 2009. - 136 c. Для учащихся 1. Николаева, С. Н. Как лесник заботится о лесе. Плакат / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 759 c. |
4.Горбенко, Н. В. Методические рекомендации к учебному пособию С. Б. Шустова, Л. А.Шустовой, Н. А. Горбенко "Химические аспекты экологии" / Н.В. Горбенко, Е.И. Тупикин, С.Б. Шустов. - М.: Русское слово - учебник, 2015. - 264 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ федерального проекта "Успех каждого ребенка"
Реализация проекта БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ...
Реализация Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. (Из опыта работы МАОУ ДО "Бичурская ДЮСШ")
В данной статье представлен опыт работы МАОУ ДО «Бичурская детско-юношеская спортивная школа» по реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка»....
Реализация федерального проекта "Успех каждого ребёнка"
Реализация проекта направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей....
Статья Реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка» в 2020-2021 учебном году
В данной статье рассказывается о реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка"...
Доклад на тему: "Система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей в сфере естественнонаучного образования в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка».
В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный проект «Образование», в рамках которого предусмотрена реализация нацио...
Приказ № 89 О подготовке Навигатора ДО к выгрузке отчета по мониторингу в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»
Приказ № 89 О подготовке Навигатора ДО к выгрузке отчета по мониторингу в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»...
Выступление на педсовете школы по теме «Создание условий реализации проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование» в МОАУ «СОШ № 38 г. Орска».
Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....