ИКТ на уроках географии
учебно-методический материал по географии на тему

Ильина Людмила Ивановна

Современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Одним из направлений системы образования является внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения. Главной задачей современной школы становится создание единого информационного образовательного пространства для повышения качества образования обучающихся. И важную роль в этом должен сыграть учитель. В настоящее время перед учителем остро стоит проблема, как повысить интерес школьников к изучаемому предмету, ведь качество знаний учащихся во многом определяется интересом к учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему. Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет сэкономить время, создает возможности для каждого ученика работать в своем темпе, оперативно оценить результаты обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

22.12. 2016

ИКТ на уроках географии

Современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Одним из направлений системы образования является внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения. Главной задачей современной школы становится создание единого информационного образовательного пространства для повышения качества образования обучающихся. И важную роль в этом должен сыграть учитель. В настоящее время перед учителем остро стоит проблема, как повысить интерес школьников к изучаемому предмету, ведь качество знаний учащихся во многом определяется интересом к учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему. Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет сэкономить время, создает возможности для каждого ученика работать в своем темпе, оперативно оценить результаты обучения.

В соответствии с новыми стандартами изучение географии начинается с 5 класса. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно:

  1. усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира,
  2. продемонстрировать ему, что
  • школьные занятия  – это не получение отдельных знаний,  а необходимая подготовка к жизни
  • поиск полезной информации и  ее применения в реальной жизни.

Для создания учебной ситуации я  использую приёмы:

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • раскрыть  житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность».

На какой результат ориентироваться на уроках географии?

Три основные группы результатов: предметные, метапредметные, личностные.

Предметные: Усвоение алгоритма создания тезисного плана. Развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью.  Поиск путей решения проблемы. Работа с текстом.

Метапредметные:

Регулятивные

   Планировать и координировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами, условиями.

Познавательные

  Классифицировать, систематизировать информацию по главным и второстепенным признакам.

Учебно – информационные

    Поиск и отбор информации из разных источников. Работа с текстом.

Коммуникативные

   Умение вести диалог. Находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.

  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

Формирование системы ценностного экологического отношения к окружающему миру. Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.

Н.Н. Баранский говорил, «что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география». 

В процессе преподавания такого предмета, как география, часто возникает необходимость наглядной демонстрации изучаемых явлений, законов. Чтобы сформировать полноценные географические знания, необходимо сочетать теоретические  и практические знания.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий осуществляется по следующим направлениям:

1.Моделирование географических явлений и процессов;

2.Создание мультимедийных презентаций к урокам;

  1. Работа с ресурсами Интернет;

4.Использование готовых обучающих программ;

.1. Моделирование  географических явлений и процессов,

которые практически невозможно показать на уроке, но которые могут быть показаны с помощью компьютера.. К таким темам можно отнести «Вода. Круговорот воды в природе», «Внутреннее строение Земли». на экране компьютера ученики смогли увидеть различные процессы, протекающие в недрах Земли.

просмотр видеофрагмента   (http://www.youtube.com/watch?v=NK57FPWI0Bw)  

2.Создание презентаций Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает обучающимся глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения запоминающимся.

Поэтому использую презентации по тем темам, где требуется значительное усилие при запоминании ряда правил.  Здесь акцент делается на зрительную память ученика, поэтому правила записываются ярким и крупным шрифтом, сформулированы предельно лаконично,  также используются анимационные эффекты. Конечно, уроки состоят не только из презентации, ее демонстрация  занимает 5-10 минут учебного времени, но имеет место быть и словесное объяснение  учебного материала, и работа с картой.

Использую готовые презентации, обязательно проработав, сама создаю. Дети создают. Имеется папка в электронном виде. В которой хранятся презентации детей.

4.Использование ресурсов Интернет

        Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.  Интернет является хранилищем обширной информации о различных странах и народах. Информация, представленная в сети актуальна и интересна с точки зрения перспективы ее использования в учебном процессе – при подготовке к урокам, при проведении уроков, во внеклассной деятельности по предмету. Информация об экономике, хозяйстве, народонаселении, проблемы взаимодействия природы и общества постоянно присутствуют в Интернет, поэтому география может активно использовать информационные ресурсы Интернет и особенно такие ее разделы, как экономическая и социальная география, страноведение.

Электронная почта- рассылаю задания уч-ся выполняют, присылают, задания оцениваются. 

4.Использование готовых обучающих программ

1.для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела;

2.для индивидуального контроля знаний обучающихся;

3.для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам и т.д.

4.для внеклассных занятий, мероприятий

Использование ЦОР

Электронные таблицы Ехсеl помогут учителю использовать на уроке картограммы и картодиаграммы, при объяснении нового материала, организовать в классе практическую работу по анализу статистических данных с построением графиков, картограмм. В этом случае графики, картограммы и картодиаграммы выполняют функции не только средства наглядности, но и источника географических знаний.

Слайды со схемами, диаграммами, таблицами особенно важны при изучении экономической географии, при рассмотрении сущности географических явлений и процессов, их качественных и количественных характеристик.

  • виртуальные экскурсии
  • Инфоуроки -видеоматериал
  • Видеоролики
  • Применение информационных технологий на уроках географии способствует: 
  • повышению познавательного интереса к предмету;
  • содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
  • позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  • формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  • способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Электронный учебник предполагает наличие компьютера у каждого уч-ся, необходимы условия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» А. Дистервег

Слайд 2

На какой результат ориентироваться на уроках географии ? Предметные: Усвоение знаний Поиск путей решения проблемы Работа с текстом

Слайд 3

Метапредметные : Регулятивные Планировать и координировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами, условиями. Познавательные Классифицировать, систематизировать информацию по главным и второстепенным признакам. Учебно – информационные Поиск и отбор информации из разных источников. Работа с текстом. Коммуникативные Умение вести диалог. Находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Слайд 4

Личностные: Формирование системы ценностного экологического отношения к окружающему миру. Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.

Слайд 5

Н.Н. Баранский говорил: « Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география».

Слайд 6

Внедрение информационно-коммуникационных технологий осуществляется по следующим направлениям: 1.Моделирование географических явлений и процессов просмотр видеофрагмента Строение Земли ( http://www.youtube.com/watch?v=NK57FPWI0Bw )

Слайд 7

2.Создание мультимедийных презентаций

Слайд 8

ГЕОГРАФИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ (от греческого слова «физис» - природа).Изучает природу Земли. (от греческих слов «гео» — земля, «графо» — пишу, "землеописание") - наука о Земле. Прочитайте 2-й абзац на стр. 13 в учебнике.

Слайд 9

Что такое тело? Это любой предмет, окружающий нас. Что такое вещество? Вещества – это то, из чего состоят тела. Что такое явление природы? Это любые изменения, происходящие в природе. Назовите тела, вещества, явления природы. Приведите свои примеры.

Слайд 10

3.Использование ресурсов Интернет позволяет реализовать следующие задачи: найти дополнительную учебную информацию с сохранением ее на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями; найти принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение; сделать аналитический обзор, реферат по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа обучающегося.

Слайд 11

4.Использование готовых обучающих программ ( http://school-collection.edu.ru ), http://testedu.ru/test/geografiya/ https://geo-oge.sdamgia.ru https://geo-ege.sdamgia.ru ( http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Geography-6class , http://www.testent.ru/tests/6 , www. examen.ru/add/tests/Geography)

Слайд 12

5.Использование ЦОР: Электронные таблицы Ехсеl Схемы, диаграммы, таблицы Виртуальные экскурсии Инфоуроки –видеоматериал Видеоролики

Слайд 13

Применение информационных технологий на уроках географии способствует: повышению познавательного интереса к предмету; содействует росту успеваемости учащихся по предмету; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...