Открытый урок по предмету география "Планеты солнечной системы"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Корчагин Дмитрий Сергеевич

Конспект открытого урока, который объединяет в себе 2 темы из курса 5 класса по географии "Планеты соседи Солнца" и "Планеты-гиганты. Плутон". Данный урок подробно раскрывает всю информацию по планетам солнечной системы, это позволяет учащимся расширить свой кругозор и заглянуть немного дальше, за рамки школьной программы. Сегодня очень мало уделяется времени на астрономию в рамках географии, поэтому необходимо давать детям немного больше чем есть сегодня в учебной литературе.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по теме «Планеты солнечной системы» 5 класс

Учитель географии и биологии: Корчагин Д.С.

Республика Татарстан, Тукаевский район, Биклянская СОШ

Цель урока:

- Формирование целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе.

Задачи:

- Дать представление о планетах Солнечной системы.

- Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления.

- Пробудить интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: информационно-технологический комплекс (компьютер, проектор, экран), раздаточный материал с заданиями, учебный материал (учебник, тетрадь).

Структура урока (ФГОС):

- Организационный момент;

-  Определение темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Актуализация знаний, первичное усвоение новых знаний.

- Первичное закрепление.

- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ход урока

1. Организационный момент

- Доброе утро ребята, готовы погрузиться сегодня в мир удивительных открытий и приключений? (Да) Тогда давайте не будем медлить и отправимся с вами в путешествие!

2. Определение темы, постановка цели урока.

В ночном и черном океане,

Один маяк для разных кораблей;

Он светом путь им освещает,

За эти миллиарды тёмных дней.

Есть те, кто так близки к светилу.

И те, кто всё ещё плывут.

А есть другие, на границе мира,

Которые под сумраком живут.

Но все они, в одном пространстве,

В краю, где вся надежда на маяк.

Ну а в дали, это не странно,

Такие же моря, где рядом свет и мрак.

- Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какая тема урока нас с вами ожидает? (планеты солнечной системы)

- Правильно! Давайте попробуем вместе сформулировать цель нашего урока. Что же нужно нам будет сделать с солнечной системой? (изучить строение солнечной системы, знать какие планеты входят в неё, представить её)

- Всё это верно! А чтобы было точнее, то цель нашего с вами урока – сформировать представление о планетах солнечной системы. Т.е. познакомиться с ними более подробно.

3. Актуализация знаний.

Изучение нового материала

- Ребята, что вы помните о солнечной системе? Давайте немного вспомним что нам известно уже! (повтор предыдущих тем)

- Правильно! Молодцы!

- Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце.

По одной из теорий Солнце образовалось вместе с Солнечной системой около 4,5 миллиардов лет назад в результате взрыва одной или нескольких сверхновых звезд. Изначально Солнечная система представляла собой облако из газа и частиц пыли, которые в движении и под воздействием своей массы образовали диск, в котором возникла новая звезда Солнце и вся наша Солнечная система.

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются восемь крупных планет.

- Сейчас нам с вами предстоит исследовать планеты солнечной системы. Вы разделены на 3 группы – это ваши экспедиционные компании. Каждая группа будет исследовать, и изучать свою группу планет. Все задания, которые вы будете выполнять, ориентированы на коллективную работу, поэтому вам понадобятся такие качества как сплоченность, взаимовыручка, смекалка, и, конечно же, любознательность.

- Итак, у нас следующие экспедиционные команды: 1-ая «Планеты земной группы», 2-ая «Планеты-гиганты», 3-ья «Планеты-карлики».

Работа в группах.

Первое задание каждой экспедиции – это работа с текстом. Каждой команде раздается текст с описанием планет вашей группы. Вам нужно внимательно изучить текст с описанием планет и ответить на вопросы после текста. Чтобы работа проходила более успешно, нужно распределить вопросы между участниками команды. После завершения работы 1 представитель команды зачитывает вопросы, и дает ответы на них. Время выполнения задания – 5 мин.

1 команда – «Планеты земной группы»

Планеты, относящиеся к земной группе, - Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют небольшие размеры и массы, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходит плотность воды; они медленно вращаются вокруг своих осей; у них мало спутников (у Меркурия и Венеры их вообще нет, у Марса – два крохотных, у Земля - один).

Марс

Эта планета как половина Земли и четвертая от солнца. На ней почти нет атмосферы, один углекислый газ, и она самая холодная (от 00 градусов до минус 113C). День на Марсе идентичен земному, но год длиннее – 687 дней. На Марсе нет жидкостей, есть ледяные шапки газа и воды в замерзшем состоянии. Марс славится вулканами, кратерами и двумя спутниками – Деймосом и Фобосом. Изобилует кратерами и поверхность Марса. Особенно много их в южном полушарии планеты. Темные области, занимающие значительную часть поверхности планеты, получили название морей (Эллада, Аргир и др.). Диаметры некоторых морей превышает 2000 км. Возвышенности, напоминающие земные континенты, представляющие собой светлые поля оранжево-красного цвета, названы материками (Фарсида, Элисиум). Как и на Венере, здесь есть огромные вулканические конусы. Высота наибольшего из них (Олимпа) превышает 25 км, диаметр кратера 90 км. Диаметр основания этой гигантской конусообразной горы более 500 км.

Меркурий

Она ближе всех к Солнцу и самая незначительная по размеру из всех четырех. Она чуть больше Луны. Поверхность Меркурия усыпана оставившими на ней следы ударными кратерами. Это произошло по причине отсутствия (или присутствия в незначительной мере) атмосферы. Температура на Меркурии зашкаливает, разброс огромный от 4270 до минус 173C. Это отличает ее от других планет. Диапазон температур увеличивается/уменьшается в зависимости от расположения к солнцу (на обращенной стороне – высокие, на необращенной - низкие). Вокруг солнца можно обернуться за 88 дней. Это возможно из-за очень близкой его расположенности (46 миллионов километров). Любопытно, что планета очень медленная и один день там равен 59-ю земным. Поверхность Меркурия, изобилующая кратерами, очень напоминает лунную. “Морей” там меньше, чем на Луне, причем они небольшие. Диаметр меркурианского Моря Зноя 1300 км, как и Моря Дождей на Луне. На десятки и сотни километров тянутся крутые уступы, вероятно, порожденные былой тектонической активностью Меркурия, когда смещались и надвигались поверхностные слои планеты. Как и на Луне, большинство кратеров образовались в результате падений метеоритов. Там, где кратеров немного, мы видим сравнительно молодые участки поверхности. Старые, разрушенные кратеры заметно отличаются от более молодых кратеров, хорошо сохранившихся.

Венера

Эта планета – почти аналог Земли (плотность, размер, структура). Там присутствует серная кислота, представленная в облаках, и углекислый газ. Хоть Венера и не близка к Солнцу, в отличие от Меркурия, но она самая жаркая (4500C). Знаменита Венера своим ретроградным вращением: запад – восходит солнце, восток – садится. День на Венере очень длинный и состоит из 243 земных суток. А год длится 225 дней. Венера красива и ярко преподносит себя, появляясь в виде Утренней звезды.

Земля

Она всего пятая по величине в планетарной туманности солнечной системы и третья от самого Солнца. Среди всех планет она единственная обитаемая. Обладая жидким состоянием воды, она зародила жизнь. Мы дышим воздухом, состоящим всего на 28 процентов из кислорода, все остальное – это азот и один процент аргона и углекислого газа. Сезоны на обитаемой планете меняются из-за ее вертикального наклонения на 23 градуса. Год составляет 365 дней, а сутки – 24 часа.

Вопросы: Какие планеты относятся к планетам земной группы? Назовите их.

Какие планеты имеют свои спутники? И сколько?

Какая планета вращается в обратном направлении в солнечной системе?

Почему Марс красный?

2 команда – «Планеты гиганты»

Планеты-гиганты - самые большие тела Солнечной системы после Солнца: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Они располагаются за Главным поясом астероидов и поэтому их ещё называют "внешними" планетами.  Юпитер и Сатурн - газовые гиганты, то есть они состоят в основном из газов, находящихся в твёрдом состоянии: водорода и гелия. А вот Уран и Нептун были определены как ледяные гиганты, поскольку в толще самих планет вместо металлического водорода находится высокотемпературный лёд.

Планеты-гиганты очень быстро вращаются вокруг своих осей; менее 10 ч требуется огромному Юпитеру, чтобы совершить один оборот. Результат быстрого вращения – большое сжатие планет-гигантов (заметное при визуальных наблюдениях). Разность экваториального и полярного радиусов Земли составляет 21 км, а у Юпитера она равна 4400 км. Планеты-гиганты находятся далеко от Солнца, и независимо от характера смены времен года на них всегда господствуют низкие температуры. На Юпитере вообще нет смены времен года, поскольку ось этой планеты почти перпендикулярна к плоскости ее орбиты. Своеобразно происходит смена времен года и на планете Уран, так как ось этой планеты наклонена к плоскости орбиты под углом 8°.

У Юпитера имеется 67 спутников. Четыре крупнейших — Ганимед, Каллисто, Ио и Европа — схожи с планетами земной группы такими явлениями, как вулканическая активность и внутренний нагрев. Ганимед, крупнейший спутник в Солнечной системе, превосходит по размеру Меркурий. Сатурн, известный своей обширной системой колец, имеет несколько схожие с Юпитером структуру атмосферы и магнитосферы. Хотя объём Сатурна составляет 60 % юпитерианского, масса (95 масс Земли) — меньше трети юпитерианской; таким образом, Сатурн — наименее плотная планета Солнечной системы (его средняя плотность меньше плотности воды). У Сатурна имеется 62 подтверждённых спутника; два из них — Титан и Энцелад — проявляют признаки геологической активности. Активность эта, однако, не схожа с земной, поскольку в значительной степени обусловлена активностью льда. Титан, превосходящий размерами Меркурий, — единственный спутник в Солнечной системе с существенной атмосферой.

Уран с массой в 14 раз больше, чем у Земли, является самой лёгкой из внешних планет. Уникальным среди других планет его делает то, что он вращается «лёжа на боку»: наклон оси его вращения к плоскости эклиптики равен примерно 98°. Если другие планеты можно сравнить с вращающимися волчками, то Уран больше похож на катящийся шар. Он имеет намного более холодное ядро, чем другие газовые гиганты, и излучает в космос очень мало тепла. У Урана открыты 27 спутников; крупнейшие — Титания, Оберон, Умбриэль, Ариэль и Миранда.

Нептун, хотя и немного меньше Урана, более массивен (17 масс Земли) и поэтому более плотный. Он излучает больше внутреннего тепла, но не так много, как Юпитер или Сатурн. У Нептуна имеется 14 известных спутников. Крупнейший — Тритон, является геологически активным, с гейзерами жидкого азота. Тритон — единственный крупный спутник, движущийся в обратном направлении. Также Нептун сопровождается астероидами, называемыми троянцы Нептуна, которые находятся с ним в резонансе 1:1.

Вопросы: Какие планеты входят в группу планет-гигантов? Назовите их.

Назовите крупнейший спутник Юпитера, назовите спутник Юпитера состоящий из 2 букв.

Чем отличаются поверхности Урана и Нептуна от Юпитера и Сатурна?

Спутник, какой планеты и как он называется, вращается в обратном направлении и имеет гейзеры с жидким азотом.

3 команда – «Планеты-карлики»

Карликовые планеты вращаются вокруг Солнца, как и восемь больших планет. Но в отличие от планет, карликовые планеты не в состоянии очистить свой орбитальный путь. Карликовая планета намного меньше, чем планеты (меньше, чем даже спутник Земли Луна). Наиболее известной из карликовых планет является Плутон. Главное различие между карликовой планетой и планетой заключается в том, что планеты, расчищают свой путь вокруг Солнца, в то время как карликовые планеты, как правило, имеют орбиты, пересекающие зоны других подобных объектов, таких как Пояс астероидов и Пояс Койпера. Первые пять признанных карликовых планет являются Церера, Плутон, Эрида, Макемаке и Хаумеа. Ученые считают, что могут быть десятки или даже более 100 карликовых планет, ожидающих открытия.

Один из самых маленьких объектов Солнечной системы, радиусом всего 1153 км. Период обращения по орбите вокруг Солнца составляет 90 613 суток (около 248 лет), а оборот вокруг своей оси занимает 6,4 земных суток.  Спутников, сопровождающих его, на данный момент известно 5 – Харон, крупнейший из них, Кербер, Никта, Стикс и Гидра. Орбита этой карликовой планеты эллиптическая, вытянута довольно сильно. Лишь несколько лет назад учёным удалось измерить температуру на поверхности этого небесного тела.

Хаумеа - самая быстровращающаяся из всех планет, известных на сегодняшний день в нашей системе – один оборот вокруг собственной оси занимает всего 4 часа, в то же время как полный облёт Солнца занимает 102937 суток (почти 282 года). Один из самых маленьких объектов, средний радиус составляет всего 718 км, при этом, в отличие от остальных небесных тел, обладает неправильной, как бы сплюснутой, формой. При этом имеется и 2 спутника – Хииака и Намака.

Макемаке. Размер третьей по величине до сих пор не известен точно. Предполагается, что средний радиус приблизительно равен 740 с точностью до 17 км. Зато продолжительность года на ней удалось установить довольно точно — 111867 суток (что примерно равно 306 годам). Спутников на её орбите не обнаружено.

Эрида. Один из самых больших объектов пояса Койпера лишь ненамного превосходит Плутон – 1163 км. Оборот вокруг Солнца занимает 205 029 сут (чуть больше, чем 561 год). Обнаружившие её ученые в 2005 году изначально были уверены, что открыли 10 планету солнечной системы, но впоследствии она была признана карликовой планетой.

Открытие этого небесного тела, можно сказать, положило начало новой эры для астрономии, поскольку именно факт её открытия положил начало многочисленным спорам о статусе Плутона.

Церера — карликовая планета в поясе астероидов внутри Солнечной системы. Также это самая близкая к Земле карликовая планета, долгое время считавшаяся не то астероидом, не то кометой, не то планетой. 1 января 1801 года в своей обсерватории ее открыл Джузеппе Пиацци и посчитал планетой, но так думали только год, после чего Цереру назвали астероидом (а в дальнейшем и карликовой планетой). Многие астробиологи допускают, что на Церере может быть жизнь. Примечательна тем, что еще совсем недавно была в разряде астероидов и занимала среди них первое место по размеру. Продолжительность года, по сравнению с другим удаленными карликовыми планетами — смехотворна, всего 4,6 года. В сравнении с другими, ее диаметр не столь впечатляет и составляет 975×909 км. Период вращения вокруг оси имеет продолжительность около 0,3781 суток. У Цереры спутники не обнаружены.

Вопросы: Сколько планет входит в группу планет-карликов? Назовите их.

Какая планета имеет наибольшее кол-во спутников?

Назовите самую быструю карликовую планету солнечной системы.

Какая планета долгое время считалась астероидом? Чем она отличается от других планет карликов?

- А теперь проверим, как команды слушали друг друга? Каждому из вас роздан небольшой мини-тест, где заданы вопросы, которые были у других команд. Вам в течении 2 мин., нужно ответить на эти вопросы! Приступаем!

Второе задание каждой экспедиции – вам раздаются листы со словами, в которых перепутались все слоги и буквы.  Из этих неправильных слов у вам надо получить правильные слова, путем перестановки букв. Все правильно полученные слова будут связаны с вашей экспедицией по исследуемым вами планетам. Каждой команде на выполнение задания дается 4 мин. Время пошло, начинаем!

1 команда:

путскин – спутник                            сарм - марс

алун – луна                                        ляезм - земля

еренав – венера                                 лапетан - планета

уркимрей – меркурий

2 команда:

уртанс – сатурн                            родя - ядро

руна – уран                                   косепалет - телескоп

путнен – нептун                          аттин - титан

окольц – кольцо

3 команда:

 ирадэ – эрида                             росадите - астероид

лонтуп – плутон                         мокосс - космос  

арцеер – церера                          нроах - харон

батиро – орбита

- Молодцы ребята! А теперь небольшая физкультминутка. Все дружно встали, первое упражнение – потянулись вверх, будто вы пытаетесь достать звезду с неба! А теперь тяните руки в стороны, будто вас разрывают пополам. Покрутились вокруг собственной оси медленно, чтобы не выйти из орбиты. А теперь вышли все к доске – представьте что вы небесные тела, которые медленно плывут по космосу, расслабьте все мышцы.

- Молодцы! Садитесь на места. Мы продолжаем с вами исследовать планеты солнечной системы! И следующее ваше задание – это проект! У вас на партах сейчас лежат отдельные кусочки, фрагменты истории какой-либо планеты, из этих маленьких кусочков на лист формата А4 вам нужно наклеить эти кусочки, чтобы у вас получился мини-альбом (коллаж). После того как вы закончите представитель команды выходит к доске, представляет ваш проект и коротко рассказывает об истории планеты из текста, который вы получили.

1 команда: рисунки с историей Марса.

2 команда: рисунки с историей Сатурна

3 команда: рисунки с историей Плутона

Время выполнения задания 4 мин. Приступаем!

(команды представляют свои проекты)

И последнее ваше задание – составить синквейн по нашей сегодняшней теме «Планеты солнечной системы».

Правила написания синквейна.

1 строка - одно слово или словосочетание - название синквейна, тема, обычно существительное;

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое                            отношение к теме;

5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Пример: Синквейн на тему А.С. Пушкин.

Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Поэзия его пережила.

Гений.

- Время выполнения задания 3 мин. (Представление командой своего синквейна)

- Мы подошли к концу нашего путешествия. Теперь мы все возвращаемся домой. Давайте вместе подведем итоги проделанной работы. У вас на партах наклеены цветные стикеры двух цветом, сейчас вам буквально 1 минута времени чтобы их заполнить. На стикерах зеленого цвета вы пишите, что вы узнали нового в ходе урока, а на оранжевых пишете ваши пожелания и эмоции по пройденному уроку, затем выходим к доске и клеем их, на правую половину зеленые, на левую – оранжевые.

- А теперь запишите домашнее задание, которое вы видите на доске. Все молодцы! Спасибо за урок, до новых путешествий!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 14

Планеты-карлики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по предмету "Развитие психомотрики и сенсорных процессов" с 3 классом на тему "Классификация предметов и и изображений по форме (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) и основные цвета"

ЦелидеятельностипедагогаКоррекционно-образовательная: закрепить умения классифицировать предметы и их изображения по форме и повторение основных цветов в процессе познавательной деятельности.Коррекцио...

Конспект открытого урока по предмету "письмо и основы грамоты" на тему "Слова, обозначающие предметы"

Конспект урока для 9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта....

Открытый урок по предмету «Рисунок» в 1 классе ДХШ «Натюрморт из двух предметов быта».

Тип занятия: комбинированный.Время: 12 академических часов.На первом занятии повторяем теорию и выполняем компоновку натюрморта, анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения.На втором за...

Конспект открытого урока по предмету "Арифметика" на тему "Выделение семи предметов из множества"

Тема:Выделение 7 предметов из множества. Соотнесение цифры и числа 7. Цель урока:       Учить соотносить цифру с соответствующим множеством предметов; Задачи урока:Образо...