Проблема использования кейс-технологии на уроках географии в разных возрастных группах, на примере пятого и восьмого классов.
методическая разработка по географии (5, 8 класс) на тему

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_tehnologiya1.pptx177.8 КБ
Файл keys-tehnologiya.docx72.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема использования кейс-технологии на уроках географии в разных возрастных группах, на примере пятого и восьмого классов

Слайд 2

Цель работы: показать проблему использования кейс-технологии на уроках, разных возрастных групп, на примере пятых и восьмых классов . Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: - выяснить, что такое кейс-технология; - показать различные способы использования технологии; - выяснить влияние технологии на развитие и мышление учеников разного возраста.

Слайд 3

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий.

Слайд 4

Кейс – стадии: 1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее. 2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»). 1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс». 3 шаг: Проблема переформулируется в цель. 4 шаг: Причины становятся задачами. 5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий. 6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия 7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

Слайд 5

Применение кейс – метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе; реализовать основную ведущую потребность подростков – общение со сверстниками; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.

Слайд 6

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра естественнонаучного образования

   

Курсовой проект

Тема: «Проблема использования кейс-технологии на уроках географии в разных возрастных группах, на примере пятого и восьмого классов».

                 

              Выполнил (-а):

                                                               слушатель курсов повышения квалификации

                                                             «Теория и методика  обучения  в контексте ФГОС

 (География)»

                                                        учитель географии ГОУ СОШ №349          

                                                                                                 Осипова Анастасия Александровна

Красногвардейского района  Санкт-Петербурга

                                     

  Руководитель:     Кузнецова Татьяна Станиславовна

 Тарасова Людмила Васильевна

                                                                               

Санкт-Петербург

2016 г

Оглавление

Введение        

1. Общая характеристика метода.        

1. 1. Сущность кейс-технологии.        

1. 2. Создание кейса и его классификация.        

1. 3. Технология работы с кейсом на уроке.        

1. 4. Учет возрастных особенностей обучающихся в применении метода.        

2. Использование кейс-метода в учебном процессе.        

2.1. Как работать с кейсом на уроке.        

2.2. Способ применения кейс-технологии на уроках географии.        

Заключение.        

Список используемой литературы        

ПРИЛОЖЕНИЯ        

Введение

Современный учитель должен  не только в совершенстве владеть предметом, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но также он должен применять в своей работе и современные технологии обучения. В последнее время в Российской школе активно применяются разнообразные технологии. В своей работе я рассмотрю один метод, который развивает и логику мышления, креативность и коммуникативность. В основе этой технологии лежит системно-деятельностный подход. 

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС второго поколения, требует совершенствования технологий обучения для создания возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. [7]

Залог успешного учения – активная работа ученика на уроке. Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Однако здесь нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания.

Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании обучающихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах к учителю, в желании подготовить сообщения, рефераты, поучаствовать во внеклассных мероприятиях, конкурсах и т.д.

Основной задачей формирования активности ученика на уроке является активизация мыслительной деятельности школьников в процессе обучения. Отсюда следует, что необходима система средств и приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса обучающихся к урокам географии, которые далеко не всегда расцениваются школьниками как интересные и нужные.

Неотъемлемой частью современного урока является самостоятельная практическая деятельность обучающихся (самостоятельный познавательный творческий поиск школьников, решение ими проблемных ситуаций, обучение формулированию проблем, своей точки зрения, ее аргументации, выбор путей решения проблемы). Одним из эффективных методов, позволяющим успешно решать эти задачи является кейс-метод, так как он в большей степени ориентирован на социализацию личности ученика.[4]

Цель работы: показать проблему использования кейс-технологии на уроках, разных возрастных групп, на примере пятых и восьмых классов.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- выяснить, что такое кейс-технология;

- показать различные способы использования технологии;

- выяснить влияние технологии на развитие и мышление учеников разного возраста.

Актуальность: на данный момент метод «кейс-технология» весьма востребован, поскольку есть необходимость совершенствовать урок. Для устных предметов, проблема восприятия учениками всегда будет актуальна. Ведь нам необходимо заинтересовать ученика, дать ему направление, для самостоятельного анализа и изучения темы.

Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения:  работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы. В  жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

1. Общая характеристика метода.

1. 1. Сущность кейс-технологии.

Наша система образования не стоит на месте. Находясь в постоянном движении, она всегда преобразуется. Направлено это на то, чтобы у учеников, появлялись более интересные методы работы в классе. Особенно, это проявляется на устных предметах, например, на географии.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями [6]. Название метода произошло от латинского термина – казус – запутанный или необычный случай. Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XX века в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). 

 Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Главной особенностью метода выступает процесс изучения прецедентов, другими словами, практических ситуаций, имевших место в прошлом.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»[5];

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы[2].

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.

Кейс должен отвечать следующим условиям:

  • наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;
  • определенная хронология событий, временные рамки,
  • наличие реальной проблемы, конфликта,
  • ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;
  • действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.

Тематика кейс-технологии может быть разнообразна и может применяться при изучении любых тем на любом уровне. Конечно, это требует определенной подготовки и уже имеющих знаний по лексическим темам, так, чтобы ученики могли закрепить. Как правило, при применении кейс технологии создаются так называемые «фокус-группы». В каждой группе по 4 – 5 человек.

1. 2. Создание кейса и его классификация.

Кейс представляет собой результат отражательной деятельности преподавателя. Разработка кейса является сложной задачей, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени. Кейс – это подбор соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми нужно овладеть обучающимся.

Кейсы классифицируются, на:

- практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки. Данные кейсы должны отражать вводимую ситуацию или случай;

- научно-исследовательские кейсы или метод инцидента, которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае, Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Метод деловой переписки.

Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения. Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения [12].

Классифицироваться кейсы могут и в зависимости от доминирующей функции (Приложение 1).

1. 3. Технология работы с кейсом на уроке.

Представить кейс на уроке можно различными способами, но, как правило, представляется в печатном виде, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. В последнее время все популярнее становится мультимедиа презентации. Однако фильм, видео- и аудиопрезентации могут создавать некоторые проблемы. С печатной информацией легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в фильме.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы) [14].

Кейс – стадии:

1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: Проблема переформулируется в цель.

4 шаг: Причины становятся задачами.

5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия

7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:

  1. вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
  2. информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
  3. стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
  4. исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
  5. тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков -  логических и т.п.).

Разбирая кейс, обучающиеся фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» обучающихся  проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений в сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем [3].

1. 4. Учет возрастных особенностей обучающихся в применении метода.

Использование кейсов в процессе обучения требует подготовленности обучающихся, наличия у них навыков самостоятельной работы, умения работать с текстом, коммуникативного взаимодействия, навыков решения проблемных вопросов. Неподготовленность обучающихся, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса. В связи, с чем в 5,6 классах, где согласно учебному плану на изучение географии отведено по одному часу, доминирующей технологией является проблемное обучение, которое подготавливает к решению кейсов, а их активное использование приходится на 7-9 классы, что позволяет и объем учебного времени (по 2 часа в неделю).

В данный возрастной период развития основной сферой интересов подростков становится общение со сверстниками (на уроках подростки стремятся общаться, переписываться). Становится значимым то, какими видят их одноклассники (статус в классе).  

Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса. Подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения.

Кейс-метод – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. [9]

Навыки, которые развивает метод кейсов: [13]

- аналитические навыки. К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их.

- практические навыки. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов.

- творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

- коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

- социальные навыки вырабатываются в ходе обсуждения кейса: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

- самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

2. Использование кейс-метода в учебном процессе.

2.1. Как работать с кейсом на уроке.

Кейс – метод не используется ежеурочно, поэтому дает возможности сочетания в преподавании других технологий и методов.

Распределения функций между учащимися и преподавателем.

Фаза работы

Действия преподавателя

Действия учащегося

До занятия

1.        Подбирает кейс

2.        Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки учащихся

3.        Разрабатывает сценарий
занятия

1.Получает кейс и список рекомендованной литературы

2.Индивидуально готовится
к занятию

Во время занятия

1.        Организует предварительное обсуждение кейса

2.        Делит класс на группы

3.        Руководит обсуждением
кейса в группах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями

1.        Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2.        Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других

3.        Принимает или участвует в
принятии решений

После занятия

1.        Оценивает работу учащихся

2.        Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме

Действия учителя во время обсуждения.

В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово ученикам, чтобы они сами отвечали на них.

Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?

В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология кейс-стади делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.

Каждая группа должна представить свой вариант решения проблемы всей аудитории кратко и ясно. Итоговая групповая презентация обычно занимает не более 3 минут, чтобы хватило времени на проведение межгрупповой дискуссии, которая является естественным завершением работы с конкретной ситуацией и содержит в себе высокий развивающий потенциал. Важно рассчитать время урока так, чтобы его хватило на межгрупповую дискуссию, иначе подводя итоги урока, учитель навязывает свою точку зрения на решение проблемы.

На своих уроках, кейс-технологию мы применяем при изучении новых тем, на повторительно-обобщающих уроках.

2.2. Способ применения кейс-технологии на уроках географии.

Выделяются несколько способов работы с кейсом, в данной работе я рассмотрю один, на основе которого, построю два уроках для разных возрастных групп средней школы.

Этапы работы с кейсом

Методический комментарий для лучшего понимания содержания.

1. Чтение текста

Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.

2. Пересказ текста.

Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.

3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте?

Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение.

4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – составление схемы, кластера («смысловой грозди»).

Составление схемы, таблицы, кластера помогает затем найти пути решения проблемы.

5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет).

Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения.

6. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»).

Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.

7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы):

- сочинение-миниатюра;

- опорный контекст;

- схема;

- таблица;

- мультимедийная презентация.

Здесь формируются творческие навыки обучающихся.

8. Презентация итогов работы.

 

Для того чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, целесообразно в группы раздать рабочие листы для создания опорных конспектов.

Заключение.

Применение кейс – метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе; реализовать основную ведущую потребность подростков – общение со сверстниками; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.

При использовании метода кейсов изменилась роль учителя и обучающихся: учитель из транслятора знаний становится организатором деятельности обучающихся, а школьники в свою очередь из пассивных слушателей становятся активными. Обучающиеся должны разрешить поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих (учителя и других школьников) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. А преподаватель помогает обучающимся рассуждать, спорить, а не навязывать им своё мнение. Обучающиеся должны с самого начала понимать, что риск принятия решения лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. Роль учителя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении обучающихся отказаться от поверхностного мышления, вовлечения всех членов группы в процесс анализа кейса.

Анализируя опыт работы по методу кейсов, напрашивается вывод, что о преимуществах и затруднениях в использовании данного метода.

Преимущества кейс-метода:

- повышение интереса к процессу обучения, урокам, предмету;

- способствует повышению познавательной активности обучающихся в учебном процессе;

- развитие и совершенствование творческих способностей обучающихся;

- активизирует мышление обучающихся;

- формирует умения работы с большим объёмом информации;

- формирует коммуникативные навыки;

- способствует развитию умения общения в группах;

- способствует развитию здоровой дискуссии;

- создаёт психологически комфортную среду на уроках;

- удобно совмещается с другими технологиями;

- даёт возможность педагогу применять различные приёмы и методы обучения.

Таким образом, наличие проблемной ситуации, умение найти необходимую информацию, коллективно выработанное решение, возможность нескольких вариантов решения проблемы, высокая степень активности, а также управляемый эмоциональный фон отличают кейс – метод от других и способствуют формированию познавательного интереса обучающихся, расширению их кругозора, развитию критического мышления, а также активизации всего педагогического процесса.

При работе с кейсами есть и сложности:

- подготовка кейса требует много времени и обилия информации;

- сложность в подборе информации;

- не все обучающиеся способны работать с большим объёмом информации, так как техника чтения не у всех школьников одинаковая;

- невозможность частого использования метода в рамках классно-урочной системы.

В заключении надо отметить, что ни один метод обучения не является универсальным. Обучение с помощью метода кейсов имеет многочисленные преимущества и содержит недостатки. Поэтому его применение в учебном процессе должно быть весьма избирательным с точки зрения места и времени. Только оптимальное сочетание различных методов может принести максимальный обучающий эффект.

И чем более успешными и развитыми будут ученики, тем большее удовлетворение от своей работы получает учитель.

Список используемой литературы

  1. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения.-М: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  2. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода CaseStudy // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
  3. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент.-2005. - Выпуск 2. с. 169-194.
  4. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.1999.- №1.
  5. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  6. Кейс-метод в школе «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» http://www.enauki.ru/case
  7. Электронный ресурс Министерства образования и науки. Сайт http://standart.edu.ru/.

Приложение 1

Тема урока: «Экологическая ситуация в России».

Цель урока: сформировать представление об экологической ситуации в стране.

Задачи урока:

Предметные: определять причины и следствия геоэкологических проблем; объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы.

Метапредметные: продолжить формирование умений работать с различными источниками информации; развивать навыки работы в группе, в парах.

Развивающие: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: УМК, презентация, атласы, схемы.

Ход урока.

Мотивационный этап (5 мин.)

Ученики заходят в класс, и видят на столе учителя карточки разного цвета.

Учитель: «Каждый ученик должен взять карточку любого цвета». Ученики разбирают карточки и садятся на место.

Учитель: «Сегодня мы с вами постараемся решить одну из важнейших проблем. А что эта за проблема, расскажите вы, но давайте сначала посмотрим на доску» (на доске идет показ фильма на 1мин 20 сек. об окружающей среде).

После просмотра фильма ученики предполагают, о чем сегодня пойдет речь, и какая проблема актуальна.

Ученики: «Возможно, речь пойдет об экологических проблемах России».

Учитель: «Все верно. Какие, вы можете на сегодняшний урок, поставить цели и задачи?»

Ученики: «Выяснить причины экологической проблемы России и найти пути ее решения».

Учитель: «Вы правильно сформулировали нашу цель. А что бы найти проблему и пути ее решения, мы посмотрим на примере нескольких крупных районов России экологическую ситуацию в стране».

II. Формирование новых знаний

Учащиеся делятся на группы, по количеству цветных карточек, всего должно получится 6 групп, по количеству крупных регионов России. Представитель от каждой группы, должен подойти к доске и сорвать один из лепестков ромашки, то есть выбрать один из районов для изучения. В это время, остальные учащиеся пишут в тетради тему урока, и таблицу, которая представлена на слайде.

На выполнение работы дается 12 мин.

Оценка экологической ситуации в России

Название крупного региона

Экологическая ситуация

Восточно-Европейская равнина

Северный Кавказ

Урал

Западно-Сибирская равнина

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Учитель напоминает критерии оценки «защиты» работы группы и организует учащихся на данный вид деятельности. Главными критериями оценки ваших выступлений будут соответствие представленного материала реальной действительности, краткость, четкость, логичность и убедительность изложения, регламент – на «защиту» работы дается всего 2 минуты, а также адекватное выставление оценки экологической опасности по 10-ти балльной шкале (10 – самая сложная экологическая обстановка).

      Итак,

  • я приглашаю членов группы №1 с экологической картой  ПК Восточно-Европейской равнины;
  • я приглашаю членов группы №2 с экологической картой ПК Северного Кавказа;
  • я приглашаю членов группы №3 с экологической картой ПК Урала;
  • я приглашаю членов группы №4 с экологической картой ПК Западной Сибири;
  • я приглашаю членов группы №5 с экологической картой ПК Восточной Сибири;
  • я приглашаю членов группы №6 с экологической картой ПК Дальнего Востока.    

Учитель ставит предварительную экспертную оценку группам за работу, подводит промежуточные итоги деятельности учащихся, подготавливает их к формулированию вывода урока.

     Только что мы выслушали комментарии всех рабочих групп к своим творческим материалам по оценке экологической ситуации в  России.

  • Какое общее впечатление у Вас сложилось?
  • Какие ПК получились самыми экологически «чистыми» и «грязными».
  • Что изменилось в Ваших взглядах на обозначенную проблему сегодня по сравнению с тем, что Вы знали по этому вопросу ранее?
  • Решаема ли данная проблема у нас в стране и тогда кто ее может решить?
  • Можете ли вы уже сейчас внести свой вклад в решении данной проблемы, и каким образом?

Учитель подводит итог беседы (вывод урока):

      Итак, собрав воедино все ваши выводы и выступления, можно сказать, что Россия – страна огромная, необъятная, и многие ее экологические проблемы имеют глобальный характер, но важно одно – мы, россияне, живем в этой стране, ходим по ее полям, лугам и леса, дышим ее воздухом, купаемся в ее реках. И в каком бы уголке мы не жили, мы должны понимать, что природа – она единая, все ее компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и если в каком-нибудь отдаленном уголке, в частичке какого-то природного комплекса экологическое равновесие нарушается, «заболевает» и вся природа, и человек как ее неотъемлемая часть. А потому берегите природу, будьте с ней взаимовежливыми, и она вас непременно отблагодарит!

Домашнее задание.

Учитель объявляет домашнее задание, которое является логическим продолжением материала урока, и комментирует его,

     Вспоминая материалы урока, дома вам надо:

  • определить перспективы развития «своего» природного комплекса,
  • степень личного воздействия на экологию родной страны,  
  • наметить мероприятия  по спасению ПК.

В завершении урока, при выходе из кабинета,  учащимся предлагается оставить свой голос за урок (цветовой):

  • красный – урок неинтересный, неинформативный, ненужный, скучный;
  • желтый – урок средний, можно и лучше;

зеленый – урок интересный, яркий, увлекательный, полезный.

Приложение 2

Тема: «Человек и литосфера», 5 класс

Цель: сформировать представление об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах.

Предметные: приводить примеры различных условий жизни в горах и на равнинах.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение практическими умениями работы с учебником.

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего  компонента научной картины мира.

Методы обучения: частично поисковый, исследовательский,  проблемный.

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок усвоения нового материала, практикум. 

 Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование:  учебник, раздаточный материал для практического задания, презентация, коллекция горных пород и минералов.

Мотивационный этап.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения!  С каким настроением вы пришли на урок географии? 

Актуализация знаний

Задание: работая в паре, выберите из предложенного списка слова и сгруппируйте их в два столбика. Запишите в маршрутный лист (Приложение 3). Список слов: овраг, карьер, гора, холм, литосфера,  яма, котловина, горный хребет, человек Лишние слова: человек и литосфера.

Тема сегодняшнего урока «Человек и литосфера»

Что мы будем изучать на данном уроке?

Напишите цели урока в свой маршрутный лист.

Оцените себя. Поставьте самооценку (памятка по самооценке - Приложение №4) в маршрутный лист.

Назовите крупные формы рельефа, которые вы увидели в данных слайдах?

Люди живут как на равнинах, так и в горах. А где лучше жить – на равнинах или в горах вы ответите, как только выполните следующее задание: у каждой команды есть текст, в который нужно вставить пропущенные слова. (Приложение №5)

Физминутка на снятие напряжения  и улучшения мозгового кровообращения

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит - вправо,

А потом вперед - тут немного отдохнет.

А Варвара смотрит вверх- выше всех, выше всех!

Возвращается обратно -расслабление приятно.

Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на…

А теперь посмотрим вниз- мышцы шеи напряглись

Возвращаемся обратно- расслабление приятно.

Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на…

Ребята, при заполнении текста, вы увидели, какая польза от равнин и гор. Но какая противоположность есть пользе. Все верно, это разрушение, какой же вред горы приносят людям. Работа в группах. Две группы заполняют таблицу «Природные явления в горах», две остальные группы заполняют таблицу «Влияние человека на литосферу»

Природные явления в горах

Название явления

Последствия

Землетрясения

Извержение вулкана

Влияние человека на литосферу

Деятельность человека

Последствия

Добыча полезных ископаемых

Распашка земель

Ученики стараются сформулировать вывод, о воздействии природы на человека, и воздействие человека на природу.

Итак, можно сказать, что непосредственную роль в жизни нашей планеты, играет человек. Действия природы необратимы, мы не можем их остановить, но мы можем повлиять друг на друга ради сохранения природы.

Рефлексия

Учитель консультирует, помогает

Задание: «Обведите свою ладошку.

- На мизинце продолжите: Я узнал о...

- На безымянном продолжите: Я  сделал…

- На среднем пальце продолжите:   Настроение у меня …

- На указательном – продолжите: Я помог …

- На большом пальце – продолжите: Мое самочувствие…

Комментарий

М - (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?

Б - (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С - (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее

настроение, расположение духа?

У- (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?

Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?

Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке  2 3 4 5?

Домашнее задание.

§27, 1-4 устно, 5,6 письменно

Приложение 3

Маршрутный лист  (Ф.И.) _______________________________________________

  1. Определение темы и цели урока.

                                                   Формы ___________ (проверка д/з)

             Выпуклые                               Вогнутые

___________________                    ___________________

___________________                    ___________________

___________________                   ____________________

___________________                   ____________________

___________________                   ____________________                                                                                              

Цельурока_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №4

Памятка по самооценке

Этапы  работы на уроке

Самооценка

1

Определение темы и цели урока

. – самостоятельно справился с заданием

. – обращался за помощью для выполнения задания

. – не справился с заданием, требуется помощь.

2

Работа по составлению схемы

3

Участие в работе группы (практическая  работа)

4

Работа  с  текстом

5

Общий балл

Перевод баллов в отметку:

7-8б.  – отметка «5»

5-6 б. – отметка «4»

4б – отметка «3»

Желаю удачи!

Приложение №5

Люди преимущественно живут на ___________, так как здесь намного проще _______  здания, заниматься сельским хозяйством, прокладывать дорожную _______ , заниматься промышленностью. Однако около 20% населения Земли живет в  ______ местности различной высоты. Преимущественно в горах люди занимаются  _______  хозяйством и добычей ______ ископаемых.

Жизнь в ______ не только неудобна, но и опасна. В горах случаются природные явления, способные уничтожать целые поселения людей. Это ______________, вулканы, обвалы и оползни. При обвале от горных склонов отрываются ________, и происходит их ________ вниз. При оползнях горные _______ сползают в результате их подмывания. Обвалы и оползни могут быть следствием землетрясений, длительных проливных _______, уничтожения растительности, постройки зданий и прокладки дорог.

   На _________  живет основная часть населения Земли, здесь много ________, сел, заводов, фабрик. На равнинах на _________ площадях  посажены поля и сады. На равнинах есть месторождения нефти, ________.  На равнинах многоводные ________ тоже с большим запасом энергии. Равнины бескрайние, на них встречается много ______________  пейзажей.

В горах чистый ______ , простор, много долгожителей. В горах _____  участков для посевов, но зато много пастбищ. В горах много _______, медных, полиметаллических руд. В горах быстрые бурные ______ с большим запасом энергии. В горах – снежные________, узкие живописные ущелья, ______солнца.

Приложение №5

Люди преимущественно живут на равнинах, так как здесь намного проще строить здания, заниматься сельским хозяйством, прокладывать дорожную сеть, заниматься промышленностью. Однако около 20% населения Земли живет в горной местности различной высоты. Преимущественно в горах люди занимаются сельским хозяйством и добычей полезных ископаемых.

Жизнь в горах не только неудобна, но и опасна. В горах случаются природные явления, способные уничтожать целые поселения людей. Это землетрясения, вулканы, обвалы и оползни. При обвале от горных склонов отрываются породы, и происходит их обрушение вниз. При оползнях горные породы сползают в результате их подмывания. Обвалы и оползни могут быть следствием землетрясений, длительных проливных дождей, уничтожения растительности, постройки зданий и прокладки дорог.

   На равнинах живет основная часть населения Земли, здесь много городов, сел, заводов, фабрик. На равнинах на больших площадях – поля и сады. На равнинах есть месторождения нефти, природного газа. На равнинах многоводные реки тоже с большим запасом энергии. Равнины бескрайние, на них встречается много живописных пейзажей.

В горах чистый воздух, простор, много долгожителей. В горах мало участков для посевов, но зато много пастбищ. В горах много железных, медных, полиметаллических руд. В горах быстрые бурные реки с большим запасом энергии. В горах – снежные вершины, узкие живописные ущелья, много солнца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе по теме «Стихотворение К. Бальмонта « Снежинка» с использованием кейс-технологии (работа в группах)».

Цели урока:научить работать над словом, интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;Задачи урока:Образовательные:обеспечить в ходе урока повторение и закрепле...

Использование кейс-технологии на уроках математики на примере практического кейса для 6 класса.

В данной презентации собраны задачи, которые в доступной форме помогут учащимся повторить материал 6 класса по математике....

Проблемы организации проектно–исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей

Проблемы организации проектно - исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей....

Проблемы организации проектно – исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей.

Проблемы организации проектно - исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей....

Уроки ФК в разных возрастных группах

Уроки физической культуры...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...