Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс. Для учащихся с ОВЗ.
рабочая программа по географии (5 класс)
Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс. Для учащихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma.docx | 47.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса с ОВЗ составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), на основе рабочей программы «География. Начальный курс. 5 класс» (авторы И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин), издательство «Дрофа», 2014 г. Адрес в интернете www.drofa.ru.
Курс «География. Начальный курс. 5 класс» - это первый (начальный) курс географии в основной школе. Начальный курс является частью целостного учебного предмета «География». В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Главная цель этого курса - познакомить обучающихся с одним из интереснейших школьных предметов - географией, пробудить интерес к нему, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Основными задачами курса являются -
На предметном уровне:
- пробудить интерес к естественно-научным дисциплинам, в том числе к географии;
- познакомить с особенностями живой и неживой природы;
- познакомить с источником географической информации - картой;
- формировать картографической компетенции учащихся;
- формировать представление о целостности и неоднородности природы Земли.
На метапредметном уровне:
- учить планировать свою деятельность;
- учить работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- создать условия для участия обучающихся в совместной деятельности;
- учить оценивать работу одноклассников.
На личностном уровне:
- формировать ответственное отношение к учебе;
- формировать коммуникативную компетентность;
- формировать основы экологической культуры.
Коррекционная направленность курса связана с реализацией условий:
- индивидуальный подход к учащимся в сочетании использованием коллективных и групповых форм работ;
- формирование речевого поведения;
- работа над речью в связи с формированием географических знаний и умений;
- развитие слухо-зрительного и слухового восприятия речи;
- усиление работы над обобщениями как средство повышения качества усвоения знаний, умений, умственного развития.
Организация работы по предмету
Курс географии в 5 классе рассчитан на 34 часа, по 1 час в неделю. Продолжительность урока 40 минут.
При изучении курса используются элементы следующих педагогических технологий:
- Технология формирования приемов учебной работы (технология развития географических умений посредством формирования приемов учебной работы), изложенная в виде планов описаний и характеристик географических объектов.
- Технология листов опорных сигналов (логических схем, опорных конспектов). Опорные сигналы учат выделять главное и основное, помогают отыскивать и устанавливать логические связи.
- Технология формирования учебной деятельности школьников направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Например, заполнение таблиц, работа с атласами, контурными картами.
- Технология личностно-ориентированного обучения, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие.
- Новые информационные технологии (НИТ) позволяют сделать учебный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала и т.д.
- Технологии проблемного обучения, включающие в себя исследовательские методы в обучении. Данный вид работы выходит за рамки урока, т.к. требует большого объёма действий и событий, которые должны произойти.
- Здоровьесберегающие технологии представлены в виде динамических пауз, правильной осанки, реализации обучающихся в движении, пропаганды охраны и укрепления здоровья.
Специальные методы и приёмы работы
Стимулирование самостоятельной деятельности учащихся, формирование собственной позиции и стремление её отстаивать осуществляется через использование различающихся по источникам знаний (словесных и практических) и по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения и частично-поисковый) методов обучения.
На уроках географии ведётся работа по коррекции произносительной стороны речи детей, которая заключается в систематическом контроле над реализацией каждым учеником его максимальных произносительных возможностей и исправлении допускаемых ошибок с помощью уже известных учащимся навыков самоконтроля. Основным способом восприятия материала глухими детьми остается слухо - зрительный. Кроме того, в материал каждого урока включаются задания, воспринимаемые только на слух. К таким заданиям относятся поручения, организующие урок; знакомые формулировки инструкций; вопросы по пройденному материалу.
Формирование каждого нового понятия всегда связывается с решением тех или иных задач, помогающих уяснить его значение и требующих его применения и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материла с реальной жизнью.
На уроке осуществляется рациональная смена видов деятельности, способствующая разрядке и снижению утомления.
В работе используются демонстрационные материалы: портреты, слайды, фотографии, таблицы, карты мира, карты России, видеофильмы и видеофрагменты, модели, коллекции, приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности).
Формы организации учебного процесса:
- Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
- Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
- Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Структурное содержание предмета
В программу вошли следующие разделы:
1.Что изучает география.
2.Как люди открывали Землю.
3.Земля во Вселенной.
4.Виды изображений поверхности Земли.
5.Природа Земли.
В разделе «Что изучает география» у слабослышащих учащихся формируются представления о мире, в котором мы живем; науках о природе и Земле, о значении наук для человека и общества; об особенностях начального курса.
Изучение раздела «Как люди открывали Землю» о географических открытиях древности и Средневековья, об открытиях русских путешественников способствует развитию пространственного воображения и логического мышления, особенно важного для детей с нарушением слуха. В данном разделе предусмотрена работа над творческо-исследовательским проектом «История географических открытий: Великая Северная экспедиция».
Цель проекта: определить вклад русских путешественников В. Беринга и А.И. Чирикова в исследование Евразии и северо-западных берегов Америки.
Виды деятельности обучающихся во время работы над проектом:
- описание по картам маршрутов Великой Северной экспедиции;
- обозначение на контурной карте маршрутов путешествий;
- поиск информации (в Интернете, других источниках) о В. Беринге и А.И. Чирикове;
- подготовка сообщения (презентации) о путешественниках;
- обсуждение значения исследования Евразии и северо-западных берегов Америки.
Развитие представлений о Земле как части Вселенной, ее месте в нашей Галактике; формирование умения ориентироваться по звездам, обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) происходит в процессе изучения раздела «Земля во Вселенной».
При изучении программного материала раздела «Виды изображений поверхности Земли», особое внимание уделяется практической деятельности, связанной с овладением навыками ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять глобус, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
Первоначальное знакомство с картой, глобусом и планом местности осуществляется на уровне предметно - практического обучения и не предполагает запоминания учащимися расположения на карте различных географических объектов.
«Природа Земли» - раздел курса географии, способствующий формированию у обучающихся устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Программой предусмотрено выполнение четырех обязательных практических работ:
1.Географические открытия древности и Средневековья.
2.Важнейшие географические открытия.
3.Ориентирование по компасу.
4.Составление простейшего плана местности.
Формы контроля в процессе обучения:
- собеседование;
- индивидуальный учебный, фронтальный и уплотнённый опросы;
- самостоятельная работа;
- контрольная работа;
- тестирование;
- проверочные и практические работы;
- работы с атласами и контурными картами;
- использование инструментов и приборов;
- географические диктанты;
- географические игры;
- наблюдение.
Мониторинг качества образования предусматривает использование контрольно-измерительных материалов (КИМ). КИМы распределены по трём видам контроля: входной, тематический, рубежный, итоговый.
Итоговый контроль предполагает проведение в конце учебного года проведение итоговой контрольной работы и устного зачёта за курс «География. Начальный курс. 5 класс».
Уровень развития метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения практических работ. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки).
Содержание программного материала
Основными разделами программы являются:
Разделы, темы
1.Что изучает география
2.Мир живой и неживой природы.
3.Явления природы.
4.Человек на Земле.
5.Науки о природе.
6.География - наука о Земле.
7.Методы географических исследований.
8.Обобщение и контроль знаний по разделу «Что изучает география».
Цель:
Сформировать первичные представления
- о географической науке, изучающей поверхность Земли как среду, в которой возникло и развивается человечество;
- об элементах земной поверхности, географических объектах, явлениях и процессах и алгоритме их изучения и описания.
Требования к подготовке обучающихся:
Называть
- отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, геологией);
- имена древних ученых, внесших вклад в развитие географических знаний.
Приводить примеры
географических объектов.
Определять различия
между природными и антропогенными объектами.
Описывать
воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты.
Объяснять
для чего изучают географию.
1.Как люди открывали Землю
- Плавания финикийцев.
- Великие географы древности.
- Географические открытия Средневековья.
- Практическая работа №1. Географические открытия древности и Средневековья.
- Открытие Америки.
- Первое кругосветное путешествие.
- Открытие Австралии.
- Открытие Антарктиды.
- Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами.
- Хождение за три моря.
- Освоение Сибири.
- Практическая работа №2. Важнейшие географические открытия.
- Обобщение и контроль знаний по разделу «Как люди открывали Землю».
Цель:
Сформировать представления
об изучении природы учеными Древнего мира;
о вкладе ученых древности в познание Земли;
об изменении знаний человека о Земле в Средние века.
Развить знания
об изучении Земли;
об открытии южного морского пути в Индию;
об экспедициях Христофора Колумба и первом кругосветном плавании Фернана Магеллана;
о значении открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий.
Сформировать знания
об открытии и исследованиях Австралии и Океании;
о первооткрывателях Антарктиды и вкладе русского кругосветного плавания в исследование Земли;
об отличиях современных географических исследований от изучения Земли в прошлом;
о современных методах исследования;
о геоинформационных системах и их возможностях.
Требования к подготовке обучающихся:
Называть
имена древних ученых, внесших вклад в развитие географических знаний;
предпосылки наступления эпохи Великих географических открытий.
Объяснять
вклад древних ученых в развитие географии;
значение первого кругосветного путешествия с точки зрения географии;
значение первой русской кругосветной экспедиции с точки зрения географии;
вклад в развитие географии А. Гумбольдта, В. В. До- кучаева, А. И. Воейкова, Л. С. Берга.
Выявлять
сходства и различия карты Эратосфена и современных карт.
Описывать и показывать на карте маршруты
арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло;
экспедиций эпохи Великих географических открытий;
экспедиций Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
Обозначать на контурной карте
маршруты путешествий.
Знать
отличия современных географических методов исследования от изучения Земли в прошлом.
Уметь использовать
геоинформационные системы для получения дополнительной информации о Земле.
Земля во Вселенной
- Как древние люди представляли себе Вселенную.
- Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.
- Соседи Солнца.
- Планеты-гиганты и маленький Плутон.
- Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
- Мир звезд.
- Уникальная планета- Земля
- Современные исследования космоса.
- Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики.
- Первый космонавт Земли- Ю.А.Гагарин.
- Обобщение и контроль знаний по теме «Земля во Вселенной».
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.
Цель:
развить представления о Земле как части Вселенной, ее месте в нашей Галактике;
сформировать умение ориентироваться по звездам;
углубить представление о Солнечной системе;
выявить черты сходства и различия Земли и других планет Солнечной системы;
сформировать первичные представления о земных оболочках и особенностях строения земной поверхности;
показать влияние космоса на все процессы, протекающие на Земле;
сформировать представление о движении Земли вокруг своей оси и его географических следствиях;
закрепить представления о форме Земли;
познакомить с размерами Земли;
выявить влияние формы и размеров планеты на ее жизнь.
Требования к подготовке обучающихся:
Называть и показывать
на звездном небе Большую и Малую Медведицы, Полярную звезду;
планеты Солнечной системы, океаны и материки Земли.
Называть
очевидные проявления воздействия космоса на Землю;
продолжительность земных суток;
продолжительность года, високосного года;
доказательства шарообразности Земли;
размер экватора, полярного и экваториального радиусов;
площадь земной поверхности.
Приводить примеры
галактик, навигационных созвездий Северного полушария;
планет земной группы и планет-гигантов;
известных метеоритных кратеров;
последствий изменения характеристик движения Земли вокруг своей оси;
последствий изменения характеристик движения Земли по орбите вокруг Солнца.
Определять
стороны горизонта по Полярной звезде;
местоположение материков и океанов на мировой карте и глобусе; величину разницы между полярным и экваториальным радиусом.
Описывать
внешний облик галактики Млечный Путь;
уникальные особенности Земли как планеты;
возможные последствия столкновения Земли с крупными космическими телами;
географические следствия вращения Земли вокруг своей оси;
географические следствия движения Земли по орбите вокруг Солнца;
представления древних людей о форме Земли.
Объяснять
как измеряют расстояния во Вселенной;
в чем заключается разнообразие земной поверхности, придающее нашей планете неповторимый облик;
смену дня и ночи;
зависимость между движением Земли вокруг своей оси и планетарными процессами и явлениями;
предположения ученых о возможности существования жизни на других планетах;
наличие високосного года;
зависимость между движением Земли вокруг Солнца и планетарными процессами и явлениями;
влияние размеров и формы Земли на жизнь планеты.
4
Виды изображений поверхности Земли
- Горизонт. Стороны горизонта.
- Ориентирование по Солнцу, звездам, местным признакам.
- Компас.
- Практическая работа № 3. Ориентирование по компасу.
- Изображение земной поверхности в древности.
- План местности.
Практическая работа № 4. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта.
Обобщение и контроль знаний по теме «Виды изображений поверхности Земли».
Цель:
Сформировать знания
о способах ориентирования на местности;
о видах масштаба;
о плане местности, о его преимуществах в изображении земной поверхности;
об условных знаках, используемых при составлении планов;
о способах изображения неровностей земной поверхности на планах и географических картах.
Сформировать умения определять
направления с помощью компаса;
высоту местности с помощью шкалы высот и глубин;
азимут;
направления на планах местности;
ориентироваться на местности и составлять простейший план;
направления с помощью параллелей и меридианов;
координаты точек и точки по их географическим координатам на глобусе и карте полушарий;
с помощью градусной сетки;
расстояния с помощью масштаба.
Сформировать понятия
«азимут», «масштаб», «абсолютная высота», «относительная высота», «горизонталь», «параллель», «меридиан», «градусная сетка», «географические координаты».
Сформировать представления
о глобусе как уменьшенной объемной модели Земли;
о видах плоских изображений Земли;
об особенностях изображения земной поверхности на аэро-, фото- и космических снимках.
Раскрыть черты сходства и различия географических карт и планов.
Познакомить с условными знаками карт, различиями географических карт по масштабу, содержанию, охвату территории, назначению.
Требования к подготовке обучающихся:
Называть
способы ориентирования на местности;
масштаб глобуса и карт;
отличия абсолютной высоты местности от относи тельной;
способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах;
признаки плана;
оборудование для глазомерной съемки;
экватор, параллели, меридианы, географические полюсы;
элементы градусной сетки;
признаки плана и карты.
Показывать
изображение различных видов масштаба на глобусе и картах;
экватор, параллели, меридианы, географические полюсы;
стороны горизонта и расположение объектов относительно друг друга на карте полушария Земли;
признаки плана и карты.
Решать задачи
по переводу одного вида масштаба в другой.
Определять
направления с помощью компаса;
азимуты направлений на предметы;
аэрофотоснимки среди других изображений земной поверхности и географические объекты на них;
расстояния по глобусу и картам с помощью различных видов масштаба;
высоту местности с помощью шкалы высот и глубин;
направления на стороны горизонта и азимуты на объекты при помощи транспортира;
стороны горизонта на местности и плане, величину масштаба, расстояния шагами или с помощью дальномера;
по карте с помощью меридианов и параллелей стороны горизонта и расположение объектов относительно друг друга;
объекты по их географическим координатам и географические координаты объектов по глобусу или карте полушарий.
Описывать
черты глобуса, позволяющие считать его объемной моделью;
достоинства и недостатки аэрофото- снимков как плоского изображения земной поверхности;
использование географических планов и карт в разных областях че- ловеческой деятельности.
Объяснять
почему глобусы бывают разных размеров, почему на глобусах представлены только крупнейшие географические объекты;
как по горизонталям и бергштрихам определяют изменение высоты местности;
отличия плана местности от других способов изображения;
для чего служат градусная сетка и географические координаты;
различия между планом и картой;
что такое легенда плана и карты, ее предназначение.
Приводить примеры
географических объектов, легко распознаваемых на аэрофотоснимках;
географических карт разного содержания и масштаба.
Читать
план местности при помощи условных знаков.
Составлять
простейший план местности.
Природа Земли
- Как возникла Земля.
- Внутреннее строение Земли.
- Горные породы и минералы.
- Движение земной коры.
- Землетрясения.
- Вулканы.
- Путешествие по Евразии.
- Путешествие по Африке.
- Путешествие по Северной Америке.
- Путешествие по Южной Америке.
- Путешествие по Австралии.
- Путешествие по Антарктиде.
- Путешествие по островам.
- Вода на Земле. Состав гидросферы.
- Мировой океан.
- Воды суши.
- Вода в атмосфере.
- Воздушная одежда Земли.
- Погода. Климат.
- Живая оболочка Земли.
- Почва, ее состав и свойства.
- Образование почвы.
- Значение почвы.
- Человек и природа.
Обобщение и контроль знаний по теме «Природа Земли».
Итоговая контрольная работа.
Обобщающий урок по курсу «География. Начальный курс. 5 класс».
Цель:
Сформировать первичные представления
о внутреннем строении Земли, оболочках, слагающих ее недра, происхождении минералов, горных пород.
Сформировать общие представления
об особенностях строения дна океанов, его основных частях.
Сформировать представления
о типах горных пород, особенностях их формирования, состава и преобразования;
о причинах разнообразия форм рельефа;
о видах движений земной коры, их причинах и последствиях;
о землетрясениях, причинах их возникновения, распространении, методах изучения;
о вулканизме и вулканах, строении вулкана, основных районах вулканизма;
о внешних силах, воздействующих на рельеф, механизмах этого воздействия;
о видах выветривания;
о видах гор и равнин, их изменениях во времени;
о взаимном влиянии земной коры и человека: опасных природных явлениях в земной коре, ее роли в жизни и хозяйственной деятельности людей;
о различиях строения земной коры на материках и под океанами, делении литосферы на литосферные плиты.
Сформировать умения
определять и описывать распространенные горные породы разного происхождения;
устанавливать связи между происхождением горных пород и их свойствами.
Сформировать понятия
«земная кора», «литосфера», «рельеф», «формы рельефа», «выветривание», «горы», «равнины».
Требования к подготовке обучающихся:
Называть
внутренние оболочки Земли;
виды движения земной коры, выделяемые в зависимости от их направления;
внешние силы, изменяющие рельеф, формы рельефа, образуемые деятельностью текучих вод, ледников, ветра, человека.
Называть и показывать
горные породы;
на карте современные литосферные плиты;
на картах и планах положительные и отрицательные формы рельефа;
крупнейшие пояса землетрясений Земли и высочайшие вулканы мира и России;
на картах равнины, горы и их вершины (в соответствии с перечнем географической номенклатуры);
на картах основные формы рельефа дна океанов;
на карте месторождения полезных ископаемых.
Определять
некоторые распространенные минералы по их признакам;
распространенные горные породы;
крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа;
высоту гор и глубину впадин по времени и скорости их поднятия и опускания;
по картам абсолютную высоту равнин, гор, вершин;
глубины отдельных частей океанов.
Приводить примеры
минералов, слагающих горные породы;
горных пород разного происхождения;
типов взаимодействия литосферных плит друг с другом;
по картам границы столкновения и раздвижения литосферных плит, области распространения континентальной и океанической земной коры;
изменений рельефа под воздействием движений в земной коре;
воздействия землетрясений разной силы на людей и строения, действующих и потухших вулканов;
воздействия на горные породы физического, химического и биологического выветривания; крупнейших равнин и гор мира и России;
срединно-океанических хребтов;
воздействия земной коры на человека и человека на земную кору.
Описывать
внутреннее строение Земли;
различия между породами разного происхождения;
строение континентальной и океанической земной коры;
воздействие на рельеф внутренних и внешних сил;
изменения в залегании горных пород под действием движений земной коры;
процесс возникновения землетрясения и извержения вулканов;
воздействие внешних сил на рельеф;
различия равнин (гор) по высоте и внешнему облику;
особенности рельефа трех основных частей океанического дна;
нарушения, возникающие в земной коре под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Объяснять
чем вещество ядра отличается от вещества мантии и земной коры,
взаимосвязь между условиями образования горной породы и ее свойствами;
в каком соотношении находятся земная кора и литосфера;
почему горные породы земной коры имеют разные свойства;
зависимость рельефа от движений земной коры;
закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма;
зависимость между природными условиями и разной активностью физического, химического и биологического выветривания, роль внешних сил в преобразовании поверхности суши;
изменение гор во времени и их превращение в равнины;
образование срединно-океанических хребтов, глубоководных желобов;
причины преимущественного расселения людей на равнинах и ограниченного - в горах;
причины разнообразия рельефа.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 5 класса
Результаты освоения предметного содержания курса «География. Начальный курс. 5 класс» предполагают реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Личностные результаты обучения:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству).
Осознание этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам, ценностям народов России.
Готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (знание основных норм морали, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.
Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу).
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.
Участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей (включенность в непосредственное гражданское участие, ценностей социального творчества, самореализации в группе, ценности «другого» как равноправного партнера, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил поведения на транспорте и на дорогах.
Эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; уважение к истории культуры своего Отечества.
Наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к занятиям сельскохозяйственным трудом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения курса включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Обучающиеся овладеют чтением как средством продолжения образования.
Обучающиеся приобретут навыки работы с текстами, преобразовывать содержащуюся в них информацию.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей
Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Умение применять знаки и символы для решения учебных задач.
Формирование смыслового чтения.
Формирование и развитие экологического мышления.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Умение использовать речевые средства для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью.
Формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
Предметные результаты обучения
Выпускник научится:
выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, фотоизображения), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, текстовые, фотоизображения): находить и извлекать необходимую информацию; определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных задач;
проводить с помощью приборов измерения температуры, направления ветра;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера;
уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
описывать погоду своей местности;
давать характеристику рельефа Камчатского края;
уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления;
работать с записками, дневниками путешественников как источниками географической информации;
подготавливать сообщения о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
показывать на карте области распространения многолетней мерзлоты.
Список литературы по реализации программы для учителя:
Баринова И. И. Начальный курс географии. 5 кл.: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт / И. И. Баринова, Т. А. Карташева, В. Г. Суслов. - М.: Дрофа, 2012.
Баринова И. И., Плешаков А. А., Сонин Н. И. География. Начальный курс. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2016.
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н. Е. Щурковой. - М., 1998.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. - М.: Дрофа, 2011.
Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С. В. Курчина. - М.: Дрофа, 2012.
Сиротин В. И. Изучение географии в 5-6 кл. в условиях перехода на новый стандарт // География и экология в школе XXI века. - 2012. - № 5.
Сонин Н. И., Курчина С. В. География. Начальный курс. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс». - М.: Дрофа, 2013.
для учеников:
Баринова И. И. Начальный курс географии. 5 кл.: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт / И. И. Баринова, Т. А. Карташева, В. Г. Суслов. - М.: Дрофа, 2012.
Баринова И. И., Плешаков А. А., Сонин Н. И. География. Начальный курс. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2016.
Сонин Н. И., Курчина С. В. География. Начальный курс. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс». - М.: Дрофа, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся с ОВЗ. 6-9 класс.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия че...
Адаптированная рабочая программа по географии (8 класс)
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...
Адаптированная рабочая программа по географии (7 класс)
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...
Адаптированная рабочая программа по географии (9 класс)
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интелллектуальной недостаточностью)....
Адаптированная рабочая программа по географии (6 класс)
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 6 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)....
Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Адаптированная рабоча...