Гидросфера. Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
6 класс. Урок №16. к учебнику Т.П. Герасимовой Вода на Земле. Части Мирового океана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_na_zemle._chasti_mirovogo_okeana.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Гидросфера.
6 класс. Урок №16. Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | ||
Цели деятельности учителя | Способствовать формированию представлений об объеме и частях гидросферы, ее значении для Земли, мировом круговороте воды, крупнейших частях Мирового океана, температуре и солености поверхностных вод; создать условия для формирования умения сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, объяснять взаимосвязи между ними, определять по карте ГП, размеры, глубину океанов и морей, выявлять закономерности изменения температуры и солености вод в различных частях Мирового океана. | ||
Образовательные ресурсы | Электронное приложение к учебнику: Состав гидросферы. Круговорот воды а природе. Мировой океан. Свойства вод океана. | ||
План урока | 1. Гидросфера, ее состав и соотношение частей. 2.Круговорот воды как природное явление 3. Что такое Мировой океан? 4. Океаны. Моря, заливы и проливы 5. Свойства океанических вод. Соленость. температура | ||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Форма: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Гидросфера, конденсация, мировой круговорот воды. Острова, материки, архипелаги, полуострова, внутренние и окраинные моря, заливы, проливы, соленость | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Научаться называть и показывать составные части гидросферы, крупнейшие части Мирового океана, моря, заливы и проливы, среднюю соленость и температуру вод океана. Получают возможность научиться сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, определять взаимосвязи между ними по схеме "Круговорот воды в природе", выявлять особенности взаимодействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека, выявлять закономерности изменения температуры и солености вод в различных частях Мирового океана | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу, выражают положительное отношение к процессу познания |
Организационная структура урока.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Фомы контроля |
Мотивация к учебной деятельности 2мин | Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач. Эмоциональная и мотивационная подготовка к усвоению знаний | Создает условие для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки | Слушают и обсуждают тему и цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | |
Актуализация знаний | Беседа | Организует беседу по эпиграфу к разделу и вопросам к § 19: -Как вы понимаете слова "Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь" А.де Сент-Экзюпери? -Какая оболочка Земли называется гидросферой? -Какую оболочку вы уже изучили? -Как гидросфера и литосфера связаны между собой? | Знакомятся с материалом, рассматривают рисунки, отвечают вопросы, высказывают собственную точку зрения | Индивидуальная и фронтальная работа | Устные ответы |
Изучение нового материала | Работа с картой полушарий и глобусом, электронным приложением к учебнику | Организует работу с картой полушарий и глобусом, электронным приложением к учебнику "Состав гидросферы", комментирует новую информацию (приложение1) | Задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию, определяют понятие гидросфера | Индивидуальная работа | Устные ответы |
Анализ рисунка | Предлагает проанализировать рисунок 47 с71: -в какой части гидросферы содержится самый большой объем воды? Самый маленький? -перечислите воды суши. какие из них находятся в вашей местности, как используются? | Анализируют рисунок, отвечают на вопрос | Индивидуальная | Устные ответы | |
Работа с рисунком в учебнике | Организует работу с рисунком 48 с73 "Схема мирового круговорота воды" (приложение 2) | Определяют понятие: конденсация, мировой круговорот, выполняют задание | индивидуальная | Устные ответы | |
Работа с электронным приложением | Организует работу с электронным приложением "Мировой океан". Комментирует новую информацию, определяет задание (приложение3) | Знакомятся с новой информацией, задают вопросы | Фронтальная и индивидуальная | Устные ответы | |
Работа с картой и текстом учебника | Организует работу с картой и текстом учебника, с74-76 (приложение4) | Выполняют задания | Фронтальная и индивидуальная | Поиск объектов на карте | |
Работа с электронным приложением | Организует работу с электронным приложением "Соленость вод океана", комментирует информацию (приложение5) | Обсуждают новую информацию | фронтальная | Устные ответы | |
Работа с тестом учебника | Организует работу с текстом учебника п5 с77-78 Задание: объясните, как и почему изменяется температура воды в океане. | Выполняют задание | Индивидуальная работа | ||
Первичное осмысление и закрепление изученного | Выполнение задания на контурной карте | Организует работу: на контурной карте полушарий подпишите все океаны, моря, заливы, проливы, каналы, острова, архипелаги, указанные в параграфе | Выполняют задание | индивидуальная | Проверка выполнения задания |
Итоги урока | Обобщение полученных знаний | Определяет задания. нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль | Выполняют задания | Индивидуальная | Оценивание работы |
Домашняя работа | §19,20 задание 1, с78 | Конкретизирует д.з. | Записывают д.з. | Индивидуальная |
Приложение 1
Определение понятия гидросфера
Вода - самый удивительный минерал на Земле. Удивительный потому, что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты, в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности. Удивителен этот минерал еще и тем , что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы восполнить этот удивительный минерал. Воды на Земле очень много. Посмотрите на глобусе и карте полушарий. большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой - гидросферой.
-Если земную поверхность разделить на десять частей, то семь из них придется на соленую воду (90%).
-Воды в ледниках заключено около 2%. не надо путать их со льдом, который образуется при замерзании воды. Ледники образуются из снега. Они возникают там, где снега выпадает больше, чем успевает растаять. Постепенно снег накапливается, уплотняется и превращается в лед. Ледниками покрыта 1/10 часть суши.
-Пресные подземные воды тоже составляют около 2% всей воды Земли. они располагаются в верхней части земной коры. Эти воды могут быть как солеными, так и пресными, холодными или теплыми (горячими).
-На воды суши приходится 0,02% воды. Эти 0,02% пресной воды и используются пока человеком для всех своих нужд (в промышленности, с/х, быту).
Задания: 1. используя карты и глобус, назовите части гидросферы
2. Сравните ваш ответ со схемой в электронном приложении и перенесите ее в тетрадь
ГИДРОСФЕРА
↓ ↓ ↓
МИРОВОЙ ОКЕАН ВОДЫ СУШИ ВОДА В АТМОСФЕРЕ
Приложение 2
Работа с рисунком 48, с73 "Схема мирового круговорота воды"
2% пресной воды - это не так много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках, озерах, не убывает год от года. Кто же сделать наши пресные водоемы неиссякаемыми? Оказывается, Солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе.
Задание: Пользуясь рисунком, назовите все пути возвращения воды в океан.
Итак, океаны, вода которых соленая и непригодная для питья, благодаря Солнцу является поставщиком пресной воды. Мировой круговорот взаимосвязывает между собой гидросферу, литосферу, атмосферу, биосферу.
Приложение3
Комментарий к электронному приложению "Мировой океан".
Из-за того что на Земле находится почти вся вода Солнечной системы, ее называют водной планетой. на Мировой океан приходится 361 млн км. Эта вода заполняет четыре огромные впадины, образуя четыре океана - Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам мысов: мыс Горн, (остров Огненная Земля)- между Тихим океаном и Атлантическим, мыс Южный (остров Тасмания) - Индийский и Тихий, по подводным возвышенностям южнее Северного полярного круга - Северный Ледовитый и Атлантический, по Берингову проливу - СЛ и Т. В настоящее время предлагают выделить еще и Южный океан, омывающий Антарктиду. Северную его границу проводят по линии, соединяющей южные точки Африки, Южной Америки и острова Тасмания.
Приложение 4
Работа с картой и текстом учебника
Задание1 - Обозначьте на контурной карте границы океанов, подпишите их названия.
- В Мировом океане находятся материки - большие участки суши, окруженные водой.
Задание 2 - 1. Покажите на карте полушарий все материки Земли в порядке их уменьшения площади. подпишите на контурной карте названия материков.
2. Изучите п.1, с74 приведите примеры островов, полуостровов и архипелагов.
Запись в тетрадь: острова - небольшие участки суши, окруженные со всех сторон водой. Самый большой остров Гренландия (найдите его на карте)
Острова по происхождению
Материковые (самые крупные, располагаются на подводной окраине материка) | Вулканические (результат извержения подводного вулкана. Надводные и подводные вулканы образуют цепочку островов (Курильские). Характерны для осевых частей средино-океанических хребтов | Коралловые (характерны для жаркого пояса, имеют форму или разорванных пальцев, или гирлянды вдоль берегов - барьерные рифы (Большой Барьерный риф)) |
- В океане встречаются архипелаги - группы островов, лежащих недалеко друг от друга.
Участки материков и островов, глубоко впадающих в океан, называют полуостровами. Самый крупный полуостров - Аравийский (2703 тыс км²)
Задание 3: покажите на карте все природные объекты, записанные на доске: Евразия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Гренландия, Калимантан, Мадагаскар, Филиппинские острова, аравийский полуостров, Полуостров Индостан, полуостров Лабрадор, Курильские острова, полуостров Камчатка.
Во всех океанах есть моря - более или менее обособленные островами, полуостровами, подводными возвышенностями часть океана. По местоположению моря бывают окраинные и внутренние.
Задание 4.
1. Используя п.3, с75 в учебнике, запишите в тетрадь примеры типов морей. Частями каких океанов являются эти моря?
2. Пользуясь картами атласа, определите, внутренние или окраинные моря: Красное, Карское, Аравийское, Балтийское, Охотское. Частями каких океанов они являются?
Залив - часть океана, вдающаяся в сушу. Заливы менее изолированы, чем моря, поэтому режим их более близок открытым океанам (показ учителем на карте).
Проливы - относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая два смежных водоема. самый длинный (1760 км) Мозамбикский, а самый широкий (1120 км) и глубокий (5249 км) пролив Дрейка.
Задание 5 Пользуясь картами атласа, определите, какие океаны соединяют Берингов пролив, Магелланов пролив. Какие материки или острова разделяют эти проливы?
Приложение 5
Комментарий к электронному приложению "Соленость вод океана"
В распределение солености поверхности вод прослеживается зональность, обусловленная, прежде всего, соотношением выпадающих атмосферных осадков и испарениями. Уменьшает соленость сток речных вод и тающих айсбергов. В приэкваториальных широтах, где осадков выпадает больше, чем испаряется, и велик речной сток, - соленость 34 -35 ‰. В тропических широтах поэтому соленость 37%. В умеренных широтах соленость близка к 35% . В полярных широтах соленость наименьшая 32-33 ‰, так как количество осадков здесь больше испарения, велик речной сток, особенно сибирских рек, много айсбергов, главным образом вокруг Антарктиды и Гренландии.
Широтную зональность солености нарушают морские течения. Например, в умеренных широтах соленость больше у западных побережий материков, куда поступают тропические воды, меньше - у восточных берегов, омываемых полярными водами. Наименьшей соленостью обладают прибрежные воды близ устьев рек. Максимальная соленость наблюдается в тропических внутренних морях, окруженных пустынями. Например, в Красном море соленость более 42‰, в Персидском заливе - 39‰. Соленость влияет на другие свойства воды, такие как плотность, температура замерзания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
6 класс. Гидросфера 2 урок. "Части мирового океана"
Методическая разработка уроков для 6 класса к разделу Гидросфера...
Круговорот воды в природе. Части Мирового океана
Глава 4. ГИДРОСФЕРА Урок 24Круговорот воды в природе. Части Мирового океанаЦель урока: Сформировать представление о гидросфере. Ввести понятия: зал...
Части Мирового океана. Свойства вод океана.
Урок по теме Части Мирового океана. Свойства вод океана. ...
6 класс. Мировой круговорот воды в природе. Части Мирового океана.
Урок по теме " МКВ. Части Мирового океана." К конспекту урока прилагается лист-опросник, который используется для закрепления материала изученного на уроке и для подготовки домашнего задания. В ...
презентация к уроку "Части Мирового океана. Некоторые свойства океана"
к уроку географии...
Вода на земле.Части мирового океана.Свойства вод мирового океана. 6 класс.
презентация к уроку...
Разработка урока географии 6 класс "Части Мирового океана. Свойства вод океана."
Открытый урок по географии в 6 классе по теме "Части Мирового океана. Свойства вод океана".Урок провоится с использованием ИКТ....