экологизация уроков географии
проект по географии (8 класс) на тему

В данном материале представлена проектная работа по усилению экологизации уроков географии в школе, что позволит повысить экологическую культуру учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kremza_i.m.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар  средняя общеобразовательная школа № 6

имени Героя Советского Союза Маргелова Василия Филипповича



«Формирование экологической культуры учащихся
через уроки географии»

Автор: Кремза И.М.,

учитель географии,

заместитель директора

МБОУ СОШ №6 по УМР

Краснодар, 2017


Содержание:


I. Информация об опыте_______________________________________ 3


II. Технология описания опыта_________________________________ 7


III. Результативность опыта____________________________________ 13


IV. Библиографический список _________________________________ 14


 I. Информация об опыте.
Выбор темы обусловлен тем, что географическая наука создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Обучающиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка. По образному выражению Н.Н. Баранского, они могут «увидеть мир в капле воды». Принцип причинно-следственных связей дает возможность строить преподавание географии согласно дидактического правила «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе, населении и хозяйстве родного края, страны, мира легче сформировать правильные представления о многих предметах, явлениях и закономерностях географической оболочки Земли.
1. Условия возникновения, становления опыта
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Принимаются законы, подзаконные акты, положения, формируются проблемные советы, центры, лаборатории и пр. Создается впечатление, что экологическое образование в нашей стране является действительно приоритетным, как об этом сказано в ряде документов.
Об экологии вроде бы имеют представление все. Однако на самом деле экологически грамотных людей не так много. Большинство людей на вопрос, что такое экология, отвечают, что это охрана природы, сохранение биоразнообразия, формирование навыков здорового образа жизни, поддержание чистоты на планете.
Подобные ответы свидетельствуют о крайне низком понимании сущности экологии как современной развивающейся науки, о критически низком уровне экологической культуры населения. Поэтому, первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения. А целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
Меня, как педагога, заинтересовала проблема отношения молодого поколения к окружающему их миру, основными показателями которого является сформированность всех компонентов воспитанности,  их единство, целостность личностной характеристики, постоянное стремление к практической деятельности, устойчивая психологическая установка на общение и взаимодействие, наличие определенных коммуникативных навыков.
Для изучения исходного состояния сформированности у учащихся отношения к окружающему миру была использована методика кандидата педагогических наук, доцента Нечаева Михаила Петровича «Отношение к окружающему миру». Методика была использована в параллели 8 классов.
Результаты диагностики показали, что независимо от имеющихся у них знаний в области экологии, получено следующее распределение:

  1. достаточный уровень: 60 %
  2. средний – 30 %
  3. низкий – 10 %
  4. неудовлетворительный уровень – показателей нет.

В ходе анализа результатов исходного состояния сформированности у учащихся отношения к окружающему миру определилась необходимость активизации формирования у них экологической культуры.
2. Актуальность опыта
Человечеству суждено либо кардинально
изменить свой курс, либо погибнуть
вместе с планетой, давшей ему жизнь…
А.Кинг

Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развивать и изменять себя. Экологический кризис является, по сути, кризисом культуры.
С.Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребенка:

  • интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий;
  • эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту.
    Важно при этом, что красота рассматривается с экологической позиции: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

Такое отношение вполне может быть сформировано у учащихся, если систематически, на протяжении нескольких лет их знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь с окружающей средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляют возможность наблюдать за их ростом и развитием в благоприятных условиях.
Географическая наука создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Формирование экологической грамотности необходимо для воспитания бережного природопользователя несметных богатств Земли, её рачительного хозяина, а не бездумного потребителя, варварски уничтожающего уникальные творения природы.
Систематическое осуществление принципа причинно-следственных связей помогает целенаправленно формировать диалектико-материалистическое мировоззрение обучающихся, способствует развитию навыков научно-исследовательской работы. Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. Отсюда возникает потребность найти способы и пути решения проблем, поставленных временем.
Поиск решений собственно экологических проблем нашего региона позволяет выявить ряд противоречий, существующих в данной области знания:

  • между негативными антропогенными изменениями окружающей среды и необходимостью формирования культуры природопользования;
  • между недостаточным уровнем экологической грамотности отдельных обучающихся второй и третьей ступени и требованиями к её повышению образовательной программой по географии;
  • между традиционным репродуктивным обучением и необходимостью проблемно-исследовательского подхода к изучению географии как науки о причинно-следственных связях.

Анализ выявленных противоречий позволил определить проблему опыта: формирование экологической культуры учащихся на основе совершенствования аналитической деятельности и проблемно-ориентированного подхода к изучению окружающей среды через уроки географии. Эта проблема согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствовании экологической грамотности обучающихся второй и третьей ступени на основе системного социально - ориентированного подхода к организации процесса преподавания географии.

  1. Длительность работы над опытом

Работа по формированию экологической культуры учащихся на основе совершенствования аналитической деятельности и проблемно-ориентированного подхода к изучению окружающей среды через уроки географии была разделена на несколько этапов:
I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь – декабрь 2015 года
II этап – основной (формирующий) – январь 2015 года – сентябрь 2017 года
III этап – заключительный (контрольный) – октябрь – ноябрь 2017 года.
Начальный период предполагал анализ состояния проблемы исследования в научной и методической литературе; определены цель, объект, предмет и задачи исследования, сформулирована ведущая педагогическая идея исследования; уточнены теоретические основы разработки методической системы изучения материала; определена методика проведения исследования.
II этап – основной (формирующий). Была сконструирована и апробируется методическая система изучения краеведческого материала, направленная на развитие духовно-нравственного потенциала учащихся, формирование экологической грамотности; проводится работа по диагностике их развития.
III этап – заключительный (контрольный). Будут сформулированы основные выводы, систематизированы и оформлены результаты исследований в виде проектов по проблемам природопользования, народонаселения и экологии региона.

  1. Теоретическая база опыта

В достижении своей цели я опираюсь на положения, разработанные педагогами и психологами-антропологами (В.И.Слободчиковым, Д.Ушинским и др.), учеными-экологами (В.И.Вернадским, Н.Н.Моисеевым), методистами предметов естественнонаучного цикла (В.Н.Холиной, И.И.Бариновым, Ю.Н.Гладким и др.). Вопросы формирования экологической культуры школьника раскрываются в педагогических работах О.В.Пятунина, по мнению которого одна из главных целей профильного образования - формирование научного мировоззрения, компонентами которого являются нормы и принципы экологической культуры.
В современной концепции воспитания экологической культуры (Б.Т. Лихачёв, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев) основополагающее значение имеет технологический аспект, в основе которого лежат современные образовательные технологии (игровые, тренинговые, компьютерные и т.д.). Основой методов и форм воспитания экологической культуры являются: воспитывающие ситуации (выбора, проблемные, игровые, трудовые), экологические знания, построенные на предыдущем опыте.
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе. Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей, с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить общечеловеческие ценности, ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.    
Новизна опыта заключается в формировании у обучающихся готовности действовать и жить в мало предсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социально-экономических условиях. В качестве объекта общего экологического образования на первый план выходит не научные основы экологии, а экологические проблемы природного и социально-экономического характера (социально проблемные экологические ситуации). Содержание обучения должно соответствовать содержанию экологической безопасной деятельности, ориентированной на практическое решение указанных проблем. Применение опыта возможно при проведении интегрированных уроков географии и биологии, экологии, ОБЖ и других; воспитательных мероприятий экологической направленности, мастер-классов для учителей и родителей школы и города.

  1. Технология описания опыта


Цель: формирование экологической культуры как потребности в экологическом образовании и воспитании учащихся.
Задачи:

  • применение научно-методического обеспечения для решения вопросов повышения экологической культуры обучающихся;
  • развитие социально значимых качеств личности школьника: коммуникативных, познавательных, исследовательских;
  • осуществление развития ребенка в процессе его активного взаимодействия с окружающим миром.

Предполагаемый результат. Выпускник школы – личность, имеющая представление целостной картины мира и места человека в нём, с высоким духовно-нравственным потенциалом, обладающая комплексным, системным и социально-ориентированным представлением о Земле как о планете людей, владеющая практическими умениями по охране, рациональному использованию, восстановлению и улучшению окружающей среды; овладевшая нормами и правилами поведения в природе.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании различных форм, методов, приёмов организации образовательного процесса.  
Первое, с чего началось исследование - это изучение содержания географического образования в современной школе, изложенного в Концепции модернизации российского образования. Было выяснено, что в данном документе ослаблена воспитательная составляющая географического образования. Поэтому важно найти основу для духовно-нравственного воспитания личности каждого ученика. Таким материалом оказался богатый краеведческий материал, который я проанализировала в двух аспектах: с позиции малой Родины (город Краснодар и Краснодарский край) и большой Родины (Наш дом – Земля).
Антропогенное загрязнение окружающей среды оказывает выраженное воздействие на формирование популяционного здоровья населения, особенно в связи с изменением социально-экономических условий. Поэтому проблема неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья с каждым годом приобретает все большую актуальность. По меткому выражению Жака Ива Кусто, «раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу». В 21 веке первая часть высказывания знаменитого ученого и путешественника вновь становится актуальной, так как теперь человечеству грозят не только природные стихийные бедствия, но и  экологические катастрофы.
Проведена коррекция тематического планирования уроков географии с учетом более детального изучения тем по экологии, природопользования и ресурсосбережения. В итоге получилось, что практически на каждом уроке обращается внимание школьников либо на проблемы малой Родины, либо – большой, при этом показывая их взаимосвязь: малая Родина является частичкой большой Родины – России, а та в свою очередь – частью земного шара или мирового сообщества.
А как известно, для ребенка первична все-таки малая Родина, поскольку она позволяет ему в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов, то при выборе материала учитель делает акцент на тот, который вскрывает конкретную причину в цепочке причинно-следственных связей.
Кардинально изменившиеся цели и содержание географического образования требуют соответствующих изменений в организации учебно-воспитательного процесса. Профессиональная потребность в выборе таких приемов и форм работы ученика, которые обеспечат каждому индивидуальный путь к успеху, привела к разработке модели обучения географии.
Модель изучения курса географии.

В основе модели лежит проблемно-ориентированный подход к изучению окружающей среды, который позволяет наиболее полно рассмотреть проблему взаимоотношений окружающей среды, общества и человека.
Направления работы:

  • усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой природы;
  • работа по развитию навыков исследовательской деятельности, обеспечивающая обогащение запаса знаний причинно-следственных связей обучающихся;
  • формирование навыков обобщения и моделирования последствий вмешательства человека в природу, раскрывающих законы связи причины и следствия;
  • изучение наиболее ярких примеров изменения человеком окружающей среды.

Главной особенностью разработанной модели является разнообразная деятельность школьников. Ее основные виды: усвоение четко заданного образца («технологически» построенная репродукция); игровая деятельность; проектная и учебно-поисковая деятельность (поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта) в ее основных разновидностях; систематический познавательный поиск по типу научного исследования; дискуссионная (диалоговая, коммуникативная) деятельность.
Данные виды деятельности различны на разных этапах изучения курса географии.
I - курс начальной географии, 5-6 классы - формирование культуры природопользования, усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой природы, формирование у школьников основных представлений о Земле как о единстве целого состоящего из отдельных частей – оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Основной вид деятельности – усвоение четко заданного образца («технологически» построенная репродукция).
II – география природы, 7-8 классы - формирование системы предметных знаний, навыков исследовательской деятельности по выявлению причинно-следственных связей. Развитие умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, (сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы). Преобладающий вид деятельности - систематический познавательный поиск по типу научного исследования.
III - природопользование и геоэкология – 9, 10, 11 классы. На данном этапе старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций. Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу.
Ведущая педагогическая идея - совершенствование экологической грамотности обучающихся второго и третьего  уровня образования на основе системного социально - ориентированного подхода к организации процесса преподавания географии.
I этап  - курс  начальной географии, 5-6 классы.
На данном этапе основным направлением работы по формированию культуры природопользования является усвоение определенных  норм и правил общения с объектами живой природы. У школьников формируются основные представления о Земле как о единстве целого («Земля - планета людей»), состоящего из отдельных частей – оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). На этом же этапе у них развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
В результате такой работы обучающиеся:
- имеют представления о географической науке как науке о Земле и обществе;
- узнают и понимают основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- умеют выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- приводят примеры влияния природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека, изменения природы в результате воздействия на неё человека;
- узнают особенности природы своей местности;
- применяют в повседневной жизни правила поведения в природе.
На первом этапе предпочтение отдаётся такому виду познания,  как формирование общегеографических знаний. Основной вид деятельности обучающихся на данном этапе – это усвоение четко заданного образца ("технологически"  построенная репродукция). По завершении работы на данном этапе предполагается переход к следующему виду деятельности - учебно-поисковому. Основные формы работы: урок, экскурсия, практические работы. Через все уроки географии в 5 и 6 классах красной нитью проходит экологическое образование и воспитание учащихся. При изучении темы «Горные породы» рассматриваются вопросы о стихийно разработанных местах добычи песка и глины. Делая небольшое, на первый взгляд, безобидное углубление в земной коре люди не задумываются, что здесь через несколько лет будет овраг. Дети должны знать, что на пахотных склонах талые снеговые и дождевые воды не задерживаются. Их деятельность вызывает размыв почв и образование эрозионного рельефа.
При изучении темы «Внутренние воды» во многом поможет река, протекающая по населенному пункту или рядом с ним. Вода реки доходит до Азовского моря, а затем до  Атлантики, совершив длинное путешествие. На вопрос: «Какую воду получает море?», дети ясно представляют проблему экологического характера с «малыми реками».
II этап – география природы 7-8 классы. На данном этапе формируется у учащихся система предметных знаний, развиваются навыки исследовательской деятельности, формируются умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, сравниваются и обобщаются, прогнозируются последствия, делаются выводы. Основными формами работы на данном этапе являются урок, исследовательская работа, внеклассная работа по предмету. Преобладающий вид деятельности обучающихся - систематический познавательный поиск по типу научного исследования. Так, изучая в 7 классе тему «Типы климата», ученики знакомятся с антропогенным влиянием на глобальные и региональные климатические процессы. Перед тем как начать беседу с учащимися о мерах, предупреждающих изменения климата, можно поставить следующие вопросы: Как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной деятельности человека? Какое влияние оказывает загрязненный воздух на различные компоненты природы? К чему приводит исчезновение растительности с поверхности Земли? Чем объясняется, что загрязнение воздуха сказывается на территории, на тысячи километров удаленной от источника загрязнений? Какой из этого следует вывод? На уроках в 8 классе при изучении темы «Климат» немало внимания уделяется практической направленности экологического образования. Проводятся мини-исследования: «Определение запылённости воздуха вокруг школы в разных местах», «Подсчёт количества машин, проходящих за день около школы».
III этап - природопользование и геоэкология –9, 10, 11 классы. Предполагается, что на данном этапе старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций. Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу. Изучаются наиболее яркие примеры изменения человеком окружающей среды,  особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов. Рассматриваются природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Прогнозируются меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. На уроках рассматриваем проблемы влияния отраслей хозяйства на окружающую природную среду, это – энергетика, сельское хозяйство, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность и т.д.   На третьем этапе основной задачей является не только формирование системы географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, но и вооружение учеников способами применения полученного багажа знаний в повседневной жизни для сохранения и улучшения качества окружающей среды  

Преподавание предмета немыслимо без проведения практических работ.

Они позволяют:

  • проиллюстрировать изученный материал конкретными хорошо запоминающимися примерами;
  • осуществить индивидуальное, личностно- ориентированное обучение, поскольку учащиеся работают по одному или в малых группах, и учитель может общаться с каждым персонально;
  • реализовывать самостоятельное обучение: ребенок ищет ответ на поставленный вопрос, работает с литературой сам, собирая необходимые сведения;
  • освоить методы исследовательской деятельности при постановке учебных экспериментов, сборе информации и обработке результатов;
  • показать красоту природы, создать «точку удивления» и сформировать эстетическое отношение к природе.

Таким образом, на уроках географии необходимо целенаправленно, планомерно, последовательно осуществлять экологическое образование и воспитание. «Урок - «клеточка» педагогического процесса. И от того, каким он будет, зависит будущее ребенка; его знания и умения, любовь и бережное отношение к матери, Родине, природе.
 III. Результативность
В результате применения разнообразных методов, способов и форм работы для повышения экологической культуры обучающихся происходит усвоение ими определенных норм и правил общения с объектами живой природы; развиваются навыки исследовательской деятельности, обеспечивающие обогащение запаса знаний причинно-следственных связей; формируются навыки обобщения и моделирования последствий вмешательства человека в природу, раскрывающие законы связи причины и следствия.
При повторном применении методики М.П. Нечаева - сформированности у учащихся отношения к окружающему миру результаты диагностики показали:

  1. достаточный уровень: 95 %
  2. средний – 5 %
  3. низкий – показателей нет
  4. неудовлетворительный уровень – показателей нет.

Анализ результатов показывает, что у учащихся формируется экологическое мировоззрение, основанное на общечеловеческих ценностях, то есть экологическая культура, что и является результатом педагогической деятельности по формированию экологических знаний, общечеловеческих ценностных ориентаций и экологического поведения учащихся.

По завершении работы будет достигнут некогда предполагаемый результат, что выпускник школы – это личность, имеющая представление целостной картины мира и места человека в нём, с высоким духовно-нравственным потенциалом, обладающая комплексным, системным и социально-ориентированным представлением о Земле как о планете людей, владеющая практическими умениями по охране, рациональному использованию, восстановлению и улучшению окружающей среды; овладевшая нормами и правилами поведения в природе.

Библиографический список

  1. Нечаев М.П. – М.: УЦ «Перспектива», 2008, 63 с.
  2. Степанчук Н.А.  Модели экологического образования (Программы, рекомендации, уроки) // Волгоград, изд. «Учитель», 2011, 3 с.
  3. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг // «Агар», 2000
  4. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1990.
  5. Лихачёв Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. 1995. № 1.
  6. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. М., 1989.
  7. Маркова А.К. Психологическая культура учителя. М.: Просвещение, 1993.8.
  8. http://spb-tei.ru/referats/48-jekologicheskaja-kultura.html 25.01.2012 г.
     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Доклад "Экологизация уроков математики в средних классах

В данном докладе отражается опыт работы учителя по экологизации уроков математики в средних классах. Работа по технологии дидактического совершенстования и конструирования содрежания учебных программ ...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Экологизация уроков математики

Проблемы экологии существуют давно. Экологическая грамотность учащихся - одно из основных качеств, необходимых для формирования в школе (ФГОС).Математика создает условия для развития умения давать кол...