урок-путешествие
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

урок-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.59 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:

География

Класс 5

Тема урока Путешествия морских народов

Цель урока

Создать условия для формирования представлений учащихся о роли путешественников в изучении Земли. Организовать совместную деятельность по изучению эпохи становления географии.

Формировать умение правильно выражать свои мысли.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Предметные : Формирование представлений о путешествиях морских народов. Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Личностные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, развитие внимания. творческого мышления

Методы обучения

Частично поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Коллективная , индивидуальная, групповая.

Средства обучения

Карты Мира, Европы , компьютер, учебник, словари.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Добрый день друзья! Я приветствую вас и предлагаю начать нашу работу

Отвечают на приветствие

Взаимодействуют с учителем слушание

Прогнозируют результат

2. Постановка цели и задач урока

Сегодня мы продолжаем путешествие по Земле взглядом из прошлого.

Как люди в древности представляли Землю? Почему у них поменялось представление о форме Земли? Приведите примеры подтверждающие, что Земля имеет форму шара. Могли ли люди в древности совершать кругосветные путешествия? Мы с вами уже познакомились с путешествиями Тура Хейердала, который прошёл путями людей каменного века и доказал возможность заселения древними людьми островов Тихого океана. Мы познакомились с путешествиями финикийцев. Чем они прославились? Первыми обогнули Африку.

Викинги - это люди моря. мы можем определить тему сегодняшнего урока?

Мы с вами выяснили, что викинги - это люди моря. А как ещё называли викингов?,

Ученики: тема нашего урока: Путешествия морских народов (записываем в тетрадь)

Более подробно о викингах, о том, какой образ жизни они вели, сегодня вы узнаете из п.9. А сейчас откройте стр.45 и прочитайте пункт 1.

Как вы думаете, любознательность или необходимость заставила викингов путешествовать по морям и океанам?

Отвечают на вопросы ранее изученных тем

Решают кроссворд, демонстрируя знания

Предполагают тему урока

Осуществление актуализации личного опыта

3. Актуализация знаний

1.Проверяет знания учащихся по теме

После прочтения пункта параграфа отвечаем на вопросы:

Как на русский язык переводятся слова «викинг», «норманн»? - человек моря, люди севера

/Записываем в тетрадь новые понятия/

Как назывались корабли викингов? Драккара - корабли викингов

/Записываем в тетрадь новые понятия/

Почему люди боялись прихода викингов?

(рассказ учащихся)

В конце VIII столетия викинги сообразили, что вместо обмена можно просто-напросто отнять необходимое. Первый набег на уединенный британский монастырь разбойники совершили в 793 году, начав тем самым эпоху разбоя. С тех пор викинги постоянно грабили корабли и города, На некоторых землях норманны строили свои поселения.

Историкам не совсем ясно, что заставило норманнов, броситься в штормовые воды Атлантики. Возможно, они хотели найти более богатую добычу?

Сыграла роль и психология викингов - лишь завоевания и походы считали они делом, достойным мужчин.

Итак, мы уже многое узнали о викингах. Где викинги жили?

- На Скандинавском полуострове.

На прошлом уроке несколько групп получили небольшое проектное задание изучить, исследовать информацию о северных территориях Земли и представить нам её в виде краткой информации.

О Скандинавии

Итак, вы видите, что Скандинавия - это достаточно суровый край, нельзя назвать его щедрым и благоприятным для жизни людей. Мы узнали, что люди очень часто отправлялись отсюда в поисках новых земель. К тому же викинги славились неуживчивым характером, поэтому не любили жить вместе. Они селились так, чтобы не видеть соседей. Так викинги сначала заселили всё Скандинавское побережье, а потом заняли и остров Исландию. До них этот остров был необитаем.

Сейчас мы познакомимся с этим островом поближе. Вторая группа готовила нам информацию об Исландии.

Итак, мы познакомились с Исландией. Какой мы можем сделать вывод о природных условиях этого острова?

- Они достаточно суровы. Не очень благоприятны для жизни людей.

Но викинги не останавливались на достигнутом и отправлялись на поиски новых и новых земель. После Исландии они отправились на запад и открыли для себя новый огромный остров, который назвали Гренландия.

/Рассказ о Гренландии/

Отвечают на вопросы.

Показывают на карте объекты

4. Физкультминутка

Учащиеся встают, поворачиваются боком к партам, берутся за руки и поднимая поочерёдно руки вверх, изображают волну, по которым викинги бороздили моря и океаны.

Собрался

однажды

отважный

отряд
И в путь он отправился морем преград.
Драккары плывут, паруса шелестят,
Щиты на боках у драккара висят.
Под ритм барабанов, что смелость дает
Отряд свой корабль вперед уведет.

Гребите, викинги, гребите
Мы вышли на простор морей.
Рубите, викинги, рубите
Отважней нет нас и смелей

Слушают стихи по теме, усваивая новые термины, картины из жизни викингов

Итак, как вы видите, викинги заселяли северные территории, мало пригодные для жизни. Мы услышали, что Гренландия - это суровый и скудный край.

Изучая параграф 9 сегодня мы заполним таблицу о жизни, характере и хозяйстве викингов, выясним, с какими проблемами сталкивались викинги при жизни в суровых природных условиях Гренландии.

В суровые северные края норманны пришли из теплых южных краев. Что гнало их туда, где больше холода, чем тепла, где больше камня, чем зелени? Где деревья цепляются корнями за скалы, а ветер пронизывает до костей. Об этом можно только догадываться. Но, обосновавшись в холодных краях, на Скандинавском полуострове, где солнце желанный, а иногда и долгожданный гость, вода холодная, а леса дремучие, люди тоже посуровели. А позже викинги заселили Исландию и Гренландию. Как же они жили, чем занимались? Работаем с текстом №2. Прочитав текст заполним таблицу, в которой отразим характер викингов, хозяйственную деятельность, проблемы

характер

хозяйство

проблемы

скверный, неуживчивый, ленивый

Охота, рыболовство, морской промысел, разведение коз и овец, сыроделанье

Суровые природные условия, недостаток древесины, железа, овощей, соли

Проверка таблицы.

Учащиеся вслух читают текст учебника и заполняют таблицу

6. Первичная проверка понимания

Задание 1 Что в переводе на русский обозначают слова викинг норман. Как назывались их корабли, как они выглядели

Задание 2.Аргументируйте цитату учебника «Жизнь в Гренландии была очень скудная»

Задание 3. Назовите причины, вынуждающие викингов к дальнейшим путешествиям

/Ответы учащихся/

Викинги мечтали об открытии более благодатных земель, но никому этого не удавалось. А Лейву, сыну Эрика Рыжего, это удалось. После чего он получил прозвище Счастливый. Что за земли открыл Лейв и чем закончилось его путешествие - это будет задание на дом. Вы самостоятельно познакомитесь с этим материалом и на следующем уроке расскажите нам.

Чтение систематизация учебного материала

Анализ текста. Выделение существенной информации

Принимают решение и ищут пути для его решения

Уметь строить правильную речь, формулировать собственную позицию

Осуществляют самоконтроль понимания вопросов

Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний. Осуществление самоконтроля. Применение приема «Вопрос к тексту»

7. Первичное закрепление

1.Ставит цель на проверку знаний нового материала (вопросы с.4 4)

- Представители какого народа первыми совершили плавание

-В каком направлении шло открытие новых земель

-Как можно было спастись от нашествия викингов

Отвечают на вопросы учителя.

8. Домашнее задание

-Знать содержание параграфа 9, вопр.

Творческое задание - подготовить материал о путешествии Лейва Счастливого.

Записывают задание на дом.

9. Итог урока

Подводится итог урока. Выставляются оценки за урок. Предлагается ответить на вопрос: понравился урок или нет?

10. Рефлексия

Давайте подведём итог сегодняшнего урока. С каким настроением вы уходите с урока. Для этого я прошу вас ответить на несколько вопросов. Для этого воспользуйтесь смайликами, которые лежат у вас на столах. Если ответ положителен - жёлтый улыбающийся смайлик, если ответ отрицателен - красный грустный смайлик.

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен/не понятен, интересный/скучный

7.Домашнее задание мне кажется легким/ трудным, интересным/не интересным

Озвучивается итог.

Спасибо за урок!

Рефлексируют


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

путешествия морских народов Плеханова Т.Б. учитель географии Урок географии 5 класс

Слайд 2

1 2 7 3 4 5 6 1 . Полуостров на севере Европы. 2. Остров на севере Атлантического океана. 3. Часть света. 4. Море на северо-западе Европы. 5. Большой остров, покрытый льдами. 6. Источник, выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. 7. Океан.

Слайд 3

Цель занятия: Узнать кто такие викинги. Какое географические открытия совершили викинги. Какие особенности природы характерны для Исландии и Гренландии. Почему викингов не считают первооткрывателями Америки.

Слайд 4

Средства обучения: Карта мира.

Слайд 5

Почему некоторые народы называют морскими? Приведите примеры известных вам морских народов.

Слайд 6

«ВИКИНГ» - «ЛЮДИ МОРЯ» «НОРМАНЫ» - «ЛЮДИ С СЕВЕРА» «ВАРЯГИ» - так называли викингов на Руси

Слайд 7

Скандинавский полуостров

Слайд 8

Суровые природные условия на родине побуждали викингов к плаваниям в поисках новых земель и привели этих людей, не боявшихся холодных морей, к великим географическим открытиям

Слайд 9

Драккар викингов

Слайд 10

Исландия

Слайд 11

Гренландия

Слайд 12

Эйрик Рыжий – знатный исландец, норманнский мореплаватель Х в. Ок. 982 г. высадился в Гренландии, впервые обследовал ее южное и юго–западное побережье. Основал первые норманнские поселения на южном побережье; дал Гренландии название. Повторно посетил Гренландию в 985 г. Эрик Рыжий – отец Лейфа Эйрикссона, который около 1000 г. достиг берегов Сев. Америки.

Слайд 13

Что было подтверждено в 1960-х гг., после того как норвежский археолог Хельге Ингстад обнаружил остатки норманнского поселения Х— ХI вв. на северной оконечности Ньюфаундленда. Лейф Эйрикссон (ок. 975 г. - ок. 1022 г.) – исландский мореплаватель, совершил плавание к берегам Северной Америки. С именем Лейфа Эйрикссона связано крупное историческое событие, которое часто определяется как открытие Америки почти за 500 лет до Колумба.

Слайд 15

Лейф Эрикссон и его спутники, ступив в 982 г. на американскую землю, жили охотой и рыболовством.

Слайд 16

«Винланд» - Виноградная Земля Колония викингов на Ньюфаундленде (реконструкция )

Слайд 18

Когда викинги причалили к побережью Североамериканского континента, они не нашли его необитаемым, и, учитывая привычки норманнов, надо полагать, индейцы оказали им жестокое сопротивление. Поселение викингов находились слишком далеко, и поэтому они вынуждены были отказаться от мысли основать на новой земле свою колонию. После неудачной попытки колонизации американского побережья, мир викингов начал клониться к упадку. Отрезанная от остального мира, колония в Гренландии утратила свое значение, и к 1500 году последние поселенцы либо умерли, либо покинули ее. Исландия, сохранив свои ресурсы, выжила, и можно сказать, что этот неприветливый остров, расположенный почти у Северного полярного круга, является осколком XI века. Язык исландцев мог бы легко понять любой викинг, настолько он похож на язык колонистов, которые прибыли сюда в 870 году.

Слайд 19

Земли викингов Завоевания IX - X веков Походы викингов

Слайд 20

начать ТЕСТЫ по теме

Слайд 21

а б В 1. Кого называли «людьми моря»? греков финикийцев викингов выход Следующий вопрос

Слайд 22

а б В 2 . Устные сказания у скандинавских народов о ратных подвигах и путешествиях называются сагами былинами легендами выход Следующий вопрос

Слайд 23

а б В 3 . Корабль викингов называется лодья джонка драккар выход Следующий вопрос

Слайд 24

а б В 4. Викинг по имени Эйрик Рыжий считается первооткрывателем острова Исландия острова Гренландия полуострова Лапландия выход Следующий вопрос

Слайд 25

а б В 5 . Предположительно какую территорию скандинавские народы назвали Винландом (Виноградной Землёй)? Австралию Америку Антарктиду выход Следующий вопрос

Слайд 26

а б В 6 . Расставьте территории в порядке их заселения викингами. остров Гренландия побережье Скандинавского полуострова остров Исландия выход Следующий вопрос

Слайд 27

а б В 7 . Выберите верные выражения, характеризующие жизнь викингов на острове Гренландия. жизнь на острове Гренландия была богатой в море ловили рыбу, промышляли тюленей и моржей из молока делали сыр, который никогда не портился выход

Слайд 28

Домашнее задание § 9 . На контурной карте стр. 8-9 подписать: Скандинавский полуостров Остров Гренландия Остров Исландия Полуостров Лабрадор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...