Бабенский игрушечный промысел
презентация к уроку по географии (8 класс) на тему

Бочарова Мария Васильевна
Своё имя промысел получил по названию деревни Бабенки, что в 30 км от московской кольцевой автомобильной дороги и в нескольких километрах от посёлка Шишкин Лес. С конца XIX века в этих местах на юго-западе Подмосковья стали изготавливать деревянную токарно-полированную игрушку. Промыслом в разные годы охвачено более 40 деревень 3 волостей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Бабенский игрушечный промысел1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бабенский игрушечный промысел Автономная некоммерческая организация «Православная общеобразовательная школа-пансион « Плесково» г. Москва, поселение Михайлово-Ярцевское , посёлок д/о Плесково Учитель географии Бочарова М. В. 2013 год

Слайд 2

Карта промысла Своё имя промысел получил по названию деревни Бабенки, что в 30 км от московской кольцевой автомобильной дороги и в нескольких километрах от посёлка Шишкин Лес. С конца XIX века в этих местах на юго-западе Подмосковья стали изготавливать деревянную токарно-полированную игрушку. Промыслом в разные годы охвачено более 40 деревень 3 волостей.

Слайд 3

Из Подольской губернии родом мастер Василий Петрович Звёздочкин, который переехал в Москву, стал одним из авторов известной на весь мир русской матрёшки. За работой на станке с верхним ходом В. П. Звёздочкин Родословная матрёшки. Концепция В. А. Барадулина

Слайд 4

Звёздочкин вырезал куклу на славу. Одел её в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки ей дал петуха. И имя девочке подобрал самое что ни на есть простонародное – Матрёна. Успех к ней пришёл в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Потом уж «разбрелись» русские матрёшки по всему свету.

Слайд 5

Откуда пошёл промысел 1. Во времена Петра I токарное ремесло было в почёте. В аристократических кругах токарное искусство считалось «благородным» видом художественного ремесла. Кроме профессионалов, немало было любителей. 2. При Екатерине II было организовано «Императорское Вольноэкономическое Общество». Цель – способствовать развитию в России сельского хозяйства и находившихся с ним в ближайшем соотношении отраслей промышленности, в том числе и ремесленной деятельности. 3. Предпосылки имелись для возникновения игрушечного промысла сверху (от дворян) и снизу (от крестьян). 4. Огромную роль в развитии промысла сыграла Москва как главный потребитель производимых товаров. Здесь же было сосредоточено множество ремесленных мастерских, в которых работали искуснейшие мастера, в том числе и токари.

Слайд 6

Промысел до 1917 года В 1879 году начала свою работу Комиссия по исследованию кустарной промышленности. На первом заседании прозвучали такие слова: «Как по числу занятых рук, так и по заработкам, которые доставляет крестьянам средней России кустарная промышленность, она имеет первенствующее значение». В это время земские статистики насчитали 111 человек в Вороновской и Красно-Пахорской волостях, занимавшихся токарной игрушкой. Для производства требовался токарный станок и набор инструментов. Станки были с нижним ходом (колесо-маховик крепилось к станине снизу) и верхним ходом (колесо-маховик крепилось в отдельной раме к стене над станиной). Токарь в работе пользовался пилой, топором, скошенной стамеской (косяком), стальной трубкой, сверлом и резаком .

Слайд 7

До 1917 года ассортимент токарных изделий в Бабенках был очень разнообразный. Точили пасхальные яйца, мелкие рюмочки, чашечки, графинчики, самовары, грибки, баночки, подсвечники, погремки, используя при точении, в основном, берёзу. Тут же на станке игрушки отделывались цветными политурами, для чего использовали красители (бакан – красный, крон – жёлтый, фуксин – зеленоватый, сажа – чёрный) и спиртовой лак. Готовый товар отвозили в Москву в игрушечные лавки Щербакова, Дойникова, Аксёнова и других, продавая его сотнями. За неделю токарь мог сделать около 300 таких графинчиков, рюмочек, грибков, выручая за всё это от 3 рублей до 3 рублей 15 копеек, имея чистой прибыли около 2 рублей.

Слайд 8

1879 – 1899 годы Эти десятилетия характеризуются ростом сельского хозяйства, железнодорожного транспорта, металлургии, машиностроения, текстильной промышленности. Правительство всячески поощряло и кустарную промышленность. Рост городов, увеличение сети железных дорог, организация выставок и ярмарок, проникновение в местное производство новых, улучшенных образцов резко повысили спрос на токарную игрушку. Главным потребителем были горожане, а местом сбыта – Москва.

Слайд 9

Детей приобщали к ремеслу с 12–13 лет. Начинали учение с выточки мелких деталей, затем ставили их на полировку (механическая окраска игрушек на станке). Учёба длилась 2 года. Привлекались мальчики и девочки. Семейная методика обучения полностью себя оправдывала и позволяла готовить мастеров по вытачиванию изделий от крохотных бирюлек до больших самоваров и яиц (позже матрёшек).

Слайд 10

15 мая 1911 года в Москве у нотариуса Невяжского был подписан договор об учреждении Бабенского складочно-потребительного общества кустарей токарного производства. 5 июня состоялось организационное собрание. Состав общества неоднородный. Здесь были и бедные, и зажиточные кустари, и скупщики.

Слайд 11

В сложные 1920-е годы бабенские мастера одними из первых стали зарабатывать валюту своими изделиями.

Слайд 12

В 1926 году в селе Вороново была организована школа кустарного ученичества для подготовки специалистов-игрушечников: токарей, полировщиков, раскрасочников. Отличники учёбы премировались поездками в Москву и Ленинград. В 1941 году школу закрыли. За 15 лет она подготовила около 500 мастеров по изготовлению деревянной игрушки. В годы Великой Отечественной войны всё мужское население до 60 лет призвали в армию. В токарных артелях работали только женщины. Но вместо игрушек они точили ручки для саперных лопат, детали к вещмешкам и палаткам. До войны игрушечный ассортимент насчитывал 250 наименований, а после – лишь 50 видов. Вместо закрытых Вороновской, Свининской артелей и Вороновской ШКУ осталась одна артель – «Полированная игрушка» в деревне Бабенки. Вороновская ШКУ. Ребята расписывают вазы. В центре С. И. Завойкин. Около 1930 года

Слайд 13

Промысел с 1968 по 1985 год В 1968 году Бабенская фабрика вместе с Кузнецовской была передана Наро-Фоминской фабрике. С этого времени она теряет свою самостоятельность. В 1972 году Бабенский цех передают Подольской фабрике деревянных игрушек (ныне КЛИМО) . Рабочие и служащие Бабенской артели

Слайд 14

70-е и 80-е годы XX столетия В 70-е годы в Бабенках пошла мода на большие матрёшки, самовары, бочата, банки, которые мастера точили исключительно для себя, своих домочадцев и родни. В 80-е годы разрисовывали большие морёные самовары, конусные матрёшки, больших богатырей, детскую утварь, грибы, овощи.

Слайд 15

Промысел с 1985 года до конца 1990 года В это время в Россию стало приезжать больше иностранцев. Подорожали сувениры. За выточенное яйцо токарю на фабрике платили 8 копеек, а за забором – уже 50 копеек. Уходили «на сторону» яйца и матрёшки. Пять лет бушевала эта стихия. Потом спрос на токарные изделия упал, поубавилось скупщиков, разбежались мастера. Закрылась Наро-Фоминская фабрика, выпускавшая большой ассортимент пирамид, и Боровская фабрика, производившая наборы кубиков. Рынок стал другим. Поменялись и заказы. И если в Бабенском цехе по-прежнему делали игрушки, то на дому многие мастера точили дверные ручки, детали к мебели, кронштейны к карнизам. Медленно, но неуклонно производство сокращалось. В конце 1990 года на фабрике сторожей стало больше, чем рабочих, а на рубеже тысячелетий цеха совсем опустели.

Слайд 16

Бабенский промысел всё-таки не забыт. В посёлке Шишкин Лес распоряжением администрации Подольского района Московской области (ныне Новая Москва) построен учебный комплекс – муниципальный центр дополнительного образования детей « Бабенская игрушка». Он был открыт 1 сентября 2001 года. За 4 года учащиеся осваивают программу обучения и получают диплом о художественном начальном образовании. Заведующим этим центром является заслуженный деятель искусств Московской области Сергей Валентинович Виданов .

Слайд 17

Центр дополнительного образования « Бабенская игрушка»

Слайд 18

Музей « Бабенской игрушки» Рядом с центром, в отдельной рубленной избе, находится музей токарных игрушек «Дом токаря». В нём насчитывается более 600 экспонатов бабенского промысла. Здесь можно увидеть старые чёрно-белые фотографии мастеров, лучшие поделки художников прошлых лет и наших современников. В экспозиции много работ нынешних мальчишек и девчонок, учеников С. В. Виданова.

Слайд 19

В соседней комнате находится деревянный токарный станок XIX века, инструменты, которыми работали мастера, заготовки разных изделий.

Слайд 20

«Поколение, на бабенских игрушках воспитанное, в космос прорвалось. И недаром. Наши игрушки действительно развивают, настраивают на созидание. Именно при помощи пирамид, вкладных яиц, чашек, колец, волчков, бирюлек, матрёшек, шаров в первые 5 лет дети начинают понимать форму, цвет, величину. Именно бабенские игрушки развивают у детей внимание, терпение, мелкую моторику рук. Раньше ни одно дошкольное учреждение не обходилось без них», – говорит С. В. Виданов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема занятия «Дымковская игрушка – Вятский народный промысел »

Развитие мотивации воспитанников к декоративно прикладному творчеству, знакомство с  дымковской игрушой. ....

Современный урок в условиях реализации ФГОС. 3 класс. Тема "Чтение сказки "Игрушечный солдатик". Часть 1".

Данный план-конспект современного урока в условиях реализации ФГОС разработан в помощь учителям, обучающих учеников начальной школы (3 класс). Он поможет сделать процесс обучения увлекательным, резуль...

«Игрушечный» тест для детей и взрослых

Тест направлен на проверку эмоционального состояния внутреннего мира , как детей так и взрослого....

Конспект урока по технологии (технический труд). Основные требования к проектированию изделия. Элементы конструирования. Изготовление игрушечного автомобиля из древесины.

Цели урока:- Научить проектировать будущее изделие с внедрением элементов собственного конструирования.- Закрепить теоретические и практические умения при пилении лобзиком  и сборке деталей в гот...

"Игрушечных дел мастера"

Межпредметная учебная задача...

Технологическая карта урока английского языка в 3 классе по теме «Игрушечный солдатик»

Технологическая карта урока английского языка УМК "Spotlight" в 3 классе по теме «Игрушечный солдатик».Развитие навыков чтения с полным, детальным пониманием прочитанного текста...

Конспект урока "Игрушечный солдатик"

Конспект урока "Игрушечный солдатик" по Модулю 6...