Конспект тематического урока географии «Арктика – фасад России»
план-конспект урока по географии (8 класс)

Кузько Наталья Александровна

Конспект тематического урока  географии «Арктика – фасад России»

в рамках Всероссийского образовательного проекта

«Большая арктическая экспедиция»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_tematicheskogo_uroka_po_geografii.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тематического урока  географии «Арктика – фасад России»

в рамках Всероссийского образовательного проекта

«Большая арктическая экспедиция»

        Цели:

1) дидактические: обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся об особенностях природы Арктики, истории её исследования, задачах современного освоения; привлечь внимание обучающихся с интеллектуальными нарушениями к изучению этого региона России, к самостоятельному чтению замечательных страниц истории географического открытия и освоения экстремального по природным условиям района Земли;

2)  коррекционно-развивающие: коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого как способ развития логического мышления; формирование у обучающихся с ОВЗ умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения, грамотно выражать географические идеи;

3)  воспитательные: воспитание мотивации к обучению через формирование интереса к изучаемому предмету; способствовать воспитанию культуры межличностного общения, трудолюбия, ответственности.

         Оборудование: политическая карта мира, дидактический материал, ИКТ.

Ход урока.

I  Организационный момент. Эмоциональный настрой обучающихся.

Там, где море холодное очень,
И - куда ни посмотришь - снега,
Где полгода - полярные ночи,
Где свирепствует злая пурга -
Там на льдинах дрейфуют медведи
В белых шубах, с морскою душой -
Им Полярная звёздочка светит,
И медведица в небе - ковшом.

Сегодня у нас с вами необычное занятие, мы проводим тематический урок на тему «Арктика – фасад России», который проходит в рамках Всероссийского образовательного проекта «Большая арктическая экспедиция», посвящённого 80-летию со Дня организации первой российской дрейфующей экспедиции «Северный полюс-1» под руководством легендарного полярника И.Д. Папанина.

(Что вам известно об И.Д. Папанине? В каком году была совершена первая большая арктическая экспедиция (1937), сколько дней она длилась (274)?)

Цель нашего урока: повторить и систематизировать полученные вами знания на уроках географии об особенностях природы Арктики и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли, а также мне хотелось бы привлечь ваше внимание к более углублённому самостоятельному изучению данного региона России.

Записи в тетради. 16.05.17г. Тема: Арктика – фасад России.

Словарь: дрейфующий, экспедиция.

II  Актуализация опорных знаний.

  1. Как вы представляете себе Арктику? (Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен.)
  2. Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой природной зоне? (Здесь долгая холодная зима, которая длится почти 9 месяцев, температура воздуха опускается до – 50- 60 градусов; короткое холодное лето с максимальной температурой воздуха +7 - 10 градусов и длится около трёх месяцев).
  3. Какие явления природы можно наблюдать в Арктике? (В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день; зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно).
  4. Как же к таким условиям приспособились обитатели Севера? Скажите, обитают ли там представители животного и растительного мира? (Да, обитают. Моржам и тюленям не даёт замёрзнуть толстый слой подкожного жира, густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Полярные белые медведи – самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает).

    (Ещё на скалистых берегах есть «птичьи базары», где гнездятся множество морских    птиц: топорики, кайры, тупики, чайки, по побережью живут утки и гуси, гаги – у них мягкий тёплый пух).

5) Как называется остров, на котором расположен Арктический заповедник?

(На острове Врангеля расположен Арктический заповедник.)  

  1. Какие меры приняты для защиты природы Арктики? (Для защиты природы Арктики приняты следующие меры: ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары»).
  2. Задания. Порты морей Северного Ледовитого океана.

1. Город-порт, расположенный на берегу Баренцева моря. (Мурманск)

     2. Город-порт, расположенный на берегу Белого моря. (Архангельск)

     3. Главный порт Карского моря. (Диксон)

     4. Город-порт на побережье моря Лаптевых. (Тикси)

         Растения и животные Арктики.

  1. Морская птица. (Чайка)
  2. Крупное морское животное, у которого есть острые клыки-бивни. (Морж)
  3. Пух птицы, который используется для утепления одежды. (Гагачий)
  4. Птица. Которая хорошо плавает. (Гагара)
  5. Опасный хищник зоны арктических пустынь. (Белый медведь)
  6. Многочисленные подводные растения. (Водоросли)
  7. Природная зона в бескрайних ледяных просторах Северного Ледовитого океана.              (Арктика)  

III  Сообщение новых знаний.

Территория Арктики занимает примерно шестую часть Земли.   Жизнь здесь кажется почти невозможной: вечная мерзлота, морозы за минус шестьдесят, ураганные шквалистые ветры. Однако, вот уже более 8 тысяч лет здесь живут люди (Слайд 3).

История открытия, исследования и освоения Арктики полна ярких, значимых, порой драматических событий.

 Природа Арктики уникальна. Чудеса этого региона поражают своими масштабами: ледяные торосы и плавающие льдины, ледяные цветы, полярные день и ночь (Слайд 5-7).

Но наибольшее впечатление на человека оказывает полярное сияние (Слад 8).

За последние десятилетия Арктика неузнаваемо изменилась. В этом регионе работает больше десятка международных экспедиций, полярные станции и радиометцентры.  (Слайд 9-10).

В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, Мурманск, Норильск, крупные промышленные предприятия; через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути.

Арктика поделена на 5 секторов ответственности между Россией, США (Аляска), Норвегией (Шпицберген), Канадой и Данией (Гренландия).

Площадь Арктики составляет примерно 27 млн. квадратных километров.

Южная граница Арктики совпадает с южной границей тундры, иногда границу Арктики ограничивают с юга Северным Полярным кругом.

История исследования.

Первый международный полярный год проходил с августа 1882 года по август 1883 год. В исследованиях Арктики одновременно приняли участие учёные России, Швеции, Норвегии, Финляндии, Голландии, Дании, Англии, Канады, Германии, Астро-Венгрии, Франции, США.

В первой половине XVI века появилась первая карта бассейна Ледовитого океана, составленная по чертежу Д.Герасимова.

Полярный исследователь Фритьоф Нансен, который называл Арктику «Страной ледяного ужаса»,  достиг Северного полюса на корабле «Фрам» 8 апреля 1895 года.

В 1937 году начала свою работу первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс –1», которую возглавил выдающийся исследователь Арктики И.Д. Папанин. Экспедиция продлилась 274 дня, пройдя более 2500 км. Учёные собрали уникальные материалы по океанографии, метеорологии, биологии и географии.

Природа Арктики.

С точки зрения климата в пределах «земли полуночного Солнца» средняя  температура июля не превышает +10 градусов, а зимой понижается до – 50-60 градусов.

Здесь можно наблюдать такое природное явления как паковый лёд.

Паковый лёд – это многолетний арктический лед, толщиной не менее 3м, переживший два или более сезона летнего таяния. Лёд почти полностью опреснён и имеет голубой цвет.

К удивительным явлениям Арктики относится так называемая «мёртвая вода».

Эффект «мертвой воды» в  арктических морях возникает при нахождении судна на границе слоёв вод с различной плотностью, корабль мгновенно снижает или вовсе теряет скорость. Впервые с таким явлением столкнулся норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен, совершавший в 1893 году плавание по Баренцеву морю.

27 февраля каждый год отмечают международный день жителя Арктики -- белого медведя.

Северный полюс.

В 1909 году во время своей восьмой экспедиции к полюсу Роберт Пири  вместе с пятью носильщиками-эскимосами достиг своей цели – дошёл до Северного полюса.

Он был истинным фанатиком Севера. В своих путешествиях он потерял шесть пальцев. А когда 6 июля 1908 года он достиг Северного полюса, записал в своём дневнике: «Я на полюсе! Мечта трёх Столетий и 23-х лет моей жизни достигнута».

В 1977 году атомный ледокол «Арктика» в Свободном плавании достиг Северного полюса. Капитан – Ю.С. Кучиев.

Дмитрий Шпаро возглавил первую лыжную экспедицию «Комсомольской правды», которая длилась долгих 76 дней: с 16 марта по 31 мая 1979 года.

Летом 2007 года Артур Чилингаров возглавил высокоширотную арктическую глубоководную экспедицию, в ходе которой осуществил погружение в точке географического Северного полюса на глубоководных обитаемых аппаратах «МИР». Глубина погружения составила 4261 м.

Физкультминутка. Упражнения с элементами психогимнастики.

  1. Упражнение «Будильник» (точки мозга).

Большим и указательным пальцами одной руки мы массируем две точки мозга, находим их в мягких местах под ключицами близко к грудине, а другую руку кладём на живот и бережно его поглаживаем.

Благодаря стимулированию «точек мозга» достигается включение обоих полушарий.

  1. Упражнение «Кончики ушей» (Думающая Шапочка).

Указательными и большими пальцами рук вы тянете за края свои уши во внешнюю сторону, как будто хотите их распрямить. Начинаем с верхнего края уха и идём вниз до мочки уха.

Упражнение способствует: повышению внимания, улучшению слуха и речи,  активизации памяти.

  1. Упражнение «Лежащая восьмёрка». 

     Данное упражнение стимулирует вас на дальнейшую работу.

Чтение текста по цепочке.

21 мая 1937 года – начало работы первой дрейфующей станции «Северный полюс -1» под руководством И.Д. Папанина.

Издавна по студёным северным морям отважные русские поморы прокладывали пути. В 18-19 веках начались научные экспедиции мореплавателей России, открывателей новых земель и создателей первых карт арктических берегов. Но настоящее планомерное изучение и освоение Арктики началось после победы Великой Октябрьской Социалистической Революции. Социализм ставил науку на службу человеку.

В целях транспортного освоения Северного морского пути на побережье появились полярные станции, морские и воздушные порты, построены ледоколы и транспортные суда. Но развитие арктического судоходства было невозможно без изучения водного, атмосферного и ледового режима Ледовитого океана.

Новаторским и дерзновенным способом исследования Арктики стала первая высокоширотная экспедиция 1937 года, высадившая на льдине у Северного полюса всемирно известную станцию «СП-1».

В 1936 году по докладу начальника Главсевморпути академика О.Ю. Шмидта руководство страны приняло решение об организации воздушной экспедиции к полюсу. Работа на станции на дрейфующих льдах суровой Арктики требовала небывалого мужества. Начальником экспедиции на полюс был назначен О.Ю. Шмидт, начальником лётного отряда М.В. Водопьянов, начальником дрейфующей станции «СП-1» -- И.Д. Папанин, сотрудниками станции – опытные полярники-исследователи П.П. Ширшов, Е.К. Фёдоров, радист Э.Т. Кренкель.

С 19 по 25 февраля 1937 года на снежном поле Подмосковья И.Д. Папанин устроил репетицию жизни на льдине: жили в палатке, воду вытапливали из снега, питались полюсными продуктами. Создать базу для воздушной экспедиции на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) Шмидт поручил Папанину.

22 марта 1937 года четыре самолёта с 42 членами экспедиции и грузом вылетели из Москвы.

В ожидании лётной погоды делали промежуточные посадки в Холмогорах, Нарьян-Маре, на льду. 19 апреля самолёты достигли опорной базы на острове Рудольфа.

21 мая 1937 года флагманский самолёт Водопьянова поднялся и взял курс на Северный полюс. На его борту были Шмидт, папанинская четвёрка, кинооператор М. Трояновский, всего 13 человек, а также палатки, продукты, радиостанция, нарты, оружие, приборы.

До 6 июня прилетали остальные три самолёта, выгрузив годичный и страховой запас продовольствия, горючее, инструменты, вещи, включая пишущую машинку, шахматы, карты, книги и даже печать Папанина, которой он штемпелевал письма для отправки в Москву. Оставшимся папанинцам лётчики подарили патефон с пластинками и собаку лайку по кличке Весёлый.

В день отлёта самолётов на Большую Землю на станции устроили митинг, трибуной служили нарты, начальник экспедиции О.Ю. Шмидт выступил с речью и рапортом правительству о достижении Северного полюса. Торжественно был поднят Государственный Флаг СССР.

25 июня лётчики и Шмидт вернулись в Москву, с воодушевлением встретившую героев воздушной экспедиции к полюсу. Многие поэты посвятили им стихи.

А папанинцы остались на станции «СП-1»: пять километров воды под ногами, прикрытых трёхметровым льдом. Размер льдины: 3 км в длину, 5 км – в ширину. Одна палатка, склады, мастерские, мачты радиостанции, ветряк, метеобудка. Начались научные наблюдения, четырежды в сутки папанинцы передавали на материк сведения о погоде.

Работали по 16 часов в сутки, овладевали знаниями. Чтобы подменить товарища, вели дневники. Систематические измерения глубины океана позволили вычертить профиль его дна на пути дрейфа. Папанин стал главным поваром и часами «колдовал» над примусами.

С июня 1937 года по февраль 1938 года папанинцы дрейфовали 274 дня, проделав путь в 2500 км от Северного полюса до Датского пролива у берегов Гренландии. Лётчики И.П. Мазурук и М.И. Козлов с несколькими самолётами базировались на Земле Франца-Иосифа, оберегая папанинцев от неожиданной арктической природы.

На льдине были трещины, сжатие, по мере движения льдина «СП-1» катастрофически уменьшалась, достигнув к февралю 1938 года размеров 50 на 30 метров. Но герои продолжали работать.

На помощь папанинцам спешило сторожевое судно «Мурманец», сквозь шторм пробивались ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман», из Кронштадта шёл ледокол «Ермак». Начала поход подводная лодка, вылетел дирижабль, потерпевший катастрофу.

14 февраля «Таймыр» и «Мурман» приблизились к маленькой льдине героев. 16 февраля самолёт Г.П. Власова сел невдалеке от станции, встретились лётчик и Папанин, а 19 февраля 1938 года 80 моряков с пароходов сняли папанинцев с льдины и погрузили на борт имущество станции.

21 февраля папанинцы и их грузы перешли на борт «Ермака», где их тепло приветствовал О.Ю. Шмидт, и взяли курс на Ленинград.

16 марта ликующий Ленинград устроил митинг в честь героев Арктики, на пути их следования сбрасывали приветственные листовки, о них сообщали радио и газеты, дети стали играть в «папанинцев».

Затем их встречала радостная Москва, где 17 марта в их честь был устроен приём в Кремле, а на экраны вскоре вышел документальный фильм «Папанинцы». Они стали Героями Советского Союза.

Станция «Северный полюс-1» открыла новую эпоху в исследовании Арктики, после войны в 1950 году заработала станция «СП-2», затем десятки следующих, а данные наблюдений «СП-1» вошли в золотой фонд науки и способствовали практическому освоению Арктики.

Наша страна в последнее время последовательно усиливает своё влияние в Арктике. Значимость этого региона объясняется тем, что на континентальном шельфе Арктики располагаются богатые запасы нефти и газа. Контролировать регион важно и для того, чтобы у наших берегов не оказывались вражеские корабли ВМФ. А еще один наш стратегический проект, связанный с Арктическим регионом - Северный Морской Путь.

Арктика – это огромная и экологически чистая территория. Туризм в Русской Арктике имеет большой, не реализованный потенциал. Это индивидуальные и групповые экспедиционные и культурно-познавательные туры, фототуры, рыбалка и охота в нетронутых уголках природы, сплавы по рекам, этно- и экотуризм. 

Вывод: Урок «Арктика – фасад России» является уроком – открытием и обобщением знаний одновременно, уроком гуманизма. Он создает образ Арктики -- крупнейшего физико-географического региона мира и России, показывает ее уникальность, специфику, обеспечивает географическое восприятие через эмоциональную сферу.

IV Итог. Сделать выводы по окончанию работы, подвести итоги в достижении целей урока. Дать положительную оценку работы каждого  обучающегося.

Думаю, что наш сегодняшний тематический урок географии привлёк ваше внимание к более углублённому самостоятельному изучению данного региона России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арктика - фасад России. Страна льда, тьмы и холода

Все об Арктике: природа, исследование и исследователи, современное освоение...

Урок "Арктика - фасад России"

Урок "Арктика - фасад России"...

Арктика - фасад России.

Всероссийский урок в рамках IX российской молодежной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!...

Методическая разработка по географии "Арктика-фасад России"

В разработке предоставляется материал по исследованию Арктики, ее значении для нашей страны, ресурсах и природе....

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" (урок- пресс-конференция)

Арктика – огромные северные пространства Северного-Ледовитого океана, включающие окраины материков Евразии и Северной Америки. Ледяная, холодная, и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так. Арк...

Арктика- фасад России

Презентация "Арктика- фасад России" даёт представление и расширяет  знания школьников о северном физико-географическом районе планеты Земля....

Конспект урока по географии Арктика - фасад России

Конспект урока по географии Арктика - фасад России...