Всероссийский урок "Арктика - фасад России" (урок- пресс-конференция)
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Арктика – огромные северные пространства Северного-Ледовитого океана, включающие окраины материков Евразии и Северной Америки. Ледяная, холодная, и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так. Арктика – это сокровищница нашей планеты!
Арктика – земля холодных льдин!
Арктика – бесценные богатства.
Нефть и газ, металлы разных руд-
в недрах шельфа прячутся от нас всех.
Чудо-звери: овцебык и лемминг,
белые медведи и тюлени,
торосы огромных белых льдин –
Чудо-край, фасад моей страны!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arktika-fasad_rossii.docx | 165.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский урок "Арктика - фасад России"
(урок- пресс-конференция)
Цели урока:
- расширить и закрепить ключевые знания учащихся обучающихся об истории географических открытий и освоения Арктического региона;
- сформировать устойчивое понимание необходимости бережного отношения к природе Арктики;
- развить творческое мышление, интеллектуальные способности обучающихся;
- раскрыть для обучающихся ценностное содержание окружающего мира.
Образовательные ресурсы:
http://www.apkpro.ru/doc/Арктика. Методические рекомендации.
А.И.Бедрицкий. Арктическая Россия. Издательство «СК-Россия», 2007 г.
http://goulp.ru/archives/10157
http://www.world-globe.ru/regions/arctic/
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, карта России.
Ход урока
- Организационный момент
- Вступительная беседа учителя
Арктика – огромные северные пространства Северного-Ледовитого океана, включающие окраины материков Евразии и Северной Америки. Ледяная, холодная, и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так. Арктика – это сокровищница нашей планеты!
Арктика – земля холодных льдин!
Арктика – бесценные богатства.
Нефть и газ, металлы разных руд-
в недрах шельфа прячутся от нас всех.
Чудо-звери: овцебык и лемминг,
белые медведи и тюлени,
торосы огромных белых льдин –
Чудо-край, фасад моей страны!
- Сегодня мы с вами познакомимся с этим удивительным «Ледяным» пространством нашей планеты.
- Изложение нового материала
(Используется физическая карта Росси и мультимедийная презентация)
Учитель: Россия является признанным лидером среди полярных держав мирового сообщества. Благодаря особенностям географического положения нашей страны, огромной протяженности побережья Северного Ледовитого океана и его влиянию на погоду и климат России, Арктика – её изучение и освоение – всегда привлекала внимание учёных, экономистов, путешественников и исследователей.
История открытия и исследования Арктики достаточно продолжительна. В XI–XVII вв. отряды поморов и казаков совершали дальние походы в северные моря, открывали и исследовали новые земли и расширяли территорию Русского государства. В 1641–1647 гг. казак С.И. Дежнёв исследовал побережье Северо-Восточной Азии от устья реки Колымы до самой восточной точки материка. В 1648 г. отряд под командованием С. Дежнёва и Ф. Попова открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова пролива.
Учащиеся рассказывают об истории географических открытий и освоения Арктического региона:
Ученики: Сначала немного о том, кем же был Семён Дежнёв. Будущий исследователь и путешественник родился около 1605 года в Великом Устюге, выходец из семьи крестьян-поморов, начал сибирскую службу рядовым казаком в Тобольске. В начале 1640-х годов с отрядом казаков перешел в Енисейск, затем — в Якутск. Сначала служил в отряде землепроходца Дмитрия Зыряна (Ярилы) в бассейне Яны ( река в Якутии). В 1641, получив назначение в отряд Михаила Стадухина (одного из русских первооткрывателей Восточной Сибири), Дежнев с казаками добрался до якутского села Оймякон. Здесь на них напали почти 500 эвенов (местных жителей).
В поисках «новых землиц» Дежнев с отрядом Стадухина летом 1643 спустился на коче (старинном палубном судне) к устью Индигирки (река на востоке Якутии), перешел морем до низовьев Алазеи (река на северо-востоке Якутии), где встретил коч Зыряна (коч-старинное палубное судно). Дежневу удалось объединить оба отряда землепроходцев, и они на двух судах отплыли на восток. В дельте Колымы казаки были атакованы еще одним местным племенем - юкагирами, но прорвались вверх по реке и в районе современного Среднеколымска (город в Якутии) и поставили острог. На Колыме Дежнёв прослужил до лета 1647, а затем был включен как сборщик ясака (натурального налога, в основном это была пушнина) в промысловую экспедицию купца ФедотаПопова.
Летом 1647 года группа из 90 морепроходцев обошла Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан на 7 кочах. Из-за жестоких бурь корабли стали гибнуть один за другим. Осталось только два, которыми управляли Попов и Дежнёв. Во время новой бури путешественники потеряли друг друга. Попов доплыл до Камчатки, где позднее умер от цинги, а его спутники погибли от рук воинственных местных жителей.
Судно Дежнёва еще долго носило по морю. В октябре судно выбросило на берег в 900 километрах к югу от Чукотского полуострова. Потерпев крушение, отряд Дежнёва на лыжах и нартах 10 недель добирался до реки Анадырь. Из 25 в живых осталось только 12 человек.
Пережив голодную и холодную зиму, путешественники построили новые суда, на которых поднялись по реке на 500 километров, выдержав бой с местным населением - анаулами, в котором Дежнёев был ранен.
В 1648 году отряд вновь остановился на зимовье, основав поселение, названное впоследствии Анадырским острогом.
Все это время Дежнёв тщательно изучал неизведанный край. Помимо прочего он обнаружил в вечной мерзлоте залежи моржовой кости. Только за месяц путешественнику удалось добыть 150 пудов уникального природного материала.
В 1650 году к Дежнёву пробилась группа русских первопроходцев, которые добрались до Анадырского острога по суше. Но Дежнев не спешил на родину и продолжал командовать Анадырским острогом еще 12 лет.
В Якутск казачий атаман вернулся в 1662 году. Оттуда он направился в Москву, представил государю чертежи бассейна реки Анадырь и ее описание, а также сдал в царскую казну 289 пудов моржовой кости.
Потом он вновь вернулся в Сибирь и в должности приказчика служил на реках Оленек, Яне и Вилюй, где снова занимался сбором ясака и примирял враждующие тунгусские племена. В 1670 году он снова отправился с соболиной казной в Москву, где в 1671 году заболел и через полтора года умер.
Мужественный исследователь заслужил славу своим упорным, многолетним трудом в суровых районах русского заполярья. Вместе с тем до сих пор остается неясным, почему открытие Дежнёвым пролива, отделяющего Евразию от Америки, долгое время не было известно на Западе. По достоинству географические заслуги Дежнёва были оценены только в XIX веке, когда 1898 году в честь 250-летия похода с Колымы на Анадырь по предложению Русского Географического общества крайняя восточная точка Евразии была названа его именем – именем человека, доказавшего, что Дальний Восток является неотъемлемой частью нашей страны. Открытия Дежнёва позволили русским двигаться дальше на восток и в конце концов привели к покорению Аляски.
Ученик: В 1733–1743 гг. состоялась Великая Северная экспедиция, инициатором которой был Пётр I. Великая Северная экспедиция стала очень важным этапом в освоении и изучении арктических территорий нашей страны. Общее руководство экспедицией осуществлял известный исследователь Арктики В. Беринг. В составе экспедиции было несколько морских и пеших поисковых отрядов, а район исследований охватывал огромную территорию от реки Печоры до Чукотского полуострова. В результате Великой Северной экспедиции были открыты новые географические объекты, составлены новые карты, достаточно полные географическое, геологическое, ботаническое, зоологическое и этнографическое описания огромных территорий нашей страны.
Во второй половине XVIII в. русскими мореплавателями была предпринята попытка проникнуть в Арктический бассейн, дойти до Северного полюса и преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий. Научно обоснованный проект такой экспедиции был разработан великим русским ученым М.В. Ломоносовым, а возглавил ее В.Я. Чичагов. Это была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчете. Ее участниками были выполнены геофизические, океанографические и метеорологические наблюдения по специальной программе, разработанной М.В. Ломоносовым, были проведены наблюдения над течениями и дрейфом льда в Гренландском море, взяты пробы грунта, во многих местах измерены глубины, описан животный и растительный мир Шпицбергена.
Ученик: Шпицберген - арктический архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, он находится в тысяче километров от Северного полюса. В состав Шпицбергена входит больше тысячи малых и больших островов, среди них основную часть территории занимают крупные острова - Западный Шпицберген, остров Баренца, Земля Принца Карла, остров Эдж и Северо-Восточная Земля. Общая площадь архипелага составляет 62 000 квадратных километров, почти 60% всей территории покрыто вечным льдом.
Архипелаг издавна имеет несколько названий. Наиболее распространенное - Шпицберген, что в переводе с голландского означает «острые горы». Такое название архипелагу с горным рельефом дал голландский мореплаватель Виллем Баренц, который, как считают многие ученые на Западе, открыл эти острова в 1596 году.
Однако, существует немало документов, свидетельствующих о том, что русским поморам этот архипелаг был известен задолго до открытия Баренца. Только называли они его Грумант, так как полагали, что открыли часть Гренландии, о которой слышали от скандинавов. В течение нескольких столетий поморы осваивали и обживали эти острова, охотились на северных оленей, песцов, медведей и других пушных зверей, а во фьордах и бухтах - на моржей и тюленей.
Благодаря известному мореплавателю Фритьофу Нансену в Норвегии архипелаг получил название - Свальбард, что в переводе с норвежского означает «холодные берега».
После «открытия» Шпицбергена Баренцем, на архипелаг устремились охотники и промысловики из разных стран мира. Голландцы, британцы, норвежцы, датчане, французы и представители других государств интенсивно занимались китобойным промыслом. На суше создавались поселения, где разделывали туши животных и в огромных котлах вытапливали китовый жир. Самый крупный из таких поселений был построен голландцами, которому они дали название Смееренбург - «город китового жира».
Многие столетия Шпицберген никому не принадлежал и считался «ничейной» территорией. Но после того, как в начале прошлого века на архипелаге нашли уголь, интерес к нему стали проявлять различные страны - Россия, США, Великобритания, Норвегия, Голландия. Значительная роль в открытии угольных залежей на Шпицбергене принадлежит российским ученым. Самым известным из них был исследователь Арктики Владимир Русанов, экспедиция которого в 1912 году обнаружила угольные месторождения на 4-х участках в западной части архипелага, которые были закреплены 28 заявочными столбами.
Учитель: Россия приняла активное участие в научных исследованиях, проведенных в рамках Первого Международного полярного года в 1882–1883 годах.
Качественно новый этап освоения Арктики связан с изучением Северного Ледовитого океана и освоением Северного морского пути. Большая роль в его освоении связана с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала С.О. Макарова, по идее которого в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак». Ледокол предполагалось использовать для регулярного сообщения между устьями рек Обью и Енисей, а также для научных исследований Северного Ледовитого океана в высоких широтах.
В 1920–1930 гг. научные исследования в Арктике были продолжены. В 1930–1935 г. были осуществлены многочисленные советские экспедиции на ледокольных пароходах «Г. Седов» под руководством О.Ю. Шмидта, «Таймыр» – А.М. Лаврова, «Русанов» – Р.Л. Самойловича, «Садко» – Г.А. Ушакова. Они принесли новые открытия островов, проливов, заливов и других территорий. В 1930–1932 гг. участники Североземельской экспедиции под руководством Г.А. Ушакова впервые исследовали и нанесли на карту архипелаг Северная Земля.
В 1920–1930-е гг. началось регулярное освоение Северного морского пути. В 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» за одну навигацию прошёл от города Архангельска до Берингова пролива
Ученик: Одной из наиболее выдающихся страниц освоения Российского Севера можно назвать открытие и начало эксплуатации Северного морского пути. Он стал не только кратчайшим водным путем между Европейской Россией и Дальним Востоком, но и уникальным трансконтинентальным маршрутом, представляющим значительный интерес для экономики многих стран мира. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5600 км. В этом плане он обладает значительным преимуществом перед водными артериями, проходящими через широко используемые Суэцкий и Панамский каналы. Так, от Санкт-Петербурга до Владивостока дорога через Северный морской путь составляет 14 280 км., через Суэцкий канал — 23 200 км., а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км. Северный морской путь может служить кратчайшим транспортным маршрутом между Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, поэтому, не исключено, что ему еще предстоит сыграть заметную роль в глобальных экономических процессах. Для Российского государства он имеет важное стратегическое значение, связанное с возможностью транспортировки из районов Крайнего Севера углеводородного и минерального сырья, а также снабжения этих районов техникой и продовольствием. На маршруте Северного морского пути сосредоточена целая сеть уникальных наблюдательных станций, без существования которых трудно представить жизнедеятельность не только отечественных, но и многих зарубежных научных сообществ, изучающих природные и климатические особенности Крайнего Севера.
Открытие Северного морского пути имеет долгую, многовековую предысторию. На ранних этапах колонизации Сибири по некоторым западным участкам этого маршрута совершали плаванья кочи новгородцев, а позднее — поморов. Эти отважные первопроходцы обладали уникальными практическими навыками, позволявшими совершать в экстремальных климатических условиях Севера дальние плаванья на небольших, хрупких судах. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана, в XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В XVI-XVII вв. активно осваивался участок Северного морского пути — от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый «мангазейский морской ход»).
Учитель: Во второй половине 1930-х гг. для сбора информации о ледовой обстановке в Арктике началось активное использование полярной авиации. На рубеже 1930–1940-х годов ледовая авиаразведка стала основным методом наблюдений за арктическими льдами. Артур Николаевич Чилингаров,— известный исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский учёный-океанолог, государственный и политический деятель (депутат Госдумы РФ от НАО начиная с 1993 года). Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации (один из четырёх человек, удостоенных этих высших званий как СССР, так и России). Доктор географических наук, член-корреспондент РАН. Президент Государственной полярной академии.
Изучение Арктики продолжается и в настоящее время, например, работают научные станции на дрейфующих льдинах, осуществляются регулярные плавания по трассе Северного морского пути.
Ежегодно к Арктическим пространствам нашей страны снаряжается экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!». К участию в экспедиции приглашаются учащиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных классов и школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. Как и в прошлые годы, чтобы попасть в число кандидатов в команду надо выполнить несколько условий, важных из которых три:
- Иметь опыт туристских походов 1 кат. сложности;
- Принять участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»;
- Ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки.
В анкете есть три обязательных вопроса:
- Чем удивительна эта точка Земли – Северный полюс?
- Почему Вы хотите участвовать в Экспедиции?
- Есть ли у Вас собственная большая мечта – «Ваш полюс»?
Кроме того, в анкете есть ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ «творческое задание» – воображаемый дневник вашей будущей экспедиции. Представьте, что вы уже идете на лыжах к Северному полюсу. Придумайте, что происходит с вами, о чем вы думаете, чего боитесь, какая природа вас окружает, как вы устраиваете ночлег, как готовите еду, как выбираете путь, кто ваши товарищи, что вы знаете о ваших руководителях – Матвее Шпаро и Борисе Смолине, о других знаменитых полярниках?
В этом году 9 молодежная российская экспедиция состоится с 02 по 13 августа 2016г. на ледоколе «50-лет Победы».
Все желающие могут принять участие в интернет викторине «Знаешь ли ты Арктику?» по электронному адресу: http://cognita.ru/arctic. и получить сертификат участника или победителя викторины.
- Закрепление
Проведение викторины «Знаешь ли ты Арктику?»
- Кому принадлежит Арктика и нужна ли виза, чтобы туда попасть?
- Как переводится слово «Арктика»?
- Что входит в состав Арктики? (острова, материки, части океанов)
- Какие моря входят в состав Арктики?
- Какие острова разделяют Карское и Баренцево моря?
- Море, омывающее остров Гренландия?
- Почему Баренцево море не замерзает?
- Почему северные олени пасутся ближе к морю?
- Назовите полярного грызуна, который питается мхом, зимой живет под снегом?
- Современник мамонта, доживший до наших дней в самых диких местах Северной Америки и Гренландии?
- Кто из исследователей Арктики совершил экспедицию на «Фраме», предварительно вморозив судно в полярные льды?
- Почему белые медведи не употребляют пингвинов в пищу?
- Начальник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс»?
- Название первого советского ледокола достигшего берегов Арктики?
- Памятник, какому животному, обитающему в белом море, установлен в Архангельске?
- Почему скопления птиц называют «птичьими базарами»?
- Какие растения встречаются в Арктике?
- К какому отряду относится арктическое животное «морской заяц»?
- Какие полезные ископаемые добывают на шельфе Северно-Ледовитого океана?
- Какие страны мира владеют прибрежными пространствами Арктики?
Нарисуем эмблему АРКТИКИ.
/Работа выполняется в группах/
…………
- Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пресс-конференция по профилактике наркомании в школе "Я выбираю жизнь!
Наркомания – это замедленное самоубийство, самоликвидация разума, который оказался в оболочке человекообразного животного. Это последняя отчаянная попытка ощутить счастье ценой собственной жизни...
Пресс – конференция. ТЕМА: Курение - За и против.
Данное мероприятие (это может быть классный час) проводится в виде Пресс – конференции. На нее приглашены представители различных профессий(если это возможно), а возможен и другой вариант, когда эти...
Практико-ориентированный проект. Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».
Практико-ориентированный проект.Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня»....
Пресс-конференция "Наркотики:истоки,сущность,последствия".
Внеклассное мероприятие, посвящённое последствиям употребления наркотиков....
Пресс-конференция. сценарий
Здоровье и спорт Пресс-конференция для учащихся 7-9 классовАвтор-составитель: Н.Н. Коваленко ЗадачиОбразовательные1. Дать представление о влиянии физических упражнени...
Пресс-конференция "Влияние экологии на здоровье человека"
Этот урок в виде пресс-конференции был проведен в 8 классе после изучения темы "Нарушение экологического равновесия". Этот урок имитирует проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы...
ТЕМА УРОКА: «Права человека и будущее России.» (урок в форме пресс-конференции)
ТЕМА УРОКА: «Права человека и будущее России.» (урок в форме пресс-конференции)...