Урал - 8 класс разработка урока
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урал – каменный пояс Русской земли
разработала учитель географии: Луценко В.М.
МБОУ ООШ № 1 г-к Железноводск
Цель: Создание у учащихся целостного представления об Урале, о разнообразии его природных условий и ресурсов.
Задачи:
- Изучить особенности географического положения, тектонического строения, рельефа и природных ресурсов Уральских гор.
- Развивать навыки работы с картой, учебником.
- Формировать умения анализировать, объективно оценивать свою работу, тренировать навыки работы в группах.
Оборудование: мультимедийное оборудование, видео фрагмент об Урале, презентация, настенная карта “Урал. Физическая карта”, учебники Э.М.Раковской «Природа России. 8 класс» (М.: Просвещение, 2011г.), географические атласы для 8-го класса, контурные карты, карточки с заданиями, лист самооценки, образцы горных пород.
1. Изучение новой темы.
Мотивация
Просмотр видео фрагмента об Уральских горах. Учитель читает отрывок стихотворения Степана Щипачева:
Он азиатскому материку
Пришелся каменным порогом
Ему известен мамонта скелет
В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами
Его точили миллионы лет,
Чтобы строкою засверкали грани.
Железо, никель, хромовые руды
Я трону словом, рифму им найду.
Недаром в копях камень изумрудный
Зеленым глазом смотрит в темноту.
- С каким природным районом мы сегодня познакомимся?
Целеполагание
Сегодня мы продолжим изучение гор. Тема урока: “Урал – каменный пояс Русской земли”, а эпиграф сегодняшнего урока: “Лучше гор могут быть только горы…” (далее урок сопровождается презентацией)
Учитель:
- Ребята, что вы знаете об Урале?
(Горная страна, протяженность 2000 км, граница между Европой и Азией)
Представление информации
Никакие другие горы России не имеют столько названий. Древние греки называли их Рифейскими, Гиперборейскими горами, арабы – Мургаром.
Сами обитатели гор (местные жители) именовали их “Камнем” и “Земным поясом”. “Ур” по-мансийски, а “урэ” по-эвенкийски означает “гора”, по-тюркски “пояс” (ученики записывают в тетради).
Название “Урал” появляется только в XVIII в. в работах выдающегося государственного деятеля, историка, географа Василия Никитича Татищева и вытесняет все прежние названия.
В.Н.Татищев в 1736 г. предложил считать Уральские горы границей между Европой и Азией. Теперь эту границу проводят по подножию восточного склона Уральских гор.
Урал, который имеет длину 2000км, не только гора, а целая горная страна, горный пояс.
Работа в группах.
Мы сегодня рассмотрим несколько вопросов: ГП, тектоническое строение, рельеф, природные ресурсы Урала. Для работы в парах на столах у вас лежат листы с заданием и листы самооценки.
1. Определяем географическое положение Уральских гор.
Для этого вспомним план определения географического положения (Работа учащихся с атласами и настенной картой)
- На каком материке расположены Уральские горы, в какой ее части?
- В каком направлении и между какими параллелями протянулись горы? (с севера на юг между 47º с.ш.и 68º с.ш.)
- Какова протяженность гор? (приблизительно 2000м)
- Средняя высота Уральских гор. Самая высокая вершина, ее высота и координаты? (г.Народная, 1895 м, 65º с.ш. 60º в.д.)
- Какие имеются географические объекты на севере, юге, западе и востоке от Уральских гор?
После выполнения задания дается слово нескольким группам для проверки работы
2. Тектоническое строение и рельеф.
Переходим к следующему блоку.
Откройте тектоническую карту в атласах.
На карточке под № 2 дан профиль тектонического строения Уральских гор от Восточно-Европейской равнины до Западно-Сибирской. Используя карту атласа, выпишите названия тектонических областей. Обсудите задание в группах и приступайте к работе.
1. Какая складчатость лежит в основании Уральских гор?
2. Части каких платформ заходят на территорию района?
3. Какие склоны Урала (западные или восточные) более пологие, а какие крутые?
- А теперь давайте проверим. (Дается слово нескольким группам для проверки работы)
Уральские горы находятся между двумя тектоническими структурами: Русской платформой и Западно-Сибирской плитой. От Русской равнины Урал отделен Предуральским краевым прогибом. Урал – ассиметричные горы, восточные склоны более высокие и крутые, а западные более пологие. Это связано с тем, что западный склон сложен более мягкими осадочными породами, а водораздельный хребет и восточные склоны – твердыми магматическими и метаморфическими породами.
Пояснение учителя:
Горный рельеф связан с тем, что в основании гор лежит древняя палеозойская складчатость. Урал был образован в древнем палеозое – в герцинском периоде, а в мезозое почти полностью был разрушен. В неогене – четвертичное время территория Урала была разбита на отдельные блоки, которые были подняты на разную высоту. Так горы возрождались и стали складчато-глыбовыми. Потом опять началось выветривание и разрушение гор. В результате этого Уральские горы имеют плоские или округлые вершины, покрытые каменными россыпями-курумами (курум - каменные реки). Над россыпями иногда возвышаются скалистые останцы причудливых очертаний.
Работа с учебником: стр.211 рис.85
Урал на мелкомасштабной карте обозначается как единый горный хребет, но это далеко не так. Урал - это обширная средневысотная горная система, состоящая из множества горных хребтов, которые вытянуты с севера на юг параллельно друг другу.
Хребты разделены долинами на отдельные массивы. Только один хребет образует длинную цепь – это Водораздельный хребет.
- Подумайте, почему он так называется? (Водораздельный хребет разделяет речные системы на Русской и Западно-Сибирской равнине)
По особенностям рельефа, климата, природным условиям Урал делится на части.
- По рис.85 на стр.211 в учебнике перечислите, на какие части делят Урал?
Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный. Некоторые географы выделяют Пай-хой (переходное звено от Уральских гор к островам Новой Земли)
Задание №3. Найдите по карте соответствие между частями Урала, самой высокой вершиной и высотой гор.
Проверка выполнения задания группами.
Части Урала | Вершина | Высота |
Полярный Урал | Пайер | 1472м |
Приполярный Урал | г.Народная | 1895м |
Северный Урал | г.Тэлпозиз | 1617м |
Средний Урал | г.Юрма | 1002м |
Южный Урал | г.Ямантау | 1638м |
- К каким горам по высоте относятся Уральские горы?
- В какой области Урал достигает наибольшей высоты?
- Где Уральские горы достигают наибольшей ширины? Какое место по высоте занимает эта часть Урала среди других его областей?
- Для того чтобы связать европейскую и азиатскую часть транспортными магистралями, где выгоднее всего построить железные дороги? Почему?
3. Природные ресурсы Урала
Наш современник Александр Твардовский так говорил об этом районе:
Урал! Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешний творец….
- Почему именно этот регион получил столь высокое звание: “Опорный край державы, ее добытчик и кузнец?” Мозговой штурм (выслушиваются мнения учеников).
Пояснение учителя:
Урал – подземная кладовая страны, здесь найдено около одной тысячи разновидностей минералов и учтено свыше 12 тысяч месторождений полезных ископаемых. По запасам платины, асбеста, драгоценных камней, калийных солей Уралу принадлежит одно из самых первых мест в мире. Академик Александр Евгеньевич Ферсман называл Урал минералогическим раем. Особенно богат этот район различными металлическими рудами,
калийной солью, асбестом, нефтью, горным хрусталем, самоцветами и драгоценными камнями.
Помните сказы Павла Бажова, с какой любовью он описывает богатства Урала? “По этому поясу земли, говорят, широкая лента украшенья прошла из дорогих камней. Всякие есть, а больше с зелена, да иссиня. Изумруды, александриты, аквамарины, аметисты. А по самой середке этой хребтины двойной ряд хризолитов. Видал этот камешек? Он и зеленый и золотистый. Веселый камушек” - трудно найти более эмоциональное описание простого камня (27 сказ).
Задание №4. По рис. 86 на стр.213 учебника, а также атласа определите какие полезные ископаемые распространены на западном и на восточном склонах Урала (демонстрация горных пород).
Полезные ископаемые западного склона Урала | Полезные ископаемые восточного склона Урала |
Каменный уголь | Железные руды |
Калийные соли | Медные руды |
Поваренные соли | Асбест |
Медные руды | Золото |
Нефть, газ | Никелевые руды |
Найдите по карте месторождения:
Железных руд – Магнитогорское, Качканарское
Медных руд – Красноуральское, Гайское
Золота – Березовское
- Как выдумаете, чем объясняется такое богатство Урала полезными ископаемыми?
Ответ: Это связано с геологическим строением. Созданные герцинской складчатостью горы Урала в течение длительного времени были почти полностью разрушены. Разрушение гор раскрыло богатые месторождения полезных ископаемых, сделало их доступными для разработки.
- Почему Средний Урал наиболее богат полезными ископаемыми?
Ответ. Средний Урал – самая низкая часть Урала, более доступная для разработки месторождений. На Среднем Урале большое скопление городов с металлургическими заводами. Здесь добывают половину полярных ископаемых Урала: железные руды, медные, никелевые, асбест, золото и др.
Есть на Урале удивительный заповедник Ильменский, сообщение о нем сделает наш следующий ученик (на экране Ильменский заповедник).
2. Закрепление материала
Рефлексия
- -Ребята! Мы сегодня узнали об Уральских горах. Подводя итоги нашему уроку давайте проверим как же мы с вами усвоили этот материал? В каждой группе на столе тесты, ответьте на них.
Отметьте пункты справедливые для Уральских гор и гор Кавказа:
1. Средняя высота гор от 500-800 м.
2. Горы находятся между двумя морями.
3. Горы разделяют материк на две части света.
4. У гор сглажены вершины.
5. Крупные склоны, остроконечные вершины.
6. В основании гор – герцинская складчатость
7. Горные хребты вытянуты в меридиальном направлении.
8. Высшая вершина имеет высоту 1895м.
9. Высшая вершина гор – потухший вулкан.
10. Горы складчатые.
11.Горы складчато-глыбовые.
12.В основании гор – кайнозойская складчатость
УРАЛЬСКИЕ ГОРЫ 1, 3, 4, 6, 7, 8, 11 КАВКАЗСКИЕ ГОРЫ 2, 5, 9, 10, 12
Проверка выполнения задания. Выставление оценок.
- Оцените свою работу в листе самооценки (без озвучания в классе, для учителя)
Домашнее задание:
1. Прочитать § 36, оформить контурную карту.
2*. Подготовить сообщение об уникальных местах на Урале (заповедники, озера, пещеры и т.д)
Доп.материал:
Замечательный по своей красоте и уникальный по разнообразию минералов уголок природы - Ильменские горы - издавна привлекает ученых и любителей камня. История исследования Ильмен началась более 200 лет назад, когда стало известно в России и Европе о богатстве и своеобразии Ильменских гор.
В разные годы здесь побывали известные немецкие ученые-минералоги и коллекционеры: И. Менге, А. Гумбольдт, Г. Розе, работали академики Н. И. Кокшаров, П. В Еремеев, А. П. Карпинский, Д. С. Белянкин, В. И. Вернадский, А. Н. Заварицкий, А. Е. Ферсман и многие другие.
В 1920 году Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником, одним из первых заповедников, созданных в России.
Естественно-научный музей входит в пятерку крупнейших геолого-минералогических музеев России и имеет в экспозиции одну из крупнейших биологических диорам страны.
Первые коллекции минералов и горных пород заповедника начали создаваться в 1925 году. В 1936 году было построено первое деревянное здание музея, а с 1990 года музей размещается в трехэтажном здании, где находится шесть залов общей площадью 2050 кв. м. Фонд музея насчитывает около 30 тысяч единиц хранения, выставляется 9 тысяч экспонатов. Музей является крупным региональным центром просвещения в области естественных наук, ежегодно принимая 50 тысяч посетителей.
Сегодня это природоохранное, научно-исследовательское государственное учреждение со статусом института в составе Уральского отделения Российской Академии наук. Целью деятельности заповедника является сохранение в естественном состоянии природного комплекса, выполнение фундаментальных научных исследований геолого-минералогического, эколого-биологического профиля, экологическое и естественно-научное просвещение населения.
Лист заданий для учащихся.
«Урал-каменный пояс Русской земли»
- Задание 1: ГП Урала
План определения географического положения (Работа с атласом стр.14, 42 и настенной картой)
- На каком материке расположены Уральские горы, в какой ее части? ______________________________________________
- В каком направлении и между какими параллелями протянулись горы? ______________________________________________
- Какова протяженность гор? (приблизительно) ____________
- Средняя высота Уральских гор. Самая высокая вершина, ее высота и координаты? _____________________________________________
- Какие имеются географические объекты на севере, юге, западе и востоке от Уральских гор? ________________________________________________________
________________________________________________________
Отметьте на контурной карте элементы ГП Урала
II. Задание 2: Тектоническое строение и рельеф
По тектонической карте(стр.16) определите и выпишите названия тектонических областей, находящихся в основании Урала, Восточно-Европейской равнины и Западно-Сибирской равнины.
1. Какая складчатость лежит в основании Уральских гор? ________________
2. Части каких платформ заходят на территорию района?
- Какие склоны Урала (западные или восточные) более пологие, а какие крутые?
_______________________________________
III. Задание 3: Части Урала
Найдите по рис.85 на стр.211 в учебнике соответствие между частями Урала, самой высокой вершиной этой части и высотой гор. Найдите их на карте атласа (стр. 42-43).
Части Урала | Вершина | Высота, м |
Полярный Урал | г.Пайер | |
Приполярный Урал | ||
Северный Урал | г.Тэлпозиз | |
Средний Урал | 1002 м | |
Южный Урал | 1638 м |
Выделите на контурной карте 5 частей Урала с наивысшими вершинами в каждой части
IV. Задание 4: Минеральные ресурсы Урала
По рис. 86 на стр.213 учебника, а также атласа (стр.16, 42-43) определите какие полезные ископаемые распространены на западном и на восточном склонах Урала.
Полезные ископаемые западного склона Урала | Полезные ископаемые восточного склона Урала |
Найдите по карте месторождения:
Железных руд – Магнитогорское, Качканарское
Медных руд – Красноуральское, Гайское
Золота – Березовское
1. Какие по происхождению полезные ископаемые встречаются на западном и на восточном склонах Урала?
Отметьте месторождения полезных ископаемых на контурной карте.
Проверочный тест
Отметьте пункты справедливые для Уральских гор и гор Кавказа:
1. Средняя высота гор от 500-800 м.
2. Горы находятся между двумя морями.
3. Горы разделяют материк на две части света.
4. У гор сглажены вершины.
5. Крупные склоны, остроконечные вершины.
6. В основании гор – герцинская складчатость
7. Горные хребты вытянуты в меридиальном направлении.
8. Высшая вершина имеет высоту 1895м.
9. Высшая вершина гор – потухший вулкан.
10. Горы складчатые.
11.Горы складчато-глыбовые.
12.В основании гор – кайнозойская складчатость
УРАЛЬСКИЕ ГОРЫ _______________
КАВКАЗСКИЕ ГОРЫ ______________
Лист самооценки
Тематический блок | Справился с заданием | Испытывал трудности при выполнении задания | Не справился с заданием |
ГП Урала | |||
Тектоническое строение, рельеф | |||
Части Урала | |||
Минеральные ресурсы |
Закончите предложение:
Познакомившись с Уралом, мне бы хотелось поподробнее узнать о _________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Электив курс для 9 класса. Разработки уроков
1 нче бүлек. Алма агачыннан ерак төшми.1 нче тема : Анасына карап кызын коч, атасына карап улын коч.Максат :1.Гаилә турында төшенчә бирү; гаиләнең ныклыгы, ата-анага, балаларга йөкләнгән бурычларны ба...
«Игровой прием обобщения материала на уроках музыки в 1-7 классах» (разработка урока)
Разработка урока Зариповой М.А. "Игровой прием обощения материала на уроках музыки в 1-7 классах" была опубликована в сборнике педагогических статей "Современный урок в сфере требований ФГОС второго п...
Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).
Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения"....
Интегрированный урок математики и биологии в 6 классе (разработка урока)
Обобщение темы "Деление дробей" на уроке-путешествии по Байкалу....