ТЕХНОЛОГИИ АМО (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ). Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях АМО
методическая разработка по географии (5 класс)
Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях АМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 78.5 КБ |
Приложение 1 урока | 66 КБ |
Приложение 2 урока | 13.94 КБ |
Приложение 3 урока | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ № 1 р.п. Мулловка
Открытый урок Технология "Модерации и АМО" на уроке географии по теме
"Внутреннее строение Земли" в 5 классе
(в рамках областного семинара по проблематике РИП)
17.03.2015
Автор: учитель географии высшей категории
Бочкарева С.В.
Мулловка, 2015
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Применение интерактивных технологий в обучении способствует развитию творческих способностей и нестандартности мышления, раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого участника образовательного процесса и формирование навыков самостоятельного умственного труда. Народная мудрость гласит «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить».
Эта пословица приходит на ум, когда мы видим, насколько разным может быть отношение учащихся к учебе. Для одного ученика, процесс обучения является важным, многозначительным, он мотивирован к учебе, для другого – учеба это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Это должно стать знаком для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными?»
Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий, а в арсенале педагогики насчитывается более ста технологий. Во всём их многообразии учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с учётом возрастных и психологических особенностей.
Для того чтобы урок был ярким и интересным, мы применяем технологию модерации, которая основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования.
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.
При данной технологии ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию на уроке. Принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с учениками.
Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.
1. Инициация.
2. Вхождение или погружение в тему.
3. Формирование ожиданий учеников.
4. Интерактивная лекция.
5. Проработка содержания темы.
6. Подведение итогов.
7. Эмоциональная разрядка.
Целью применения модерации является эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.
Получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:
- визуализация;
- мотивация;
- интеракция;
- коммуникация;
- мониторинг;
- рефлексия;
- анализ;
- оценка.
Эффективность работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, более всего для модерации подходят активные методы обучения. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
АМО строятся:
- в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы
- на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения;
- интерактивности, разнообразных коммуникациях,
- на использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации работы,
- деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Для каждого этапа урока применяются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи данного этапа.
Применение технологии модерации и АМО в образовательном процессе позволяют:
- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;
- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;
- обеспечивать приобретение обучающимися не только предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств;
- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.
Класс: 5.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Вид урока: Урок-путешествие.
Цели: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с технологией изготовления географических моделей.
Задачи:
Предметные:
- изучить внутреннее строение Земли.
- сформировать понятия ядро, мантия, земная кора, материковая, океаническая кора, скважина.
Метапредметные:
- продолжить формирование умения самостоятельно работать с разными источниками информации (учебник, мультимедийная презентация, видеофрагменты, маршрутный лист, наглядными средствами обучения (модели).
- способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.
Личностные:
- содействовать воспитанию коммуникативности, эмпатии (любознательности).
- развитию коллективизма.
Форма обучения: работа в группах, парах, коллективная, индивидуальная.
Методы и приемы работы: интерактивные (АМО: Иллюстрация, Мозговой штурм, Закончи предложение, проблемно-эвристический.
Опорные знания и умения:
- знания о внутреннем строении Земли,
- строение вулканов
Ведущие понятия: ядро, мантия, земная кора, материковая, океаническая кора, скважина.
Результаты работы: создание творческого мини-проекта по теме урока, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- мультимедийная презентация,
- коллекция «Модели Земли, вулканов»,
- учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин География. Начальный курс. 5 класс. Учебник 5 класс,
- иллюстрированный материал,
- раздаточный материал,
- видеофрагмент “ Путешествие в центр Земли”,
- маршрутная карта.
Использование ЦОР: Презентация учителя.
Планируемый результат: Учащиеся знают внутреннее строение Земли, умеют изготавливать географические модели.
Планируемые образовательные результаты
В результате сотрудничества, в образовательном мероприятии обучающиеся дадут определения понятиям: ядро, магма, земная кора, материковая, океаническая земная кора.
Познавательные:
- смогут находить в учебнике, словаре, интернете достоверную информацию;
- анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать;
- делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные:
- выдвигать версии;
- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Коммуникативные:
- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
- преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
- аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
- осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.
Подготовительный этап: До проведения урока учитель, вместе с учениками распределяет их по группам АМО «Найди похожего».
Ход урока
Девиз урока: Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!
I фаза. Начало образовательного мероприятия
1. Инициация (слайд 2)
Учитель: Вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие к центру Земли. Здравствуйте ребята, я приветствую вас на уроке. На нашем корабле путешествий собралась дружная команда:
1) Гости (поприветствуйте их)
2) 1 команда и капитан – Лодыгина Дарья
2 команда и капитан – Рамзаева Мария
3 команда и капитан – Житкина Мария
Главное правило путешествия – работа слаженной, дружной командой.
В путешествии мы будем узнавать новое, демонстрировать знания и умения, а за хорошую работу я буду Вас благодарить и вручать ОРДЕНА «Умники и умницы». (слайд 3)
Поможет нам совершить путешествие карта-маршрут. Она есть у каждого из Вас. Поставьте имя путешественника, тему урока «Внутреннее строение Земли». Приложение 1
2. ОПРОС Д/З
Ну, что ж в путь!
Слайд 4. Первое препятствие «Гипотезы возникновения Земли». Мы знакомились на прошлом уроке с гипотезами. На экране появляются слайды с зашифрованными гипотезами, назовите автора гипотезы! (слайды 5-14)
Молодцы! Вы получаете заслуженные ордена, и мы движемся дальше.
2. Погружение в тему
Что мы уже знаем о строении Земли?
Слайд 16
3. Формирование ожиданий/опасений
Сейчас команды продемонстрируют модели Земли, выполненные своими руками во время внеурочных занятий.
Слайд 17-19
Вы молодцы! Разрешите наградить Вас орденами за творчество и мастерство, в процессе которого Вы узнали о составе внутреннего строения Земли. Но
II фаза. Работа над темой
4. Интерактивная лекция.
Вы, наверное, заметили, что толщина слоев у команд разная! Как же люди узнают «Что там внутри?» и сколько это в метрах или км. ?? Да это изучают с помощью скважин и с помощью сейсмической разведки. Обратимся за инструкцией к фильму!
Обратите внимание на маршрутный лист. Вам предстоит выполнить задания, напечатанные в этих листах. Для того, что бы выполнить задание я предлагаю Вам фрагмент фильма, в котором Вы узнаете более уточненные данные о строение Земли, о свойствах внутренних оболочек Земли. Если Вы не успеете запомнить какие – либо данные, не расстраиваетесь! Вам на помощь придет учебник и справочник. Итак, внимание! Вы смотрите фильм, потом выполняйте задания в маршрутных листах. (время ограничено)
Слайд 21.
5. Проработка содержания темы
Остановка «Ядерная». Вставьте пропущенные слова, используя материалы виртуальной лекции.
Ребята работают с картой – маршрутом самостоятельно.
Слайд 22, ответ 23-24.
Остановка «Ядерная»
Самопроверка. Коррекция знаний, исправление ошибок учителем.
Ядро Земли – пока загадка для науки. С определенной достоверностью можно говорить лишь о его радиусе – примерно 3500 км и температуре – около 4000°С – 6000°С. Это пока все, что известно науке о строении глубин Земли. Некоторые учёные придерживаются мнения о том, что наше ядро состоит из железа, другие допускают возможным существования огромной пустоты в центре нашей планеты. Выделяют внешнее и внутреннее ядро. Но каково ядро Земли на самом деле пока не знает никто.
Слайд 25, ответ 26.
Остановка «Мантия»
Взаимопроверка. Успешность выполнения задания – орден индикатор.
Мантия – (от латинского слова – «покрывало»), составляет 83% от объема Земли. Никто никогда не видел её. Состоит она из никеля, железа и свинца. Температура здесь около +2000° С!
Слайд 27, ответ 28.
Остановка «Земная кора» – самая верхняя оболочка земли.
Самопроверка.
Земная кора – самый верхний слой Земли. Если сравнить Землю с яблоком, то земная кора будет только его тонкой кожицей. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На ее поверхности построены города, заводы и фабрики, из ее недр добывают различные полезные ископаемые, она дает человеку воду, энергию, одежду и многое-многое другое. Поскольку земная кора самый верхний слой Земли, то и изучена лучше всех. В её недрах залегают очень ценные для человека горные породы и минералы, которые он научился использовать в хозяйстве.
Остановка «Типы земной коры»
Вы на модели рисовали земную кору разными цветами, почему???
Слайд 29- 30
Заполните таблицу «Типы земной коры».
Слайд 31
"Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?" Вулкан.
Говорят вулкан это окно в глубину Земли. Почему???
Слайд 32.
Ребята, у нас работала «Творческая мастерская», команды приготовится к демонстрации «Модели Вулканы».
7. Работа в группах.
АМО «Творческая мастерская».
(Учитель помогает группам в случаях затруднения, корректирует и координирует работу учащихся по необходимости).
Выступление экспедиций с мини-проектом по проделанной работе.
Учитель: Потрудились вы на славу.
Хочу узнать самочувствие и настроение команд после труднейшего путешествия к центру земли.
III фаза. Завершение образовательного мероприятия
Слайд 33.
8. Домашнее задание:
В маршрутках задание «Таблица»
9. Подведение итогов
Учитель: Путешествие внутрь Земли реальность или фантастика? Слайд 16
Ученики: (Фантастика. Температура, давление, кислорода нет, невозможно попасть внутрь в силу плотности и твердости.)
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие
Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом (количество орденов).
Слайд 34
10. Рефлексия
АМО «Волшебный микрофон».
Продолжи предложение…
- Сегодня я понял……
- Теперь я могу…….
- Я приобрёл……
- Меня удивило……
- Я попробую……
- Мне захотелось……
11. Оценка работы
Учитель: Спасибо за работу! Урок окончен, до новых встреч.
Литература и интернет-источники:
- Природоведение. Природа. Неживая и живая.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.М.Пакулова, Н.В. Иванова.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010.
- Энциклопедия для детей: Геология.- М.: Аванта +, 1995.
- Энциклопедия для детей: География, т.3/ Гл. ред. М.Д.Аксенова М.: Аванта+, 2003.
- Энциклопедия для детей: Что есть что?: Земля.- М.: Слово, 2001.
- Ферсман А.Е. «Занимательная минералогия».-Ленинград, 1975.
- Образовательный портал «Мой университет» www.moi-universitet.ru
- www.sch1262.ru/planets/img/599px-Earth_layers_model.gif -Ядро́ Земли́ – центральная, наиболее глубокая часть планеты.
- scubascuta.com/wp-content/uploads/2013/08/img521a965297266.jpg – разрез Земли
- www.archimed-msk.ru/goods_pics/00001178.jpg -на фрагменте продемонстрировано внутреннее строение земного шара: ядро
- mobiliv.ru/_ph/137/2/133892097.gif – анимация Земли
- naukoved.ru/userfiles/2/79/sciencepress-112411-005-617x416%5B1%5D.jpg – строение Земли
- www.syl.ru/misc/i/ai/100116/207995.jpg -Строение Земли и его особенности
- www.youtube.com/watch?v=_tHk2xj3kRo – Строение Земли
- images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D – горные породы и минералы
Предварительный просмотр:
Урок географии
5 класс
ИМЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА_______________________
Девиз: «ПУСТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ И КАЖДЫЙ ЧАС НАМ НОВОЕ ДОБУДЕТ! » |
ПУТЕШЕСТВИЕ к центру Земли | КАРТА-МАРШРУТ
|
Тема урока: «ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ»
- Гипотезы о происхождении ЗЕМЛИ (1 гипотеза = 1 ордену)
- Каково же внутреннее строение Земли? (показ и рассказ о моделях «Строение Земли»). 1 орден.
- Остановка «Ядерная»
3.1. = 1 орден
Вставьте пропущенные слова в предложения:
- Выделяют ………………. и ……………. ядро
- Температура ядра ……….
- Ядро состоит из никеля и …………..
3.2.Остановка « Мантия» = 1 орден
Исправьте предложения, зачеркнув неправильное:
- Находится на расстоянии…………… км от земной коры
- Мантия делится на…………………………. и ……………………….
- Температура мантии…………0 С
3.3.Остановка «Земная кора» = 1 орден
Продолжи предложения:
1.Толщина………………….
2. Температура с глубиной …………………….
3. Образована чем? ……………………….
3.4. Заполнить таблицу: = 1 орден
Типы земной коры | Количество слоёв | Название слоёв |
Материковая | 3 | Базальтовый Гранитный Осадочный |
Океаническая | 2 | Базальтовый Осадочный |
Подведем итоги: всего орденов??? ____________________________
Сегодня я понял……
Теперь я могу…….
Я приобрёл……
Меня удивило……
Я попробую……
Мне захотелось……
Домашнее задание:
Внутренние оболочки Земли | Характеристика оболочек Земли | ||
Состояние | Температура | Давление | |
Ядро | Жидкое? Газообразное? Твердое? Или другое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Задание группы №1
Оформите мини-проект «Осадочные горные породы».
Пользуясь планом.
- Определение
- Примеры осадочных горных пород
- Практическая значимость.
Воспользуйтесь § 24 и наглядным материалом из конверта « путешественника»
Задание группы №2
Оформите мини-проект « Магматические горные породы».
Пользуясь планом.
- Определение
- Примеры магматических горных пород
- Практическая значимость.
Воспользуйтесь § 24 и наглядным материалом из конверта « путешественника»
Задание группы №3
Оформите мини-проект « Метаморфические горные породы».
Пользуясь планом.
- Определение
- Примеры магматических горных пород
- Практическая значимость.
Воспользуйтесь § 24 и наглядным материалом из конверта « путешественника»
Задание группы №4 « Практики»
Определите происхождение предложенных образцов горных пород. Аргументируйте свой выбор. ( Почему вы так считаете?)
В начале, возникли породы из магмы,
Они пеpвоpодные самые как бы,
Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
Базальт на повеpхности лавою стал.
Породы весьма симпатичные,
Увесистые, магматичные.
Свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.
Hо прочность - не вечность,
И вот что случается:
Породы выветриванием pазpушаются,
Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
Выносятся водами быстрой pеки,
Река их по pуслу таскает,
Обкатывает, отлагает.
А там, где горячие воды струятся,
Там в них минеpалы совсем pаствоpятся.
Когда же pаствоp остывает,
То соль из него оседает.
А в толще моpской или в темном болоте,
Вы массу остатков животных найдете,
А также, pастений отмеpших остатки,
Они обpазуют поpоды-осадки.
Свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки.
Hо вот, под давлением, магма опять,
Стpемится земную коpу pазоpвать,
И в месте такого втоpжения,
Hаметятся, вдpуг, пpевpащения:
Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
Был мел, очень мягкий, вдpуг мpамоp лежит.
Такие поpоды, весьма спецефические,
Зовутся метамоpфические.
Свойства: высокая прочность, водостойкость, морозостойкость, водонепроницаемость, низкая пористость.
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Классификация горных пород по способу образования
Способ образования горной породы | Определение | Пример | Использование человеком |
I. Магматические | сформировались из магмы - расплавленной каменной массы, возникающей во время извержения вулкана. | Гранит Базальт |
|
II. Осадочные | образовались из обломков древних пород, раковин отмерших древних организмов, которые оседали на дне океанов морей, озер и в других понижениях суши. | Песчаник, Глина Мел Известняк Торф Уголь |
|
III. Метаморфические | образовались из магматических и осадочных пород, в результате видоизменения под действием температуры и давления. | Мрамор Гнейс Кварцит |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения на уроках географии
Активные методы обучения на уроках географии На уроках географии в 9 классе в методической карте показано использование активных методов обучения, как самостоятельно разработанных, так и заимствованн...
Активные методы обучения на уроках специальных технологий
Статья "Активные методы обучения" и презентация представляют интерес для преподавателей специальных технологий, реализующих нетрадиционные методы и подходы обучения в учреждениях начального и среднего...
Активные методы обучения на уроках технологии
Настоящий материал позволяет обобщить активные методы обучения на уроках технологии....
Активные методы обучения на уроках технологии
Решение данных задач осуществляется как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы ...
Современные образовательные технологии и активные методы обучения на уроках истории.
Статья рассказывает о проектной деятельности учащихся, о технологии проблемно-диологового обучения, о самостоятельной работе учащихся, как активном методе обучения....
Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Тема урока: Алюминий и его соединения.
Тема урока: Алюминий и его соединения.Автор учебника: учебник «Химия, 9», О.С. Габриелян, М., Дрофа 2013 г.Тип урока: Урок является комбинированным. Поэтому его цель такова: повторение и проверк...
Активные методы обучения на уроках географии как один из методов развития способностей обучающихся в рамках ФГОС
Тема, цель и задачи самообразования...