Урок по георафии "Арктика - фасад Росии"
план-конспект урока по географии на тему
Урок по географии для 7-9 классов "Арктика - фасад России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arktika_-_fasad_rossii.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по географии «Арктика – фасад России»
Цель урока: повышение осведомлённости обучающихся об Арктике – её природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения
Задачи урока:
привлечение внимание обучающихся к изучению этого региона России, к самостоятельному изучению замечательных страниц истории географического открытия и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли;
Определить растительный и животный мир Арктики;
− привлечение внимания обучающихся IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» организуемой Благотворительным оздоровительным фондом «Клуб «Приключение» http://shparo.ru/Child_pole/Child_main.htm) при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации
Продолжительность занятия: 40 минут
Структура урока.
1. Организационный момент
2. Видеозапись обращения к участникам Урока директора фонда «Клуб «Приключение» Д.И. Шпаро.
Слово "Арктика" имеет греческое происхождение и означает "страна большого медведя" – по созвездию Большой Медведицы.
Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли. Две трети арктической территории приходится на Северный Ледовитый океан, самый маленький по размерам океан мира. Большая часть поверхности океана на протяжении всего года покрыта льдом (средней толщиной 3 м.) и несудоходна. На этой гигантской территории проживают около 4 млн. человек
Определите по карте, какая территория входит в состав Арктики.
Расположение Арктического региона.
Арктика – северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.
Выступление учащегося с докладом. Исследование Арктики.
Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.
Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.
В 1899 году по чертежам адмирала С. О. Макарова (1849 — 1904) был построен первый арктический ледокол «Ермак» водоизмещением 8 тысяч тонн и мощностью 10 тысяч лошадиных сил. Длина «Ермака» — 93 метра, ширина — 23 метра. Он долгие годы был самым мощным в мире ледоколом.
В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций. Мурманск называют воротами в Арктику. Здесь начинается главная транспортная магистраль Заполярья - Северный морской путь, полновластными хозяевами которого с предвоенной поры стали моряки Мурманского морского пароходства. Именно на их долю выпала честь продолжать и развивать славные традиции русских поморов, с незапамятных времен упорно осваивавших труднодоступные моря Северного Ледовитого океана.
Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.
Россия – первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования.. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год.
Первая дрейфующая экспедиция под названием “Северный полюс” была высажена у полюса 21 мая 1937 года. Состав: руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров,радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов.
Большой вклад в исследование Арктики внес полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт. В 1930 году Шмидт отправляется на ледоколе «Георгий Седов» к Земле Франца-Иосифа, где организует геофизическую обсерваторию. На следующий год ледокол «Георгий Седов» плывет дальше в неисследованные северные районы Карского моря. Здесь в августе 1930 года был открыт остров Визе, названный по имени ученого, исследователя Арктики, который теоретически предсказал его местонахождение там. Эта экспедиция открыла еще много островов. С 1930 года О.Ю.Шмидта назначают директором Арктического института. В последующие годы разворачивается большая исследовательская работа, строятся полярные станции. В 1932 году Шмидт принимает решение пройти Северным морским путем — кратчайшим расстоянием между Атлантическим и Тихим океаном у берегов Евразии — за одну навигацию.
В сентябре 2005 на освоение Арктики отправилась экспедиция “Северный полюс-34”.
Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций
Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.
Вспомним особенности географического положения и природы Арктики.
Групповая работа для географов. (9 класс)
Определить погодные условия, географическое расположение Арктики.
Арктика – это огромное пространство….(Северного Ледовитого) океана, с… (морями) и …(островами).Солнце направляет на это пространство ….(косые) лучи. Оно… (светит), но не …(греет).Зимой в Арктике …(полярная ночь). Темноту освещают: луна, звёзды и… (Северное сияние). Дуют… (ветры), бушует … (пурга).Температура опускается до…(минус шестидесяти)градусов. Летом в Арктике …(полярный день), но…(тепла) тоже нет. Это зависит от географического… (положения) арктической зоны. Температура лишь на…(несколько градусов) выше…(нуля).
Проведена групповая работа для зоологов.(8 класс)
Животных Арктической зоны кормит …(море). Морскими водорослями питаются …(рачки), а ими …(рыбы).Основная пища птиц и животных – это …(рыба).На скалистых берегах собираются…(чайки),…(кайры) и…(гагарки), здесь они выводят… (потомство). Птиц с необычными клювами называют …(тупики). Все звери прекрасные…(пловцы). От холода их защищает …(слой жира). Это …(моржи) и… (тюлени).На тюленей охотятся …(белые медведи). У них длинная густая шерсть …(белого) цвета и …(широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).
А сейчас проведем небольшую экскурсию в заповедник Остров Врангеля.. (Слайд 9).
Государственный заповедник Остров Врангеля
Побываем в Государственном природном заповеднике Остров Врангеля, который занимает 2,2 млн.гектаров. (Слайд 3). Заповедник организован в 1975 г.. В него входят острова Врангеля и Геральда в Северном Ледовитом океане, на стыке Восточно-Сибирского и Чукотского морей.. От материка о.Врангеля отделен неглубоким проливом Лонга шириной 24 км.
О.Врангеля – роддом для белых медведей. Каждый год под снегом рождается около 200 белых медвежат.(Слайд 4). В Российской Арктике находится 10 тыс. белых медведей. Это 1/3 всех белых медведей Земного шара
Овцебык. (Cлайд 5).
На острове Врангеля их более пятисот.
Ценятся изделия из шерсти овцебыка. Один свитер стоит более 1000 долларов. Он не имеет износа.
Моржи – удивительные жители северных пустынь. (Слайд 6).
Жир составляет 20–25 % от всего тела. В день морж съедает 50–100 кг корма.
Длинные толстые усы-вибриссы служат для обследования дна в поисках корма. 2 мощных бивня – разросшиеся верхние клыки. Из них делают ручки ножей, застежки, украшения.
Английский промышленник Беннет в 1606 г. убил ради клыков 700 моржей за 6 часов
Копытный лемминг. (Слайд 7).
Широко распространен в Арктике и составляет ключевое звено в цепи питания.
Песцы. (Слайд 7). Любимая еда – лемминги и гусиные яйца.
Остров Врангеля – единственное место в нашей стране, где гнездятся красивейшие редкие птицы – белые гуси. (Слайд 8).
Растительный мир Арктики.
Органический мир Полярных пустынь предельно обеднен из-за низких летних температур, малого количества осадков, слабого протаивания мерзлоты, краткого вегетационного периода. Здесь отсутствуют многие, даже арктические виды флоры и фауны. Число видов цветковых, например, сокращается до 50, их здесь вдвое меньше, чем в арктических, и в 4 раза меньше, чем в типичных тундрах. Нет уже не только кустарников, но и кустарничков. В разнотравье евразиатских Полярных пустынь доминируют мхи и лишайники тоже в обедненном составе. Почти повсеместно, независимо от ландшафта, развиты сходные по составу и структуре сообщества: растительная дернина в узких трещинах между полигонами, рассеянные по площади голого грунта подушки мхов и лишайников, мелкие куртинки камнеломок, крупок и маков. (Слайд 10). Они растут разреженно, покрывая голые грунты менее чем на 20%. В Полярных пустынях очень низка продуктивность растений, замедлены процессы разложения, отсутствует торфонакопление, процесс почвообразования заторможен. Жизнь сосредоточена у поверхности грунта, в узкой пленке до 25 см.
Проведена групповая работа для ботаников .
На островах прямо на голых… (камнях) встречаются …(лишайники), они очень …(малы). Также приспособились к жизни на камнях… (мхи, и… (полярные маки).В толще воды, не покрытой … (льдом),большое количество …(планктонных растений водорослей.
3. Закрепление изученного материала
Проведена викторина “Знаешь ли ты Арктику”.
- Что вам известно о природе Арктики. Какие природные явления наблюдаются только в арктических широтах?
- Каков животный и растительный мир Арктики?
- Северный Ледовитый океан. Чем он отличается от других водных бассейнов океанов?
- Что такое Северный морской путь? Его протяженность?
- Какие моря и острова расположены по Северному Морскому пути?
- Кого из первопроходцев на Северном полюсе вы знаете?
- Когда была организована первая Великая Северная экспедиция по изучению и освоению Северного морского пути? Кто ее возглавил?
- Когда состоялось торжественное открытие станции "Северный полюс 1"? Кто ее организатор?
- Кто провел первую зимовку на дрейфующей льдине?
- Когда был построен первый ледокол в России? как его называют?
- О.Ю. Шмидт. Что вы знаете о нем и ледоколе, носившем его имя?
- Почему Мурманск называют воротами в Арктику?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: “Фасады, планы и разделы здания”
Строительное черчение относится к числу тех общетехнических предметов, которые закладывают фундамент профессиональной подготовки учащихся.В силу некоторых специфических особенностей «строительное черч...
План открытого урока по ИЗО в 5 классе .Тема урока: Фасад – лицо избы, окна - её глаза.
Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитыва...
Урок "Арктика - фасад России"
Урок "Арктика - фасад России"...
Всероссийский урок "Арктика - фасад России" (урок- пресс-конференция)
Арктика – огромные северные пространства Северного-Ледовитого океана, включающие окраины материков Евразии и Северной Америки. Ледяная, холодная, и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так. Арк...
Урок по теме рельеф Росии
Урок по географии в 8 классе по теме Рельеф России...
Конспект тематического урока географии «Арктика – фасад России»
Конспект тематического урока географии «Арктика – фасад России» в рамках Всероссийского образовательного проекта «Большая арктическая экспедиция»...
Разработка урока по теме "Фасад здания"
Разработка урока по теме "Фасад здания"...