Методическая разработка урока географии «Земля – часть солнечной системы»
учебно-методическое пособие по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока географии «Земля – часть солнечной системы» по ФГОС
Цель урока: Сформировать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике и Солнечной системе.
Задачи:
Образовательные: углубить знания о Солнечной системе и её планетах
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать – планеты Солнечной системы.
- Уметь – описывать уникальные особенности Земли как планеты; работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.
Тип урока : урок «открытия» нового знания
Этапы урока, время | Планируемый результат | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приёмы |
I. Организационный момент. - 1 мин. | Концентрация основных психических процессов на образовательный процесс. | Мобилизация внимания, уважение к окружающим; целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Интересуется самочувствием, предлагает ответить с помощью смайлика | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, настраиваются на работу. | Принцип психологической комфортности. |
II. Усвоение новых знаний и способов действия Подготовка к работе на основном этапе. - 10 мин. | - Формирование, вызов мотивации обучающихся к изучению новой темы. - Активизация работы обучающихся. - Воспроизведение знаний, полученных раннее на уроках географии Обдумывание, предложение возможных способов действий своей работы | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. | Предлагает посмотреть видеофрагмент «Дело о планете Земля: Рождение Земли» и сформулировать тему и цели урока. Подводит учащихся к осознанию целей и задач. | Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. | Метод мозгового штурма. |
III. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действия – 25 мин. | - Организация активной индивидуальной обучающихся с новой темой. - Самостоятельное изучение и осмысление информации. - Систематизация знаний. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы. | Предлагает определить (по тексту учебника): - Что общего у Земли с другими планетами Солнечной системы? - В чем уникальность нашей планеты? Подводит к выводу: что все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют и общие черты, и существенные различия. Демонстрирует ЭОР «Планетарий». Акцентирует внимание на то, что по своим особенностям планеты Солнечной системы делятся на 2 группы: 1.планеты- гиганты 2.планеты земной группы Говорит утверждения: 1.Юпитер-планета-гигант. 2.Земля- самая большая планета. 3.Нам известна лишь одна Галактика. 4.Луна- естественный спутник Земли. 5.Марс-планета земной группы. Организует работу в рабочей тетради стр.16 задание 11 на основе текста. Демонстрирует с помощью ЭОР изображение планеты Земля из космоса. Подводит к выводу: что в отличие от других планет земная поверхность разделена на океаны и огромные массивы суши - материки. Вводит понятие мировой океан | Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность. Предлагают свои варианты общих черт и различий, самостоятельно определяют общие черты планет Солнечной системы Заполняют таблицу. Просматривают, сравнивают планеты земной группы, принимают участие в диалоге с учителем Слушают утверждения и если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой+хлопок. Анализируют текст и выбирают необходимые сведения. Смотрят ЭОР. Рассматривают внешний вид Земли на глобусе. Обмениваются полученной информацией. Записывают в тетради новые понятия. | Самостоятельная работа с текстом Линии сравнения Верно-неверно Самостоятельная работа с текстом |
IV. Контроль и самооценка знаний и способов действий. – 5 мин. | Воспроизведение знаний, полученных на уроке, и оценивание результатов своей работы | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Предлагает задания на карточках, организует проверку знаний •Назовите точный космический адрес планеты Земля. •Что такое Галактика? •Что такое Солнечная система? •Какие планеты входят в Солнечную систему? •В чём заключается уникальность планеты Земля? | Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания, осуществляют взаимопроверку | Блиц-контрольная |
V. Коррекция знаний и способов действия. – 2 мин. | Восполнение пробелов в знаниях | Умение скорректировать результат своей деятельности | Организует коллективное исправление ошибок | Исправляют свои ошибки | Метод диалогичности |
VI. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. – 1 мин. | Обобщение новых знаний, способов действий и осмысление результата своей работы | - Оценка результата своей деятельности - Планирование, прогнозирование и целеполагание в осуществлении последующей деятельности | -Предлагает обучающимся назвать, с чем познакомились на уроке, ответить, достигнута ли цель урока и почему. Параграф 7 (вопросы). Выполнить творческое задание «Влияние космоса на Землю и жизнь людей» | - Обучающиеся отвечают на вопрос. - Слушают и записывают домашнее задание | Метод диалогичности |
VII. Рефлексия. – 1 мин. | Самоанализ обучающимися своей деятельности и её результатов | - Умение и выражать свои мысли - Оценивание качества своей и общей учебной деятельности | Предлагает один из способов рефлексии. | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Продолжи фразу |
Приложение 1
Стихотворение К. Бальмонта
Хорошо меж подводных стеблей,
Бледный свет. Тишина. Глубина.
Мы заметим лишь тень кораблей,
И до нас не доходит волна.
Неподвижные стебли глядят,
Неподвижные стебли растут.
Как спокоен зеленый их взгляд,
Как они бестревожно цветут.
Безглагольно глубокое дно,
Без шуршанья морская трава.
Мы любили, когда – то, давно,
Мы забыли земные слова.
Самоцветные камни. Песок.
Молчаливые призраки рыб.
Мир страстей и страданий далек.
Хорошо, что я в море погиб.
Приложение 2
Схема «Части Мирового океана»
Мировой океан
Проливы Заливы Моря Проливы Архипелаги Острова
Окраинные Внутренние материковые вулканические
коралловые
Приложение 3
План описания географического положения моря
- Название моря;
- К какому океану относится море, как от океана отделено;
- Между какими меридианами и параллелями находится море;
- Какие материки и острова омывает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторский элективный курс по географии "Земля - планета Солнечной системы"
Учебный курс для учащихся 6-7классов...
Урок по географии «Земля в Солнечной системе»
Технологическая карта урока Предмет- географияТип урока: комбинированныйЦель урока: сформировать знания о Земле, и её месте в Солнечной системе.Задачи: -обучающие: расширить знания о составе Солнечной...
Конспект урока по ФГОС по географии 5 класс Земля - часть Солнечной системы
Данный урок идет 6 по счету, и 1 в теме раздела Земля – планета Солнечной системы...
"Земля- часть Солнечной системы"
Разработка урока о географии в 5 классе по ФГОС на тему "Земля- часть Солнечной системы"...
Урок по географии "Земля – планета Солнечной системы" 5 класс
Урок – путешествие. Эффективной формой уроков-обобщений и систематизации знаний являются уроки-путешествия, которые проводятся в конце изучения тем, разделов....
технологическая карта урока по теме "Земля - часть солнечной системы"
Цель урока: Сформировать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике и Солнечной системе....
Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»
Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»Цель: Изучить географическое положение и особенности природных ресурсов и у...