Открытый урок по предмету «Рисунок» в 1 классе ДХШ «Натюрморт из двух предметов быта».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Тип занятия: комбинированный.
Время: 12 академических часов.
На первом занятии повторяем теорию и выполняем компоновку натюрморта, анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения.
На втором занятии – конструктивное построение.
На третьем занятии – ввод легкого тона, проработка объёма объектов натюрморта.
На четвертом занятии – тональная проработка натюрморта, обобщение, просмотр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по предмету «Рисунок» в 1 классе ДХШ «Натюрморт из двух предметов быта». | 308.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по предмету «Рисунок» в 1 «Е» классе 22 апреля 2015
Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «ЖИВОПИСЬ»
5-летнего срока обучения
Трусовой Галины Викторовны
преподавателя МБОУДОД ДХШ МО город Армавир
Тема урока: «Натюрморт из двух предметов быта».
Срок выполнения – 12 часов (3 учебных часа – 1 раз в неделю).
Тип занятия: комбинированный.
Время: 12 академических часов.
На первом занятии повторяем теорию и выполняем компоновку натюрморта, анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения.
На втором занятии – конструктивное построение.
На третьем занятии – ввод легкого тона, проработка объёма объектов натюрморта.
На четвертом занятии – тональная проработка натюрморта, обобщение, просмотр.
Источник информации:
Н.Ли «Основы учебного академического рисунка»
Оборудование:
Для учителя:
1. Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Освещение верхнее боковое.
2. Примеры работ, выполненных карандашом.
3. Бумага (формат – А-4 листа ватмана). Материал - простые карандаши ТМ, М, ластик.
Для учащихся:
1. Бумага (формат – А-4 листа ватмана), Материал - простые карандаши ТМ, М, ластик.
Цель урока:
Выявление знаний, умений, навыков полученных в первом классе.
Задачи урока:
1. Удачное размещение изображения на листе бумаги (на основе знаний по композиции).
2. Передача в рисунке пропорций предметов, используя в работе вспомогательные построения.
3. Конструктивное построение предметов с передачей линейной перспективы.
4. Дальнейшее развитее художественного вкуса, различных графических умений («штрих по форме», штриховка с «растяжкой»).
5. Закрепление умений удачно сочетать в рисунке линию и пятно.
6. Тональная проработка предметов.
План урока:
1. Организационная часть.
2. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
3. Повторение пройденного материала.
4. Практическая работа. Этапы работы.
5. Просмотр работ учащихся.
6. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационная часть. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и необходимых инструментов, а так же правильность посадки учеников.
2. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.Объявить тему урока. Поставить перед учащимися цели и задачи урока.
3. Повторение пройденного материала. Повторить с учащимися последовательность ведения работы над рисунком натюрморта, особенности работы штрихом, особенности использования линии и пятна в натюрморте.
В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов объединенных в единую композиционную группу. Задачей художника является правдиво изобразить с натуры форму и характер предметов - это значит передать с помощью конструкции, перспективы, цветовых отношений, пропорции, объём, материальность, пространственное положение предметов и их характер в натюрморте. Издавна натюрморт считается лучшей школой реалистического рисования, где художник постигает законы цветовой гармонии и пластику форм, учится мастерству владения техническими приёмами и творческому отношению к натуре. Основные средства художественной выразительности рисунка — линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы.
На сегодняшнем уроке мы будем рисовать натюрморт из 2-х предметов.
Мы с вами уже неоднократно рисовали натюрморты из одного или группы
предметов. Скажите, с какими трудностями пришлось вам столкнуться при
рисовании натюрморта?
-Бывает сложно разместить (закомпоновать) предметы в листе, особенно если их несколько.
-Предметы то оказываются слишком низко, или «подпрыгивают», приходится все стирать и начинать заново!
-Иногда нарисуешь предмет, а второй не входит.
-Вот видите, сколько сложностей подстерегает вас, при рисовании натюрморта. Это происходит, потому что вы рисуете каждый предмет в отдельности! Но всех этих ошибок можно избежать, если приучить себя видеть и воспринимать натуру целиком.
4. Выполнение практической работы с натуры поэтапно:
- Выбор формата.
Для начала, давайте рассмотрим натюрморты и определим, формат необходимый для каждого из них.
- Композиционное решение листа.
После того, как вы определились с форматом (вертикальный, горизонтальный или квадрат), попробуйте, закомпоновать каждый из натюрмортов в выбранный вами формат. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Сверху нужно оставить больше места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатление, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем необходимо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги, не оставалось много пустого места.
- Передача характера формы предметов, их пропорций.
Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует. Стоит воспользоваться методом «обрубовки» формы изображаемого предмета. Сравнить отношения одного предмета по отношению к другому, уточнить пропорции предметов по высоте, ширине. Предметы не должны быть больше натурального размера Определить уровень горизонта (уровнь глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены. Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Предметы в натюрморте должны частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами.
- Конструктивное построение предметов натюрморта.
Легко касаясь карандашом бумаги, строим горизонтальные и вертикальные осевые (параллельно вертикальному и горизонтальному краю листа бумаги) в соответствующих местах на кувшине и на яблоке. Строим эллипсы, соответственно линейной перспективе круга. При нашем положении предметов (ниже уровня глаз) самым широким по раскрытию будет нижний эллипс предмета.
- Лёгкая тональная проработка натюрморта.
Прорабатываем лёгкой штриховкой все тени в натюрморте. Находим «большую тень» и «большой свет».
- Передача объёма предметов лёгкой штриховкой.
Используя штриховку «по форме» пытаемся передать объём предметов, прорабатывая плавный переход из света в тень на линии перелома светотени.
- Тональное решение натюрморта.
Разбираем предметы по тону, посредством многократного нанесения штриха в нужных направлениях.
- Обобщение натюрморта.
Рассматриваем работу издали и определяем места, которые надо усилить или ослабить по тону. Соответствующим образом штрихуем или протираем натюрморт ластиком.
5. Просмотр работ учащихся.
Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим критериям:
1. Композиция в листе.
2. Пропорции и характер предметов.
3. Свето-теневые отношения.
4. Общее тоновое решение натюрморта.
Андрушко Екатерина Григорьян Ангелина Ермолович Елизавета Кадомцева Мария
Князева Инесса Лобьян Эдуард Олифирова Алина Соловьёв Иван
Сукова Полина Чулюкина Белинда Чучалова Лолита Айвазян Анна
6. Подведение итогов.
По итогам просмотра работ учащихся 1 «Е» класса мы пришли к выводу, что с поставленной задачей основная масса учащихся справилась хорошо. Двое учащихся не успели закончить работу по объективным причинам (в виду болезни). С поставленной целью класс справился. Учащимся выставлены соответствующие отметки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Натюрморт из двух предметов на светлом фоне и маленькой яркой драпировкой. Методическая разработка по предмету живопись, 1 класс (10-12 лет) Корчагина Елена Владимировна преподаватель художественного отделения
натюрморт является одним из основных заданий в курсе предмета «Живопись». Начиная с простейших постановок «микронатюрмортов», постепенно добавляя и усложняя их в ходе обучения, решаются многие ц...
открытый урок "Графический портретный рисунок" (26/02/17)
Графическо-протретный рисунок...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ИЗО В Настроение с помощью красок. Натюрморты «веселый» и «грустный»
Знакомство с возможностями цвета. Умение создавать настроение и выражать свое отношение к натуре. Расширение кругозора, обогащение словарного запаса. Научить рисовать предметы. Научить подбирать ...
Технологическая карта открытого урока сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Представленная технологическая карта явилась основой открытого урока по сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по теме "Модуляция как средство развити...
методическая разработка «Линейно-конструктивное построение натюрморта из двух предметов».
урок ИЗО...
Список видео выставок рисунков учащихся МБОУ «ДХШ» г.Мегион по предметам: рисунок, живопись, станковая композиция.
Список видео выставок рисунков учащихся МБОУ «ДХШ» г.Мегион по предметам: рисунок, живопись, станковая композиция....