Урок "Озера России.Голубые глаза России" 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Открытый урок по географии в 8 классе на тему "Озера России.Голубые глаза России" в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_golubye_glaza_rossii_2.docx | 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Озера России» ( «Голубые глаза России») 8 класс
Цель урока: Формирование представлений об особенностях озёр России и
их размещении на территории России.
Задачи: Образовательные: Сформировать представление о типах озёрных котловин, бессточных и сточных озёрах, солёных и пресных озёрах. Познакомить учащихся с условиями образования озёр.
Развивающие: Развивать умения: анализировать, составлять кластеры, делать выводы, работать с географической картой и другими источниками географической информации, критическое мышление.
Воспитательные: воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать уважение к мнению других учащихся. Воспитывать чувство любви к своей Родине, бережное отношение к природным ресурсам.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технология: Развития критического мышления.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Озера», физическая карта мира, атлас, маршрутные листы.
Структура урока
- Организационный момент, актуализация знаний
- Стадия Вызова
2.1. Прием ассоциация.
2.2.Прием верные - неверные утверждения.
- Стадия Осмысления.
- Приём концептуальная таблица
- Приём кластер
- Приём сводная таблица +конкурс эрудитов
- Стадия Рефлексии
- Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет и приятным и плодотворным.
2.Стадия «Вызов»
-Как вы уже догадались, тема урока связана с водой.
- Какие типы внутренних вод вы знаете? Разнообразие внутренних вод (реки, озера, болота, подземные воды)
Прием «Ассоциация»
На слайде слова ассоциации к слову - озеро: водоём, солёное, углубление, Лебединое, горное, сточное.
-Как вы думаете какой тип внутренних вод мы будем изучать? (Озёра).
Тема сегодняшнего урока «Озёра России», а поэтическое название «Голубые глаза России».
Приём «Верные неверные утверждения»
Учитель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы что….». У вас в маршрутных листах таблица. Цифрами в первой строке указан номер вопроса. Вы читаете вопросы, под номером вопроса вы ставите знак «+» если утверждение верное, знак «-» если утверждение неверное.
1.…озеро - это вода в природном углублении.
2.…вода в озёрах всегда пресная.
3…большие по площади озёра называются морями.
4.…в озёра могут впадать и вытекать реки.
5…озёра могут быть даже в кратерах вулканов.
6.…озёра являются частью Мирового океана.
7.…возраст некоторых озёр миллионы лет.
8…вода в озере течёт также как и в реке
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Учитель: Есть ли вопросы, которые вызвали у вас затруднения? Мы переходим к изучению новой темы, в конце урока мы вернёмся с вами к данной таблице и проверим, верны ли ваши суждения.
3.Стадия Осмысления.
Учитель: Посмотрите в презентации информацию о нескольких озерах России.
Учитель: Чем озера различаются?
(Они различаются размерами, глубиной и другими признаками.)
Учитель: Ребята, что называют озером?
Озеро-это скопление воды в природном углублении.
Учитель: Запишите определение «Озеро» в маршрутных листах.
Учитель: Как может образоваться озеро?
Приём Логическая цепочка
Образование углубления — > заполнение водой — > испаряется меньше, чем пополняется.
Учитель: Как называют углубления, в которых находятся озёра? (озёрными котловинами).
Учитель: Предположите, как могли образоваться котловины озёр? (Ответы детей.)
Приём «Концептуальная таблица»
Вы сейчас проверите свои предположения, поработав в парах в роли лимнологов - учёных изучающих озёра. Каждая группа будет изучать один вид котловин по плану:
- Происхождение котловины (название)
- Как образуются котловины
- Примеры озёр (показать на карте).
(Учащиеся в маршрутных листах заполняют таблицу на основе текста (приложение 2). Время на обсуждение – 2 минуты. После этого выбирается один выступающий от группы)
Происхождение котловины (название) | Как образуются котловины | Примеры озёр |
Тектоническое | Образуются в результате тектонических движений земной коры. | Байкал, Телецкое |
Запрудные | Образуются, если русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы. | На Кавказе |
Ледниковые | Котловины углублены древними ледниками. | Ладожское, Онежское, Таймыр |
Вулканическое | Образуются в кратерах вулканов | Кроноцкое Курильское (Камчатка) |
Старицы | Участки прежнего русла реки, изменившие своё направление | На Урале |
Карстовое | При растворении легкорастворимых горных пород (известняк, соль) образуются пустоты, которые и заполняются водой. | В горах Кавказа, на Урале |
Остаточные | Образовались на месте отступивших древних морей. | Каспийское |
Учитель: Ребята попробуйте определить, о каких озёрах идёт речь в тексте: Эти озёра нашей страны называют морями. Возраст этих озёр – миллионы лет. Одно из них – самое большое на Земле, другое – самое глубокое. Одно из них солёное и бессточное, а другое пресное и сточное. Какое из них сточное, а какое бессточное?
Приём «Кластер» Учитель: Давайте составим кластер «Озера».
«Озера по приходу и расходу воды» - Как вода поступает в озеро и как расходуется в природе? «Озера пресные и соленые». - Какая может быть вода в озере? (соленая и пресная).
Ребята, найдите закономерность, какие солёные озёра по типу стока: сточные или бессточные? (Бессточные чаще всего солёные, а сточные – пресные.) А теперь давайте вернёмся к тексту об озёрах. (Озеро Байкал - сточное и пресное, Каспийское море-озеро - бессточное и солёное)
Физическая минутка.
Известный педагог Сухомлинский сказал:" Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и жаворонка в бездонном небе, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни”- Давайте сейчас на минуту ….. окунемся в чудесную музыку жизни, созданную природой. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на озере… (Звуки озера) Отдохнули? И снова в путь за знаниями…
Учитель: Мы познакомились с особенностями озёр, а теперь давайте подумаем: чем озеро отличается от других водных объектов: например от реки?
Приём «Сводная таблица»
Признаки для сравнения | Озеро | Река |
1.Вода течет по руслу | + | |
2.Вода находится в замкнутом водоеме | + | |
3.Вода течет потоком | + | |
4.Вода медленно перемещается | + | |
5.Питаются дождевыми и талыми водой | + | + |
6.Вода пресная | + | + |
7.Вода соленая | + |
С каким ещё природным объектом можно сравнить озеро? (С морем) Но море является частью океана. А озеро имеет прямую связь с Мировым океаном?(нет) Озеро находится на суше и не имеет прямой связи с Мировым океаном.
Конкурс эрудитов.
На территории России более 2 млн. озёр. Я предлагаю проверить ваши знания о самых больших по площади озерах России.
Озеро 1. Крупнейший на Земле замкнутый водоём, который может классифицироваться как самое большое бессточное озеро, либо как полноценное море, из-за своих размеров, а также из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. (Каспийское)
Озеро 2. Самое большое пресноводное озеро в Европе. В озеро впадает более 40 рек, вытекает одна - река Нева. В годы ВОВ по его льду проходила « Дорога жизни» - единственная связь с осажденным Ленинградом. (Ладожское) .
Озеро 3.Озеро на северо-западе Европейской части нашей страны, второй по величине пресноводный водоём в Европе. Котловина озера ледникового происхождения. В озеро впадают около 1152 реки, вытекает одна - река Свирь (Онежское) .
Озеро 4. Озеро пятое по величине в Европе. На льду озера 5 апреля 1242 года произошло знаменитое Ледовое побоище-сражение между русскими войсками во главе с Александром Невским и немецкими рыцарями-крестоносцами, которое закончилось победой русского войска. (Чудское) .
Озеро 5 .Озеро расположено на полуострове Таймыр. Это озеро - второе по площади в азиатской части России, лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты. Озеро является самым северным в мире настоящим крупным озером. (Таймыр) .
Озеро 6. Это солёное озеро расположено в Астраханской области. С 8 века на озере добывали соль и отправляли её по шелковому пути. Соль, добываемая на озере - составляет 80% от общей добычи соли в России. (Баскунчак).
Озеро 7. Это озеро тектонического происхождения, самое глубокое в мире, возраст озера- 25-35 млн. лет. В озере обитает около 2600 видов водных животных, из них около 1000 видов, нигде более не встречаются - эндемики. (Байкал ).
- Охрана озёр. В наш век, когда водные ресурсы Земли истощаются, значение пресных водоёмов, сохранение их чистоты становится делом первостепенной важности. На территории России сохранилось немало уникальных водоёмов, к которым необходимо проявить внимание и заботу. Самое знаменитое озеро – озеро Байкал, в котором сосредоточено пятая часть мировых запасов пресной воды, внесено в Список объектов Всемирного наследия Юнеско. На территории озера в 1996 году построен ЦБК .Долгое время он являлся комплексным источником загрязнения окружающей среды. В 2013 году БЦБК был остановлен Правительством РФ. Было объявлено о его закрытии. Остановлен-не значит ликвидирован. Сейчас природа перевесила экономическую выгоду. Но будет ли так и дальше? Не случайно забили тревогу учёные, а Андрей Вознесенский написал стихи:
Я ночью проснулся, мне кто-то сказал:
Мёртвое море священный Байкал.
Я на себе почувствовал взор,
Будто я моря убийца и вор.
Слышу не спит Иркутянин во мгле.
Курит и предок проснулся в Земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал. Ты хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
«Байкал заповедная совесть страны».
Надеюсь, что вы разделите вместе со мной слова, что на карте нашей Родины не должны исчезнуть голубые глаза озёр. Наша задача перед будущими поколениями - донести и не расплескать эти природные чаши, полные бесценной живительной влаги.
4.Стадия Рефлексии
Учитель: А теперь давайте вернёмся к игре «Верите ли вы, что…», которую я провела в начале урока. Давайте снова ответим на вопросы и проверим, не ошибались ли вы в своих суждениях. Во второй строке вы ставите нужный знак.
Учитель: Есть ли вопросы, по которым ваше мнение изменилось?
Учитель: Ребята я предлагаю вам составить стихотворение «Диаманта».
Учитель: Диаманта – это стихотворение из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному
Диаманта «Озера».
1.Байкал
2.Величественный, глубокий, (чистый.)
3.Вдохновляет, поит, радует
4.Красивый Байкал, большое Каспийское
5.Кормит, объединяет, шумит
6.Соленое, древнее
7.Каспийское
5. Домашнее задание.
1)Всем нанести на карту озера, с которыми мы познакомились на уроке.
2)Кому интересно узнать о необычных озерах приготовить сообщения о озере Лотосов, озере Шайтан, озере Пустое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Озера" 6 класс
Тема урока: «Озера»Класс: 6Предмет: ГеографияУчитель: Шубина Г.М. Цель: формирование знаний об озерах, как о виде внутренних вод (вод суши).З...
конспект урока по развитию речи в 10 классе "Озеро-легенда"
"Озеро - легенда"...
Конспект урока «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» 8 класс
Открытый урок по географии в 8 классе Тема: «Озеро Байкал – жемчужина Сиби...
урок Озера 6 класс
урок ОЗЁРА 6 класс...
Самоанализ урока "Озера" 6 класс
Урок географии проведен в соответствии с программными требованиями по курсу Т.П. Герасимовой....
Технологическая карта урока "Озера и болота" 6 класс
Дидактическая цель: Создать условия для расширения и углубления знаний о водах суши – озерах и болотах....
«У МОЕЙ РОССИИ ГОЛУБЫЕ ОЧИ, НА МЕНЯ РОССИЯ ТЫ ПОХОЖА ОЧЕНЬ».
К нашей стране, находящейся между Европой и Азией, обладающей огромными богатствами, всегда было особое отношение. Да и мы с вами, русские люди, привыкли считать себя особенными. Право гордиться своей...