Леса России
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Леса России»
Цели и задачи: Углубить знание о зоне лесов; развивать умения сравнивать, анализировать; формировать знания об особенностях лесной зоны нашей страны, её составе.
Оборудование: карта растительности, почв, зоогеографическая, природных зон, презентация в виде Power Point, репродукции картин И. Шишкина, И. Левитана, В. Поленова, компакт диск «Звуки леса», мультимедиа.
План урока:
I. Организационный момент. Проверка подготовки учащихся к уроку. Приветствие учителя.
II. Проверка домашнего задания.
a) Устный опрос:
- что такое природная зона?
- укажите основные особенности зоны арктических пустынь.
- Где и почему расположена зона тундры? Назовите характерные её черты.
Индивидуальные карточки задания
1) Природные зоны называют ландшафтными, географическими, природно-хозяйственными. Какое из этих название наиболее верно по вашему мнению? Ответ обоснуйте.
2) Для тундр характерны:
Малая мощность снежного покрова
Высокая заболоченность
Теплое лето
Большое количество мелких озер
Преобладание карликовых растений и мхов
Суровая зима
Большое количество осадков
3) В тундре развиты следующие отрасли хозяйства
Оленеводство
Разведение крупного рогатого скота
Охота и рыболовство
Производство автомобилей
Выращивание зерновых культур.
4) Подумайте в чем причина сильной уязвимости природы в тундре?
III. Актуализация знаний.
- Какая зона находится южнее зоны тундр и лесотундр?
- Какие лесные зоны вам известны из курса географии материков и океанов?
- Какие климатические условия необходимы для распространения зоны лесов?
IV. Сообщение темы и цели урока. Изучение нового материала
Рассказ учителя о зоне лесов. (Включение музыки «Звуки леса»)
1. Вступительное слово
Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса...
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,
Свежий и прохладный, чистый и блестящий...
И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,
И хранит из веток крепкая завеса
Дремлющую сказку — сказку в сердце леса... Павел Славецкий
- Лес всегда привлекал свой необыкновенной красотой, своей торжественностью и таинственностью художников, композиторов. О лесе написано много художественных произведений. Это рассказы Пришвин, Бианки, Паустовского, стихи Тютчева, Фета, Есенина и многих других известных авторов. Лес изображали художники на своих картинах И. Левитан, И. Шишкин, В. Поленов и многие другие. (Приложение 1)
2. Типы лесов в России.
- Леса России составляют 1/5лесного фонда мира, а по запасам древесины даже более 2/5 мировых запасов. В европейской части России и на Урале находится 25% , остальные – в Сибири, и на Дальнем Востоке, ¾ леса России – хвойные.
Учащиеся по карте природных зон определяют типы лесов.
Сообщения учащихся
Тип леса. Участок леса или их совокупность, характеризующиеся общим типом лесорастительных условий, одинаковым составом древесных пород, количеством ярусов, аналогичной фауной, требующие одних и тех же лесохозяйственных мероприятий при равных экономических условиях. Тип леса выделяется по преобладающей древесной породе и другим преобладающим растениям, индикаторам местопроизрастания леса и его особенностей. (Например: сосняк-черничник, дубрава снытевая и т.п.). (Приложение 2)
Тайга. Хвойные бореальные леса, основная природная зона на территории. России, охватывающая почти всю площадь, занятую лесом. Климатические условия Т. характеризуются относительно коротким безморозным периодом (около. 4 месяцев), холодными зимами с устойчивым снежным покровом, сравнительно небольшим кол-вом осадков (250-700 мм), превышающим испарение. В соответствии с распределением тепла и влаги зону Т. делят на подзоны (полосы): северную, среднюю и южную Т.
По сравнению с тропическими и субтропическими лесами таёжные леса бедны по видовому составу растений и разнообразию их форм и в 2-3 раза менее продуктивны. Их отличает простота ярусного сложения: на территории России древесный ярус (обычно один) образован в основном видами 4 родов - ель, сосна, пихта, лиственница, сменяющими друг друга в направлении с запада на восток. В примеси встречаются мелколиственные породы (гл. обр. берёза и осина), а у южной границы Т. - широколиственные (дуб, липа, клён). Кустарниковый ярус более всего свойствен южной тайге Русской равнины (лещина, бересклет и др.) и горной тайге С.-В. Азиатской части России (кедровый стланик). В травяно-кустарничковом ярусе большую роль играют кустарнички (черника, брусника, голубика, шикша, толокнянка, багульник), таёжное мелкотравье (майник, седмичник, кислица, линнея, грушанка), а также папоротники и плауны. В условиях достаточного и избыточного увлажнения хорошо выражен моховой покров из зелёных мхов, кукушкина льна, сфагновых мхов, а при недостатке влаги - ягельных лишайников.
Большую часть таёжной зоны занимает темнохвойная Т. - леса, в которых преобладают виды ели, пихты, а также сосна кедровая сибирская. Под тенистым пологом такого леса подлесок отсутствует или редок, почва обычно покрыта мхами и подстилкой из опавшей хвои; разложение растительных остатков замедленное, на поверхности много валежника. Формирование и развитие темнохвойной Т., как правило, отличается непрерывностью, вследствие чего деревья (или их группы) имеют самый разный возраст. В России основные площади темнохвойной Т. находятся в Европейской части. В Сибири темнохвойная Т. приурочена к долинам рек, часто встречается в горах. Лиственничные леса (в основном из лиственниц сибирской и даурской) и леса из сосны обыкновенной, которые благодаря ажурному пологу пропускают много света на поверхность почвы, образуют светлохвойную Т. Нередко это редкостойные леса с хорошо развитым кустарничковым ярусом и травянистым покровом, а в ряде случаев с подлеском из рододендронов, кедрового стланика, душекии. Формирование и развитие светлохвойной Т. происходит преим. под воздействием низовых лесных пожаров, обусловливающих цикличность их возобновления и формирование одного или несколько поколений деревьев одинакового возраста. В Европейской части России и в Зауралье преобладают сосновые леса, к Востоку от Енисея они смещаются к Ю., избегая местообитаний с близким уровнем многолетнемёрзлых грунтов. В Восточной Сибири, в горах Южной Сибири и Д. Востока светлохвойная Т. представлена гл. обр. лиственничными лесами, более приспособленными к условиям холодных зим, сухости воздуха и наличия мерзлоты. Как и темнохвойная Т., в горах лиственничные леса формируют горно-таёжный и подгольцовый пояса.
В Т. обитают типичные лесные звери - медведь, рысь, росомаха, соболь, белка, летяга, бурундук, лось и др. Из птиц наиболее типичны глухарь, рябчик, кедровка, клесты, несколько видов дятлов, совы и др. Среди многочисленных видов насекомых, населяющих Т., имеется большое число бабочек (волнянки, хохлатки и др.), гусеницы которые питаются хвоей и листвой, а также повреждающих стволы деревьев рогохвостов и жуков - усачей, златок и короедов. В годы вспышек массового размножения некоторые из этих насекомых (напр., сибирский шелкопряд) наносят серьёзный ущерб таёжным лесам. Почти повсеместно в таёжных лесах много заболоченных мест и водоёмов, в них обильно представлены комары и др. кровососущие насекомые (гнус).
Т. обладает большими запасами древесины (в ней заготовляют 70% получаемой в мире деловой древесины хвойных пород), а также пищевого и лекарств, сырья. Таёжные леса России - основная база охотничьего промысла и отчасти оленеводства. Население многих р-нов Сибири понятие "Т." отождествляет с понятием "лес".
Смешанные леса. Леса, образованные хвойными и лиственными породами деревьев. Отличаются не только смешанным составом древостоев, но и большим разнообразием растений и животных, мозаичностью строения, устойчивостью к различному воздействиям среды. При благоприятном сочетании древесных пород в древостоях (в одинаковых условиях произрастания) С. л. более продуктивны, чем чистые по составу хвойные или лиственные леса. В России С. л. разделяют на хвойно-мелколиственные и хвойно-широколиственные. Первые из них распространены по всей тайге Евразии. Они недолговечны и служат промежуточным звеном при смене мелколиственных лесов (березняков, осинников) на коренные хвойные (сосняки, ельники и др.) или широколиственные (дубравы). Хвойно-широколиственные леса, напротив, относятся к устойчивым ландшафтным образованиям. Они занимают переходную полосу между таёжными и широколиственными лесами и распространены на равнинах и в нижнем поясе гор с умеренным влажным климатом. Состав древостоя и структура сообществ хвойно-широколиственных лесов зависит главным образом от рельефа, климатических условий и почвенно-гидрологического режима. В Европейской части России и на Д. Востоке в их составе ель, сосна, дуб, липа, клён, ясень, ильм, на Сев. Кавказе - ель, пихта, бук, дуб, клён и др. породы. Наиболее разнообразны по видовому составу дальневосточные хвойно-широколиственные леса, образованные сосной кедровой корейской, елью Саянской, пихтой белокорой, дубом монгольским, несколько видами клёна, ясенем маньчжурским, липой амурской. В своём развитии они характеризуются определённой цикличностью, когда начинает преобладать та или иная хвойная порода или комплекс из лиственных пород.
Лесное хозяйство России ориентировано на восстановление хвойных лесов на месте хвойно-мелколистных и сохранение хвойно-широколиственных С. л.
Широколиственные леса. Образованы деревьями с широкими листовыми пластинками, гл. обр. дубом, буком, реже грабом, липой и др. Образуют подзону (в горах высотный пояс) между хвойными (бореальными) лесами и степями. В основном Ш. л. относятся к коренному типу растительности. Приурочены к влажным и умеренно влажным районам с относительно высокими температурами и более или менее равномерным распределением осадков в течение года.
Одному человеку требуется около 700 м2 леса для поддержания нормальных условий жизни. 60% лесов России ещё не Затронуты активной хозяйственной деятельностью и представляют ценность не только для нас, но и для всех жителей Земли.
Леса являются достоянием каждого. (Приложение 3). Лес нуждается в охране.
V. Закрепление знаний. Практическая работа
Работа учащихся с картами атласа, учебником. Продолжить заполнять таблицу «Природные зоны России» в тетради.
Название природной зоны
Географическое положение
Особенности климата
Тип почвы
Растительность
Животные
Деятельность человека
Охраняемые территории
Беседа по вопросам
В чем причина разнообразия лесов России?
Какую роль играет лес в жизни человека?
VI. Домашнее задание. §24, вопросы и задания на с.132. Заполнить таблицу по лесостепной зоне. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии "Леса России"
Конспект урока составлен по методике критического мышления...
Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев.
Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев....
Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ».
Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ»....
Конспект урока Леса России
Конспект урока географии в 8 классе. Включает интересные математические задания о занимаемой площади лесов, вопросы на повторение географических знаний и умений, а также материалы, способставующие усв...
Леса России
В Волоконовском районе Белгородской области ежегодно проходит 21 марта «Всероссийский день знаний о лесе». В течении года учащиеся принимают участие в озеленении территории, проводят...
Классный час "Сохраним леса России"
Привлечение внимания обучающихся к охране, изучению и восстановлению лесных насаждений....
разработка урока Леса России
Урок с использованием интерактивной доски в технологии прблемного обучения....