Литосфера. Внеурочная деятельность
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Аршиева Мадина Матвеевна

закрепление сформированного понятия «Земная кора», о непрерывности ее развития под влиянием внутренних и внешних процессов изменения Земли;

закрепление знаний об основных формах рельефа (горы, равнины);

расширение картометрических приемов, формирование  картографических представлений о размещении некоторых элементов рельефа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litosfera_6_kl_vneurochka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия по географии по теме «Литосфера»

Учитель: Аршиева Мадина Матвеевна, г. Владикавказ

Предмет:  география            

 Класс: 6                  

Тема занятия: Литосфера.

Оборудование: игровое поле, карты атласа, проектор, компьютер

Цель: закрепить сформированное понятие «Земная кора», о непрерывности ее развития под влиянием внутренних и внешних процессов изменения Земли;

закрепить знания об основных формах рельефа (горы, равнины);

расширить картометрические приемы, сформировать  картографические представления о размещении некоторых элементов рельефа.

Обучающие задачи

  • учить способам поиска ответа на поставленный вопрос;
  • учить быть критическими слушателями и уметь доказывать свою точку зрения;
  • учить умению обобщать и делать выводы.

Развивающие задачи

  • повышать интерес к географии;
  • развивать мышление, память, речь.

Воспитательные задачи

  • воспитывать активность, самостоятельность, культуру общения;
  • воспитывать интерес к природе и предмету;

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

• вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

• организовать  самостоятельное  формулирование вопросов и постановку цели

Формирование информа-ционного запроса

Фронталь-ная, индивиду-альная

1.Проводит беседу о предстоящем уроке - игре.

2. Предъявляет фразу с информацией проблемного характера.

3. Предлагает сформулировать тему и цель занятия.

 Делятся мнениями на поставленную проблему

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Организационный  этап

•организовать  самостоятельное представление команд

Беседа

фронталь-ная, групповая

 Рассказывает о правилах игры, представляет магистров

 Представляют свои команды

Коммуникативные УУД:

уметь кратко, точно и грамотно излагать свои мысли.

Практический (игровой) этап

• обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Практи-ческая работа

 Групповая

1. Читает вопросы и задачи, организует обсуждение результатов ее выполнения.

2. Организует самостоятельную деятельность учащихся

1. Самостоятельно выполняют задания по группам

 

Предметные УУД:

Уметь находить правильный ответ на поставленный вопрос правильно формулировать ход решения  

Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты,  

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексивно-оценочный этап

• осмысление процесса и результата деятельности

Беседа, высказывание

Индиви-дуальная,  групповая

1. Предлагает оценить факт достижения цели занятия.

2. Предлагает каждой группе высказать свое мнение.

1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.

2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением.

Регулятивные УУД:

констатировать необходимость продолжения действий

Познавательные УУД:

решать различные виды заданий

Коммуникативные УУД:

адекватно отображать свои чувства, мысли в  речевом высказывании

 

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность

учителя

учащихся

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию.

Учащиеся размещаются за 4 столами, готовы к началу работы.

Этап актуализация знаний.

1.Учитель: Сегодня мы с вами проведем наше занятие в виде игры. А чтобы определить тему, надо ответить на вопрос: «О какой оболочке нашей планеты можно сказать, что ее толщина колеблется от 5 до 80 км?»

 2.  Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего занятия.

3. Игра наша сегодня непростая, против вас сегодня будут играть знаменитые российские математики прошлого. Может быть, вы кого-то сможете мне назвать?

1.Предлагают формулировки темы занятия

2. Формулируют цель

 

Этап игры

1.Подготовительный этап. Учитель:

 - Перед вами игровое поле. У каждой команды – свой флажок. По очереди бросаете кубик, делаете ход. Выпавшая цифра указывает номер вопроса. Правильный ответ – переход на следующее игровое поле, неправильный – наказывается (по вопроснику).

  Каждый вопрос зачитывается ведущим только один раз. В данном случае вы сможете видеть текст вопроса еще и на слайде презентации в течение всей минуты обсуждения.  

  1. На обсуждение каждого вопроса дается пол минуты.
  2. Один раз за игру вы можете попросить помощь магистра.
  3. Неверные ответы не оглашаются (или, при согласии команды, зачитываются самые смешные или интересные версии).
  4. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Также учитывается рейтинг сложности каждого вопроса: вычисляется по формуле R = N + 1, где N – число команд, ответивших на данный вопрос неверно. То есть, чем больше команд ответили верно, тем "дешевле" вопрос, чем меньше верных ответов, тем вопрос "дороже".  

2. Итак, внимание вопрос:

21  Что такое земная кора?

Наказание при неправильном ответе – пропустить ход.

2.2.  Как называется внутренняя оболочка, покрывающая ядро?

Наказание при неправильном ответе – вернуться на старт.

2.3. Где на карте полушарий находятся, по вашему мнению, места наибольшей и наименьшей толщины земной коры?

Наказание при неправильном ответе – вернуться на старт.

2.4. Что такое магматическая горная порода?

Наказание при неправильном ответе –вернуться на старт.

2.5. Как называется воронкообразное отверстие на вершине вулкана?

Наказание при неправильном ответе – пропустить ход.

2.6. Как называется равнина на высоте 500 м над уровнем моря?

Наказание при неправильном ответе – вернуться на №2

2.7. Как называется потухший вулкан на Кавказе?

Наказание при неправильном ответе – вернуться на №2.

2.8. Как называется источник, периодически выбрасывающий горячую воду и пар?

Наказание при неправильном ответе – вернуться на №4

2.9. Как называется высокочувствительный прибор, фиксирующий самые незначительные толчки, происходящие в земной коре?

Наказание при неправильном ответе – вернуться на №4

2.10. Как называются высочайшие горы мира?

Наказание при неправильном ответе – остаться на месте.

2.11. Что происходит в результате медленных колебаний суши?

Наказание при неправильном ответе – пропустить ход.

2.12. О каком явлении говорится в стихотворении А. С. Пушкина?

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется — с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.

Наказание при неправильном ответе - №8.

13.О какой профессии идет речь в стихотворении

Мы вулкана сыны…

Кратер гремит, маня.

Выведать мы должны

Тайны бога огня.

Наказание при неправильном ответе – пропустить ход.

2.14. Где находится вулкан Ключевская Сопка?

Наказание при неправильном ответе – пропустить ход.

2.15. Что называют горами?

Наказание при неправильном ответе – пропустить ход

2.16. Какие бывают горы по высоте?

Наказание при неправильном ответе - №15.

2.17. Что называется равниной?

Наказание при неправильном ответе – пропустить ход.

- Команды произносят свое название и девиз, демонстрируют эмблемы.

- Внимательно слушают правила игры.

 

2.1.Ответ: одна из оболочек Земли. Твердая оболочка земли- литосфера

2.2. Ответ: Мантия

2.3. Горы – наибольшая толщина; океанские впадины – наименьшая

2.4. Гранит

2.5. Кратер

2.6. Плоскогорье

2.7. Эльбрус

2.8. Гейзер

2.9. Сейсмограф

2.10. Гималаи

2.11. При опускании – увеличивается площадь морей, при поднятии – увеличивается площадь суши

12. Извержение вулкана.

13. Вулканолог.

14. полуостров Камчатка, 56 с.ш. 161 в.д., 4750 м

15. Части земной поверхности, высоко приподнятые над равниной и сильно расчлененные.

16. Низкие – до 2000м, средние – 2000-3000м, высокие – свыше 3000м

17. части земной поверхности с различием относительных высот неровностей на ней не более 200 м

 Пауза под музыку

Мы славно потрудились и славно отдохнем.

 Если учитель называет природное явление, дети встают, а если предметы – сидят. Учитель читает: «Радуга, трактор, кукла, заяц, трава, дождь, воздушный шар, туман, самолёт,  солнце, звёзды, медведь, море, стол, снегопад,  листопад, бабочка, ледостав, морозные узоры, песок, дерево, камень, иней».

Выполняют упражнения

Продолжение игры

3.1. Приведите примеры равнин

Наказание при неправильном ответе – остаться на месте.

3.2. Как можно использовать гейзеры?

Наказание при неправильном ответе - №10

3.3. Зачем нужно вести борьбу с оврагами и как это делать?

Наказание при неправильном ответе - №10.

3.4. Что такое рельеф и какова главная причина его формирования?

Наказание при неправильном ответе - №15.

3.5. Какие бывают вулканы? Приведите примеры.

Наказание при неправильном ответе – 15.

3.6. На какие группы делятся породы, образующие земную кору?

Наказание при неправильном ответе- №10.

3.1. Плоские, холмистые, плоскогорье

3.2. Для отопления жилищ, теплиц; минеральные воды – для лечения.

3.3. Сажать деревья, пахать землю поперек склона.

3.4. Неровности земной поверхности; взаимодействие внешних и внутренних сил

3.5. Действующие – Везувий, Ключевская Сопка; потухшие- Эльбрус

3.6. Магматические, метаморфические, осадочные.

Этап подведение итогов.  

Учитель:

-  Пока наши помощники подводят итоги, попрошу вас ответить на следующие вопросы.

 Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?

  

- Итог занятия каждая группа подведет на листочках, которые лежат у вас на столе,  выразите, пожалуйста, ваше отношение к занятию.

1) Ребята записывают на листочках ответы на вопросы:

Нам больше всего понравилось…(вопрос о )

После этого занятия я хочу больше узнать о…

На этом занятии мы научились…

На этом занятии мы смогли…

Самый лучший наш игрок, потому что …

Нам не понравилось …

Мы хотели бы предложить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...