«Игровой прием обобщения материала на уроках музыки в 1-7 классах» (разработка урока)
план-конспект урока по музыке по теме

Зарипова Миляуша Афраимовна

Разработка урока Зариповой М.А. "Игровой прием обощения материала на уроках музыки в 1-7 классах" была опубликована в сборнике педагогических статей "Современный урок в сфере требований ФГОС второго поколения: учебное пособие". – Санкт-Петербург: «Завуч-Инфо», 2015. – С. 185-188.

Предлагаемый способ повторения и закрепления материала, изученного на уроках музыки в течение четверти, триместра или года,  может быть рекомендован для любого класса, начиная с первого и заканчивая седьмым. Практика показала, что такая форма работы очень нравится детям. Она активизирует учебный процесс; способствует созданию в коллективе условий для самостоятельного сотрудничества, общения, коммуникации; удовлетворяет потребность детей в самореализации и самоутверждении;  развивает в них навыки само- и взаимного контроля; привносит в урок дух соперничества и соревновательности.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Зарипова Миляуша Афраимовна,

учитель музыки

МБОУ Новобытовская СОШ

(Московская обл., Чеховск. р-он)

 «Игровой прием обобщения материала на уроках музыки в 1-7 классах»

Предлагаемый способ повторения и закрепления материала, изученного на уроках музыки в течение четверти, триместра или года,  может быть рекомендован для любого класса, начиная с первого и заканчивая седьмым. Практика показала, что такая форма работы очень нравится детям. Она активизирует учебный процесс; способствует созданию в коллективе условий для самостоятельного сотрудничества, общения, коммуникации; удовлетворяет потребность детей в самореализации и самоутверждении;  развивает в них навыки само- и взаимного контроля; привносит в урок дух соперничества и соревновательности.

Тип урока: обобщающий, работа в малых группах.

Цель урока: обобщение знаний, полученных детьми в течение четверти (триместра, года); стимулирование в них чувства удовлетворения от оперирования собственными знаниями.

Задачи урока:

  • Закрепление и повторение в игровой форме пройденного за четверть (триместр, год) материала;
  • Активизация учебного процесса;
  • Создание совместного продукта, стимулирование умения работать в коллективе;
  • Активизация творческой инициативы детей; создание условий для их самостоятельного сотрудничества, общения, коммуникации;
  • Осуществление детьми самоконтроля и взаимного контроля;
  • Взаимное обогащение детей в группе.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • Класс, в котором  возможно переставлять столы и стулья для рабочих групп;
  • Листы бумаги  - альбомные или куски ватмана ¼ (для каждой группы – свой лист);
  • Нарезки (лапша) с фамилиями композиторов, с произведениями которых учащиеся познакомились в течение четверти (триместра, года). На каждой нарезке – одна фамилия;
  • Нарезки («лапша») с названиями произведений композиторов, знакомство с которыми состоялось в течение четверти (триместра, года). На каждой нарезке – название одного музыкального произведения;
  • Карточки с названиями вокальных произведений, разученных детьми на уроках музыки в течение четверти (триместра, года) (количество карточек = числу команд);
  • Ручки или фломастеры;
  • Клей-карандаш (для каждой группы – свой);
  • Доска, на которой будут записываться полученные очки;
  • Аудиопроигрыватель;
  • Звукозаписи музыкального материала, пройденного учащимися в течение четверти (триместра, года);
  • Фортепиано и нотные записи (или минусовки) песен, разученных детьми на уроках.

Ход урока: 

  1. Учащиеся на протяжении всего урока работают по группам (командам). Каждая группа (5-6 человек) садится вокруг двух плотно сдвинутых в компактный прямоугольник столов. Перед ними лист бумаги (1/4 ватмана или альбомный лист) – один на группу; клей-карандаш – один на группу; ручки или фломастеры. Посередине стола лежат нарезки («лапша») с фамилиями композиторов, с произведениями которых дети познакомились в течение четверти (триместра, года) (на каждой нарезке – только одна фамилия); нарезки («лапша») с названием музыкальных произведений данных композиторов, знакомство с которыми состоялось в течение четверти (триместра, года) (на каждой нарезке – название только одного музыкального произведения). Нарезки у всех команд одинаковые!
  2. После краткого вступительного слова учителя («Сегодня мы постараемся  вспомнить все, что мы узнали на наших уроках в этой четверти (триместре, году)… Для этого мы сделаем вот что…») всем группам дается задание: взять с середины стола нарезки с именами композиторов и названиями их музыкальных произведений. Далее предлагается внимательно рассмотреть эти нарезки и приклеить сначала на листок ватмана с помощью клея-карандаша столбиком имена композиторов; потом напротив каждого имени приклеить название музыкального произведения данного композитора. Ученики обсуждают поставленную задачу, намечают пути ее решения и реализовывают задачу на практике. Время заранее объявляется и может отслеживаться по часам, по секундомеру, по звонку колокольчика и др.
  3. Далее каждая группа по очереди (или кто-то один из каждой группы на выбор самих детей) публично представляет полученный совместно результат. Результаты обсуждаются и корректируются совместно с учителем и остальными учащимися. За каждую правильную пару (композитор – его произведение) команде  начисляется  1 балл.
  4. Далее каждой группе дается возможность проверить работу команды-соперника. Для этого листы с выполненным заданием передаются по часовой стрелке команде-сопернику. За каждый исправленный неправильный ответ проверяющая команда получает по 1 баллу. Таким образом, дети получают возможность еще раз закрепить свои знания.
  5. После этого каждой команде возвращается лист с выполненной ею  работой. Теперь учитель в произвольном порядке включает для прослушивания фрагменты музыкальных произведений, названия которых уже были приклеены детьми на своих листах. Теперь  все команды выполняют одну и ту же работу одновременно (каждый – на своем листе!). Задача детей – проставить рядом с названием музыкального произведения цифру, каким по счету оно прозвучало.
  6. Следующий этап - обсуждение и коррекция результатов совместно с учителем. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
  7. Далее учитель просит каждую группу исполнить по 1 разученной песне (дети вынимают из коробки подготовленные учителем заранее листочки с названием песни). Оценивается чистота исполнения, выразительность, массовость. Максимально – 3 балла. Остальные команды могут подпевать своим соперникам, и в случае достойной поддержки они тоже получают по 1 баллу.
  8. В конце урока проводится подсчет баллов, обсуждение результатов и выставление оценок за урок (при выставлении оценок учитывается мнение товарищей по команде). Критерий оценки: а) подсчет по баллам; б) заранее объявленное педагогом условие, что три четверти правильно выполненных заданий – это «4», свыше – «5»; в) иная форма оценки на усмотрение учителя. Главное, чтобы у оценки были объективные, заранее известные ученикам критерии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки "Музыкальная азбука", 3 класс

На уроке учащиеся 3 класса изучают нотную грамотность....

Разработка урока музыки в 5-м классе «Музыка в сказках».

Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыка в сказках" показывает неразрывную связь различных искусств: музыки и литературы....

Разработка урока музыки в 3-4 классах по теме "Народные музыкальные инструменты"

Цель: Познакомить детей с разнообразием народных музыкальных инструментов.Образовательная: пробудить интерес к истории возникновения и бытования музыкальных инструментов на Руси, узнать особенно...

Методическая разработка урока музыки для 5-7 классов по теме "Песни-герои военных лет"

В современном мире существует проблема незнания достояния и культурного наследия страны. Учащиеся практически не имеют представления о композиторах и поэтах, написавших композиции, поднимающие военный...

Методическая разработка урока музыки для учащихся 4 класса, обучающихся по вспомогательной (коррекционной) программе VIII вида «Музыкальные формы»

Цели урока. 1. Дать детям понятия о музыкальных построениях, музыкальных формах.2.Закрепить в сознании учащихся понимание того, что в музыке ни один выразительный элемент не существует отдельно.3...

Методическая разработка урока музыки для учащихся 5 классов Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».

Методическая разработка урока музыки Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».Целевая аудитория: 5 класс...

Разработка урока музыки в 3-м классе с использованием ИКТ "Построение музыки – форма Рондо"

Цель: Развитие и закрепление темы "Формы музыки". Знакомство с новой формой - рондо....