Арт-технология как средство формирования успешной личности
методическая разработка по психологии
Здесь рассказано об уникальных возможностях арт - технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд1. Наш путь к успеху
Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Юлия Борисовна Кузнецова – педагог – психолог Лапшинской основной общеобразовательной школы Вохомского муниципального района.
Слайд 2
Тема моего выступления «Арт – технология в работе педагога – психолога в условиях малокомплектной школы как средство развития успешной личности». Как проходит наша работа? Сегодня мы художники.
Слайд 3
Старшие садятся вместе с младшими и начинают творить: рисовать зубной пастой, шампунем, жидким и простым мылом, пальцами, ладошками и ступнями, расчёской, картофелем, клеем ПВА, угольками, ватными палочками, мыльными пузырями, смешанными с краской; солью и т.д., мастерят различные поделки. Завтра мы танцуем под музыку, сами придумываем танцы и костюмы. Послезавтра – поём и рассказываем сказки. Вся эта работа придаёт уверенности в себе, и дети начинают без стеснения общаться с другими людьми, то есть становятся успешными личностями, Поняла, что арт – технология – это путь к успеху каждого ребёнка.
Слайд 4 В нашу малокомплектную школу зачастую приходят дети из средней, где многочисленные классы. Обычно такие дети ведут пассивный образ жизни, самооценка их занижена. Так же в нашей школе несколько детей ОВЗ (ЗПР), очень слабых в учёбе. Есть безынициативные и робкие, а есть и - одарённые дети. В общем, разные. Всего мои занятия посещают 16 ребят – вся школа.
Слайд 5
У меня возник вопрос: как сплотить их в единый коллектив, прибавить уверенности, доказать то, что они значимы и нужны обществу, как показать им путь к успеху.
Слайд 5 Сначала составила формулу «Путь к успеху. Что для этого нужно?». Вот, что у меня получилось.
УСПЕХ = коммуникабельность + трудолюбие + творчество+ социализация +гармония + решительность и упорство.
Поняла, что все эти качества поможет воспитать арт – технология, и я начала активно её использовать в тренинговой работе, а также при организации различных мероприятий. Для того, чтобы рассмотреть технологию глубже, изучила множество источников.
Слайд. 6 Взяла за основу труды Надежды Егоровны Щурковой - педагога-практика с многолетним стажем, доктора педагогических наук, автора многочисленных монографий о современных педагогических технологиях. Она рассматривает арт - технологию как средство прогрессивной педагогики, направленной на формирование коммуникативной культуры учащихся, как средство, способствующее творческому раскрытию и активизации общения между детьми, а также способствующее их успешности.
Слайд 7 Арт-технология – инновационная педагогическая технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Хотя наши мамы и бабушки испокон веку используют её методы с того момента, когда дитя появляется на свет: поют колыбельные и рассказывают поучительные сказки. Уникальность арт-технологии заключается в том, что в ее основе лежат достижения и искусства, и науки.
Бесспорно, технология актуальна и значима. Во – первых, она носит деятельностный характер, что соответствует современным стандартам образования. Во – вторых, создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе, а также поддерживает тенденции свободного воспитания и образования в процессе жизни, то есть рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем. В основе арт-технологии лежит техника активного воображения, которая предлагает учащимся возможность для самовыражения и самореализации через результаты своей творческой художественной деятельности.
Применяю в своей работе различные формы арт – технологии: индивидуальную, групповую, коллективную, а также по степени активности участников – пассивную, активную, смешанную.
Слайд 8
Итак, движемся к успеху. Научиться коммуникабельности нам помогает нарративный метод арт – технологии. Нарратив – это повествование, иными словами сказка, рассказ, притча, роман, стихотворение.
Мы рисуем по сюжетам сказок, разыгрываем сценки, придумываем иное окончание сказки, представляем себя на месте главных героев и много другое. Так, ученик пришедший из большого класса, никогда в жизни не сочинял стихи, а с помощью нарративной арт – технологии научился. И не только он. А одарённый ребёнок первый раз решился поучаствовать в конкурсе «Живая классика» (до этого он читал наизусть только стихи), и даже сам попробовал выбрать прозу. Его выступление получило высокую оценку.
Слайд 9
Визуальный метод арт - технологии - это настоящий клад для меня. Он воспитывает в детях творческую личность. Здесь я использую такие приёмы, как рисунок, лепку, коллажирование, работу с песком, глиной, тестом и многое другое. Во – первых, изучила материалы по теме «Нетрадиционные техники рисования» Может, кому – то они покажутся слишком простыми, но уверяю вас, они очень эффективны в любом возрасте. И у нас закипела работа! Все ученики с удовольствием включились в процесс, и учат теперь своих родителей, братьев и сестёр и даже бабушек рисовать угольками, пеной для бритья да просто пальцами. Ведь это, оказывается, так легко! Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, помогает победить страхи, развить креативность. Робкая и безынициативная девочка оказалась не только замечательной художницей, но и представила выставку своих собственных картин. И даже вызвалось учить друзей рисованию. Вот, какая волшебница – арт – технология! (https://nsportal.ru/albom/2021/03/21/art-tehnologii-0)
Коллажирование тоже пришлось нам по душе! По сравнению с традиционным рисунком коллаж предоставляет нам большую свободу в исполнении. Мы выражаем через коллаж чувства, переживания, строим планы на будущее, мечтаем, выражаем отношение к семье, дружбе. Замечу, что моя девочка с ОВЗ оказалась настоящей художницей в стиле « Коллаж». Она завоевала 2 место в муниципальном конкурсе « Волшебные мамины руки», изготовив коллаж про маму. Для воспитания в моих учениках любви к делу решила познакомить их ещё одним арттехнологичным приём – прядением. В нашем селе живёт хранительница старины. Ей 84 года. Добрая бабушка с удовольствием согласилась передать азы своего мастерства моим девчонкам. И работа закипела!
Музыкальный метод арт – технологии включает в себя множество приёмов. Например, мы танцуем, укрывшись лёгкой тканью, а потом рисуем ощущения, возникшие во время танца. На основе рисунков сочиняем истории, слушаем друг друга, рефлексируем. Мы хотим ощутить гармонию в душе, стать гармоничными личностями.
Мы тоже решили показать другим чудодейственную силу музыки – создали инструменты и музыкальный коллектив « Сударушка», а управлять коллективом решила девочка с ОВЗ. И это ещё одно огромное наше достижение на пути к успеху.
Огромную роль в нашей школьной жизни занимает волонтёрство. Добровольческая деятельность тоже основывается на методах арт – технологии. Мы используем и визуальные методы - создание поделок для пожилых юбиляров, и музыкальные, и нарративные, и драматические – готовим концерты для пожилых людей, и многое другое. Помогая людям, мы находим новых друзей, боремся с собственными страхами, делает свою жизнь и жизнь других яркой, интересной, ценной, учимся любить труд, и конечно, социализируемся, что очень важно при становлении успешной личности
Вы заметили, что все качества, которые включены в мою формулу успеха, развивает арт – технология? Остались только решительность и упорство. А эти ценные качества воспитывают все методы арт – технологии непрерывно.
Слайд 10
Таким образом, приходим к выводу, что арт - - технология – это успешное воспитание искусством! Применение арт-технологии помогает мне работать над продвижением каждого ребенка к успешной деятельности. Данная технология доступна всем, потому что она имеет большое разнообразие методов и приёмов, можно выбрать методы для себя или для конкретной ситуации, не обязательно использовать все сразу. Также технология не требует особого оборудования и большого объёма затрат. Здесь нужны краски, кисти, бумага, клей и всё то, что сегодня есть в каждом магазине. Методы арт-технологии универсальны и могут быть использованы для решения широко круга учебно-воспитательных задач.
Слайд 11
Я их применяю не только как педагог –психолог, но и при организации внеклассной работы и волонтёрской деятельности. Арт – технология может применяться как в многочисленном, так и малочисленном классе, при работе с детьми с ОВЗ и с одарёнными, с заниженной и с завышенной самооценкий, то есть со всеми, без исключения. Занятия с использованием арт-технологии имеют дидактическое достоинство: создается эффект присутствия «Я это видел», «Я это могу», «Я этому научу другого», а также проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше. А самое главное, детям не обязательно обладать каким – либо талантом, здесь важен сам процесс творчества.
Слайд 12
Таким образом, я наблюдаю отличный результат. Благодаря использованию арт-технологии мои воспитанники делают собственные открытия, увлекается, находят новых друзей, выстраивают доброжелательные отношения с ровесниками и взрослыми; улучшают душевное и духовное самочувствие. Сегодня ребята из нашей школы творческие, активные, смелые, коммуникабельные, эмоциональные, инициативные ребята. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование успешной личности средствами дополнительного образования
Тема формирования жизненно успешной личности приобрела в последнее время особую актуальность и остроту.Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стре...

Проектные и здоровьесозидающие технологии как средства формирования успешности подросткового поколения
Методическая разработка...

Статья в жернале "Школа и производство", №7, 2013г., "Метод проектов как средство формирования успешной личности.", часть 1
Считаю, что как учитель достигла главной цели: сформировала в детях активную жизненную позицию, стремление творить не только для личного блага, но и на пользу обществу....

Авторская разработка "Рейтинговая система - средство мониторинга формирования успешной личности"
Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одними из главных проблем современного общества. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с...

Профориентация учащихся как средство формирования успешной личности
Особенности профориентационной деятельности для учащихся гимназии...

ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Содержание языкового и страноведческого материала, используемого при проведении ...