Открытый урок по предмету «Рисунок» в 1 классе ДХШ «Натюрморт из двух предметов быта».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Трусова Галина Викторовна

Тип занятия: комбинированный.

Время: 12 академических часов.

На первом занятии повторяем теорию и выполняем компоновку натюрморта, анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения.

На втором занятии – конструктивное построение.

На третьем занятии – ввод легкого тона, проработка объёма объектов натюрморта.

На четвертом занятии – тональная проработка натюрморта, обобщение, просмотр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по предмету «Рисунок» в 1 «Е» классе 22 апреля 2015

Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программы в области  изобразительного искусства «ЖИВОПИСЬ»

5-летнего срока обучения

Трусовой Галины Викторовны

преподавателя МБОУДОД ДХШ МО город Армавир

Тема урока: «Натюрморт из двух предметов быта». 

Срок выполнения – 12 часов (3 учебных часа – 1 раз в неделю).

Тип занятия: комбинированный.

Время: 12 академических часов.

На первом занятии повторяем теорию и выполняем компоновку натюрморта, анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения.

На втором занятии – конструктивное построение.

На третьем занятии – ввод легкого тона, проработка объёма объектов натюрморта.

На четвертом занятии – тональная проработка натюрморта, обобщение, просмотр.

Источник информации:

Н.Ли  «Основы учебного академического рисунка»

Оборудование:

Для учителя:

1. Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Освещение верхнее боковое.

2. Примеры работ, выполненных карандашом.

3. Бумага (формат – А-4 листа ватмана). Материал - простые карандаши ТМ, М, ластик.

Для учащихся:

1. Бумага (формат – А-4 листа ватмана), Материал - простые карандаши ТМ, М, ластик.

Цель урока:

Выявление знаний, умений, навыков полученных в первом классе.

Задачи урока:

1. Удачное размещение изображения на листе бумаги (на основе знаний по композиции).

2. Передача в рисунке пропорций предметов, используя в работе вспомогательные построения.

3. Конструктивное построение предметов с передачей линейной перспективы.

4. Дальнейшее развитее художественного вкуса, различных графических умений («штрих по форме», штриховка с «растяжкой»).

5. Закрепление умений удачно сочетать в рисунке линию и пятно.

6. Тональная проработка предметов.

План урока:

1. Организационная часть.

2. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.

3. Повторение пройденного материала.

4. Практическая работа. Этапы работы.

5. Просмотр работ учащихся.

6. Подведение итогов.

Ход урока:

1. Организационная часть. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и необходимых инструментов, а так же правильность посадки учеников.

2. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.Объявить тему урока. Поставить перед учащимися цели и задачи урока.

3. Повторение пройденного материала. Повторить с учащимися последовательность ведения работы над рисунком натюрморта, особенности работы штрихом, особенности использования линии и пятна в натюрморте.

В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов объединенных в единую композиционную группу. Задачей художника является правдиво изобразить с натуры форму и характер предметов - это значит передать с помощью  конструкции, перспективы, цветовых отношений, пропорции, объём, материальность, пространственное  положение предметов и их характер в натюрморте. Издавна натюрморт считается лучшей школой реалистического рисования, где художник постигает  законы цветовой гармонии и пластику форм, учится мастерству владения техническими приёмами и  творческому отношению к натуре. Основные средства художественной выразительности рисунка — линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы.

На сегодняшнем уроке мы будем рисовать натюрморт из 2-х предметов.

Мы с вами уже неоднократно рисовали натюрморты из одного или группы

предметов. Скажите, с какими трудностями пришлось вам столкнуться при

рисовании натюрморта?

-Бывает сложно разместить (закомпоновать) предметы в листе, особенно если их несколько.

-Предметы то оказываются слишком низко, или «подпрыгивают», приходится все стирать и начинать заново!

-Иногда нарисуешь предмет, а второй не входит.

-Вот видите, сколько сложностей подстерегает вас, при рисовании натюрморта. Это происходит, потому что вы рисуете каждый предмет в отдельности! Но всех этих ошибок можно избежать, если приучить себя видеть и воспринимать натуру целиком.

4. Выполнение практической работы с натуры поэтапно:

- Выбор формата. 

Для начала, давайте рассмотрим натюрморты и определим, формат необходимый для каждого из них.

- Композиционное решение листа. 

После того, как вы определились с форматом (вертикальный, горизонтальный или квадрат), попробуйте, закомпоновать каждый из натюрмортов в выбранный вами формат. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Сверху нужно оставить больше места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатление, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем необходимо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги, не оставалось много пустого места.

- Передача характера формы предметов, их пропорций. 

Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует. Стоит воспользоваться методом «обрубовки» формы изображаемого предмета. Сравнить отношения одного предмета по отношению к другому, уточнить пропорции предметов по высоте, ширине. Предметы не должны быть больше натурального размера Определить уровень горизонта (уровнь глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены. Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Предметы в натюрморте должны частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами.

- Конструктивное построение предметов натюрморта.

Легко касаясь карандашом бумаги, строим горизонтальные и вертикальные осевые (параллельно вертикальному и горизонтальному краю листа бумаги) в соответствующих местах на кувшине и на яблоке. Строим эллипсы, соответственно линейной перспективе круга. При нашем положении предметов (ниже уровня глаз) самым широким по раскрытию будет нижний эллипс предмета.

- Лёгкая тональная проработка натюрморта.

Прорабатываем лёгкой штриховкой все тени в натюрморте. Находим «большую тень» и «большой свет».

- Передача объёма предметов лёгкой штриховкой.

Используя штриховку «по форме» пытаемся передать объём предметов, прорабатывая плавный переход из света в тень на линии перелома светотени.

- Тональное решение натюрморта.

Разбираем предметы по тону, посредством многократного нанесения штриха в нужных направлениях.

- Обобщение натюрморта.

Рассматриваем работу издали и определяем места, которые надо усилить или ослабить по тону. Соответствующим образом штрихуем или протираем натюрморт ластиком.

5. Просмотр работ учащихся.

Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим критериям:

1. Композиция в листе.

2. Пропорции и характер предметов.

3. Свето-теневые отношения.

4. Общее тоновое решение натюрморта.

C:\Users\поиск\Saved Games\Desktop\1 Е\Андрушко Екатерина\DSC_6105.JPG    C:\Users\поиск\Saved Games\Desktop\1 Е\Григорьян Ангелина\DSC_6111.JPG    C:\Users\поиск\Saved Games\Desktop\1 Е\Ермолович Елизавета\DSC_6114.JPG    C:\Users\поиск\Saved Games\Desktop\1 Е\Кадомцева Мария\DSC_6122.JPG

Андрушко Екатерина     Григорьян Ангелина       Ермолович Елизавета      Кадомцева Мария

C:\Users\поиск\Saved Games\Desktop\1 Е\Князева Инесса\DSC_6126.JPG       C:\Users\поиск\Saved Games\Desktop\1 Е\Лобьян Эдуард\DSC_6128.JPG       C:\Users\поиск\Saved Games\Desktop\1 Е\Олифирова Алина\DSC_6133.JPG      C:\Users\поиск\Saved Games\Desktop\1 Е\Соловьёв Иван\DSC_6137.JPG

Князева Инесса                 Лобьян Эдуард                 Олифирова Алина         Соловьёв Иван

C:\Users\поиск\Saved Games\Desktop\1 Е\Сукова Полина\DSC_6141.JPG       C:\Users\поиск\Saved Games\Desktop\1 Е\Чулюкина Белинда\DSC_6145.JPG      C:\Users\поиск\Saved Games\Desktop\1 Е\Чучалова Лолита\DSC_6148.JPG      C:\Users\поиск\Saved Games\Desktop\1 Е\Айвазян Анна\DSC_6103.JPG

Сукова Полина                 Чулюкина Белинда          Чучалова Лолита            Айвазян Анна

6. Подведение итогов.

По итогам просмотра работ учащихся 1 «Е» класса мы пришли к выводу, что с поставленной задачей основная масса учащихся справилась хорошо. Двое учащихся не успели закончить работу по объективным причинам (в виду болезни). С поставленной целью класс справился. Учащимся выставлены соответствующие отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Натюрморт из двух предметов на светлом фоне и маленькой яркой драпировкой. Методическая разработка по предмету живопись, 1 класс (10-12 лет) Корчагина Елена Владимировна преподаватель художественного отделения

натюрморт является одним из основных заданий в курсе предмета «Живопись». Начиная с простейших постановок «микронатюрмортов», постепенно добавляя и усложняя их в ходе обучения, решаются многие ц...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИЗО В Настроение с помощью красок. Натюрморты «веселый» и «грустный»

Знакомство с возможностями цвета. Умение создавать настроение и выражать свое отношение к натуре. Расширение кругозора, обогащение словарного запаса. Научить рисовать предметы. Научить подбирать ...

Технологическая карта открытого урока сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Представленная технологическая карта явилась основой открытого урока по сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по теме "Модуляция как средство развити...

Список видео выставок рисунков учащихся МБОУ «ДХШ» г.Мегион по предметам: рисунок, живопись, станковая композиция.

Список видео выставок рисунков учащихся МБОУ «ДХШ» г.Мегион по предметам: рисунок, живопись, станковая композиция....