Конспект тематического урока географии «Арктика – фасад России»
план-конспект урока по географии (8 класс)
Конспект тематического урока географии «Арктика – фасад России»
в рамках Всероссийского образовательного проекта
«Большая арктическая экспедиция»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tematicheskogo_uroka_po_geografii.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект тематического урока географии «Арктика – фасад России»
в рамках Всероссийского образовательного проекта
«Большая арктическая экспедиция»
Цели:
1) дидактические: обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся об особенностях природы Арктики, истории её исследования, задачах современного освоения; привлечь внимание обучающихся с интеллектуальными нарушениями к изучению этого региона России, к самостоятельному чтению замечательных страниц истории географического открытия и освоения экстремального по природным условиям района Земли;
2) коррекционно-развивающие: коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого как способ развития логического мышления; формирование у обучающихся с ОВЗ умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения, грамотно выражать географические идеи;
3) воспитательные: воспитание мотивации к обучению через формирование интереса к изучаемому предмету; способствовать воспитанию культуры межличностного общения, трудолюбия, ответственности.
Оборудование: политическая карта мира, дидактический материал, ИКТ.
Ход урока.
I Организационный момент. Эмоциональный настрой обучающихся.
Там, где море холодное очень,
И - куда ни посмотришь - снега,
Где полгода - полярные ночи,
Где свирепствует злая пурга -
Там на льдинах дрейфуют медведи
В белых шубах, с морскою душой -
Им Полярная звёздочка светит,
И медведица в небе - ковшом.
Сегодня у нас с вами необычное занятие, мы проводим тематический урок на тему «Арктика – фасад России», который проходит в рамках Всероссийского образовательного проекта «Большая арктическая экспедиция», посвящённого 80-летию со Дня организации первой российской дрейфующей экспедиции «Северный полюс-1» под руководством легендарного полярника И.Д. Папанина.
(Что вам известно об И.Д. Папанине? В каком году была совершена первая большая арктическая экспедиция (1937), сколько дней она длилась (274)?)
Цель нашего урока: повторить и систематизировать полученные вами знания на уроках географии об особенностях природы Арктики и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли, а также мне хотелось бы привлечь ваше внимание к более углублённому самостоятельному изучению данного региона России.
Записи в тетради. 16.05.17г. Тема: Арктика – фасад России.
Словарь: дрейфующий, экспедиция.
II Актуализация опорных знаний.
- Как вы представляете себе Арктику? (Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен.)
- Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой природной зоне? (Здесь долгая холодная зима, которая длится почти 9 месяцев, температура воздуха опускается до – 50- 60 градусов; короткое холодное лето с максимальной температурой воздуха +7 - 10 градусов и длится около трёх месяцев).
- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике? (В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день; зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно).
- Как же к таким условиям приспособились обитатели Севера? Скажите, обитают ли там представители животного и растительного мира? (Да, обитают. Моржам и тюленям не даёт замёрзнуть толстый слой подкожного жира, густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Полярные белые медведи – самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает).
(Ещё на скалистых берегах есть «птичьи базары», где гнездятся множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, чайки, по побережью живут утки и гуси, гаги – у них мягкий тёплый пух).
5) Как называется остров, на котором расположен Арктический заповедник?
(На острове Врангеля расположен Арктический заповедник.)
- Какие меры приняты для защиты природы Арктики? (Для защиты природы Арктики приняты следующие меры: ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары»).
- Задания. Порты морей Северного Ледовитого океана.
1. Город-порт, расположенный на берегу Баренцева моря. (Мурманск)
2. Город-порт, расположенный на берегу Белого моря. (Архангельск)
3. Главный порт Карского моря. (Диксон)
4. Город-порт на побережье моря Лаптевых. (Тикси)
Растения и животные Арктики.
- Морская птица. (Чайка)
- Крупное морское животное, у которого есть острые клыки-бивни. (Морж)
- Пух птицы, который используется для утепления одежды. (Гагачий)
- Птица. Которая хорошо плавает. (Гагара)
- Опасный хищник зоны арктических пустынь. (Белый медведь)
- Многочисленные подводные растения. (Водоросли)
- Природная зона в бескрайних ледяных просторах Северного Ледовитого океана. (Арктика)
III Сообщение новых знаний.
Территория Арктики занимает примерно шестую часть Земли. Жизнь здесь кажется почти невозможной: вечная мерзлота, морозы за минус шестьдесят, ураганные шквалистые ветры. Однако, вот уже более 8 тысяч лет здесь живут люди (Слайд 3).
История открытия, исследования и освоения Арктики полна ярких, значимых, порой драматических событий.
Природа Арктики уникальна. Чудеса этого региона поражают своими масштабами: ледяные торосы и плавающие льдины, ледяные цветы, полярные день и ночь (Слайд 5-7).
Но наибольшее впечатление на человека оказывает полярное сияние (Слад 8).
За последние десятилетия Арктика неузнаваемо изменилась. В этом регионе работает больше десятка международных экспедиций, полярные станции и радиометцентры. (Слайд 9-10).
В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, Мурманск, Норильск, крупные промышленные предприятия; через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути.
Арктика поделена на 5 секторов ответственности между Россией, США (Аляска), Норвегией (Шпицберген), Канадой и Данией (Гренландия).
Площадь Арктики составляет примерно 27 млн. квадратных километров.
Южная граница Арктики совпадает с южной границей тундры, иногда границу Арктики ограничивают с юга Северным Полярным кругом.
История исследования.
Первый международный полярный год проходил с августа 1882 года по август 1883 год. В исследованиях Арктики одновременно приняли участие учёные России, Швеции, Норвегии, Финляндии, Голландии, Дании, Англии, Канады, Германии, Астро-Венгрии, Франции, США.
В первой половине XVI века появилась первая карта бассейна Ледовитого океана, составленная по чертежу Д.Герасимова.
Полярный исследователь Фритьоф Нансен, который называл Арктику «Страной ледяного ужаса», достиг Северного полюса на корабле «Фрам» 8 апреля 1895 года.
В 1937 году начала свою работу первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс –1», которую возглавил выдающийся исследователь Арктики И.Д. Папанин. Экспедиция продлилась 274 дня, пройдя более 2500 км. Учёные собрали уникальные материалы по океанографии, метеорологии, биологии и географии.
Природа Арктики.
С точки зрения климата в пределах «земли полуночного Солнца» средняя температура июля не превышает +10 градусов, а зимой понижается до – 50-60 градусов.
Здесь можно наблюдать такое природное явления как паковый лёд.
Паковый лёд – это многолетний арктический лед, толщиной не менее 3м, переживший два или более сезона летнего таяния. Лёд почти полностью опреснён и имеет голубой цвет.
К удивительным явлениям Арктики относится так называемая «мёртвая вода».
Эффект «мертвой воды» в арктических морях возникает при нахождении судна на границе слоёв вод с различной плотностью, корабль мгновенно снижает или вовсе теряет скорость. Впервые с таким явлением столкнулся норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен, совершавший в 1893 году плавание по Баренцеву морю.
27 февраля каждый год отмечают международный день жителя Арктики -- белого медведя.
Северный полюс.
В 1909 году во время своей восьмой экспедиции к полюсу Роберт Пири вместе с пятью носильщиками-эскимосами достиг своей цели – дошёл до Северного полюса.
Он был истинным фанатиком Севера. В своих путешествиях он потерял шесть пальцев. А когда 6 июля 1908 года он достиг Северного полюса, записал в своём дневнике: «Я на полюсе! Мечта трёх Столетий и 23-х лет моей жизни достигнута».
В 1977 году атомный ледокол «Арктика» в Свободном плавании достиг Северного полюса. Капитан – Ю.С. Кучиев.
Дмитрий Шпаро возглавил первую лыжную экспедицию «Комсомольской правды», которая длилась долгих 76 дней: с 16 марта по 31 мая 1979 года.
Летом 2007 года Артур Чилингаров возглавил высокоширотную арктическую глубоководную экспедицию, в ходе которой осуществил погружение в точке географического Северного полюса на глубоководных обитаемых аппаратах «МИР». Глубина погружения составила 4261 м.
Физкультминутка. Упражнения с элементами психогимнастики.
- Упражнение «Будильник» (точки мозга).
Большим и указательным пальцами одной руки мы массируем две точки мозга, находим их в мягких местах под ключицами близко к грудине, а другую руку кладём на живот и бережно его поглаживаем.
Благодаря стимулированию «точек мозга» достигается включение обоих полушарий.
- Упражнение «Кончики ушей» (Думающая Шапочка).
Указательными и большими пальцами рук вы тянете за края свои уши во внешнюю сторону, как будто хотите их распрямить. Начинаем с верхнего края уха и идём вниз до мочки уха.
Упражнение способствует: повышению внимания, улучшению слуха и речи, активизации памяти.
- Упражнение «Лежащая восьмёрка».
Данное упражнение стимулирует вас на дальнейшую работу.
Чтение текста по цепочке.
21 мая 1937 года – начало работы первой дрейфующей станции «Северный полюс -1» под руководством И.Д. Папанина.
Издавна по студёным северным морям отважные русские поморы прокладывали пути. В 18-19 веках начались научные экспедиции мореплавателей России, открывателей новых земель и создателей первых карт арктических берегов. Но настоящее планомерное изучение и освоение Арктики началось после победы Великой Октябрьской Социалистической Революции. Социализм ставил науку на службу человеку.
В целях транспортного освоения Северного морского пути на побережье появились полярные станции, морские и воздушные порты, построены ледоколы и транспортные суда. Но развитие арктического судоходства было невозможно без изучения водного, атмосферного и ледового режима Ледовитого океана.
Новаторским и дерзновенным способом исследования Арктики стала первая высокоширотная экспедиция 1937 года, высадившая на льдине у Северного полюса всемирно известную станцию «СП-1».
В 1936 году по докладу начальника Главсевморпути академика О.Ю. Шмидта руководство страны приняло решение об организации воздушной экспедиции к полюсу. Работа на станции на дрейфующих льдах суровой Арктики требовала небывалого мужества. Начальником экспедиции на полюс был назначен О.Ю. Шмидт, начальником лётного отряда М.В. Водопьянов, начальником дрейфующей станции «СП-1» -- И.Д. Папанин, сотрудниками станции – опытные полярники-исследователи П.П. Ширшов, Е.К. Фёдоров, радист Э.Т. Кренкель.
С 19 по 25 февраля 1937 года на снежном поле Подмосковья И.Д. Папанин устроил репетицию жизни на льдине: жили в палатке, воду вытапливали из снега, питались полюсными продуктами. Создать базу для воздушной экспедиции на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) Шмидт поручил Папанину.
22 марта 1937 года четыре самолёта с 42 членами экспедиции и грузом вылетели из Москвы.
В ожидании лётной погоды делали промежуточные посадки в Холмогорах, Нарьян-Маре, на льду. 19 апреля самолёты достигли опорной базы на острове Рудольфа.
21 мая 1937 года флагманский самолёт Водопьянова поднялся и взял курс на Северный полюс. На его борту были Шмидт, папанинская четвёрка, кинооператор М. Трояновский, всего 13 человек, а также палатки, продукты, радиостанция, нарты, оружие, приборы.
До 6 июня прилетали остальные три самолёта, выгрузив годичный и страховой запас продовольствия, горючее, инструменты, вещи, включая пишущую машинку, шахматы, карты, книги и даже печать Папанина, которой он штемпелевал письма для отправки в Москву. Оставшимся папанинцам лётчики подарили патефон с пластинками и собаку лайку по кличке Весёлый.
В день отлёта самолётов на Большую Землю на станции устроили митинг, трибуной служили нарты, начальник экспедиции О.Ю. Шмидт выступил с речью и рапортом правительству о достижении Северного полюса. Торжественно был поднят Государственный Флаг СССР.
25 июня лётчики и Шмидт вернулись в Москву, с воодушевлением встретившую героев воздушной экспедиции к полюсу. Многие поэты посвятили им стихи.
А папанинцы остались на станции «СП-1»: пять километров воды под ногами, прикрытых трёхметровым льдом. Размер льдины: 3 км в длину, 5 км – в ширину. Одна палатка, склады, мастерские, мачты радиостанции, ветряк, метеобудка. Начались научные наблюдения, четырежды в сутки папанинцы передавали на материк сведения о погоде.
Работали по 16 часов в сутки, овладевали знаниями. Чтобы подменить товарища, вели дневники. Систематические измерения глубины океана позволили вычертить профиль его дна на пути дрейфа. Папанин стал главным поваром и часами «колдовал» над примусами.
С июня 1937 года по февраль 1938 года папанинцы дрейфовали 274 дня, проделав путь в 2500 км от Северного полюса до Датского пролива у берегов Гренландии. Лётчики И.П. Мазурук и М.И. Козлов с несколькими самолётами базировались на Земле Франца-Иосифа, оберегая папанинцев от неожиданной арктической природы.
На льдине были трещины, сжатие, по мере движения льдина «СП-1» катастрофически уменьшалась, достигнув к февралю 1938 года размеров 50 на 30 метров. Но герои продолжали работать.
На помощь папанинцам спешило сторожевое судно «Мурманец», сквозь шторм пробивались ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман», из Кронштадта шёл ледокол «Ермак». Начала поход подводная лодка, вылетел дирижабль, потерпевший катастрофу.
14 февраля «Таймыр» и «Мурман» приблизились к маленькой льдине героев. 16 февраля самолёт Г.П. Власова сел невдалеке от станции, встретились лётчик и Папанин, а 19 февраля 1938 года 80 моряков с пароходов сняли папанинцев с льдины и погрузили на борт имущество станции.
21 февраля папанинцы и их грузы перешли на борт «Ермака», где их тепло приветствовал О.Ю. Шмидт, и взяли курс на Ленинград.
16 марта ликующий Ленинград устроил митинг в честь героев Арктики, на пути их следования сбрасывали приветственные листовки, о них сообщали радио и газеты, дети стали играть в «папанинцев».
Затем их встречала радостная Москва, где 17 марта в их честь был устроен приём в Кремле, а на экраны вскоре вышел документальный фильм «Папанинцы». Они стали Героями Советского Союза.
Станция «Северный полюс-1» открыла новую эпоху в исследовании Арктики, после войны в 1950 году заработала станция «СП-2», затем десятки следующих, а данные наблюдений «СП-1» вошли в золотой фонд науки и способствовали практическому освоению Арктики.
Наша страна в последнее время последовательно усиливает своё влияние в Арктике. Значимость этого региона объясняется тем, что на континентальном шельфе Арктики располагаются богатые запасы нефти и газа. Контролировать регион важно и для того, чтобы у наших берегов не оказывались вражеские корабли ВМФ. А еще один наш стратегический проект, связанный с Арктическим регионом - Северный Морской Путь.
Арктика – это огромная и экологически чистая территория. Туризм в Русской Арктике имеет большой, не реализованный потенциал. Это индивидуальные и групповые экспедиционные и культурно-познавательные туры, фототуры, рыбалка и охота в нетронутых уголках природы, сплавы по рекам, этно- и экотуризм.
Вывод: Урок «Арктика – фасад России» является уроком – открытием и обобщением знаний одновременно, уроком гуманизма. Он создает образ Арктики -- крупнейшего физико-географического региона мира и России, показывает ее уникальность, специфику, обеспечивает географическое восприятие через эмоциональную сферу.
IV Итог. Сделать выводы по окончанию работы, подвести итоги в достижении целей урока. Дать положительную оценку работы каждого обучающегося.
Думаю, что наш сегодняшний тематический урок географии привлёк ваше внимание к более углублённому самостоятельному изучению данного региона России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арктика - фасад России. Страна льда, тьмы и холода
Все об Арктике: природа, исследование и исследователи, современное освоение...
Урок "Арктика - фасад России"
Урок "Арктика - фасад России"...
Арктика - фасад России.
Всероссийский урок в рамках IX российской молодежной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!...
Методическая разработка по географии "Арктика-фасад России"
В разработке предоставляется материал по исследованию Арктики, ее значении для нашей страны, ресурсах и природе....
Всероссийский урок "Арктика - фасад России" (урок- пресс-конференция)
Арктика – огромные северные пространства Северного-Ледовитого океана, включающие окраины материков Евразии и Северной Америки. Ледяная, холодная, и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так. Арк...
Арктика- фасад России
Презентация "Арктика- фасад России" даёт представление и расширяет знания школьников о северном физико-географическом районе планеты Земля....
Конспект урока по географии Арктика - фасад России
Конспект урока по географии Арктика - фасад России...