Круговорот воды в природе. Части Мирового океана
материал по географии (6 класс) по теме

Глава 4. ГИДРОСФЕРА

 

Урок 24

Круговорот воды в природе. Части Мирового океана

Цель урока:

         Сформировать представление о гидросфере. Ввести понятия: залив, пролив, полуостров, остров, архипелаг, море.

Оборудование:

         Демонстрационная таблица «Круговорот воды в природе», карточки с понятиями, физическая карта полушарий, картины с изображением океана, звукозапись шума океанских вод; фотографии с изображением озера, реки, ледника, болота, родника, береговой линии; словарь гидролога - лист ватмана с прорезями, в которые можно вставлять карточки с терминами.

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

-   Какие оболочки Земли мы уже изучили?

         После того, как ученики вспоминают пройденные оболочки, учитель вывешивает картину и включает звукозапись шума волн.

-   Что мы будем изучать? (Гидросферу.)

 
 image

 

 

 

 

 

 


-   Докажите, что гидросфера - единая оболочка. (Meжду составными частями есть тесная связь. Мировой круговорот воды.)

-   Составьте рассказ о капельке воды.

(Для упрощения работы можно предложить обратить внимание на демонстрационную таблицу.)

- Внутренние воды мы начнем изучать на следующих уроках, а сегодня мы приступим к исследованию океана.

- Откройте атласы и найдите, где находится Мировой океан. (Дети говорят, что на карте его нет.)

- На самом деле Мировой океан это совокупность всех океанов. Запишите все океаны по мере уменьшения их площади. (Ти­хий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский.)

- Составьте схему «Составные части океана» (1 вариант по ат­ласу; 2 вариант по учебнику).

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 


-   Сравним работы 1 варианта и 2 варианта у доски. Подчеркни­те синей пастой печатными буквами участки воды, простым карандашом участки суши, (Залив, пролив, море.)

-   Обратите внимание на этот момент, в контурных картах зали­вы, пролив подписывать синей пастой, а участки суши - про­стым карандашом.

-   У нас есть возможность составить словарь гидролога. (Учени­ки называют новые термины.) Но мы можем закреплять эти слова только после того, как будем знать определения. Этот словарь мы будем составлять все то время, пока будем изучать Гидросферу.

Остров - небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.

-   Приведите примеры.

Архипелаг - группы островов.

-  Приведите пример.

Полуостров - участок суши, окружен с трех сторон водой. При­ведите пример.

-  Обозначьте в контурной карте.

Залив - часть океана, моря, вдающаяся в сушу (участок воды, ок­руженный с трех сторон сушей).

- Приведите пример. Обозначьте в контурной карте.

Пролив - относительно узкое водное пространство, соединяющее разные водные бассейны и разделяющее участки суши, участок воды, окруженный с двух противоположных сушей.

Море - часть океана более или менее обособленная сушей, островами или возвышенностями подводного рельефа, отличающаяся от остальной части океана соленостью, температурой вод, течениями и т. д.

         Ученики могут не понять разницу между заливами и морями.

-   Чем отличается море от залива? (Море отличается от океанских вод соленостью, температурой, рельефом, а воды залива идентичны водам океана.)

-   Сравните Средиземное море с Карским. Одно из них окраинное, а другое внутреннее. (Средиземное - внутреннее, Карское - окраинное.)                                                                          -   Скажите, как объяснить, какое море внутреннее, а какое окраинное? (Внутреннее море глубоко вдается в сушу, сообщается с океаном одним или несколькими проливами. Окраинное море  примыкает к материку и слабо обособлено от океана островами и полуостровами.)

-   Приведите примеры и обозначьте в контурных картах.

-   Обратите внимание на рисунок. Что изображено под цифрами?

image

 

 

 

 

 

 

 


 

1. полуостров;

2. море или залив;

3. залив;

4. полуостров;

5. остров;

6. архипелаг.

 

-   Итак, прочтите, какие новые термины вы узнали (словарь).

 

III. Практическая работа

-   Обозначьте на карте части Мирового океана.

Полуострова:   Индостан,  Аравийский,   Индокитай,  Лабрадор, Скандинавский, Камчатка, Таймыр.

Острова: Гренландия, Нов.Гвинея, Мадагаскар, Великобритания,

Сахалин, Гавайи.

Проливы: Дрейка, Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Па­намский канал, Суэцкий канал.

Заливы: Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Бен­гальский.

Моря: Красное, Средиземное, Черное, Карибское. 

         Используя контурные карты, выберите море, ближайшее к вашему населенному пункту, соедините с побережьем прямой линией. Определите направление и измерьте расстояние с помощью масшта­ба. Расстояние и направление надпишите на контурной карте. 

 

V. Задания для любознательных

         1. Эти моря соединены между собой проливом. Глубина одного из них достигает 2211 м, другого в 245,5 раз меньше. Второе является самым маленьким из российских морей, площадь его в 11 раз меньше первого. У первого моря на глубинах свыше 200 м отсутствует жизнь, у второго даже на дне обитают живые организмы. Какие это моря? Подпишите их на карте, и каким образом можно попасть из одного моря в другое? (Черное и Азовское, через Керченский пролив.)

         2.  Пролив соединяет эти моря. Одно из них окраинное, а второе -внутреннее. Средняя глубина первого в 2-3 раза больше, а площадь в 15,5 раз больше. Первое севернее, но юго-западные берега не за­мерзают, а второе южнее, но большую часть года (7 месяцев) покры­то льдами. Назовите эти моря. (Баренцево и Белое.)

         3.  В морях какого океана, омывающего берега России находится большее количество островов? Какой из наших островов самый северный, самый восточный и самый большой? (В морях Северного Ледовитого океана.. Самый большой - Сахалин; самый северный – Рудольфа (арх. Франца-Иосифа); самый восточный - о. Ратманова.)

          4. Этот остров сначала теоретически доказан, а затем открыт. Кто его открыл? Как он называется? (Остров Визе. В. Ю. Визе.)

         5. В какие ворота не забить гол? (Карские ворота.)

         6. Какие шары не имеют шарообразной формы? (Маточкин Шар и  Югорский шар - проливы в Карском море.)

         7. Этот пролив раньше называли «Геркулесы столбы». Каково его

современное название? (Гибралтарский пролив.).

         8. Какой полуостров говорит о своем малом размере? (Ямал.)

         9. Назовите самый большой полуостров. (Аравийский.)

.        10. Какой остров говорит о своей принадлежности к одежде? (Ямайка.)     11. Какое море отмывает три части света? (Средиземное.)

 

Домашнее задание

         Г.: § 24; К.: § 47, сравнение морей, с. 138.

         Работа в контурных картах, знание основных морей, заливов, проливов, островов и полуостровов, которые подписывались на практической работе в контурных картах.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mirovoy_okean_i_ego_chasti.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...

Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...

Урок географии в 6 классе "Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части"

Цель: сформировать понятие «гидросфера», её основные части.1)      обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидр...

конспект урока «Мировой круговорот воды в природе»

формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связанном со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое)....

6 класс. Мировой круговорот воды в природе. Части Мирового океана.

Урок по теме " МКВ. Части Мирового океана." К конспекту урока прилагается лист-опросник, который используется  для закрепления материала изученного на уроке и для подготовки домашнего задания. В ...

Гидросфера. Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана

6 класс. Урок №16.  к учебнику Т.П. Герасимовой Вода на Земле.  Части Мирового океана...