Проектные и здоровьесозидающие технологии как средства формирования успешности подросткового поколения
методическая разработка по географии на тему

Громова Нелли Олеговна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnye_i_zdorovesozidayushchie_tehnologii.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проектные и здоровьесозидающие технологии

как средства формирования успешности подросткового поколения

Значимость  данной темы обусловлена тем, что современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью детей, поэтому в системе образования проблема здоровья становится все более актуальной. Дети, приходящие ко мне в 5 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Забота о воспитании успешного и здорового ребенка является приоритетной в моей работе. В чём же заключается моя  здоровьесозидающая деятельность, направленная на формирование успешного и здорового  подросткового поколения?

На своих уроках я создаю благоприятный психологический климат, учитываю двигательную активность учащихся,  использую и чередую различные виды деятельности, применяю способы активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся,  контролирую моменты наступления утомляемости учащихся.

В этом мне помогают проектные технологии,  в  основе которых лежит креативное мышление и  умение ориентироваться в информационном пространстве. С позиции здоровьесозидания  такие уроки ценны тем, что дети работают  в группах. Для комфортной работы обеспечиваю условия для круговой рассадки учащихся. Проектные и   здоровьесозидающие технологии помогают детям осваивать знания без принуждения, повышают мотивацию к обучению, а сам урок окрашивают в яркие позитивные тона. На данных уроках я отмечаю повышенную активность учащихся, более качественное усвоение материала, увеличение познавательного интереса и стремление детей к дальнейшему получению информации, снижение эмоционального напряжения.

Наибольшим потенциалом в использовании  проектных технологий обладают курсы географии 9-11 классов, однако для того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников и сформировать успешное здоровое поколение, я начинаю применять данную технологию при изучении начального курса географии. В своей педагогической деятельности я разработала серию уроков с применением проектных технологий. В 5-6 классах в каждом разделе я выделила один урок, на котором использую данную технологию: «Построение плана местности»,  «Открытие Нового Света»,  «Озера», «Расы», «Атмосферное давление».  

Обязательно на каждом уроке  провожу зарядки.   Цель их проведения не только снять усталость, но и закрепить ранее изученный материал. В физкультминутке «Ориентирование» я называю стороны горизонта или азимуты, учащиеся совершают какое-либо движение  в необходимую сторону. В физкультминутке «Земля, вода, воздух» я  называю географические объекты. Если слово относится к воде, дети садятся, если к воздуху, машут руками, если к суше, стоят. Так мы закрепляем тему «Оболочки земли». Для закрепления темы «Внешние силы Земли» перечисляю формы рельефа: овраг, дюна, бараний лоб, бархан, холм и т.д.. Если данная форма рельефа создана ветром – дети поднимают руки вверх, если текучими водами- руки в стороны, ледником- опускают вниз, человеком-хлопают в ладоши. Опыт моей работы убеждает меня в том, что проведение зарядки вызывает у детей положительные эмоции, хорошее настроение,  приводит к улучшению усвоения материала, увеличивают работоспособность, стимулируют мыслительные функции детей.

На уроках рассказываю детям о вреде шума для человеческого организма, а затем о благоприятном влиянии шумов природного происхождения. С 5 класса  приучаю детей работать под классическую музыку и под звуки природы. В 6 классе при изучении темы «Озёра» учащиеся делают проект под «Лебединое озеро» Чайковского. В 5 классе на уроке «Открытие Нового Света» учащиеся совершают морское путешествие под шум морского прибоя. Природные зоны изучаем под шелест листвы, шум дождя, пение птиц.

На уроках стараюсь чаще детей вовлекать в двигательную активность, используя игровые моменты. При изучении темы «Открытие Нового Света»,  провожу игру  «Родина культурных растений». Учащиеся распределяют культурные растения (кофе, томат, огурец, рис, кабачок и т.д.) по частям света. При изучении темы «Географическое положение и исследование Северной Америки» учащиеся распределяют предметы по их принадлежности к какому-либо материку (кофе-Африка, резиновый мяч, медь, какао-Южная Америка, шерсть-Австралия, джинсовая ткань, кактус-Северная Америка).

Несколько раз в год провожу уроки на свежем воздухе «Построение плана местности», «Температура воздуха», «Погода». Данные занятия дают организму умеренную физическую нагрузку, дети наблюдают красоту и сезонные изменения природы. Это благоприятно влияет на эмоциональное состояние детей.

При подготовке проектных работ в 5-6 классах ребята часто обращаются ко мне за помощью. К 7 классу мотивация и самостоятельность возрастают, повышается интерес к изучению географии, растет качество успеваемости учащихся. В 7 классе ребята в проекты включают уже материалы своих исследований. Перед изучением каждого материка я предлагаю детям опережающее задание. Разработать проект- придумать герб материка. Для этого они используют различные источники информации и ищут особенности материка. При  изучении политической карты материков, учащиеся создают презентацию о том, как  заботятся о здоровье, здоровом питании и здоровом образе жизни народы разных стран мира.

В 8-9 классах темы проектов более серьезные. И результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью: проблемы захоронения радиоактивных отходов, истощение и загрязнение подземных вод, изменение ландшафтов тундры под влиянием деятельности человека, восстановление земель после добычи полезных ископаемых, изменения климатических ресурсов России в результате глобального потепления, экологические проблемы морей России, их влияние на ресурсы морей.

В 9 классе  вызывает интерес у детей  урок: « Балтийское море: проблемы и решения». Главная цель урока – помочь детям сформировать чувство причастности к Балтийскому морю, развить чувство ответственности за его экологическое состояние. Каждая группа выбирает одну из проблем  экологии Балтики, которая на их взгляд является наиболее важной и требует решения в первую очередь.  Определяет причины, последствия и пути решения данной экологической проблемы, разрабатывает программу действий на несколько ближайших лет, создают кластер  своей программы действий. Результат представляется в виде  выставки в рамках  недели «Охрана окружающей среды».

Экологические проекты ученики создают по охране и очистке вод и побережий реки Ижора, на берегах которой стоит наш город Колпино. Ежегодно мы участвуем в районном экологическом фестивале «Праздник реки Ижора». Замечательно, что в экологических проектах участвуют родители. Взаимодействие взрослых и детей в  проектах, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже, сближает родителей, детей и учителей.  Экологические   проекты  помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщают учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

Используя метод проектов в процессе обучения, я отметила рост  интереса к своему предмету, что выражается  в увеличении количества учеников выбирающих географию для сдачи ОГЭ в 9 классе, увеличении количества призеров во всероссийской олимпиаде по географии и положительной динамике в качестве знаний по предмету. Проектная деятельность с использованием здоровьесозидающих технологий помогает мне формировать успешное и здоровое подростковое поколение. Ученики  вооружаются необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитывается  культура здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся.

В настоящее время в системе образования происходят интенсивные изменения. Они задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Такая ли...

Проектная технология, как средство формирования ключевых компетентностей у учащихся.

Проектная технология,как средство формирования ключевых компетентностей у учащихся....

Проектная технология как средство формирования языковых компетентностей воспитанников в обучении иностранному языку

Материал содержит описание педагогического проекта по использованию проектной технологии в обучении иностранному языку в условиях компетентностного подхода...

Проектная технология как средство формирования слушательской музыкальной культуры ребят подросткового возраста.

Рыбянцева Ольга Михайловна, учитель музыки МОУ СОШ №49.Проектная технология как  средство формирования слушательскоймузыкальной  культуры  ребят  подросткового возраста....

Методическая разработка "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников 5- 8 классов" (на примере иностранного языка)

Данную тему я считаю актуальной на современном этапе обучения. Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному...

Проектная технология как средство реализации ФГОС второго поколения на уроках литературы.

В статье рассматривается технология проектной деятельности, позволяющая успешно реализовывать задачи ФГОС....

Арт-технология как средство формирования успешной личности

Здесь рассказано об уникальных возможностях арт - технологии...