Обобщающий урок по теме "Политическая карта мира".
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
Урок обобщающего повторения для урока географии в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshcheniya_znaniy_po_teme.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
- Обобщающий урок по теме: "Политическая карта мира"
Цели урока: Обобщение и закрепление полученных знаний по теме.
Тип урока: обобщение и контроль знаний путем фронтального опроса (опрос-ответ).
Задачи урока: Образовательные: Способствовать обобщению знаний и умений, сформированных в процессе изучения раздела; способствовать развитию умения анализировать, обобщать и делать выводы, анализировать результаты своей деятельности; Развивающие : развивать географическое и логическое мышление; Воспитательные: расширять кругозор, воспитывать интерес к предмету.
Методы: индивидуальная работа (вопрос-ответ).
Оборудование: карта: «Физическая карта Мира».
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие учащихся, настрой на работу и объяснение хода работы.
- Обобщение знаний
Мы с вами закончили изучение темы «Политическая карта мира». Сегодня урок – обобщения полученных вами знаний. Работать мы будем не совсем обычно. Обобщение пройдет в форме фронтального опроса. Учитель задает вопросы учащимся по порядку с небольшими пояснениями. Если ученик отвечает на поставленный вопрос, он получает разного цвета карточки:
Отлично – красного цвета;
Хорошо – зеленого цвета;
Удовлетворительно – коричневого цвета;
Если ученик не отвечает на поставленный вопрос, то он получает карточку синего цвета и ход переходит следующему учащемуся.
Если ответ на вопрос расширенный – можно адресовать его двум ученикам.
В конце опроса подсчитываются баллы, и выставляется отметка по среднему баллу.
Если дети готовы, настроены на работу, то учитель начинает зачитывать вопросы по теме:
- Мы говорили, что формирование политической карты мира представляет собой длительный процесс, в котором выделяется несколько этапов. Назовите эти этапы с краткой их характеристикой.
- Изменения на политической карте мира носят различный характер. Какие это изменения и в чем их различия?
- Что такое территория государства?
- Что называется государственной границей государства?
- Каждое государства имеет несколько видов границ. Сколько и какие?
- Какие формы правления государств являются главными, сколько их?
- Монархия, как форма правления государством.
- В чем особенность такого вида правления, как республика?
- Назовите и покажите на карте государства с монархической формой правления.
- Назовите и покажите на карте государства с республиканской формой правления.
- Формы государственного устройства имеют непосредственное отношение к географии. Различают два главных типа государственного устройства. Какие?
- На современной политической карте мира представлено более 200 стран и территорий: одни - большие, другие – крошечные, одно и многонациональные, одаренные и бедные на природные богатства. Все это привело к необходимости типологии стран. Что является главным критерием типологии?
- Как группируются страны в зависимости от географического положения?
- Как подразделяются страны по социально – экономическому развитию?
- Что изучает политическая география?
- Что называют политико-географическим положением страны?
- Чем является геополитика и что изучает?
- Как выглядит Россия в «зеркале» геополитики?
- Охарактеризуйте географическое положение России.
- Что же за государство такое – Россия на современной политической карте мира?
ОТВЕТЫ на поставленные вопросы.
1.
Этапов всего – 5.
Древний этап ( до 5 в. н.э.) – возникновение и крушение первых государств (Дрений Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Корфаген).
Средневековый этап (5- начало 16в.в.) – Возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии (Франкская империя, Византийская империя, Киевская Русь, Московское государство, Священная Римская империя, Португалия, Испания, Англия).
Новый период (от 16 до 20 в.в.) – Формирование капиталистических стран и европейских колоний (Англия, Франция, Пруссия, Россия, США).
Новейший период (1-ая половина 20 в.) – Формирование социалистических стран, распад колониальных империй (Российская империя. Австро – Венгрия, Османская империя).
Современный период (20-21в.в.) – Образование независимых государств в Европе и Азии, окончание холодной войны между Востоком и Западом (Распад СССР, революция в Восточной Европе, образование единой Германии, Чехия, Словакия. Хорватия).
Можно также выделить шестой этап, наше время – Например – присоединение Крыма к России.
2.
Это количественные и качественные изменения. Количественные связаны с территориальными приобретениями или потерями и изменениями территорий государств (период новых открытий земель, потери или приобретения в результате войн, объединение или распад государств, уступки или обмен участками суши, отвоевание суши у моря).
Качественные - не ведут к изменению территории и включают в себя: смену общественной формы правления, приобретение суверенитета, введение новых форм государственного устройства, образование межгосударственных союзов, появление и исчезновение горячих точек.
3.
Территория государства – это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны.
4.
Государственной границей называются линии, определяющие пределы государственных территорий.
5.
Каждое государство имеет три вида границ – сухопутные, водные и воздушные.
6.
Главными являются две формы правления государств – монархическая и республиканская.
7.
Монархия – форма государственного правления, при которой передаваемая по наследству власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха.
8.
В отличии от монархии, республика – это такая форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.
9.
Государства с монархической формой правления:
Абсолютные монархии (монарх обладает неограниченной властью) – Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Оман.
Конституционные монархии (власть монарха ограничена конституцией) – Иордания, Кувейт, Марокко.
Парламентская монархия (власть монарха ограничена действиями парламента) – Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония, Нидерланды.
10.
Государства с такой формой правления подразделяются на:
Президентские республики (президент является главой государства и исполнительной власти) – США, Республика Беларусь, Россия, Мексика, Боливия, Венесуэла.
Парламентские республики (парламент является ведущим органом власти, формирует и контролирует правительство, избирает президента) -Индия, Италия, Израиль, Исландия, Швейцария, Германия.
Смешанная республика (глава государства обладает реальной властью, назначает правительство) – Польша, Болгария, Франция, Финляндия.
11.
Два главных типа государственного устройства – это Унитарное и Федеративное.
Унитарное – страна не имеет в своем составе автономий и располагает одной конституцией, одним правительством, единой судебной властью (Дания, Италия, Польша, Финляндия, Франция,Япония).
При федеративном устройстве – отдельные территориальные единицы, составляющие государство, обладают определенной юридической и политической самостоятельностью (Бельгия, Бразилия, Германия, Индия, Ирак, Мексика, Непал, Пакистан, США, Швейцария.)
12.
Главным критерием типологии стран является социально – экономическое развитие.
13.
Типы стран в зависимости от географического положения: Приморские, полуостровные, островные страны и страны-архипелаги.
14.
По социально – экономическому развитию все страны мира подразделяются на:
Наиболее развитые – США, Великобритания. Германия, Швейцария, Япония, Люксенбург.
Страны с переходной экономикой – Чехия, Венгрия, Словакия, Румыния. Болгария.
Государства рыночной экономики со средними либо высокими показателями социально - экономического развития – Корея, Сингапур, Малайзия.
Крупные по численности населения, вчерашние типично развивающиеся страны – Китай, Индия, Индонезия.
Развивающиеся страны мира с низким уровнем общеэкономического развития и низким размером ВВП на душу населения – страны Тропической Африки, Океании, Афганистан, Сомали, Чад, Бангладеш, Йемен.
15.
Политическая география – это наука, изучающая организацию политической жизни общества, сочетание политических сил и формирование политической карты мира.
16.
Политико-географическое положение страны – это положение страны по отношению к другим государствам и очагам политических конфликтов.
17.
Геополитика – это направление политической географии, изучающее внешнюю политику государства и международные отношения.
18
Роль России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е.размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Одной из важных составляющих является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. После распада СССР территория значительно уменьшилась, изменились границы и соседи. При СССР из 77 Российских административно-территориальных единиц, только 13 были приграничными, при нынешнем положении более половины. Изменилось и число стран-соседей, было 8, сейчас 16. Ни у одной страны мира нет столько соседей. Т.е. геополитическое положение России в результате распада СССР ухудшилось. Россия оттеснена от широкого выхода к Балтийскому и Черному морям. Утрачены порты. Южная граница стала зоной постоянной напряженности. С запада сильно приблизились границы НАТО.
19
Россия - крупнейшая по территории страна мира, занимающая северо – восточную часть Евразии, имеет противоречивое географическое положение. Располагаясь на огромной территории, Россия в то же время большую часть ее не может использовать для жизни людей ( из – за холодного климата, неблагоприятных условий). Население страны сосредоточено на западе и юге. В то же время большая территория – это наше национальное богатство, это огромные природные ресурсы. Пока еще не открытые месторождения и в целом – стратегический резерв развития страны. Таким образом, географическое положение Российской Федерации имеет свои преимущества и недостатки, что сказывается на её экономике, человеческих ресурсах и авторитете в мировом сообществе.
20.
Имея самую обширную территорию, невероятную ресурсную базу и полтора десятка соседей, Россия остаётся одним из ключевых игроков на международной политической арене. Процесс становления внешней политики России происходит на фоне глобальных перемен в мировом сообществе. Её место на современной политической карте мире может быть определено путём полноценного анализа различных геополитических и экономико-географических аспектов. За последние два десятилетия были предприняты многие действия для укрепления суверенитета и приобретения статуса региональной державы, что позволило преодолеть большую часть проблем. На нынешнем этапе Россия нуждается в долговременной внутриэкономической стратегии, от которой в свою очередь зависит роль страны в мировой экономике. Специфические особенности сложившейся в России ситуации таковы, что переходу к устойчивому развитию должен предшествовать особый период, который охватывает выход из нынешнего кризиса и преодоление ряда негативных явлений и процессов.
Стабильность и благополучие России, занимающей одну восьмую часть суши, - немалый вклад в стабильность на всей планете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Загадочный Восток" - повторительно-обобщающий урок по истории Древнего Мира
Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток". Материал содержит конспект урока и презентацию. Может использоваться на уроках истории Древнего Мира в 5 классе после изучения раздела "Древний ...
Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.
Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...
Интегрированный урок "ФРГ на карте мира"
Цель данного урока систематизация и обощение географических знаний и расширение лингвострановедческих знаний по немецкому языку. ...
Интегрированный урок "Россия на карте мира"
Цель данного урока систематизация и обобщение географических знаний, расширение лингвострановедческих знаний учащихся по теме «Россия на карте мира»...
Интегрированный урок"Россия на карте мира"
Цель данного урока систематизация и обобщение географических знаний, расширение лингвострановедческих знаний учащихся по теме «Россия на карте мира»...
разработка повторительно-обобщающего урока по истории древнего мира в 5 классе "Древний Египет"
Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира в 5 классе...
Обобщающий урок по биологии "В мире моллюсков"
Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость животных, убеждаясь в не...