Леса России
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Кирдяпкина Алёна Викторовна

Конспект урока "Леса России" для учащихся 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lesa_8_klass.docx34.96 КБ
Файл prezentatsiya_lesa_8_klass_nxpowerlite.pptx1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Леса

Цель: Изучить леса России. Выявить причины различия лесных зон и возможности их использования.

 

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Изучить особенности лесной зоны России.
  • Сравнить зону смешанных и широколиственных лесов.
  • Познакомить с особенностями зоны тайги.
  1. Развивающие:
  • Развивать способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации.
  • Добиваться правильного произношения и написания, толкования и использования географических терминов, систематического пополнения их запаса.
  1. Воспитательные:
  • Эстетическое воспитание наглядно – демонстрационными средствами, эпиграфом, пословицей, загадкой.  
  • Нравственное воспитание воли и волевых черт характера (вера в свои силы, дисциплинированность).

Техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Программное обеспечение: Microsoft  PowerPoint



Ход  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Взаимоопрос:

I вариант рассказывает об арктической пустыне,

II вариант – о зоне тундр,

III вариант – основные виды природопользования. (Слайд 2).

Цифровой диктант

Расставьте цифры по природным зонам: зона тундр, зона арктических пустынь.

  1. Природная зона, в которой значительная часть поверхности покрыта ледниками.
  2. Увлажнение избыточное.
  3. Тундрово-глеевые почвы.
  4. Из растительности господствуют мхи, лишайники.
  5. На скалистых берегах летом размещаются птичьи базары.
  6. Средняя температура июля +5-10°С.
  7. Природная зона, занимающая 1/6 часть России.
  8. Средняя температура июля близка к нулю.
  9. Зима долгая и суровая, лето короткое и холодное.
  10. Большие площади заняты скалистыми россыпями.
  11. Осадков выпадает 200-300 мм. в год.
  12. В данной природной зоне произрастают брусника, клюква, морошка. (Слайд 3).

Ключи: Арктическая пустыня – 1, 4, 5, 8, 9, 10.

             Тундра – 2, 3, 6, 7, 11, 12.

Отвечают на вопросы домашнего задания.

Выполняют цифровой диктант.

Познавательные (постановка и решение проблемы).

Коммуникативные (Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами).

Постановка темы и цели  урока

Прежде чем начать наш урок предлагаю вам ответить на загадки (Слайд 4):

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт. 
Заходи в зеленый дом. 
Чудеса увидишь в нем. (Лес).

В шубе — летом,
А зимой — раздетый. (Лес).

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню земляникой,
Таню костяникой,
Машеньку орешком,
Петю сыроежкой,
Катеньку малинкой,
Васю хворостинкой! (Лес).

 

Отгадывают загадки.

Регулятивные (самоконтроль)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.)

Какова же тема сегодняшнего урока? Правильно, это и есть тема нашего урока. И мы сейчас отправляемся с вами на прогулку, в лес. Но мне бы хотелось, чтобы сегодня вы побыли юными учеными и узнали много интересных фактов о лесе, которые вам пригодятся в дальнейшей жизни. Ну, что вы готовы? В путь.

«Словно сказочной книги страница,

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя, и птицу,

И они понимают меня.»

Учащиеся называют тему урока.

Записывают тему и обозначают цели урока (Слайд 5).

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Регулятивные (планирование, целеполагание)

Освоение нового материала

Изучение нового материала я хотела бы начать с вопроса, а что такое лес?

Лес – это сложное многоярусное растительное сообщество, в котором тесно взаимодействуют деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники и грибы (Слайд 7).  

Лес – основной тип растительности нашей страны, занимает более 60% территории. Поэтому Россия является величайшей лесной державой мира. Россия обладает самыми большими в мире запасами леса.

Леса занимают 6,3 млн. км2 – это 45% S страны и  25% всех лесов планеты (Слайд 8).

Ребята, а какие леса растут в России?

Правильно. Леса России – это глухомань ельников, и величие дубрав, и пропитанные солнцем сосновые боры, и белоствольные березняки. Леса охватывают целые две природные зоны: тайга, смешанные и широколиственные леса. 

Ребята, а что вы знаете о тайге России? (ответы схематично фиксирует на доске).

Какие породы деревьев  встречаются в тайге России?(Слайды 9, 10).

Можем ли мы дать подробное описание  тайги   России,  опираясь на имеющиеся у вас на данный момент знания?

Какими источниками информации вы можете пользоваться при описании ПЗ тайги?

Давайте разделимся на подгруппы и ответим на вопросы.

Каждая группа получает лист с вопросами.   Отвечая на вопросы, группа составляет короткий рассказ по заданной теме.    

Вопросы для групп:

Группа 1.

Используя карту в атласе «Природные зоны России» и текст параграфа 34 в учебнике, ссылку http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%E9%E3%E0 , подготовьте небольшое сообщение о географическом положении природной зоны Тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:

  1. Покажите природно-хозяйственную зону Тайга на карте «Природные зоны России».
  2. Назовите территории, которые занимает Тайга.
  3. Какова ширина Тайги в разных частях России?(Слайд 11).

 

Группа 2.

Используя текст параграфа 34в учебнике, ссылку http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%B8.html  подготовьте небольшое сообщение о животном мире и  растительности ПЗ тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:

  1. Перечислите породы вечнозелёных хвойных деревьев.
  2. Какие животные обитают в тайге?
  3. Какие леса произрастают в западной части Тайги? какие в Западной и Восточной Сибири? какие за Енисеем?(Слайд 12).

Группа 3.

Используя текст параграфа 34 в учебнике, ссылку http://webmandry.com/raznoe/priroda/smeshannye-lesa-harakteristika-i-osobennosti-prirodnoy-zony-geograficheskoe-polozhenie-klimat-i-pochvy-smeshannyh-lesov.html подготовьте небольшое сообщение о смешанных и широколиственных лесах. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:

  1. Покажите на карте природно-хозяйственную зону «Смешанные леса».
  2. Назовите виды смешанных лесов.
  3. В каком климатическом поясе формируются смешанные леса?(Слайд 13).

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Лес притягивает нас величием и таинственностью, спокойствием и стабильностью – теми качествами, которых так недостает человеку в его суетливой и быстротечной жизни.

Лес может оказаться неприветливым и суровым, когда, слишком уверенный в своих силах и знаниях или по беспечности, ты заблудишься и будешь судорожно искать выход из одноликой враждебной чащи. Но он приветлив и раскрывает все богатства знающему и сильному человеку.

Ребята, послушайте притчу о лесе. Доклад рассказывает заранее подготовленный ученик (опережающее задание) (Слайд 14).

Притча о кустах и деревьях

В Германии лесничий решил навести порядок в лесу. Он рассуждал так, лес - это деревья. Значит, лишнее в лесу всё, кроме деревьев. Кусты и трава – лишнее: ведь их корни сосут из земли воду, отнимают её  у деревьев. Опавшие листья, бурелом, валежник – лишние: ведь они засоряют лес и мешают ему расти. По приказу лесничего лес стали чистить, убирать. Они сожгли все листья, и вырубили кустарники, Чисто и просторно стало в лесу. На земле нет ни соринки. Главный лесничий ходит и любуется. Вот теперь, думает в лесу порядок.

Прошел год, второй, третий, стал лесничий замечать, что в лесу что-то неладно.  У сосен верхушки поредели. На дубах, липах листва редкая. Куда ни посмотришь везде высокие, голые деревья. До осени далеко,  а земля вся покрыта желтыми листьями, главный лесничий задумался: ”Что же случилось? Отчего в лесу деревья стали сохнуть?  

Как вы думаете, что случилось.

Мы должны сохранить лес, чтобы не оскудели окончательно наши души, не разорвалась связующая нас нить и было бы к чему прикоснуться и где набраться сил в часы тяжелых испытаний (Слайд 15).  

Слушают учителя

Выдвигают свои версии.

– Сосновые, дубравы, березняки….

– Самая большая природная зона России.

– Хвойные, лиственные.

– Нет.

– Учебниками, атласами, компьютерами, сетью ИНТЕРНЕТ.

Выполняют задания учителя

Выполняют задания учителя

Выполняют задание учителя

Физкультминутка

Слушают одноклассника, отвечают на вопрос учителя.

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Логические УУД (обобщение)

Закрепление материала

Проверить правильность утверждений ( если согласны, поднимаем правую руку). Если не согласны, то должны объяснить почему и дать свой вариант ответа (Слайд 16).

  • Для таёжной зоны характерно избыточное увлажнение. (да)
  • Наибольшее количество болот в тайге Русской равнины. (нет)
  • Зональный тип почв таёжной зоны – бурые лесные. (нет)
  • Лиственница – это лиственное дерево (нет)
  • Тайга Русской равнины в северных районах представлена темнохвойными еловыми лесами, а в южных районах – сосновыми борами. (да)
  • Самое распространённое лиственное «дерево – пионер» - рябина(нет)
  • Континентальность в таёжной зоне возрастает с запада на восток.(да)
  • Зона широколиственных лесов протянулась сплошной полосой от западных границ России до Тихого океана. (нет)
  • Зона смешанных и широколиственных лесов имеет более разнообразный растительный состав по сравнению с таёжной зоной. (да)
  •  Главная причина низкого плодородия почв таёжной зоны - малая растительная масса зоны. (нет)(Слайд 17).

Разгадывают ребус.

Внимательно слушают и отвечают:

Познавательные (постановка и решение проблемы).

Общеучебные (действие со знаково - символическими средствами)

Личностные (применение нового материала при решении бытовых задач)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Рефлексия

- Оцените нашу сегодняшнюю работу на уроке.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели?

Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе  класса. Внутренне ставят себе отметку.

- Изучить давление, единицы давления, способы нахождения давления

- Да

Общеучебные

Регулятивные (оценка)

Личностные (степень правдивости  при рефлексии)

Домашнее задание

- А теперь достаньте свои дневники и запишите домашнее задание.

  • Прочитать параграф §34

Подготовить доклады про зону лесостепей, степей и полупустынь (Слайд 18).

Записывают домашнее задание в дневники

Познавательные (постановка и решение проблемы).

Общеучебные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Ковылкинская СОШ №4» Леса Автор: Кирдяпкина Алёна Викторовна, учитель географии и экономики

Слайд 2

Проверка домашнего задания Взаимоопрос : I вариант рассказ об арктической пустыне, II вариант – рассказ о зоне тундр, III вариант – основные виды природопользования.

Слайд 3

Цифровой диктант Природная зона, в которой значительная часть поверхности покрыта ледниками. Увлажнение избыточное. Тундрово-глеевые почвы. Из растительности господствуют мхи, лишайники. На скалистых берегах летом размещаются птичьи базары. Средняя температура июля +5-10°С. Природная зона, занимающая 1/6 часть России. Средняя температура июля близка к нулю. Зима долгая и суровая, лето короткое и холодное. Большие площади заняты скалистыми россыпями. Осадков выпадает 200-300 мм. в год. В данной природной зоне произрастают брусника, клюква, морошка.

Слайд 4

Правильные варианты ответов Арктическая пустыня – 1, 4, 5, 8, 9, 10. Тундра – 2, 3, 6, 7, 11, 12.

Слайд 5

Дом со всех сторон открыт Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом. Чудеса увидишь в нем. В шубе — летом, А зимой — раздетый. Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню земляникой, Таню костяникой, Машеньку орешком, Петю сыроежкой, Катеньку малинкой, Васю хворостинкой!

Слайд 6

Леса

Слайд 7

Лес – это сложное многоярусное растительное сообщество, в котором тесно взаимодействуют деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники и грибы.

Слайд 8

Леса занимают 6,3 млн. км 2 – это 45% S страны и 25% всех лесов планеты.

Слайд 9

Тайга

Слайд 10

Смешанные и широколиственные леса

Слайд 11

Группа 1. Используя карту в атласе «Природные зоны России» и текст параграфа 34 в учебнике, ссылку http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%E9%E3%E0 , подготовьте небольшое сообщение о географическом положении природной зоны Тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы: Покажите природно-хозяйственную зону Тайга на карте «Природные зоны России». Назовите территории, которые занимает Тайга. Какова ширина Тайги в разных частях России?

Слайд 12

Группа 2. Используя текст параграфа 34в учебнике, ссылку http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%B8.html подготовьте небольшое сообщение о животном мире и растительности ПЗ тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы: Перечислите породы вечнозелёных хвойных деревьев. Какие животные обитают в тайге? Какие леса произрастают в западной части Тайги? какие в Западной и Восточной Сибири? какие за Енисеем?

Слайд 13

Группа 3. Используя текст параграфа 34 в учебнике, ссылку http://webmandry.com/raznoe/priroda/smeshannye-lesa-harakteristika-i-osobennosti-prirodnoy-zony-geograficheskoe-polozhenie-klimat-i-pochvy-smeshannyh-lesov.html подготовьте небольшое сообщение о смешанных и широколиственных лесах. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы: Покажите на карте природно-хозяйственную зону «Смешанные леса». Назовите виды смешанных лесов. В каком климатическом поясе формируются смешанные леса?

Слайд 15

Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад.

Слайд 16

Притча о кустах и деревьях В Германии лесничий решил навести порядок в лесу. Он рассуждал так, лес - это деревья. Значит, лишнее в лесу всё, кроме деревьев. Кусты и трава – лишнее: ведь их корни сосут из земли воду, отнимают её у деревьев. Опавшие листья, бурелом, валежник – лишние: ведь они засоряют лес и мешают ему расти. По приказу лесничего лес стали чистить, убирать. Они сожгли все листья, и вырубили кустарники, Чисто и просторно стало в лесу. На земле нет ни соринки. Главный лесничий ходит и любуется. Вот теперь, думает в лесу порядок. Прошел год, второй, третий, стал лесничий замечать, что в лесу что-то неладно. У сосен верхушки поредели. На дубах, липах листва редкая. Куда ни посмотришь везде высокие, голые деревья. До осени далеко, а земля вся покрыта желтыми листьями, главный лесничий задумался: ”Что же случилось? Отчего в лесу деревья стали сохнуть? Как вы думаете, что случилось.

Слайд 17

Мы должны сохранить лес, чтобы не оскудели окончательно наши души, не разорвалась связующая нас нить и было бы к чему прикоснуться и где набраться сил в часы тяжелых испытаний.

Слайд 18

Берёза Тополь Клён Липа Ольха

Слайд 20

Домашнее задание §34 Подготовить доклады про зону лесостепей , степей и полупустынь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии "Леса России"

Конспект урока составлен по методике критического мышления...

Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев.

Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев....

Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ».

Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ»....

Конспект урока Леса России

Конспект урока географии в 8 классе. Включает интересные математические задания о занимаемой площади лесов, вопросы на повторение географических знаний и умений, а также материалы, способставующие усв...

Леса России

В  Волоконовском районе Белгородской области ежегодно проходит 21 марта «Всероссийский день знаний о лесе». В течении года учащиеся  принимают участие в озеленении территории, проводят...

Классный час "Сохраним леса России"

Привлечение внимания обучающихся к охране, изучению и восстановлению лесных насаждений....