разработка урока по географии 6 класс по теме "Реки "
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

логинова наталья сергеевна

разработка урока по теме "Реки" , география 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reki_6_klass.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Реки. Части реки. Речная система.

Цель урока: формирование представлений о реке, её частях, речной системе.

Задачи:

Образовательные

  • Обеспечить усвоение следующих основных понятий, входящих в содержание темы.
  • Продолжить формирование умений работать с картой.
  • Расширить знания учащихся о реках.

Развивающие

  • Развивать речь учащихся
  • Развивать  умение работать с географической картой, доп.источниками информации
  • Развивать умение воспринимать словесную  и наглядную информацию.

Воспитательные

  • Воспитывать желание учиться с интересом, активно
  • Формировать правильное отношение к природе; экологическую культуру  детей;
  • Учить детей – видеть прекрасное в природе

Средства обучения:  учебник,  карта полушарий,  справочный материал,

Ход урока:

1.Орг.момент

2.Вступительное слово  учителя

Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит

Не лес, а шумит

Между гор, между дол

Бежит  белый конь.

Итак, вы поняли, что тема урока – Реки.

3.Новая тема

Посмотрите на карту полушарий. Вы увидите на ней множество голубых нитей, покрывающих  Землю сложным узором. Это реки нашей планеты, жизненные её артерии, по которым словно  кровь в живом организме , пульсируя, движется  вода. Через горы, равнины, леса несут они воды свои – чистые и мутные, студёные и тёплые, пресные и солёные.

Одни реки могучи, полноводны, другие скромны и незаметны, а есть и такие которые словно мотыльки недолговечны и после короткого прилива сил надолго угасают. Реки всегда имели огромное значение для человека.

Выступления детей:

  1. Значение рек

Реки играют большую роль в жизни всех народов. Тысячи лет назад плодородных речных долинах  Нила, Ефрата, Хуанхе, Ганга, Инда, Волги возникли первые на земном шаре очаги земледелия. Народам, жившим на  берегах рек, они казались самыми  большими и главными  на свете: вавилоне считали Ефрат величайшей рекой, азиатские народы были уверены, что Янцзы и Ганг не имеют соперников во всём мире.

Человек для осёдлой  жизни всегда выбирали берега рек. Из первичных небольших поселений впоследствии возникали города. Люди, дружившие  с рекой, всегда  находили в ней защиту от врагов. Для них она была дорогой в соседние страны, границей, отделявшей одно племя или одно государство от другого, или местом, где брали воду для питья. Река орошала поля, двигала колёса мельниц, а позже давала электрическую энергию городам, сёлам, промышленным предприятиям.

  1.  Исторические события на  берегах рек.

Много исторических событий произошло на берегах рек.  На берегах реки Волга бушевали народные восстания против богачей и угнетателей. В годы ВОВ советские войска  на волжских берегах нанесли сокрушительный удар фашисткой армии, который во многом предрешил нашу победу в мирное время. Вот одна из страниц  волжского прошлого: угнетённые стяжательством богатеев, согнанные с земель, голодные и обездоленные, шли приволжские крестьяне к  великой реке. Здесь сбивались они в артели и день-деньской тянули баржи по Волге и в дождь, и в снег, при зное и холоде. (Картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге.»)  Вспомните Некрасова:

Выдь на Волгу, чей стон раздаётся

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовётся

То бурлаки идут бечевой!

Волга, Волга весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля.

«Рекой печали» называли Лену при царизме. Много человеческих страданий видели утёсы и лесные великаны  глухих мест. В долгой  ссылке томились здесь лучшие сыны русского народа. Остроги и тюрьмы при царизме росли на Лене, как грибы. На Лене очень часто можно было видеть  баржи с зарешеченными люками. Из них высаживали и вели под конвоем истощённых и обросших политических каторжан

Наш народ любит реки и это нашло отражение  в литературе, фольклоре, поэзии.

О, Волга! … Колыбель моя!

Любил ли кто тебя как я?

                 Н.А. Некрасов

Кормилица ты наша, мать родная

Ты нас поишь и кормишь и лелеешь! -  так высказал думы народа о Волге русский писатель А.Н.Островский

Шуми, Амур

Шуми отец наш

Таёжная река,

Родная дорогая!

А в старой казацкой песне  говорится:

Ты кормилец наш, Дон Иванович

Про тебя бежит слава  добрая

Слава добрая, речь хорошая….

Известный кинорежиссёр  А.Довженко так вспоминал свою реку детства: « Река моя, жизнь моя, люблю я  воду твою ласковую, животворящую и берега твои чистые, и всех людей, что трудятся на твоих берегах. Кланяюсь тебе за ласку, за богатство, что дала ты моему сердцу, за то что глядя на тебя делаюсь я добрым, человечным и счастливым, что могу любить  тебя всю жизнь. Река моя – душа моего народа.

В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как Волга- матушка, Амур – батюшка, Енисей – богатырь, Ока – красавица, Обь – бабушка.

Много великих художников  изображали в своих картинах реки. (посмотреть картины)

О реках слаживали песни. (прослушивание песен)

Все вы в своей жизни видели реки, подумайте и попробуйте дать определение понятию река.  Заслушать варианты детей, затем сверить с определением в учебнике.

Работа с рис. «Строение речной долины» Выписать в тетрадь части речной долины:

-русло -  самая низкая часть речной долины, выработанная и занятая водным потоком;

-пойма (русск. поймать, заливать водой) – часть дна речной долины, заливаемая водой в половодье;

-речная долина – созданные водотоками вытянутые углубления на земной поверхности;

Каждая река имеет начало – исток. Где река может взять начало? (ответы детей, зарисовка схемы  в тетради).

                                  1.  Не приметен ничем, не широк,

По просторам Валдайского края

Еле слышно журчит ручеёк,

Меж каменьями путь выбирая.

То он моет прибрежный песок,

То внезапно в кустах пропадает,

И не знает ещё ручеёк,

Что его впереди ожидает.

Сколько вёрст ему надо пройти,

Сквозь какие преграды пробиться,

Сколько рек с ним сольётся в пути,

Сколь чаек над ним закружится.

Сколько долгих минует годов,

Сколько волн разойдётся кругами,

сколько встанет больших городов

Над крутыми его берегами.

Показать реку Волга на карте. Древние греки называли «Ра» (щедрая), финские племена  «светлая», арабы – Итиль (река рек).

2.От заснеженных вершин Алтайских гор, преодолевая на протяжении нескольких тысяч километров обширные степи, дремучие  таёжные леса, необозримые болотные массивы и тундровые равнины, несёт к Северному Ледовитому  океану свои воды могучая сибирская река Обь. «Русской Амазонкой» назвал её писатель Елпатьевский.  Эти две могучие реки весьма схожи между собой: обе берут начало на гребнях высоких гор и на большей части своего пути протекают по самым большим на Земле низменностям, занятым лесами и болотами.

…Родная – как ещё теплее

О тебе в стихах сказать смогу?

Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу,

Летом вся блестя, зимой – белея,

В твёрдом льду и дымчатом снегу.

Знать, не зря кормилицей назвали

Мы тебя не раз, не раз твоею лишь

Добротой мы, ханты, выживали…

И богатства перечтёшь едва ли

Те, что за пазухой хранишь.

Лишь с весной освободятся воды,

Ты подъемлешь баржи, теплоходы,

Островами движутся плоты…

Города, посёлки и заводы

На себе на север тащишь ты…

Обь-двурогая река.  Она берёт начало двумя ветвями: левый  исток- река Катунь – от ледника на вершине  Алтая – г.Белухе, Бия – правая ветвь из живописного  Телецкого озера.

На земле есть самое глубокое озеро Байкал. В древние времена там, где ныне катит воды  Байкал, жил себе богатырь  с дочерью Ангарой. Красивее  девушки не было во всём мире. Жила она в хрустальном  дворце в подводном царстве. Услышала  она однажды Ангара о красавце –юноше Енисее, полюбила его. Но отец решил выдать за богатого соседа Иркута. Однажды Ангара решительно запротестовала,  не захотела  стать женой старика. Отец посадил непокорную дочь под замок и приказал стеречь её. Ангара начала умолять богов помочь ей и освободить её. Боги решили помочь девушке, они приказали помочь девушке. Они приказали рекам и ручьям размыть стены хрустального дворца и выпустить пленницу на свободу.

Проснулся старик Байкал от шума , бросился за беглянкой. Но разве может он догнать  проворную дочь? Схватил Байкал  каменную глыбу, швырнул вслед  Ангаре, но не попал. С того времени  этот кусок  скалы остался лежать на месте выхода  Ангары из озера и называют его люди Шаманским камнем.  Обозлённый отец  бросал и бросал  обломки  скал в убегавшую Ангару. Но Ангара  даже не оглянулась на отца. Устал старик, сел на камень и заплакал. А Ангара  на пятый день  добежала до Енисея, прижалась к нему и они вместе отправились к холодному морю.

Каждая река имеет место впадения в другую реку, озеро, море – устье.

Существуют  различные виды устьев:  эстуарии, дельты (разбор понятий)

А также реки имеют притоки: левый и правый. Рассказать как правильно показать реку на карте и определить правы и левый приток.

Река со всеми притоками образует речную систему.

Работа с картой:

1.Определение притоков для р.Камы, Оби, Енисея.

2.описание речной  системы по плану: гл.река, исток, устье, притоки.

Работа с таблицами приложения: Крупные реки мира. Крупные реки Забайкальского края. (таблицы у каждого на парте),показ рек на карте.

Крупнейшие реки мира

Название реки

Длина, км

Где находятся

1

Нил с Кагерой

6671

Африка

2

Миссисипи  с Миссури

6420

Северная Америка

3

Амазонка  с Мараньоном

6400

Южная Америка

4

Янцзы

5800

Азия

5

Обь с Иртышом

5410

Азия

6

Хуанхэ

4845

Азия

7

Миссури

4740

Северная Америка

8

Амур с Аргунью

4440

Азия

9

Лена

4400

Азия

10

Волга

3531

Европа

Реки  Забайкальского края

Название реки

Длина реки,км

Исток

1

Амур

2824

Слияние Шилки и Аргуни

2

Аргунь

1620

Зап.склон хребта Большой Хинган

3

Шилка

560

Слияние Ингоды и Онона

4

Витим

1837

Восточный склон Икатского хребта

5

Олёкма

1436

Северо-западный склон Муройского хребта

6

Чара

851

Оз. Большое Леприндо

7

Хилок

840

Оз.Шакша

8

Чикой

769

Склон Чикоканского хребта

9

Ага

167

Слияние рек Урда – Ага, Хойто –Ага

10

Ингода

708

Склон г.Сохондо

А сейчас мы вернёмся к началу урока. Мы начали с творчества поэтов, художников. Какие вы приготовили загадки, стихотворения о реках? (ответы учащихся).

Закрепление.

1.Отгадать реку и показать на карте.

Я – сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником Земли.

             Лена-Луна

Траве, конечно, я сродни

Себя в конюшне часто вижу,

Но «о» на «а» перемени

И потеку я по Парижу

Сено- Сена

Я укрываю самолёты

Когда кончаются полёты,

Но ты поставь союз за мной

И стану бурной я рекой.

Ангар- Ангара.

Могучая река – меж берегов струится

Но «и»  к реке прибавь

Вспорхнёт над нею птица

Волга-Иволга

На дне реки в прохладной тьме

Скрываюсь я века

Но вот ты «Н» добавил мне

И я уже река.

Ил- Нил.

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой

Но если «я» на «н» сменяешь

Сибирской стану я рекой.

Елисей – Енисей

2.Я читаю вам, вы прислушайтесь к словам, может лишние попали, докажите как узнали:

А)исток, устье, вершина

Б)речная система, приток, кратер

В)Нил, Амазонка, Волга, Анды

 3.В контурных картах подписать следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил. Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

Д/З   параграф 30 ( 1 пункт)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии "Климат Африки" 7 класс

Урок составлен  с использование технологии личностно-ориентированного обучения.Цель урока: 1.     Определить особенности климата материка Африка, установить роль кл...

Методическая разработка урока в 6 классе по географии"Путешествие на воздушном шаре"

    В данной работе предлагается методика проведения урока в 6классе в курсе «География» при изучении темы «Атмосфера» (уроки : атмосфера и ее строение, атмосферные осадки, атмо...

Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Ветер"

1. Знакомство с понятием «ветер».2 Сформировать представление об образовании ветра, роль ветра, познакомить с видами ветров ( с местными ветрами )  3. Развивать умения чертить розу ве...

Зачет-игра по теме «Природа России» (методическая разработка урока по географии в 8 классе)

Цель:обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Основные ЗУН:  Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, прим...

Разработка урока по географии 6 класс "Природные зоны"

Урок посвящен теме "Природные зоны мира",при изучение природных зон детям читаются стихи русских поэтов о разных природных зонах, которые предают уроку ноты лирики. Урок был показан учителям географам...

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"

Методическая  разработоа  урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...