урок Озера 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
урок ОЗЁРА 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок 6 класс Озера.Болота | 21.97 КБ |
к уроку Озера.Болота 6 класс | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока " Озера и болота". География 6 класс.
Цели урока
Образовательные: Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных сточных озерах. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер по происхождению.
Развивающие: развивать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.
Воспитательные: формировать у обучающихся отношения к озерам как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.
Тип урока (по целям): изучение нового материала.
Методы и формы учебной деятельности: рассказ учителя, сообщения обучающихся, эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя, формирование выводов и определений, закрепление.
Оборудование: физическая карта Мира, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран), атласы для 6 класса, учебник "География. Землеведение"; В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Дрофа, 2016 г.
Структура урока
План
Ход урока:
I. Организационный момент (приветствие обучающихся).
II.Мотивационно - целевой блок:
учитель: На прошлом уроке мы начали изучать раздел внутренние воды. Какой вид мы уже изучили? (Реки).
Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые помогут повторить домашнее задание. После чего вы должны будите проверить знание домашнего задания друг у друга (самоконтроль, самопроверка).Слайд 1,
Ответы(Слайд )
Молодцы! Вы довольно таки быстро справились с проверкой домашнего задания.
А сегодня мы изучим с вами следующие виды внутренних вод. Но чтобы понять что это за тема, я предлагаю вам отгадать загадку.
А теперь послушайте мою загадку.
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядят в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядят в него молодые березки.
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды-
В нем все отражается ...
Как это зеркало называется? (озеро)
Это и будет нашей новой темой.
III.Изучение нового материала
- Итак, темой сегодня на уроке будет ? .... (озеро) (Слайд 3)
- Попробуйте сами дать определение, что такое озеро.
Дети дают определение вслух. Молодцы!
А теперь проверьте себя и дайте более точное определение понятию озеро. Предлагаю поработать в группах и выяснить что же такое озеро, используя учебники различных авторов, которые лежат на столах (каждая группа работает со своим источником).
- Сравните, как определяют это понятие авторы учебника (стр. 155).
Итак, озеро - это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление называется котловина. От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера. (запишите это определение в свои диагностические карты)слайд 5
На карте вся вода изображена голубым цветом.
Наша планета Земля богата озерами, а с какими озерами вы ассоциируете нашу страну – Россию? (Байкал)слайд 6
Я вам предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет об этом озере. (Видео).
-Какие чувства вызвало у вас это видео?
Обратите внимание, на ваших столах лежит текст – отрывок из литературного произведения «Голубые очи планеты» Муранова, который я предлагаю вам прочитать.
Насколько точно, на ваш взгляд, писатель передал образ Байкала, и какие образы возникли у вас, при прочтении данного отрывка.
Также знаменитое в нашей стране озеро – Каспийское море слайд 7
Теперь я предлагаю окунуться в мир живописи и посмотреть, как художники изображали в своих работах озера.слайд 8,9
Слайд 10-13
Виды озер по происхождению. А все ли озера по размерам одинаковые? Посмотрите на карте! (Разные). Разные потому что они разные по происхождению. Например, озеро Байкал – оно глубокое и вытянутое и относится к тектоническому происхождению.
Виды озер по происхождению | |
Происхождение озерных котловин | Примеры |
Тектонические | Байкал Титикака Каспийское Аральское |
Ледниковые | Ладожское Онежское |
Запрудные | Сарезское?(обучающимся на д.з.) |
Вулканические | Кроноцкое?(обучающимся на д.з.) Курильское?(обучающимся на д.з.) |
Давайте уточним, что необходимо для образования озера. Озеро образуется в местах с избыточной влажностью в котловинах – углублениях в земной коре.
Также озера делятся на сточные и бессточные. (Слайд). Запишите определения в тетради.
Чем отличается сточное озеро от бессточного?14-15
У вас на столах есть небольшие сообщения о необычных озерах, кто прочитает (слайд 17 чернильное, слайд 18 кастрюля)
Сообщения учащихся об озерах: озеро чернил, озеро – кастрюля.
Спасибо
Еще одно важное свойство озер – наличие или отсутствие соли в воде
Озера бывают-прксные и соленые слайд 19-20
Ребята, как вы думаете, что будет с озером, если оно начнет заростать, заиливаться? и если из него не будет поступать вода из рек? (Болото)
Правильно, молодцы! Но что же такое все таки болото? слайд 21
Болото – избыточно увлажненный участок земной поверхности с болотистой растительностью и торфом. Запишите.
Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.
В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу. Слайд 22
Вред болот
-территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;
-опасное место для жизни людей.
Польза болот
-болото – место обитания птиц;
-на болотах образуется торф;
-на болотах растут ценные ягоды;
-болота дают начало многим рекам;
-на болотах идет очистка воды
Вывод: Болота имеют большое значение. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану.
Рефлексия.
Ребята, скажите, пожалуйста, с какими источниками информации мы с вами сегодня работали? (карта, рассказ учителя, учебники географии).
Давайте проверим знания полученные на уроке слайд 23
- Объявление оценок учителем
- за лучшие ответы
- за сообщения
- за выполнение практической работы.
Домашнее задание
49, обозначение в контурных картах озер.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответы: Межень Паводок Половодье Водораздел Речная система Режим реки
Озёра. Болота.
Цель урока 1. Актуализировать знания о реках как составной части гидросферы. Сформировать понятия "озеро", "озерная котловина", "болото", представление о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер. 2. Продолжить формирование умений работать с разными источниками географических знаний; развивать картографическую зоркость. 3. Продолжить экологическое воспитание школьников.
Озеро – это замкнутое природное углубление на поверхности, заполненное водой. Углубление, в котором находится озеро, называется озерной котловиной
Озеро Байкал Самое глубокое озеро нашей планеты – 1637м. Содержит 20% пресной воды.
Самое большое по площади озеро в мире – Самое большое по глубина 1026м. Название «море» получило за большие размеры и сходство воды с морской . в мире – 368 тыс. км 2 Его максимальная глубина 1026м. Самое большое по площади озеро в мире – 368 тыс. км 2 Его максимальная глубина 1026м. Название «море» получило за большие размеры и сходство воды с морской . Название «море» получило за большие размеры и сходство воды с морской . 368 тыс. км 2 Его максимальная глубина 1026м. Название «море» получило за большие размеры и сходство воды с морской . сходст Каспийское море - озеро во воды с морской . Самое большое по площади озеро в мире – 368 тыс. км 2 Его максимальная глубина 1026м. Название «море» получило за большие размеры и сходство воды с морской
Картина Левитана «Лесное озеро»
Озеро(Плес)
Виды озер по происхождению 1. Ледниковое 2 . Вулканическое Ладожское, Онежское Курильское
Виды озер по происхождению 3. Тектоническое 4 . Остаточное Байкал Каспийское
Запрудное озеро
Старичное озеро
Озера по режиму Сточные Бессточные Озёра , в которые Озера, в которые реки втекают реки впадают, и вытекают но не вытекают
Схемы сточных и бессточных озер 1 2 3 Сточное сточное бессточное
Озера Сточные Бессточные Байкал Каспийское Ладожское Балхаш Онежское Чад Гурон Эйр Онтарио
Чернильное озеро
Озеро «кастрюля»
Озера по степени солености Соленые Пресные От 1 0/00 до более 35 0/00 До 1 0 /00
Самое соленое озеро мира – Мертвое море. (около 270 % о )
Болото – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью.
Значение болот Вред болот -территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве; -опасное место для жизни людей. Польза болот -болото – место обитания птиц; -на болотах образуется торф; -на болотах растут ценные ягоды; -болота дают начало многим рекам; -на болотах идет очистка воды
Проверим себя? Установите соответствие 1. Озеро – это 2. Болото - это А. участок земной Б. замкнутое природное поверхности, сильно углубление на поверхности, увлажненный и заполненное водой. поросший влаголюбивой р астительностью I II
Домашнее задание По учебнику: параграф 49; Дополнительное задание: подготовить сообщение об озере (по выбору)
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Озера" 6 класс
Тема урока: «Озера»Класс: 6Предмет: ГеографияУчитель: Шубина Г.М. Цель: формирование знаний об озерах, как о виде внутренних вод (вод суши).З...
Конспект урока «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» 8 класс
Открытый урок по географии в 8 классе Тема: «Озеро Байкал – жемчужина Сиби...
Урок "Озера России.Голубые глаза России" 8 класс
Открытый урок по географии в 8 классе на тему "Озера России.Голубые глаза России" в 8 классе...
Самоанализ урока "Озера" 6 класс
Урок географии проведен в соответствии с программными требованиями по курсу Т.П. Герасимовой....
Технологическая карта урока "Озера и болота" 6 класс
Дидактическая цель: Создать условия для расширения и углубления знаний о водах суши – озерах и болотах....
урок , 8 класс. Озера, подзмные воды, многолетняя мерзлта, ледники
Продолжае изучать тему Внутренние воды России...
урок , 8 класс. Озера, подзмные воды, многолетняя мерзлта, ледники
Продолжае изучать тему Внутренние воды России...