Разработка урока по географии для 8 класса по теме "Реки"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Шаяхметова Гульчачак Рауфовна

Виды работ,используемые на уроке -проблемные ситуации.Это определение видов притоков,характеристика рек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki.docx180.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Шибашская основная общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

                                                Шаяхметова Гульчачак Рауфовна

                                                учитель географии, биологии

                                                I квалификационной категории

                                                МБОУ  «Шибашская  ООШ»

                                                Алькеевского муниципального

                                                района Республики Татарстан

                                                 2016 год

Урок по  географии в 6 классе по теме: « Реки»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: расширение и углубление знаний о водах суши - реках.

Задачи урока:

Образовательные: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомить с крупнейшими реками России, мира.

Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек
Развивающие: Уметь называть, показывать реки мира, России, мира.

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников

Планируемые результаты:

А) Предметные: сформировать представление о реке, ее составных частях, частях речной системы , видах рек относительно рельефа, о порогах и водопадах.

Б) Метапредметные: формирование компетенций в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.

В) Личностные: повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

А) Личностных– осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.

Б) Познавательных- поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых коррективы в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Г) Коммуникативных - умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему

6. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.

7. Средства обучения:

физическая карта полушарий, макет "Водораздел", атласы,

учебники Герасимовой Т. П., Неклюковой Н. П. География. Начальный курс. М.: 2007

проектор мультимедиа, презентация ,тетрадь.

Ход урока

I.Организационный момент 

Здравствуйте, дети!Все пришли на урок? Все ли готовы к уроку?

Сегодня урок наш — о самом важном на свете.

Прошу вас быть внимательными.

II. Проверка домашнего задания

1. Перечислите условия образования подземной воды.

2. Работа на карточках. (3-4 ученика).

3. Географический диктант.  (Слайд №2).

Сейчас мы проведем диктант.

Список слов с буквами вам уже дан.

Я буду вам определенья читать,

А вы — буквы ответов писать.

На слайде слова (не по порядку):

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …

А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются …

Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известняках) называются …

В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется …

Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …

Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах , в оврагах, речных долинах называются …

Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …

Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …

З. подземной водой

Ответы: 1.З; 2.Е; 3. Д; 4.Г: 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А. (Слайд №3).

Давайте, ребята, сразу проверим, поменяйтесь тетрадями, проверим своего друга

III. Изучения новой темы

Вода – одно из начал существования всего живого на Земле.  «Вода! У тебя нет  ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель.(Слайд №4).

Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.

  • Течет, течет – не вытечет;
    Бежит, бежит – не выбежит.
  • Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит.
  • Между гор, между дол
    Бежит белый конь.

Молодцы, ребята, вы уже поняли, что тема урока: «Реки». (Слайд№5).Итак, открываем тетради, записываем тему (пока дети пишут, учитель ставит цели урока)

Мы сегодня: должны выяснить что такое река, её части, строение Научиться описывать строение реки. Научиться определять устье, исток, притоки реки, бассейны, системы, водоразделы по карте. Раскрыть взаимосвязи между рельефом, горными породами и текучими водами. Познакомиться с крупными реками мира и России.

Проблемный вопрос: Почему реки текут?

Слушайте внимательно Объяснение мое, Было бы желательно, Чтобы вы запомнили все.

Сколько их на нашей планете, больших и малых? Много, очень много. Они словно голубой сеткой покрывают Землю.

  • Самая длинная река мира - Нил (Африка) -6671 м
  • Самая полноводная в мире - Амазонка (Ю. Америка) - 7,2 млн. кв. км
  • Самая длинная у нас в стране - Обь с Иртышом  - 5410 км
  • Самая полноводная в нашей стране – Енисей -годовой сток 642 куб. км
  • Самая длинная река КБР  - Малка- 216 км

(Дети находят эти реки в атласах и показывают на карте у доски.)

Далеко не все реки нанесены даже на карты. Между тем человек, как правило, селился по их берегам, с ними была связана его жизнь во всех проявлениях - они его кормили, поили, были объектом духовного освоения. Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды. Много красивых, прекрасных строк им посвятили поэты ( Выступают дети)

'О! Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя как я?!' (Некрасов)
 
'Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.' (Лермонтов)

Разные чувства реки вызывали у поэтов, писателей, художников. В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

А теперь давайте сравним  наши определения с научным и запишем его в тетрадь (слайд№6).

Нам ребята встретилось новое слово «русло», давайте рассмотрим схему и дадим ему определение (слайд №7).

   Река состоит из истока, русла, устья и притоков. Изобразим в тетради схему реки. И расставим ее составные части. Ребята если вам сложно это сделать обратитесь к тексту параграфа №30 пункт 1                    (ученик работает у доски со схемой)

Один ученик работает у доски. На ней изображена река:

     Подписать: исток, устье, русло, приток: (Слайд №8).

                 

                                                                               горы    

                           озеро

                                                 исток                             приток

                             главное русло

  • Дайте определение терминов: ИСТОК, ПРИТОК, УСТЬЕ, РУСЛО.

По мере определения терминов на доску помещаются таблички с определениями терминов:

  • Исток – начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.
  • Устье – место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, море, озеро, водохранилище.
  • Русло – самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.
  • Приток – водоток, впадающий в другой, по отношению к этому, другому.

Существуют различные виды устьев:

  • Эстуарии – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.
  • Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. 
  • Запись в тетради делается в виде схемы:

Лена

Енисей

Волга

Темза

Миссисипи

Св. Лаврентия

Давайте проверим, как вы справились с работой.

А теперь запишем определения терминов в тетрадь.

     (слайд №9 с терминами)

Работа в группах.

Задание для 1 группы: Найдите на карте примеры истоков и устьев рек

Задание для 2 группы: Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии

А что такое речная система? 

  • Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система? Вернёмся к рисунку. Нам его следует дорисовать.
  • Где берёт начало главная река? (В озере)
  • Где берёт начало приток? (В горах – ледники)
  • Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике)
  • Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота:(Слайд№10).                                                                                                горы    

                           озеро

                                                         

                                                   исток                

болото                                                                                                родник

                                                                                         

         

                                                главное русло

  • Сколько всего  притоков получилось? (Три)

Как их будем различать? 

Работаем дальше со схемой.

  1. Как определить, куда течет река?
  2. Как это узнать по карте?
  3. Как найти правые и левые притоки?
  4. Как быть если, притоков много как их различить?

(притоки 1,2,3, порядка)

Ученики выдвигают версии до тех пор, пока не скажут, что есть левые и правые притоки?

  • Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева, – то левый)
  • Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и из родника. Что вы можете сказать о них? (Они левые)
  • У вас не возникает вопрос: как их различить, если они оба левые?
  • Один из них первого порядка, а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым – первого порядка, тот, который впадает в приток первого порядка – второй)

Подпишем притоки:

                                                                                        горы    

                           озеро

                                               

                                                       левый          

                      исток                приток I порядка

болото                                                                                                родник

                                                                                         приток II порядка        

          правый приток

                                              главное русло

Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего рисунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная система.

Речная система – главная река со всеми её притоками.

Поработаем в атласе.

Задание 3: Найдите на карте и назовите притоки Волги

Задание 4: Карта РФ. Найдите р.Обь. Опишите речную систему по плану:

  1. Главная река.
  2. Исток главной реки, устье главной реки.
  3. Левые и правые притоки.
  4. Притоки I,II,II и т.д. порядков.

Ответ:

  1. Обь – главная река.
  2. Исток г.Алтай, в месте соединения р.Бия и Катунь. Устье – Карское море.
  3. Левый приток – Иртыш.
  4. Приток I порядка – Иртыш, II порядка – Ишим.
  • Работа с контурными картами: с. 26, подписать следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.

                        2. Бассейн реки и водораздел

А ТЕПЕРЬ РАБОТАЕМ ПО УЧЕБНИКУ ПАРАГРАФ 30 ПУНКТ №2

  • Выпишите себе в тетрадь, что называется бассейном реки и водоразделом.
  • Чем отличается речная система от бассейна реки?
  • Ребята вот бассейн реки Волги и Оки. Почему воды их рек не смешиваются между собой?
  • Что может быть водоразделом? (горы или возвышенности)

3. Питание и режим реки

Гераклит сказал: «Дважды не войти в

один поток» (Слайд№11) —

И это правда, вода в реке постоянно течет.

За год вода меняется 30 раз.

А питает речку подземный запас.

А еще питает дождь, воды снега и льда.

И характер питания зависит от климата.

Дождем питаются Амазонка и Конго,

Амударья — водами ледниковыми,

А сразу всем питаются Терек и Волга, и Енисей.

От питания реки зависит водный ее режим.

Слово это вам знакомо.

Что, по-вашему, это такое?

Наступает в природе зима, а на реках ледостав.

Покрывается река льдом, но и под ним

Вода течет своим путем.

 Реки замерзают в разное время.

Весной в реки стекает вода

От растаявшего снега и льда.

Они переполняются и заливают водой

Часть речной долины, называемой поймой.

А воды в реке подъем

Всяк половодьем назовет.

Летом становится тепло,

И очень сильно реки мелеют.

И межень наступает в это время.

Но тает снег далеко в горах,

И летом разливается Аму-Дарья.

Осенью часто идут дожди.

Подъем воды в реке, т. е. паводок, жди.

4. Реки равнинные и горные

Различают реки равнинные и горные. (Слайд №12-13).

Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек,  работая  с текстом учебника стр. 91 -92, рис. 57,60 или просмотр видеофильма  «Горные и равнинные реки».

Игра «Географическая почта».Ребята, вам предлагаются листочки со словосочетаниями и вы должны правильно распределить какая особенности характеризуют горные реки, а какие равнинные.

текут быстро; большая скорость; долины узкие; падение большое; текут спокойно;

 небольшая скорость; долины широкие; падение небольшое.

Работа в группах.  1 гр. изучить рис. 61 на стр. 93. Объяснить, как образуются пороги.

2 гр. изучить рис. 62 на стр. 93. Объяснить, как образуются водопады. В каком направлении движутся водопады?

3 гр. Найти на физической карте полушарий водопады, используя их координаты:

  1. 420 с.ш., 780 з.д.
  2. 50 с.ш., 620 з. д.
  3. 180 ю.ш., 260 в. д.

Дополнительный материал для учителя. Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.Река размывает более мягкие породы, а выходы трудноразмываемых твердых пород образуют пороги. Преодолевая их, вода бурлит, пенится, высоко вверх летят брызги, возникают водовороты. На порожистых участках равнинные реки похожи на горные. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада. Водопад не остается на одном месте, он медленно “пятится” вверх по течению реки по мере того, как поток воды неуклонно разрушает ступень. Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.

Самый высокий водопад на Земле – Анхель в Южной Америке, в бассейне реки Ориноко. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья. (Слайд №14).

Задание 5: Найдите на карте этот водопад и определите его географические координаты (для сильных учащихся).

Знаменитый Ниагарский водопад в Северной Америке не относится к к самым высоким, его наибольшая высота всего 51 м, на земле около 20 водопадов высотой более 100 м. Но это один из самых мощных водопадов. Через реку Ниагара проходит вода, вытекающая из великих американских озер. Вода постепенно подтачивает ступень, с которой падает, и водопад отступает вверх по течению реки со скоростью до 1 м в год. Когда ступень достигнет озера Эри, произойдет спуск воды этого озера. (Слайд №15) (Показать эти водопады и Великие американские озера по физической карте мира).

5. Использование рек (слайд№16)

IV. Закрепление

Практическая работа «Описание реки по плану».

1 группа-Волга; 2 группа-Енисей.

Конкурс знатоков:

1. У тебя, краса-река, женское обличье.

    Даже имя у тебя женское, девичье. (Лена.)

2. Ты меня, наверное, знаешь,

    Я сказки Пушкина герой.

Но если «л» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

                          (Елисей – Енисей)

3.  Не приметен ничем, не широк

По просторам Валдайского края

Еле слышно журчит ручеек,

К морю Каспию убегая. (Волга.)

Название, какой реки  у тебя во рту?  (Десна)

Какая река растет на дереве? (Прут)

Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз)

V Домашнее задание. (Слайд №17).

Раздаются индивидуальные карточные задания:

 на «5»:§ 30, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.

             Составить кроссворд по терминам темы.

              Нанести на К/К  крупные реки мира

На «4»: § 30, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.

              Нанести на К/К  крупные реки мира

На «3»: § 30, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.

Рефлексия. (Слайд №18).

Предлагаю дополнить предложения:

  1. Я знаю, что такое …
  2. Я могу …

      3)   Я научился …

VI Итог урока

Вот и к концу пришел урок,

Нам подводить пора итог.

Спасибо за работу, детки,

А я поставлю вам отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии 6 класс "Природные зоны"

Урок посвящен теме "Природные зоны мира",при изучение природных зон детям читаются стихи русских поэтов о разных природных зонах, которые предают уроку ноты лирики. Урок был показан учителям географам...

разработка урока по географии 9 класс коррекционная школа VIII вида по теме таджикистан

урочное планирование по географии 9 класс по теме таджикистан + презентация...

Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

Разработка урока по географии , 8 класс

В разработке я представила  материал о народных промыслах Центральной России...

Разработка урока по географии 7 класса на тему" Географическое положение Северной Америки"

На уроке учащиеся знакомятся с географическим положением Северной Америки, работают с картой, атласами, проводится презентация...

разработка урока по географии 6 класс по теме "Реки "

разработка урока по теме "Реки" , география 6 класс....

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....