Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Подземные воды"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Урок построен в технологии проблемного обучения с применением ИКТ и здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vody_sushi_podzemnye_tehnol._karta.docx365.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 6 классе

Урок в технологии проблемного обучения с применением ИКТ,

схемных и знаковых модулей, здоровьесбережения.

Тема урока:    Воды суши. Подземные воды.

Тип урока:    урок «открытия» нового материала.

Цель урока:   расширить и углубить знания о водах суши – подземных водах.

Планируемые результаты урока:

предметные:   изучить понятия: подземная вода, межпластовые и грунтовые воды; водопроницаемые породы; значение, образование и использование, уметь объяснять образование подземных вод;
метапредметные:  организовать свою деятельность, определить её цели и задачи; вести диалог и умение отстаивать свою точку зрения; формирование  позитивного отношения к ответам одноклассников;

личностные:  формирование  у учащихся  эмоционально-ценностного отношения к природе,  осознание необходимости её сохранения и рационального использования.  

Оборудование:   атласы, учебники Герасимовой Т. П., Неклюковой Н. П. География 6 кл. Начальный курс. М.: 2014,   презентация, дидактическая карточка к уроку, электронное приложение к уроку.

 

N п/п

Этап

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 Орг. момент

.Диалог:  учитель -  класс

Учитель проверяет подготовку учеников к занятию; содействует организации внимания учеников, создает ситуацию успеха.

Приветствие, пожелание хорошего настроения, готовят рабочее место.

2

Актуализа-ция опорных знаний

Фронтальный опрос «Мозговой штурм» (содействует воспроизводству знаний)

Частично-поисковый.

Устное сообщение учителя

1. Вступительное слово: продолжаем большую тему, которая называется . . . .

 - Что такое гидросфера?

 - Из каких частей состоит гидросфера?

 - Что такое Мировой океан?

 - Какие виды движения воды в океане знаете?

2. Проверка готовности к восприятию нового.

1.  Предлагает послушать стих. и определить, о чём это?

Если руки наши в ваксе,                              Без чего, мы скажем прямо,
Если на нос сели кляксы,                            Человеку умирать?
Кто тогда нам первый друг,                        Чтобы лился дождик с неба,
Снимет грязь с лица и рук?                         Чтоб росли колосья хлеба,
Без чего не может мама,                                Чтобы плыли корабли -
Ни готовить, ни стирать,                               Жить нельзя нам без ...      (Воды)

Мобилизуют  интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание на карточке (заполнение схемы).

 Предлагают варианты ответов.

3

Столкнове-ние с проб-лемой.

Определе-ние темы и цели урока.

Диалог:  учитель – класс

Репродуктивный

1. Организует диалог.

 - Откуда мы берём воду для своих нужд?

 - А как она будет называться?

 - А как она туда попадает? (Обращается к жизненному опыту учащихся).

2. Сообщение темы урока:   Вы уже поняли, что тема урока …
Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока.

3. Постановка проблемы:  Почему она такая разная?

Когда хочется пить – она сладкая.
Когда лечишься –  она соленая.
Когда к ней склоняешься в жаркий день – она холодная.
Когда назначает врач – она теплая, но всегда чистая.

Высказывают свои ассоциации со словом «подземная вода», первичные гипотезы попадания воды под землю.

Записывают  тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

Определяют проблему.

4

Работа над гипотезами, высказан-ными  уче-никами (изучение нового)

Работа по учебнику, презентации, рассказ – вступление.

Объяснительно – иллюстративный;

эвристический, проблемный,  частично-поисковый.

1.  Используя текст учебника (электронное приложение), презентацию   рассказывает об образовании подземных вод с участием обучающихся.

 - Что такое подземная вода?

 - Какое условие необходимо для образования подземной воды?

 - А что ещё надо, чтобы в земной коре накопилась вода?

2.  Даёт сам. работу по тексту учебника с заполнением задания  из карточки.

3.   Организует беседу «Приём «Я знаю» по сам. работе.

4. Организует работу в тетради.

Читают определение в учебнике, отвечают на вопросы, делают выводы, объясняют.

Сам. работают по тексту учебника и карточке.

Участвуют в беседе.

Запись основных моментов урока  в тетрадь.

5

Обсуждение гипотез. Общий вывод.

Работа в парах

1.  Оказание помощи для формулирования вывода относительно проблемного вопроса, предложенного в начале урока.

2. Организация на построение структурно-логических схем.

3. Организация общения типа «вопрос-ответ» Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы.

 - Какая составная часть вод суши оказывает на жизнь и деятельность человека наибольшее влияние?

 - Почему вода в колодцах даже в жаркие дни всегда холодная, чистая и прозрачная?

 - Какие существуют основные направления в использовании пресных и солёных подземных вод? Приведите примеры из вашей жизни.

Работают в парах и делают вывод по проблемному вопросу.

Определяют причинно-следственные связи.

Отвечают на вопросы.

6

Итоги урока

(первичное закрепление)

Фронтальный опрос

Наглядно-иллюстративный.

Игра «Найди пару»

Частично-поисковый

1.Организует и проводит беседу

 - Какие новые знания вы получили?

 - Что нового вы узнали о причинно-следственных связях, которые объясняют это явление?

 - Какое значение имеют полученные знания? Где они могут быть использованы?

2. Показывает презентацию, дополняет  рассказ о подземных водах

3. Конкурс знатоков.

Выполните задание: найдите соответствие.

4. Предлагает сам. работу на дидактической карточке (текущий контроль)

Отвечают на вопросы.

Дополняют схему.

Выполняют работу с дидактической карточки

7

 Д/з

Инструктаж

Предлагает домашнее задание на выбор:

1. к § 22 составить  6-7 вопросов;

2. по § 22 составить кроссворд по терминам темы или написать синквейн «Подземные воды»

Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.

8

Рефлексия

Беседа

1.Предлагает дополнить предложение:

  1. Я знаю, что такое …
  2. Я могу …
  3. Я научился …

Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

Приложение к уроку

Карточка-задание к уроку по теме  «Воды суши. Подземные воды»

  1. Используя свои знания, заполнить схему «Воды суши»

                                D:\СКАНИРОВАНИЕ\Scan_20150224_161305.jpg

  1. Закончить предложения.

Подземные воды – это __________________________________________________ .

Условия необходимые для образования подземных вод – это ________________________________ .

По особенностям образования между породами разной проницаемости подземные воды делятся  на ___________ и ______________ .

Грунтовые воды – это ______________________________ .

Межпластовые воды – это ________________________________ .

Источник – это _________________________________ .

Минеральные воды – это ___________________________________________ .

  1. Игра «Поймай ошибку»

В…д…носный слой
В…д…упорный слой
В…д…пр…ницаемый слой
В…д…н…пр…ницаемый слой
Ме…пластовые воды

Гру…товые воды

  1. Игра «Найди пару»  Конкурс знатоков.


  1. Водоупорные породы.                   А. Вода, находящаяся в земной коре.                                                          

   2. Грунтовые воды.                             Б. Горные породы, пропускающие воду.
  3. Артезианские воды.                       В. Горные породы,
 не пропускающие воду.
  4. Подземные воды.                            Г. Слой, насыщенный водой.
  5. Источник.                                        Д. Вода в верхнем водоносном  слое.
  6. Минеральные воды.                       Е. Вода между двумя водоупорными пластами.
  7. Водопроницаемые                         Ж. Место выхода грунтовых вод на поверхность.
  8. Межпластовые воды.                    З. Подземные воды, насыщенные  газами,
  9. Водоносный слой.                         И. Самофонтанирующие подземные  воды.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                           


  1. Выполнить тест.

Вариант 1

Вариант 2

1. Какая из перечисленныз горных пород является водоупорной?  

 а) песок;   б) известняк;   в) глина;   г) торф.

2. На территории какого государства расположен курорт Кавказские Минеральные воды?    

а) Грузия;  б) Армения;  в) Россия;  г)Азербайджан.

3. Какие из утверждений относятся к грунтовым водам? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.  

а) находятся под высоким давлением;   б) не соприкасаются с водоупорными породами;  

в) легко подвержены загрязнению;    г) не прикрыты с одной стороны водоупорным пластом горных пород.

4. Дополните утверждение.   Выход подземных вод на поверхность называется ___________ .

5. К водам суши не относятся?  

а)подземные воды;  б) озёра;  в) моря;  г) ледники.

1. К водоупорным породам относится:  

а) гранит;   б) песок;   в) известняк;   гипс.

2. Для какой из перечисленных территорий характерны гейзеры?                   а) Кольский п – ов;   б) Камчатский п – ов;   в) Пиренейский п – ов;  

г) п – ов Таймыр.

3. Какие из утверждений относятся к подземным водам? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.  

а) используются для приготовления пищи;  

б) используются для отопления;   в) регулируют уровень воды в реках и озёрах;   г) используют для снабжения промышленных предприятий.

4. Дополните утверждение.  Подземные воды, способные к выходу на поверхность Земли из-за высокого давления, называют ____________ .

5. Как называются воды, содержащиеся в земной коре?   а) грунтовые;   б) межпластовые;  

в) подземные;   г) ледниковые.

Литература:

1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. География Начальный курс 6 класс. Москва Дрофа 2014 с  электронным приложением.

2.Т.А.Карташёва, С.В.Курчина. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой,  Н.П.неклюковой. География. Начальный курс 6 класс. Москва Дрофа 2014.

3.Географический атлас с контурными картами  6 класс Дрофа.2014.

4.Е.В Баранчиков.  УМК ФГОС Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. Москва «Экзамен» 2013.

5.ФГОС Контрольно-измерительные материалы. География 6 класс /Сост. Е.А.Жижина. М.; ВАКО. 2014.

6.Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии 6 класс. М.; Вако, 2010

7.Г.Н.Элькин География Тесты 6-7 классы. С.-Петербург «Паритет», 2005

8.Г.Н.Элькин Физическая география. Справочно-информационные материалы к урокам 6 класс.  С.-Петербург «Паритет», 2003.

9.Сайт «Учительский портал» Разработка урока (Полторацкая Тамара Львовна, учитель географии МОУ СОШ №4 г. Костромы

 Сухова Елена Владимировна, учитель географии МОУ  Середняковсой СОШ)

10.Научно-методический журнал «География. Всё для учителя» №9 (9) сентябрь 2012. Издательская Группа «Основа» «Урок в технологии проблемного обучения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...