Тема урока: «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» с использованием кейс-технологии ( работа в группах).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Зубова Людмила Ивановна

Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Имя прилагательное» в 6 классе; формирование универсальных учебных действий. В ходе проведения урока используются различные формы работы: индивидуальная, групповая, самостоятельная. представлен большой выбор дидактического материала: карточки для индивидуальной работы, тесты для 3-х групп, задания для самостоятельного выполнения, творческая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_.povtoreniea.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» с использованием кейс-технологии ( работа в группах).

Цель урока: повторение и обобщение изученного материала по теме: «Имя прилагательное»; формирование универсальных учебных действий.

Задачи урока:

1)        Образовательные:

1)        Формировать умение находить прилагательные в предложении и словосочетании, определять их грамматические признаки, разряд по значению;

2)        Обобщить знания учащихся по правописанию и употреблению прилагательных;

3)        Проверить умения учащихся по синтаксису и пунктуации.

2)        Развивающие:

1)        Повышать творческую активность учащихся;

2)        Вырабатывать умение делать выводы;

3)        Развивать логическое мышление.

3)        Воспитательные:

1)        Учить культуре речи и поведения;

2)        Помочь осознать уровень своих возможностей в образовательном процессе;

3)        Формировать навыки работы в команде.

Оборудование: компьютер, проектор,

Технология: case-study (кейс-стади)

Методические приемы: беседа, взаимопроверка, работа по карточкам, работа у доски.

Ход урока

I.        Организационный момент

Целью сегодняшнего урока является закрепление и обобщение изученного об имени прилагательном.

Сегодня работаем в командах.

Оцениваться будет как работа в командах, так и индивидуальные ответы.

Класс делится на три команды,  и каждая команда выбирает капитана.

II.        Вступительное слово учителя

Капитаны команд получают «кейсы» (конверты с набором заданий на карточках). В процессе урока команды работают с карточками и записывают в тетради только задания, выполняемые на доске.

Когда отвечает игрок одной из команд, все его слушают; каждый из учащихся может дополнить или исправить ответ, заработав дополнительный балл для себя и для своей команды.

III.        Игра

  1. Конкурс капитанов

Блиц-опрос

Цель: обобщить знания, полученные при изучении темы

Капитаны выходят к доске и по очереди устно отвечают на вопросы. Если капитан одной из команд не может ответить на вопрос, то отвечает его команда.

1.        Что такое  имя прилагательное?

2.        Назовите разряды имен прилагательных.

3.        Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?

4.        Какой разряд прилагательных имеет краткую форму?

5.        Каким членом предложения  являются краткие прилагательные?

6.        С каким разрядом прилагательных НЕ может писаться и слитно, и раздельно?

7.          Расскажите о правописании Н-НН в прилагательных.

8.   Какие ошибки могут быть допущены при образовании степеней сравнения прилагательных?

9.          Что нужно знать для правильного написания сложных прилагательных?

2.Работа в команде.

Цель: находить прилагательные, определять их роль в тексте, синтаксические признаки имен прилагательных, умение образовывать степени сравнения

Достаньте из пакета заданий карточку №1

Каждой из команд дается свое предложение

Выполните синтаксический разбор предложения, сделайте морфологический разбор прилагательных и, если возможно,  образуйте от них степени сравнения

Предложение 1 (команда 1)

И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В.А.Жуковский.)

Предложение 2 (команда 2)

Белый снег пушистый в воздухе кружится. (И.Суриков.)

Предложение 3 (команда 3)

Январь – месяц больших молчаливых снегов. (Н.Сладков.)

3. Работа по развитию речи.

Цель: научить видеть  ошибочное образование  сравнительной и превосходной степени имен прилагательных и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением имен прилагательных в речи.

Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

- Какие ошибки допустил автор в этом тексте?

(неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)

- Вы должны отредактировать текст и записать в исправленном виде в свои тетради.

4.Работа по индивидуальным карточкам

Цель: проверить уровень усвоения темы «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

Достаньте из пакета заданий карточку №2 и карточку №2(1) для работы у доски.

Трое учеников (по одному от команды, не капитаны) работают у доски по индивидуальным карточкам (карточка №2(1) для работы у доски), остальные – работают в тетради,  самостоятельно выполняя задание по карточке №2.

Карточка №2

Образуйте от следующих существительных имена прилагательные и впишите их в соответствующий столбик таблицы. Объясните правописание Н-НН.

-Н-/-НН-

-АН-/ЯН-

-ИН-

        

Весна, вода, воробей, глина, голубь, дрова, зверь, истина, карман, кожа, кость, лось, мышь,  песок, чугун, соболь, рожь, старина, петух, серебро, овчина, цена, лед лошадь.

Карточка №2(1) для работы у доски

Задание для команды №1

Спишите, вставляя Н-НН

Румя..ый, авиацио..ый, крыси..ый, мужестве..ый, овся..ый, чугу..ый, лу..ый, бесчисле..ый, сви..ой, безветре..ый, обыкнове..ый, петуши..ый, ба..ый, серебря..ый.

Задание для команды №2

Вставьте пропущенные буквы, объясните значение фразеологизмов.

Бездо..ая бочка, мыши..ая возня, дли..ый язык, дли..ая песня, за каме..ой стеной, с воробьи..ый нос, деревя..ое лицо, осли..ое упрямство.

Задание для команды №3

Запишите синонимы с Н или НН. Укажите способ словообразования выделенного слова

Багровый- (багряный, пурпурный)

Безжалостный-  (бессердечный, бездушный)

Слабый- (болезненный)

Дивный-  (чудный, волшебный, удивительный)

5. Работа по индивидуальным карточкам

Цель: проверить уровень усвоения темы «Правописание сложных прилагательных»;

развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.

Достаньте из пакета заданий карточку №3 и карточку №3 (1) для работы у доски.

Трое учеников (по одному от команды, не капитаны) работают у доски по индивидуальным карточкам (карточка №3(1) для работы у доски), остальные – работают в тетради,  самостоятельно выполняя задание по карточке №3.

Карточка №3

- Подберите к выделенным словам сложные прилагательные. Объясните их написание.

Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки. Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах.

Слова для справок: (желто)коричневый, (ярко)зеленый, (юго)восточный, (бело)ствольный

Задание для команды №1 для работы у доски

Замените словосочетания синонимичными словосочетаниями прил.+ сущ

1.        Танцы Латинской Америки

2.        Девушка с черными глазами

3.        Животное с длинной шеей

4.        Мороз сорок градусов

5.        Пират с одной ногой

Задание для команды №2 для работы у доски

Раскройте скобки

(Юго)западное, (научно)исследовательский, (нью)йоркская , (перво)майские, (русско)японский, (горно)лыжный, (бледно)лицый,  (розово)щекий.

Задание для команды №3 для работы у доски

Выписать сложные прилагательные, которые пишутся через дефис.

(Немецко)русский словарь; (железно)дорожная станция; (дальне)восточная тайга; (черно)морские пляжи; (сине)глазая девочка; (сине)белый  флаг; (темно)зеленые заросли; (красновато)коричневый лист; (научно)технический прогресс; (красно)рубиновые ягоды; (синие)пресиние глаза; (восточно)славянские и (западно)славянские языки;( трудо)любивый ученик; (юго)восточное направление; (древне)русские летописи; (средне)русские леса.

6. Самостоятельная работа – выполнение теста

Цель: проверить усвоение темы «Не с прилагательными», «Суффиксы –К- и –СК- в прилагательных», «О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных»

Тест для 1 команды

1. В каком из указанных случаев не- - приставка?

1)    (не) взрачный кустарник

2)    (не) знакомый маршрут

3)    (не) здоровый, а больной человек

4)    Дом (не) большой, а маленький

2.    Найдите прилагательное, в котором пишется -СК.

1)    близ..ий

2)    белору..ий

3)    ткац..ий

4)    рыбац..ий

3. В каком из указанных случаев не- -часть корня?

1)    (не)вольная слабость

2)    (не)золотая цепочка

3)    самая (не)уютная комната

4)    (не)лепый поступок

4.    Найдите прилагательное, в котором пишется в суффиксе -О.

1)    беж..вый

2)    кумач..вый

3)    пищ..вой

4)    ландыш..вый

5. В каком предложении имя прилагательное пишется с НЕ раздельно?

1) Лизу поселили в (не)большой, но очень светлой и уютной комнате.

2) Катюшина бабушка боялась ходить по (не)ровным лесным дорожкам.

3)Марья Афанасьевна постоянно жаловалась на (не)поседливых ребятишек.

4) Это (не)испанский костюм.

Тест для 2 команды

1. В каком из указанных случаев не- -частица?

1)    (не) удачный день

2)    (не)ржаной хлеб

3)    (не) обычная история

4)    (не)большое дерево

2.    Найдите прилагательное, в котором пишется -К.

1)    черке..ий

2)    брат..ий

3)    кавказ..ий

4)    турец..ий

3. В каком из указанных случаев не- -часть корня?

1)    (не)бабушкин

2)    (не)счастливый

3)    (не)бедный, а богатый

4)    (не)настный

4.    Найдите прилагательное, в котором пишется в суффиксе -Е.

1)    еж..вый

2)    холщ..вый

3)    алыч..вый

4)    луч..вой

5. В каком предложении имя прилагательное пишется с НЕ раздельно?

1) Этот пруд (не)глубокий, но рыбный.

2) Наш пудель (не)смелый, но общительный и любопытный.

3)Это правило мне ничуть (не)понятно.

4) Эта работа была (не)легкой.

Тест для 3 команды

1. В каком из указанных случаев не- -частица?

1)    (не) жаркий, а прохладный

2)    (не) знакомый

3)    (не) богатый

4)    (не)высокий

2.    Найдите прилагательное, в котором пишется -К.

1)    француз..ий

2)    январ..ий

3)    немец..ий

4)    гигант..ий

3. В каком из указанных случаев не- -приставка?

1)    (не)справедливый

2)    (не)глиняный

3)    (не)резиновый

4)    (не)ряшливый

4.    Найдите прилагательное, в котором пишется в суффиксе -Е.

1)    изразц..вый

2)    глянц..вый

3)    грош..вый

4)   морж..вый

5. В каком предложении все слова пишутся с НЕ слитно?

1) (Не)нужные бумажки (не)были убраны со стола.

2)Мы перебрались на другую сторону (не)высокого холма и углубились в (не)проходимый лес.

3) Это (не)глупые и вовсе (не)злые дети.

4) (Не)свежие продукты (не)годятся в пищу.

7. Проверка домашнего задания

Цель: поверить умение составления связного высказывания на лингвистическую тему.

Дома учащиеся (по одному от каждой команды) подготовили небольшие сообщения по теме «Имя прилагательное».

Сообщение 1.

«Зачем нужны имена прилагательные»

Сообщение 2.

«Почему важно знать разряды имен прилагательных»

Сообщение 3.

«Зачем нужны знания по правописанию  имен прилагательных»

III. Подведение итогов.  Посмотрите в тетради и скажите, что мы на уроке повторили? Всё ли было понятно? Узнали на уроке что-нибудь новое? Комментирование оценок. Чья работа на уроке вам понравилась?

IV. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Повторение изученного по теме "Местоимение"

конспект урока русского языка в 6 классе....

Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....

Урок - повторение изученного по теме: "Морфемика. Орфография. Культура речи", 5-й класс

Цель урока:Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи»;формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия;продолжать развитие мыслит...

Урок истории в 6 классе "Столетняя война" с использованием кейс-технологии

Урок изучения нового материала с целью формирования у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, характере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто та...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Урок английского языка на тему "Обобщающее повторение изученного по теме «Британская школа» в 6 классе

Урок составлен по УМК Enjoy Engllish  под редакцией Биболетовой М.З. На данной уроке учащиеся учатся работать в команде, в парах, учатся толерантному отношению. Урок сопровождается презентацией....

Педагогический проект «Использование кейс-технологий в работе с текстом»

Педагогический проект состоит из двух частей: теоритической и практической....