программа внеурочной деятельности география 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Сабатаева Алла Анатольевна

 

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_geo_5klass.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Я – географ-следопыт».

 Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Результатом       этой       деятельности       является       формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю)

Курс состоит из шести разделов:

  • Введение;
  • Земля как планета солнечной системы;
  • Внутреннее строение Земли;

- Атмосфера;

  • Водная оболочка Земли;
  • Биосфера.

Целью курса является расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

обучать    специальным    знаниям,    необходимым    для    проведения самостоятельных исследований; формировать   и   развивать   умения   и   навыки   исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации; развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности:

альбом

газета

журнал, книжка-раскладушка

коллаж коллекция

макет

модель наглядные пособия

паспорт

плакат

серия иллюстраций

справочник стенгазета

сценарий праздника, игры

учебное пособие фотоальбом


Содержание программы

Введение

Почувствуйте себя древними географами! Древний Египет. Построение модели для подтверждения шарообразности Земли.

Почувствуйте себя древними географами! Работа с гномоном. Определение времени по гномону

Земля как планета солнечной системы

Осваиваем метод моделирования! Глобус - модель Земли. Определение форм Земли.

Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями! Умение вести фенологические наблюдения.

Осваиваем метод моделирования! Теллурий: модель Земли - Луна - Солнце. Определение времён года с помощью Теллурия.

Внутренние строение Земли

Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель Земли! Определение внутреннего строения Земли.

Осваиваем метод моделирования! Создаём конструктор литосферных плит. Определение положения действующих вулканов на границах литосферных плит.

Почувствуйте себя геологами! Научить собирать и оформить коллекцию горных пород и минералов

Почувствуйте себя учёными-сейсмологами! Формирование умений анализировать «12-балльную шкалу интенсивности землетрясений»

Почувствуйте себя геодезистами. Умение работать с нивелиром по определению высоты холма.

Почувствуйте себя топонимнстами! Умение работать с топонимистическими словарями, энциклопедиями.

Атмосфера

Почувствуйте себя метеорологами-наблюдателями ~ Доказать наличие атмосферного давления.

Почувствуйте себя метеорологами. Создаём свою метеорологическую станцию. Умейте создавать метеорологические приборы для определения погоды.

Почувствуйте себя метеорологами-синоптиками! Умение составлять прогноз погоды.

Водная оболочка земли

Почувствуйте себя гидробиологами! Изучить различные свойства воды в природе и в жизни человека.

Почувствуйте себя мореходами! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Почувствуйте себя гидрологами! Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам Волги и Тереку.

Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников. Изучить водопроницаемые и водоупорные породы на основе модели родника.

Почувствуйте себя фольклористами! Умения находить в тексте географические названия и работать с топонимическим словарем.

Биосфера

Почувствуйте себя палеонтологами! Умение соотнести изображение окаменелостей с их описанием в тексте учебника.

Почувствуйте себя биогеографами! Умение создавать коллекцию комнатных растений по их географическому принципу.

Создайте географическую игротеку! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Почувствуйте себя исследователем глубин океана! Умение создавать устройство «Глубины океана» и определять морских обитателей на разных глубинах океана.

Почувствуйте себя экотуристами! Составление по тексту схемы путешествия.

Учебно – тематический план.

№ п/п

Раздел

Тема

 Кол-во часов

Результат

Введение

4 часа

1

Почувствуйте себя древними

географами! Древний Египет

1

Модель

2

Почувствуйте себя древними

географами! Работа с гномоном.

1

3

 4

Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями!

2

Отчет по

результатам

наблюдения

Внутреннее строение Земли

8 часов

5

Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель Земли!

2

Модель «Внутреннее строение Земли»

6

Осваиваем метод моделирования! Создаем конструктор литосферных плит.

1

Модель

«Литосферные

плиты»

7 8

Почувствуйте себя геологами!

2

Коллекция горных пород

9 10

Почувствуйте себя геодезистами.

1

Профиль склона

11 12

Почувствуйте себя топонимистами!

2

Книжка-раскладушка «Топонимы Смоленского района»

Атмосфера

4 часа

13 14 15

Почувствуйте себя метеорологами. Создаем свою метеорологическую станцию.

3

Метеоприборы

16

Почувствуйте себя метеорологами-синоптиками!

1

Прогноз погоды

Водная оболочка Земли

7 часов

17

Почувствуйте     себя гидробиологами!

1

Плакат «Свойства

воды»

18

Почувствуйте себя  мореходами!

1

Игра «Знатоки морских названий»

19, 20

Почувствуйте себя гидрологами!

2

Проект путешествия

21, 22

Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников.

2

Модель родника

23

Почувствуйте себя фольклористами!

1

Коллаж

«Ангарские

бусы»

Биосфера

12 часов

24 25

Почувствуйте себя биогеографами!

2

Атлас комнатных растений

26 27

Создайте географическую

игротеку!

2

Игротека

28 29

Почувствуйте себя исследователем глубин океана!

2

Устройство

«Глубины

океана»

30 31

Почувствуйте себя экотуристами!

2

Проспект для путешествия

32 33

Почувствуем себя экскурсоводами. Разработка виртуальной или реальной экскурсия в национальный парк!

2

Коллаж «Экскурсия по национальному парку»

34 35

Защита проектов по темам: «Погода и  метеорологические наблюдения», «Вода в земных кладовых»!

2

Исследовательские проекты

Итого

35


Календарно-тематическое планирование.

Тема внеурочной деятельности

Цель работы

Результаты обучения

Методы

Оборудование

Сроки выполнения

1

2

3

4

5

6

7

Введение

1

Почувствуйте себя древними географами! Древний Египет

Построение модели для подтверждения шарообразности Земли.

-        Личностные:

осознание

целостности

природы;

-        Универсальные:

познавательный интерес;

-        Предметные:

овладение практическими умениями по использованию приборов.

Моделирование.

Карта Древнего Египта (картон 20х60), деревянные палочки (2 шт., длинной 8-10 см), пластилин, линейка, карандаш, настольная лампа, дневник географа-следопыта.

В течение занятия.

2

Почувствуйте себя древними географами! Работа с гномоном.

Определение времени по гномону.

-        Личностные:

осознание

целостности

природы;

-        Универсальные:

познавательный

Наблюдение.

Лист картона размером

40х40,

гномон - деревянная

палочка длиной 20 см,

пластилин,

карандаш,

В течение дня.

интерес;

- Предметные:

овладение практическими умениями по использованию приборов.

линейка,

отвес (веревочка с

грузиком).

3 4

Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями!

Умение вести

фенологические

наблюдения.

-        Личностные:

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;

-        Универсальные:

умение вести наблюдение;

-        Предметные:

умение вести наблюдение за объектами и явлениями географической среды.

Наблюдение

Дневник географа-следопыта.

В течение года.

Внутреннее строение Земли

5

Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель Земли!

Определение внутреннего строения Земли.

Личностные:

овладение системой географических знаний;

- Универсальные:

умение моделировать;

-        Предметные:

умение описывать и объяснить признаки географических объектов.

Моделирование

Разноцветный

пластилин, дощечка для лепки.

В течение занятия.

6

Осваиваем метод моделирования! Создаем конструктор литосферных плит.

Определение

положения

действующих

вулканов на

границах

литосферных плит.

-        Личностные:

овладение системой

географических

знаний;

-        Универсальные:

умение моделировать, умение организовать свою деятельность, выпирать средства для реализации цели;

-        Предметные:

формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени.

Моделирование.

Картон (например, гофрированная или упаковочная бумага), ножницы, карандаш,

копировальная бумага, краски, клей.

В течение занятия.

7

 8

Почувствуйте себя геологами!

Научить собирать и оформлять коллекцию горных пород и минералов.

-        Личностные:

осознание ценности природы;

-        Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

-        Предметные:

использование полученных умений и навыков в

повседневной жизни для объяснения образования горных пород.

Моделирование

Пустые спичечные коробки, клей и кисточка, оберточная бумага, увеличительное стекло, дневник географа-следопыта.

В течение года.

9

10

Почувствуйте себя геодезистами.

Умение работать с нивелиром по определение высоты холма.

-        Личностные:

осознание ценности природы;

-        Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

-        Предметные:

владение практическими умениями по использованию нивелира для определения высоты холма.

Полевые исследования, метод

нивелирования.

Самодельный нивелир.

В течение занятия.

11

12

Почувствуйте себя топонимистами!

Умение работать с томонимистическими, словарями, энциклопедиями.

-        Личностные:

овладение умениями и навыками по применению в жизненных ситуациях;

Универсальные:

умение вести самостоятельный поиск, отбор информации и ее преобразование;

-        Предметные:

овладение основными

навыками

нахождения и

использования

географической

информации.

Работа со справочной литературой,

социологический опрос.

Учебник, дневник географа-следопыта.

В течение недели.

Атмосфера

13

14

15

16

Почувствуйте себя метеорологами. Создаем свою метеорологическую станцию.

Почувствуйте себя метеорологами- синоптиками!

Умение

создавать

метеорологические приборы для

определения

погоды.

Умение составлять

прогноз погоды.

-        Личностные:

осознание ценности

географической

среды;

-        Универсальные:

умение организовать свою деятельность по моделированию приборов;

-        Предметные:

умение моделировать и владеть практическими умениями по измерению направления ветра, определения температуры, количества осадков.

Личностные:

осознание ценности

географической среды;

Универсальные:

умение вести самостоятельный анализ и прогноз погоды;

- Предметные:

формирование умений и навыков использования метеорологических знаний в

повседневной жизни для прогнозирование погоды.

Моделирование

Наблюдение

Наблюдения.

Наблюдения.

Флюгер

Картон, цветная бумага,

компас, деревянный стержень,

клей, две катушки для ниток,

небольшая обувная коробка.

Дождемер пластиковая

бутылка, цветной скотч.

Термометр

Стеклянная бутылка с пробкой, краситель (пищевой или цветные чернила), большая пластиковая бутылка (5 л),

картон, скотч, пластилин,

прозрачная пластиковая трубочка.

Дневник географа-следопыта,

ресурсы Интернет.

В течение занятия.

В течение 2-го

полугодия.

Водная оболочка Земли

17

Почувствуйте себя гидробиологами!

Изучить различные свойства воды в природе и в жизни человека.

-        Личностные:

осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной карты мира;

-        Универсальные:

умение вести самостоятельно исследование;

- Предметные:

формирование представлений о свойствах воды.

Исследовательский

Две бутылки с питьевой водой по 0,5л, 3-4 столовые ложки поваренной соли, сырое куриное яйцо, мерный стакан, столовая ложка, кубики пищевого льда, две бутылки минеральной воды (1-ая - охлажденная, 2-ая -комнатной температуры).

В течение занятия.

18

Почувствуйте себя мореходами!

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

-        Личностные:

овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

-        Универсальные:

умение организовать свою деятельность, определить ее задачи и оценить достигнутые результаты;

-        Предметные:

использование географических названий в повседневной жизни.

Игровая деятельность.

Учебник, ресурсы Интернет, картон, цветные карандаши и др.

В течение занятия.

19

20

Почувствуйте себя гидрологами!

Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам Волги и Тереку.

- Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

-        Универсальные:

умение вести отбор информации на основе текста учебника с последующим устным рассказом;

-        Предметные:

развитие географического мышления на основе работы с текстом учебника и картой атласа.

Самостоятельная работа с текстом учебник.

Учебник.

В течение занятия.

21 22

Почувствуйте себя

гидрологами!

Познакомимся с

принципом

«работы»

родников.

Изучить водопроницаемые и

водоупорные породы на основе модели родника.

-        Личностные:

овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

-        Универсальные:

умения организовать свою деятельность, определить ее цели, оценить достигнутые результаты;

- Предметные:

формирование географических знаний о

водопроницаемых и водоупорных слоях.

Исследовательский, эксперимент,

моделирование.

Три воронки, три стакана, часы с секундной стрелкой, кувшин с водой, образцы пород (песок, глина и суглинок); небольшой и узкий аквариум, песок или пластилин, лейка с водой.

В течение занятия.

23

Почувствуйте себя фольклористами!

Умения находить в тексте

географические названия и работать с топонимическим словарем.

-        Личностные:

уважение к истории, культуре народов;

-        Универсальные:

Умения самостоятельно отбирать информацию;

-        Предметные:

умение работать с различными источниками

географической информации.

Исследовательский.

Учебник, дневник географа-следопыта.

В течение занятия.

Биосфера

24

25

Почувствуйте себя биогеографами!

Умение создавать

коллекцию комнатных

растений по их

географическому принципу.

-        Личностные:

осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

-        Универсальные:

умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразования в виде

информационной карточки;

-        Предметные:

формирование представлений о разнообразии растительного мира тропических поясов.

Исследовательский

Картон, фотографии, клей.

В течение занятия.

26

27

Создайте географическую

Развитие

познавательного

интереса,

- Личностные:

овладение на уровне общего образования

Игровая деятельность.

Рисунки, фотографии,

картон.

В течение занятия.

игротеку!

интеллектуальных способностей.

системой

географических

знаний;

-        Универсальные:

умение организовать свою деятельность, определить, определить цели и задачи игры, оценить достигнутые результаты;

-        Предметные:

формирование представлений о разнообразии растительного мира умеренных поясов.

28-29

Почувствуйте себя исследователем глубин океана!

Умение

создавать

устройство

«Глубины

океана» и

определять

морских

обитателей на

разных глубинах

океана.

-        Личностные:

осознание ценности

географической

среды;

-        Универсальные:

умение организовать свою деятельность по моделированию прибора «Глубины океана»;

-        Предметные: умение моделировать и владеть практическими умениями по определению морских животных в разных глубинах океана.

Моделирование, исследовательский.

Самодельное устройство «Глубины океана»,

определитель морских обитателей.

В течение занятия.

30 31

Почувствуйте себя экотуристами!

Составление по тексту схемы путешествия

-Личностные:

осознание единства географического пространства России;

-        Универсальные:

умение организовать

свою деятельность по

моделированию прибора

туристического маршрута;

-        Предметные:

формирование представлений об особенностях природной среды и охраны природы.

Исследовательский

Учебник, дневник географа-следопыта.

В течение занятия.

32

33

Почувствуем себя экскурсоводами.

Разработка виртуальной или реальной экскурсия в национальный парк

Знакомство с особо охраняемыми территориями

- Личностные:

осознание целостности планета Земля;

-        Универсальные:

способствовать

самостоятельному приобретению практических

умений;

-        Предметные:

формирование представлений об особенностях природной среды и охраны природы.

Исследование

Презентация

В течение занятия

34 35

Защита проектов по темам: «Погода и метеорологические наблюдения», «Вода в земных кладовых»

Защита проектов

-        Личностные:

осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

-        Универсальные:

умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразования в виде проекта

Исследование

Презентация

В течение занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» 8 класс 2019 г

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 общеобразовательного класса разработана на основе федерального закона Рос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"

Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса 2019-2020 г

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах»  общеинтеллектуального направления для 8 класса...