Опорные конспекты в обучении географии
статья по географии на тему
Опорные конспекты как средство обучения. Использование ОК на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_konspekty_v_obuchenii_geografii.docx | 15 КБ |
Предварительный просмотр:
Опорные конспекты в обучении географии
Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации.
Обучение с применением ОК развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.
Обучение приемам графического конспектирования имеет определенное практическое значение, так как находит применение в работе учеников с различными источниками знаний, как по географии, так и по другим предметам.
ОК являются одним из видов краткой записи и служат средством обобщения изучаемого материала. Построение ОК осуществляется поэтапно, в соответствии с основными вопросами урока и в определенной последовательности: отбор необходимых сведений в результате анализа карт, использования других источников географической информации – справочников, таблиц, диаграмм и.т.п.; краткое обобщение наработанных материалов с последующим графическим воспроизведением ОК.
Овладев приемами составления типовых ОК, обучающиеся самостоятельно выполняют практические работы по описанию стран, природных зон и.т.д. Составной частью ОК являются вопросы и задания, работа над которыми способствует более осмысленному усвоению знаний, активизирует познавательный процесс, побуждает школьников к поиску самостоятельных решений, развитию умений аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
Системный контроль знаний является одним из основных условий успешного преподавания с применением ОК. При повторении домашнего задания я провожу дифференцированный подход, исходя из разных способностей учеников. Самая простая форма проверки домашнего задания – это ответ по ОК, другие формы сложнее и заключаются в воспроизведении схемы или блока ОК на доске по памяти с последующим ответом по вопросу; собеседование по проблемным вопросам, построенным на основе информации ОК и выходящей за его пределы.
При подготовке к уроку по ОК значительно сокращается время на выполнение домашнего задания. Резерв высвобождаемого времени может быть использован на чтение дополнительной литературы к уроку. При проверке домашнего задания поощряю ответ ученика, использующего дополнительные сведения.
В системе обучения с применением ОК прослеживается принцип развивающего обучения от простого механического воспроизведения содержания ОК до выполнения индивидуальных или творческих работ. Творческий подход заключается в том, что учащиеся могут изменять расположение блоков ОК, их контуры, расширять их содержание фактами из дополнительной литературы, применять собственные сигналы, обозначения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логических опорных конспектов на уроках географии в 9-м классе
При обучении учащихся экономической и социальной географии России сталкиваешься с такими трудностями как отсутствие новых учебников, статистических материалов по данному курсу...
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Использование опорных конспектов на уроках географии в 11 классе.
Опорные конспекты к урокам географии в 11 классе....
Для педагогов и студентов по составлению и работе с логическими опорными конспектами на уроках географии
Данные методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной и аудиторной работы студентов по составлению логических опорных схем и конспектов (ЛОС и ЛОК)....
Использование опорных конспектов на уроках географии.
Методика опор - перспективный метод развития логического мышления,памяти,вырабатывает навыки анализа, раскрывает творческий потенциали индивидуальные способности учеников....
ТЕХНОЛОГИЯ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
В процессе обучения географии давно применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н.Баран...
статья "Роль логических опорных конспектов в обучении географии"
В статье показывается значимая роль логических опорных конспектов в обучении географии с применением компьютерных технологий, которая способствует наиболее осмысленному усвоению понятий, формирован...