Леса России
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Конспект урока "Леса России" для учащихся 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lesa_8_klass.docx | 34.96 КБ |
prezentatsiya_lesa_8_klass_nxpowerlite.pptx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Леса
Цель: Изучить леса России. Выявить причины различия лесных зон и возможности их использования.
Задачи:
- Обучающие:
- Изучить особенности лесной зоны России.
- Сравнить зону смешанных и широколиственных лесов.
- Познакомить с особенностями зоны тайги.
- Развивающие:
- Развивать способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации.
- Добиваться правильного произношения и написания, толкования и использования географических терминов, систематического пополнения их запаса.
- Воспитательные:
- Эстетическое воспитание наглядно – демонстрационными средствами, эпиграфом, пословицей, загадкой.
- Нравственное воспитание воли и волевых черт характера (вера в свои силы, дисциплинированность).
Техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор.
Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Организационный момент | ||||
Проверка домашнего задания | ||||
Взаимоопрос: I вариант рассказывает об арктической пустыне, II вариант – о зоне тундр, III вариант – основные виды природопользования. (Слайд 2). Цифровой диктант Расставьте цифры по природным зонам: зона тундр, зона арктических пустынь.
Ключи: Арктическая пустыня – 1, 4, 5, 8, 9, 10. Тундра – 2, 3, 6, 7, 11, 12. | Отвечают на вопросы домашнего задания. Выполняют цифровой диктант. | Познавательные (постановка и решение проблемы). Коммуникативные (Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами). | ||
Постановка темы и цели урока | ||||
Прежде чем начать наш урок предлагаю вам ответить на загадки (Слайд 4): Дом со всех сторон открыт В шубе — летом, Богатырь стоит богат,
| Отгадывают загадки. | Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.) | ||
Какова же тема сегодняшнего урока? Правильно, это и есть тема нашего урока. И мы сейчас отправляемся с вами на прогулку, в лес. Но мне бы хотелось, чтобы сегодня вы побыли юными учеными и узнали много интересных фактов о лесе, которые вам пригодятся в дальнейшей жизни. Ну, что вы готовы? В путь. «Словно сказочной книги страница, Лес открылся, листвою звеня. Понимаю и зверя, и птицу, И они понимают меня.» | Учащиеся называют тему урока. Записывают тему и обозначают цели урока (Слайд 5). | Коммуникативные (умение выражать мысли) Регулятивные (планирование, целеполагание) | ||
Освоение нового материала | ||||
Изучение нового материала я хотела бы начать с вопроса, а что такое лес? Лес – это сложное многоярусное растительное сообщество, в котором тесно взаимодействуют деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники и грибы (Слайд 7). Лес – основной тип растительности нашей страны, занимает более 60% территории. Поэтому Россия является величайшей лесной державой мира. Россия обладает самыми большими в мире запасами леса. Леса занимают 6,3 млн. км2 – это 45% S страны и 25% всех лесов планеты (Слайд 8). Ребята, а какие леса растут в России? Правильно. Леса России – это глухомань ельников, и величие дубрав, и пропитанные солнцем сосновые боры, и белоствольные березняки. Леса охватывают целые две природные зоны: тайга, смешанные и широколиственные леса. Ребята, а что вы знаете о тайге России? (ответы схематично фиксирует на доске). Какие породы деревьев встречаются в тайге России?(Слайды 9, 10). Можем ли мы дать подробное описание тайги России, опираясь на имеющиеся у вас на данный момент знания? Какими источниками информации вы можете пользоваться при описании ПЗ тайги? Давайте разделимся на подгруппы и ответим на вопросы. Каждая группа получает лист с вопросами. Отвечая на вопросы, группа составляет короткий рассказ по заданной теме. Вопросы для групп: Группа 1. Используя карту в атласе «Природные зоны России» и текст параграфа 34 в учебнике, ссылку http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%E9%E3%E0 , подготовьте небольшое сообщение о географическом положении природной зоны Тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:
Группа 2. Используя текст параграфа 34в учебнике, ссылку http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%B8.html подготовьте небольшое сообщение о животном мире и растительности ПЗ тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:
Группа 3. Используя текст параграфа 34 в учебнике, ссылку http://webmandry.com/raznoe/priroda/smeshannye-lesa-harakteristika-i-osobennosti-prirodnoy-zony-geograficheskoe-polozhenie-klimat-i-pochvy-smeshannyh-lesov.html подготовьте небольшое сообщение о смешанных и широколиственных лесах. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. Лес притягивает нас величием и таинственностью, спокойствием и стабильностью – теми качествами, которых так недостает человеку в его суетливой и быстротечной жизни. Лес может оказаться неприветливым и суровым, когда, слишком уверенный в своих силах и знаниях или по беспечности, ты заблудишься и будешь судорожно искать выход из одноликой враждебной чащи. Но он приветлив и раскрывает все богатства знающему и сильному человеку. Ребята, послушайте притчу о лесе. Доклад рассказывает заранее подготовленный ученик (опережающее задание) (Слайд 14). Притча о кустах и деревьях В Германии лесничий решил навести порядок в лесу. Он рассуждал так, лес - это деревья. Значит, лишнее в лесу всё, кроме деревьев. Кусты и трава – лишнее: ведь их корни сосут из земли воду, отнимают её у деревьев. Опавшие листья, бурелом, валежник – лишние: ведь они засоряют лес и мешают ему расти. По приказу лесничего лес стали чистить, убирать. Они сожгли все листья, и вырубили кустарники, Чисто и просторно стало в лесу. На земле нет ни соринки. Главный лесничий ходит и любуется. Вот теперь, думает в лесу порядок. Прошел год, второй, третий, стал лесничий замечать, что в лесу что-то неладно. У сосен верхушки поредели. На дубах, липах листва редкая. Куда ни посмотришь везде высокие, голые деревья. До осени далеко, а земля вся покрыта желтыми листьями, главный лесничий задумался: ”Что же случилось? Отчего в лесу деревья стали сохнуть? Как вы думаете, что случилось. Мы должны сохранить лес, чтобы не оскудели окончательно наши души, не разорвалась связующая нас нить и было бы к чему прикоснуться и где набраться сил в часы тяжелых испытаний (Слайд 15). | Слушают учителя Выдвигают свои версии. – Сосновые, дубравы, березняки…. – Самая большая природная зона России. – Хвойные, лиственные. – Нет. – Учебниками, атласами, компьютерами, сетью ИНТЕРНЕТ. Выполняют задания учителя Выполняют задания учителя Выполняют задание учителя Физкультминутка Слушают одноклассника, отвечают на вопрос учителя. | Коммуникативные (умение выражать мысли) Логические УУД (обобщение) | ||
Закрепление материала | ||||
Проверить правильность утверждений ( если согласны, поднимаем правую руку). Если не согласны, то должны объяснить почему и дать свой вариант ответа (Слайд 16).
| Разгадывают ребус. Внимательно слушают и отвечают: | Познавательные (постановка и решение проблемы). Общеучебные (действие со знаково - символическими средствами) Личностные (применение нового материала при решении бытовых задач) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | ||
Рефлексия | ||||
- Оцените нашу сегодняшнюю работу на уроке. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы этой цели? | Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку. - Изучить давление, единицы давления, способы нахождения давления - Да | Общеучебные Регулятивные (оценка) Личностные (степень правдивости при рефлексии) | ||
Домашнее задание | ||||
- А теперь достаньте свои дневники и запишите домашнее задание.
Подготовить доклады про зону лесостепей, степей и полупустынь (Слайд 18). | Записывают домашнее задание в дневники | Познавательные (постановка и решение проблемы). Общеучебные |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания Взаимоопрос : I вариант рассказ об арктической пустыне, II вариант – рассказ о зоне тундр, III вариант – основные виды природопользования.
Цифровой диктант Природная зона, в которой значительная часть поверхности покрыта ледниками. Увлажнение избыточное. Тундрово-глеевые почвы. Из растительности господствуют мхи, лишайники. На скалистых берегах летом размещаются птичьи базары. Средняя температура июля +5-10°С. Природная зона, занимающая 1/6 часть России. Средняя температура июля близка к нулю. Зима долгая и суровая, лето короткое и холодное. Большие площади заняты скалистыми россыпями. Осадков выпадает 200-300 мм. в год. В данной природной зоне произрастают брусника, клюква, морошка.
Правильные варианты ответов Арктическая пустыня – 1, 4, 5, 8, 9, 10. Тундра – 2, 3, 6, 7, 11, 12.
Дом со всех сторон открыт Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом. Чудеса увидишь в нем. В шубе — летом, А зимой — раздетый. Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню земляникой, Таню костяникой, Машеньку орешком, Петю сыроежкой, Катеньку малинкой, Васю хворостинкой!
Леса
Лес – это сложное многоярусное растительное сообщество, в котором тесно взаимодействуют деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники и грибы.
Леса занимают 6,3 млн. км 2 – это 45% S страны и 25% всех лесов планеты.
Тайга
Смешанные и широколиственные леса
Группа 1. Используя карту в атласе «Природные зоны России» и текст параграфа 34 в учебнике, ссылку http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%E9%E3%E0 , подготовьте небольшое сообщение о географическом положении природной зоны Тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы: Покажите природно-хозяйственную зону Тайга на карте «Природные зоны России». Назовите территории, которые занимает Тайга. Какова ширина Тайги в разных частях России?
Группа 2. Используя текст параграфа 34в учебнике, ссылку http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%B8.html подготовьте небольшое сообщение о животном мире и растительности ПЗ тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы: Перечислите породы вечнозелёных хвойных деревьев. Какие животные обитают в тайге? Какие леса произрастают в западной части Тайги? какие в Западной и Восточной Сибири? какие за Енисеем?
Группа 3. Используя текст параграфа 34 в учебнике, ссылку http://webmandry.com/raznoe/priroda/smeshannye-lesa-harakteristika-i-osobennosti-prirodnoy-zony-geograficheskoe-polozhenie-klimat-i-pochvy-smeshannyh-lesov.html подготовьте небольшое сообщение о смешанных и широколиственных лесах. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы: Покажите на карте природно-хозяйственную зону «Смешанные леса». Назовите виды смешанных лесов. В каком климатическом поясе формируются смешанные леса?
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад.
Притча о кустах и деревьях В Германии лесничий решил навести порядок в лесу. Он рассуждал так, лес - это деревья. Значит, лишнее в лесу всё, кроме деревьев. Кусты и трава – лишнее: ведь их корни сосут из земли воду, отнимают её у деревьев. Опавшие листья, бурелом, валежник – лишние: ведь они засоряют лес и мешают ему расти. По приказу лесничего лес стали чистить, убирать. Они сожгли все листья, и вырубили кустарники, Чисто и просторно стало в лесу. На земле нет ни соринки. Главный лесничий ходит и любуется. Вот теперь, думает в лесу порядок. Прошел год, второй, третий, стал лесничий замечать, что в лесу что-то неладно. У сосен верхушки поредели. На дубах, липах листва редкая. Куда ни посмотришь везде высокие, голые деревья. До осени далеко, а земля вся покрыта желтыми листьями, главный лесничий задумался: ”Что же случилось? Отчего в лесу деревья стали сохнуть? Как вы думаете, что случилось.
Мы должны сохранить лес, чтобы не оскудели окончательно наши души, не разорвалась связующая нас нить и было бы к чему прикоснуться и где набраться сил в часы тяжелых испытаний.
Берёза Тополь Клён Липа Ольха
Домашнее задание §34 Подготовить доклады про зону лесостепей , степей и полупустынь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии "Леса России"
Конспект урока составлен по методике критического мышления...
Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев.
Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев....
Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ».
Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ»....
Конспект урока Леса России
Конспект урока географии в 8 классе. Включает интересные математические задания о занимаемой площади лесов, вопросы на повторение географических знаний и умений, а также материалы, способставующие усв...
Леса России
....
Леса России
В Волоконовском районе Белгородской области ежегодно проходит 21 марта «Всероссийский день знаний о лесе». В течении года учащиеся принимают участие в озеленении территории, проводят...
Классный час "Сохраним леса России"
Привлечение внимания обучающихся к охране, изучению и восстановлению лесных насаждений....